ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ2024123207-216
ОПЫТ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В РязГМУ
EXPERIENCE OF STUDENTS' OLYMPIADS IN PEDIATRIC IN THE RYAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY
Федина Н. В., Дмитриев А. В., Белых Н. А., Аникеева Н. А., Петрова В. И.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
Аннотация:
Статья посвящена роли предметной педиатрической олимпиады как эффективного метода обучения высокомотивированных студентов и содержит опыт РязГМУ в этом направлении за 10 лет. Представлены цели, динамика развития олимпи-адного движения, достижения и перспективы дальнейшего развития. Основными целями проведения олимпиад в вузах являются реализация практических навыков и общекультурных компетенций обучающихся, выявление у студентов творческих способностей, самостоятельного мышления, мотивации к углублению и расширению знаний в соответствующей дисциплине. Внеаудиторная работа с преподавателем, формирование навыков коммуникации, способности и готовности брать ответственность в принятии и
Fedina N. V., Dmitriyev A. V., Belykh N. A., Anikeyeva N. A., Petrova V. I.
Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation
Abstract:
The article is devoted to the role of the subject Olympiad in pediatrics as an effective method of teaching highly motivated students and describes a 10-year experience of the Ryazan State Medical University in this field. The goals, dynamics of development of the Olympiad movement, achievements and prospects for further development are presented. The main goals of holding Olympiads at universities are the implementation of practical skills, general cultural competencies of students, identification of students' creative abilities, independent thinking, motivation to deepen and expand knowledge in the relevant discipline. Extracurricular work with a teacher, the development of communication skills, the ability and willingness to take responsibility in making and
207
реализации решения в рамках командного сотрудничества представляют воспитательные аспекты подобных соревнований. Внутривузов-ские олимпиады являются стартовой площадкой для последующего участия во всероссийских и международных соревнованиях, повышают рейтинг университета и кафедр, особенно при получении призовых мест. Процесс разработки тестовых, творческих и клинических заданий любой олимпиады требует усилий преподавательского состава кафедр, способствуя педагогическому совершенствованию и росту мастерства наставников. Преподаватели, создавая разнообразные формы проведения олимпиад, углубляя содержание и сложность заданий, приводя их в соответствие с действующими образовательными стандартами, повышают эффективность педагогического процесса в целом и собственный профессиональный уровень. Олимпиадное движение является связующим звеном между теорией и практикой, знанием и опытом, студентом и преподавателем, позволяя всесторонне и творчески раскрыть потенциал обучающихся. Перспективами дальнейшего развития педиатрических олимпиад в университете является расширение проведения внутривузовских соревнований среди студентов других направлений подготовки, формирование практических заданий, отвечающих реальной ситуации в медицинской практике, поиск новых форм поощрений студентов и развитие у них мотивации к освоению дисциплины, организация и участие в конкурсах международного уровня.
implementing decisions in team cooperation represent the educational aspects of such competitions. Intra-university Olympiads are a launching pad for subsequent participation in all-Russian and international competitions; they increase the rating of the university and departments, especially when receiving prizes. The process of developing test, creative and clinical tasks for any Olympiad requires the efforts of the teaching staff of the departments, contributing to pedagogical improvement and the skill of mentors. Teachers, by creating various forms of conducting Olympiads, deepening the content and complexity of tasks, bringing them into line with current educational standards, increase the efficiency of the pedagogical process as a whole and their own professional level. The contest movement is a link between theory and practice, knowledge and experience, student and teacher, allowing students to fully and creatively reveal their potential. Prospects for the further development of pediatric olympiads at the university are the expansion of intra-university competitions among students of other areas of training, the formation of practical tasks that meet the real situation in medical practice, the search for new forms of incentives for students and the development of their motivation to master the discipline, the organization and participation in international competitions.
Ключевые слова:
олимпиада; педиатрия; студенты; анкетирование
Keywords:
olympiad; pediatrics; students; questionnaire survey
Актуальность
Олимпиадное движение в медицинских вузах составляет неотъемлемую часть обучения будущих медицинских кадров. Стартовой площадкой формирования различных предметных и специальных олимпиад выступает студенческий научный кружок. В медицинском вузе кафедральные кружки являются формой обучения и воспитания, позволяя в большей степени индивидуализировать образовательную траекторию студента и учитывать его интересы и способности. Приобретенный обучающимися в тематическом кружке опыт поисковой, исследовательской работы
нередко позволяет сформировать нужные компетенции и применить их в научной деятельности будущего врача [1].
Оценить уровень освоенных знаний, умений и навыков, расширить и применить их на практике позволяют предметные олимпиады. На первых курсах медицинских вузов — это соревновательное мероприятие с выявлением базовых знаний теоретических предметов, в основном естественно-научного и гуманитарного профиля. Практические дисциплины старших курсов позволяют обобщить и углубить полученные ранее знания, сформировать и развить клиническое мышление, совершенствовать пропедевтические навыки и практику неотложной помощи. Таким образом, предметные олимпиады являются педагогическими технологиями, направленными на формирование практико-ориентированного профессионального уровня будущих врачей-педиатров [2-4]. Состязательный характер мероприятия позволяет выявить наиболее талантливых и способных студентов, дает возможность творчески проявить себя «на практике», часто в нестандартных, экстренных, ограниченных временем ситуациях, мотивирует к изучению предмета, позволяет сформировать опыт командной работы, повышая престиж alma mater [5-7].
Цель
На основании анализа полученного опыта определить место предметной олимпиады в системе подготовки высококвалифицированного специалиста.
Впервые внутривузовская олимпиада по педиатрии в РязГМУ была проведена в 2016 году. Задачами проведения стало совершенствование уровня подготовки студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия», формирование профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), повышение интереса студентов к обучению и будущей практической деятельности врача-педиатра, выявление мотивированных студентов и создание условий для развития их творческих способностей.
В первые годы проведения предварительного отбора для участия в олимпиаде и ограничений по количеству участников не было, допускались все желающие студенты 46 курсов лечебного и педиатрического факультетов, не имевшие академической задолженности.
Для проведения соревнований было разработано «Положение о предметной (педиатрической) олимпиаде» и регламент ее проведения, созданы организационный комитет и жюри. Контент олимпиады включал как традиционные задания в виде тестов и ситуационных задач на выявление клинических знаний, так и задания на эрудицию и широту кругозора (диагностика заболевания по его описанию в литературных произведениях, конкурс «Узнай болезнь в лицо» по предложенным фото), а также задания творческого характера (кроссворд по истории педиатрии).
Возможность участия во Всероссийской педиатрической олимпиаде в Санкт-Петербурге стала для студентов стимулом к победе во внутривузовской олимпиаде.
209
После первых проведенных олимпиад для оценки данной формы обучения нами был проведен опрос 96 студентов двух факультетов. Две трети обучающихся, преимущественно лечебного факультета, не обладали достаточной информацией о проведении олимпиады, и практически половина из них не видели в этом необходимости («не буду педиатром»). Напротив, студенты педиатрического факультета проявили заинтересованность в данном формате обучения и высказались за внесение в программу олимпиады практических и симуляционных навыков, а также о введении различных видов поощрений за участие, в том числе — возможность получения зачета или экзамена «автоматом».
С учетом мнений студентов с 2018 года олимпиада стала проходить в два этапа: отборочный — теоретический (тесты) — и практический, к которому допускались участники, набравшие определенное количество правильных ответов. В ходе практического этапа студентам предлагалось выполнить диагностические задания по определению патологического состояния у ребенка на базе симуляционного центра университета. Каждому участнику выдавались условия задачи, предлагалось время для краткого ознакомления с техническим оснащением (небулайзер, пульсоксиметр, система внутривенной инфузии, мешок Амбу и др.) и набором медикаментов, после чего студент начинал решать представленную задачу. Волонтеры из числа студентов-старшекурсников представляли «маму», используя сценарий, подготовленный с участием психологов и имитирующий разные типы поведения родителей в стрессовых ситуациях. Такой подход, максимально приближенный к реальной практике, осложненный негативными действиями родственников, позволял отработать правильный выбор поведения будущего врача в экстремальной, не только клинической, но и психологической ситуации. Студенты собирали анамнез, оценивали тяжесть состояния пациента и, в соответствии с предполагаемым диагнозом, определяли тактику дальнейших манипуляций. Данный этап, несомненно, был самым сложным, поскольку выдержать напряжение нестандартной ситуации, ответственности за жизнь пациента в критических условиях, грамотно провести манипуляции смогли не все студенты.
Пандемия коронавирусной инфекции вынудила наш ВУЗ, как и многие другие, протестировать иную, дистанционную форму проведения олимпиад. Технические возможности позволили студентам выступать в онлайн олимпиадах других вузов, приобретая опыт не командной, а индивидуальной работы, появилась возможность реализовать себя в творческих заданиях. В ноябре 2021 года педиатрическими кафедрами РязГМУ была подготовлена и проведена олимпиада с международным участием «Моя профессия — детский врач», в которой приняли участие 26 студентов РязГМУ и университетов городов Донецк, Луганск, Семей (Казахстан).
Дистанционный формат исключил возможность проведения практического этапа и был заменен на творческий конкурс, включавший в себя подготовку участниками презентации «Портрет идеального педиатра: взгляд студента» и эссе «Как убедить родителей вакцинировать детей» (монолог врача с сомневающимися родителями). Презентация и эссе позволяли студенту нестандартно ответить на вопрос о роли
210
детского врача в вопросах вакцинации, решить вопросы взаимодействия с родителями, в том числе этического и деонтологического характера. Несмотря на высокое содержательное качество эссе, аргументированную позицию каждого участника, дистанционный формат конкурса допускал только «заочную врачебную аргументацию» и не позволил в полной мере выявить сформированность коммуникативных навыков студентов при общении с родителями пациентов в режиме реального времени.
Опыт проведенных дистанционных олимпиад позволил расширить географию участников, и в ноябре 2022 года впервые была проведена Всероссийская педиатрическая онлайн-олимпиада с участием 24 студенческих команд различных вузов страны из Омска, Санкт-Петербурга, Казани, Кубани, Уфы, Смоленска, Владивостока, Москвы, Ярославля, Воронежа, Самары.
Задания включали видео-визитку команды, тестирование и решение задач по неотложной педиатрии и инфекционным болезням — как командное, так и индивидуальное («конкурс капитанов»). Видео-визитка представляла собой двухминутный ролик с презентацией цели участия в олимпиаде, девизом, названием команды, презентацией вуза и своих наставников. Тестирование также проводилось в режиме онлайн, всей командой за ограниченное количество времени, без визуального контроля, что позволяло командам, вероятно, пользоваться доступной литературой.
К участию во втором туре были отобраны 10 команд, получивших наиболее высокие баллы за тестирование. Решение ситуационных задач продемонстрировало уровень развития клинического мышления у конкурсантов, знания основных методов диагностики и лечения, причем решение задач осуществлялось в командном и индивидуальном конкурсе. Итоговый подсчет баллов команд, прошедших во второй тур, с учетом всех четырех конкурсов позволил определить победителей и лауреатов олимпиады.
Опыт проведения олимпиады с участием разных регионов России позволил сделать организационному комитету ряд выводов. Так, тестирование целесообразно проводить как отборочный этап, без учета результатов в общей сумме баллов. Центральным испытанием, определяющим победителей, должен стать конкурс клинических задач, позволяющий участнику проявить навыки врачебного мышления.
С целью выявления отношения к проводимой в университете педиатрической олимпиаде было проведено анкетирование обучающихся. Опрос проводился среди студентов 4-5 курсов лечебного (44 человека) и педиатрического (46 человек) факультетов РязГМУ. Анкетирование проводилось анонимно и добровольно, включало 7 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов и возможностью дать собственный (табл. 1).
Информацией о ежегодном проведении в ВУЗе предметной олимпиады по педиатрии владеют практически все студенты педиатрического факультета, студенты лечебного факультета знают об этом лишь в половине случаев. Уверенность в том, что участие в олимпиаде позволит лучше изучить предмет/дисциплину, выразили 50% и 82% опрошенных студентов лечебного и педиатрического факультетов, соответственно. Данную позицию не разделяет треть студентов лечебного факультета, тогда как среди будущих педиатров таковых оказалось лишь 4,3%.
211
Таблица 1. Результаты анкетирования студентов лечебного и педиатрического факультетов по вопросам олимпиадного движения в РязГМУ
Лечебный факультет (n = 44) Абсолютное % Педиатрический факультет (n = 46) Абсолютное %
кол-во кол-во
1.Знаете ли Вы, что в РязГМУ ежегодно проводится внутривузовская олимпиада по педиат рии?
Да 24 54,5% 44 95,7%
Нет 20 45,5% 2 4,3%
2. Считаете ли Вы, что олимпиады позволяют лучше изучить предмет (дисциплину)?
Да 22 50% 38 82,7%
Нет 14 31,8% 2 4,3%
Затрудняюсь ответить 8 18,2% 6 13,0%
3. Хотели бы Вы принять участие в олимпиаде по педиатрии?
Да 6 13,6% 32 69,6%
Нет 30 68,1% 12 26,1%
Затрудняюсь ответить 8 18,2% 2 4,3%
4. Нужны ли поощрения за участие в олимпиаде?
Да 40 90,9% 46 100%
Нет 4 9,1% -
5. Какие формы поощрения Вы бы предпочли за участие в олимпиаде ? (допускается несколько ответов)
Да, зачет/экзамен «автоматом» 36 81,8% 38 82,6%
Ликвидация пропусков и 10 22,7% 8 17,4%
задолженностей
Грамоты, призы 8 18,1% 6 13%
Денежное вознаграждение 8 18,1% 2 4,3%
6. Если бы Вы согласились участвовать в олимпиаде, то в какой форме?
Дистанционной 20 45,5% 14 30,4%
Очной 18 40,9% 30 65,2%
Сочетание форм 6 13,6% 2 4,3%
7. Какие задания Вы бы хотели видеть в олимпиаде? (допускается несколько ответов)
Творческие задания («эссе», 16 36,4% 8 17,4%
«письмо к родителям», проект, видео)
Теоретические конкурсы (тесты, задачи, фотоконкурсы, викторины, 30 68,1% 18 39,1%
кроссворды и др.):
Практические задания (в 24 54,5% 28 60,9%
симуляционном центре)
Свой вариант 2 4,5% 1 2,2%
Работа у постели Видео с пациентом
пациента
При оценке желания принять участие в олимпиаде среди респондентов лечебного факультета лишь небольшая группа (13%) посчитала возможным присоединиться к конкурсу, большинство студентов-лечебников (68,1%) не проявили интереса к таким соревнованиям. Среди педиатров желание попробовать свои силы в олимпиаде продемонстрировали 69,6%, и около трети студентов не выразили желания к участию.
212
Среди студентов-лечебников, категорически отказавшихся от участия в олимпиаде, при дальнейшем выяснении условий оказалось, что 27% из них, тем не менее, приняли бы участие, если бы речь шла о материальном вознаграждении и/или отборе на всероссийские и международные соревнования. В то же время, будущие педиатры проявили меньшую меркантильность, и 56,6% опрошенных студентов приняли бы участие в Олимпиаде «просто так, потому что это интересно».
Подавляющее большинство респондентов обоих курсов высказались за необходимость поощрения участников олимпиады. Большая часть студентов, независимо от специальности, приоритетными формами поощрения считает получение «экзамен/зачета автоматом», в меньшей степени, 40,8% и 21,7% опрошенных, соответственно, заинтересовано в ликвидации задолженностей и денежном вознаграждении, и в большей степени это интересует студентов лечебного факультета.
Обучающиеся педиатрического факультета отдают предпочтение проведению олимпиады в очной форме вдвое чаще, чем заочной или дистанционной. Студенты лечебного факультета в равной степени допускают проведение состязания в очном и онлайн формате.
Наибольший интерес к практическим заданиям олимпиады проявили студенты педиатрического факультета (60,9%), и в 40% случаев они поддержали необходимость теоретических, реже — творческих, заданий. В отличие от будущих детских врачей, более половины студентов лечебного факультета согласились с сочетанием теоретических и практических конкурсов, более трети также выразили заинтересованность к участию в творческих соревнованиях.
Выводы
Таким образом, олимпиадное движение по педиатрии в РязГМУ, к настоящему времени представляет собой определенную многоступенчатую систему, включающую внутривузовский, межрегиональный и всероссийский уровень проведения олимпиад. При этом, контент, формы проведения могут меняться, совершенствоваться и углубляться, исходя из запросов образовательного процесса и интересов студентов.
Результаты проведенного опроса подтвердили заинтересованность студентов педиатрического факультета, которые являются движущей силой и наиболее активными участниками олимпиады. Обучающиеся по специальности «Лечебное дело», которые не выбирали педиатрию изначально, в меньшей степени проявляют интерес к данному мероприятию.
Тем не менее, участники олимпиады из числа студентов лечебного факультета, в будущем нередко делают осознанный выбор в пользу педиатрии как будущей профессии. Это подтверждается ежегодным поступлением в ординатуру по педиатрии и неонатологии выпускников не только педиатрического, но и лечебного факультета.
Конкурсные задания не вызывают неприятия у студентов, напротив, в отличие от аудиторных заданий, олимпиадные вопросы нетривиальные, нестандартные, требующие эрудиции и более высокого уровня знаний. Практикоориентированный
213
подход в обучении в медицинских вузах соответствует современным требованиям государственных стандартов, что и отражает большую приверженность будущих врачей практическим заданиям олимпиады. Многие учащиеся в силу различных причин (зрелищность, видимый результат, привлекательность высокотехнологичных отраслей медицины) отдают предпочтение освоению именно прикладных навыков и умений [8]. При этом теоретические знания не менее важны, что в тандеме с практическими компетенциями определяет будущий профессиональный статус врача.
Дальнейшие перспективы развития олимпиадного движения по педиатрии включают в себя расширение проведения внутривузовских соревнований среди студентов других направлений («Сестринское дело») и уровней (ординаторов) подготовки, максимальную реализацию симуляционных (практических) заданий, поиск новых форм поощрений студентов и развитие у них мотивации к освоению педиатрии, участие в олимпиадах международного уровня.
Дистанционный формат проведения олимпиады оправдывает себя в случаях пандемии или невозможности очного присутствия, но не может заменить личное взаимодействие участников, эмоциональную атмосферу соревнования.
Проведение предметной олимпиады по педиатрии позволяет студентам усовершенствовать свои теоретические знания, практические навыки, клиническое мышление, развивать творческую инициативу и способность командного сотрудничества, переживать эмпатию по отношению к пациенту, пробуждать интерес к смежным областям медицины. Таким образом, олимпиадное движение является эффективным дополнением к классическому преподаванию медицины и подспорьем в освоении компетенций, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В., и др. Студенческий научный кружок как метод «индивидуально-ориентированного» преподавания дисциплины // Наука молодых (Ех^Шо Хиуепшт). 2018. Т. 6, № 1. С. 87-108. doi: 10.2388/НМ120Ш87-108
2. Цыбусов С.Н., Терентьев И.Г., Светозарский С.Н. Медицинское олимпиадное движение как путь в специальность // Медицинский альманах. 2013. № 1. С. 25-27.
3. Мочалова М.Н., Мудров В.А., Мироненко А.Ю. Олимпиадное движение как метод профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей акушеров-гинекологов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 85-91.
REFERENCES:
1. Fedina NV, Tkachenko TG, Dmitriev AV, et al. Student scientific circle as a method of "personally-oriented" teaching. Nauka Molodykh (Eruditio Juvenium). 2018;6(1):87-108. (In Russ). doi: 10.2388/HMJ2018187-108
2. Cybusov SN, Terent'ev IG, Svetozarskij SN. Medicinskoe olimpiadnoe dvizhenie kak put' v special'nost'. Medicinskij Al'manah. 2013;(1):25-7. (In Russ).
3. Mochalova MN, Mudrov VA, Mironenko AYu. Olympic movement as the method for prevention professional incompetence of future obstetricians and gynecologists. Modern Problems of Science and Education. 2020;(2):85-91. Available at:
214
Доступно по: https://science-education.ru/article/ view?id=29767&ysclid=m1f2k0oab0501474883. doi: 10.17513/spno.29767
4. Смирнова Т.И., Крюковский С.Б. Практические приемы обучения студентов на клинической кафедре // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2. С. 23-29.
5. Калинин Р.Е., Котлярова М.Н. Имидж вуза в структуре имиджа региона // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. С. 42-53. Доступно по: https://humjournal.rzgmu.ru/art&id=38. Ссылка активна на 02.02.2024.
6. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1. С. 50-53.
7. Платонова Н.А., Кокина Д.Г. Олимпиада по фармацевтической химии как этап формирования у студентов самосознания профессиональной значимости // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. Т. 5, № 2 (17). С. 250-254. Доступно по: https://humjoumal.rzgmu. ru/art&id=269. Ссылка активна на 02.02.2024.
8. Выхристенко Л.Р., Судибор Н.Ф. Практикоо-риентированное обучение студентов на кафедре врача общей практики // Вестник ВГМУ. 2020. Т. 19, № 1. C. 94-103. doi: 10.22263/2312-4156.2020.1.94
https://srience-education.ru/artide/view?id=29767 &ysclid=m1f2k0oab0501474883. Accessed: 2024 February 02. (In Russ). doi: 10.17513/spno.29767
4. Smirnova TI, Kryukovskij SB. Prakticheskie priemy obucheniya studentov na klinicheskoj kafedre. Smolenskij Medicinskij Al'manah. 2017;(2):23-29. (In Russ).
5. Kalinin RE, Kotlyarova MN. Image of high school in the structure of the image of the region. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2013;(1):42-53. Available at: https://humjournal.rzgmu.ru/art&id=38. Accessed: 2024 February 02. (In Russ).
6. Tarasenko YuA. Rol' predmetnoj olimpiady v formirovanii professional'nyh kompetencij. Obrazovanie i Vospitanie. 2017;(1):50-3. (In Russ).
7. Platonova NA, Kokina DG. The pharmaceutical chemistry olympiad as the stage in the formation of professional self-awareness among students. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2017;5(2):250-4. Available at: https://humjournal.rzgmu.ru/art&id=269. Accessed: 2024 February 02. (In Russ).
8. Vykhrystsenko LR, Sudzibor NF. Practice-oriented training of students at the general practitioner chair. Bulletin of the VSMU. 2020;19(1):94-103. (In Russ). doi: 10.22263/2312-4156.2020.1.94
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Федина Наталья Васильевна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии. SPIN: 2128-5240. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-7249. E-mail: [email protected]
Дмитриев Андрей Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней с курсом госпитальной педиатрии. SPIN: 9059-2164. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8202-38 76. E-mail: [email protected]
Белых Наталья Анатольевна — доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой факультетской и поликлинической педиатрии с курсом педиатрии ФДПО. SPIN: 2199-6358. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5533-0205. E-mail: [email protected]
Аникеева Наталья Александровна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры факультетской и поликлинической педиатрии с курсом педиатрии ФДПО. SPIN: 5495-1140. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1103-2019. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Natal'ya V. Fedina — MD, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Pediatric Diseases with a course in Hospital Pediatrics. SPIN: 2128-5240. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-7249. E-mail: [email protected]
Andrey V. Dmitriyev — MD, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Pediatric Diseases with a Course in Hospital Pediatrics. SPIN: 9059-2164. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8202-3876. E-mail: [email protected]
Natal'ya A. Belykh — MD, Dr. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of Faculty and Polyclinic Pediatrics with a course of Pediatrics of the Faculty of Additional Professional Education. SPIN: 2199-6358. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5533-0205. E-mail: [email protected]
Natal'ya A. Anikeyeva — MD, Cand. Sci. (Med.), Assistant Professor of the Department of Polyclinic Pediatrics with a Course of Pediatrics of the Faculty of Additional Professional Education. SPIN: 5495-1140. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1103-2019. E-mail: [email protected]
215
Петрова Валерия Игоревна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры детских болезней с курсом госпитальной педиатрии. SPIN: 2747-5836. ORCID: https://orcid.org/0 00 0-0001-5205-0956. E-mail: [email protected]
Valeriya I. Petrova — MD, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Pediatric Diseases with a course in Hospital Pediatrics. SPIN: 2747-5836. ORCID: https://orqd.org/0000-0001-5205-0956. E-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 02.02.2024. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 02.07.2024. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2024.
PAPER RECEIVED: 02.02.2024. PAPER REVISED: 02.07.2024. PAPER ACCEPTED: 01.09.2024.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Федина Н.В., Дмитриев А.В., Белых Н.А., Аникеева Н.А., Петрова В.И. Опыт педиатрического олимпиадного движения в РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 3 (46). С. 207-216. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ш/art&:id=609. Ссылка активна на чч.мм.гггг. сЫ: 10.23888^ит12024123207-216
FOR CITATION:
Fedina NV, Dmitriyev AV, Belykh NA, Anikeyeva NA, Petrova VI. Experience of students' olympiads in pediatric in the Ryazan state medical university. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(3):207-216. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=609. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2024123207-216