Научная статья на тему 'Организационные аспекты проведения межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь»'

Организационные аспекты проведения межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объективный структурированный клинический экзамен / межуниверситетская олимпиада / конкурсные компетенции / паспорт станции / учебная дисциплина «Первая помощь». / objective structured clinical examination / interuniversity Olympiad / competitive competencies / passport of the interuniversity Olympiad station / academic discipline “First Aid”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Редненко, В С. Артюшевская, З С. Кунцевич

Цель – охарактеризовать основные этапы организационной работы и проведения межуниверситетской олимпиады по дисциплине «Первая помощь» с участием студентов медицинских университетов Беларуси. Материал и методы. Ретроспективный анализ деятельности учреждений высшего медицинского образования по организации и проведению межуниверситетских олимпиад, анализ научно-методической и учебно-методической деятельности кафедр медицинских университетов по проблемам внедрения в образовательный процесс симуляционной технологии обучения. В межуниверситетской олимпиаде участвовали студенты первого, второго и третьего курсов, обучающиеся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Диагностика знаний проводилась в виде компьютерного тестирования всей команды с возможностью обсуждения и коллективного выбора ответов. Оценка практических навыков проводилась с использованием технологии объективный структурированный клинический экзамен (далее – ОСКЭ). Результаты. Межуниверситетская олимпиада проводилась в два этапа:1 этап (теоретический) – решение тестовых заданий; 2 этап (практический) – прохождение станций ОСКЭ. Для диагностики теоретических знаний была создана база тестовых заданий по учебной дисциплине «Первая помощь». Формирование станций ОСКЭ проводилось на основании содержания заданий, при выполнении которых участники олимпиады должны продемонстрировать конкретные профессиональные компетенции в имитированных условиях по оказанию первой помощи пострадавшему. Для диагностики сформированности практических навыков были разработаны 7 паспортов станций межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь». Разработанный диагностический инструментарий позволил объективно оценивать знания и практические навыки участников олимпиады. Заключение. Двухэтапное проведение межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» позволяет организаторам олимпиады определить уровень усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений у участников олимпиады. Типология и содержание заданий на станциях ОСКЭ дают возможность членам команд демонстрировать навыки оказания первой помощи в различных ситуациях в условиях ограниченного времени с различным количеством участников на станции. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности преподавателей медицинских университетов и колледжей по организации предметных олимпиад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Редненко, В С. Артюшевская, З С. Кунцевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational aspects of holding an interuniversity Olympiad in the academic discipline “First Aid”

Objectives. To characterize the main stages of the organizational work and holding an interuniversity Olympiad in the discipline “First Aid” with the participation of medical universities students of Belarus. Material and methods. Retrospective analysis of the activities of higher medical education institutions in organizing and holding interuniversity Olympiads, the analysis of scientific, methodological and educational work of medical universities departments on the problems of introducing simulation learning technology into the educational process. The first-, the secondand the third-year students studying at the faculties of general medicine, pediatrics and dentistry took part in the interuniversity Olympiad. Knowledge diagnosing was carried out in the form of computer testing of the entire team with the possibility of discussion and collective choice of answers. Practical skills were assessed using objective structured clinical examination (hereinafter referred to as OSCE) technology. Results. The interuniversity Olympiad was held in two stages: stage 1 (theoretical) – solving test tasks; stage 2 (practical) – passing OSCE stations. To diagnose theoretical knowledge the database of test tasks in the academic discipline “First Aid” was developed. The formation of OSCE stations was carried out on the basis of the tasks content performing which the participants of the Olympiad must demonstrate specific professional competencies of providing first aid to a victim in the imitated conditions. Seven station passports of the interuniversity Olympiad in the academic discipline “First Aid” for diagnosing the formation of practical skills were worked out. The developed diagnostic tools enabled objective knowledge and practical skills assessment of the Olympiad participants. Conclusions. Two-stage holding of an interuniversity Olympiad in the academic discipline “First Aid” allows the Olympiad organizers to determine the level of mastering theoretical knowledge and formation of practical skills in its participants. The typology and content of the tasks make it possible for team members to demonstrate first aid skills in different situations under limited time conditions with varying numbers of participants at the station. The results of the study can be used in the activities of medical universities and colleges teachers in organizing subject Olympiads.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты проведения межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь»»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

DOI: https://doi. org/10.22263/2312-4156.2024.2.77

Организационные аспекты проведения межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь»

В.В. Редненко, В.С. Артюшевская, З.С. Кунцевич

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2024. - Том 23, №2. - С. 77-84.

Organizational aspects of holding an interuniversity Olympiad in the academic discipline "First Aid"

V.V. Rednenko, V.S. Artyushevskaya, Z.S. Kuntsevich

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2024;23(2):77-84.

Резюме.

Цель - охарактеризовать основные этапы организационной работы и проведения межуниверситетской олимпиады по дисциплине «Первая помощь» с участием студентов медицинских университетов Беларуси. Материал и методы. Ретроспективный анализ деятельности учреждений высшего медицинского образования по организации и проведению межуниверситетских олимпиад, анализ научно-методической и учебно-методической деятельности кафедр медицинских университетов по проблемам внедрения в образовательный процесс симуля-ционной технологии обучения. В межуниверситетской олимпиаде участвовали студенты первого, второго и третьего курсов, обучающиеся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Диагностика знаний проводилась в виде компьютерного тестирования всей команды с возможностью обсуждения и коллективного выбора ответов. Оценка практических навыков проводилась с использованием технологии объективный структурированный клинический экзамен (далее - ОСКЭ).

Результаты. Межуниверситетская олимпиада проводилась в два этапа: 1 этап (теоретический) - решение тестовых заданий; 2 этап (практический) - прохождение станций ОСКЭ. Для диагностики теоретических знаний была создана база тестовых заданий по учебной дисциплине «Первая помощь». Формирование станций ОСКЭ проводилось на основании содержания заданий, при выполнении которых участники олимпиады должны продемонстрировать конкретные профессиональные компетенции в имитированных условиях по оказанию первой помощи пострадавшему. Для диагностики сформированности практических навыков были разработаны 7 паспортов станций межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь». Разработанный диагностический инструментарий позволил объективно оценивать знания и практические навыки участников олимпиады. Заключение. Двухэтапное проведение межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» позволяет организаторам олимпиады определить уровень усвоения теоретических знаний и сформиро-ванности практических умений у участников олимпиады. Типология и содержание заданий на станциях ОСКЭ дают возможность членам команд демонстрировать навыки оказания первой помощи в различных ситуациях в условиях ограниченного времени с различным количеством участников на станции. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности преподавателей медицинских университетов и колледжей по организации предметных олимпиад.

Ключевые слова: ОСКЭ, межуниверситетская олимпиада, конкурсные компетенции, паспорт станции межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь», ВГМУ.

Abstract.

Objectives. To characterize the main stages of the organizational work and holding an interuniversity Olympiad in the discipline "First Aid" with the participation of medical universities students of Belarus.

Material and methods. Retrospective analysis of the activities of higher medical education institutions in organizing and holding interuniversity Olympiads, the analysis of scientific, methodological and educational work of medical universities departments on the problems of introducing simulation learning technology into the educational process. The first-, the second- and the third-year students studying at the faculties of general medicine, pediatrics and dentistry took part in the interuniversity Olympiad. Knowledge diagnosing was carried out in the form of computer testing of the entire team with the possibility of discussion and collective choice of answers. Practical skills were assessed using objective structured clinical examination (hereinafter referred to as OSCE) technology.

Results. The interuniversity Olympiad was held in two stages: stage 1 (theoretical) - solving test tasks; stage 2 (practical) - passing OSCE stations. To diagnose theoretical knowledge the database of test tasks in the academic discipline "First Aid" was developed. The formation of OSCE stations was carried out on the basis of the tasks content performing which the participants of the Olympiad must demonstrate specific professional competencies of providing first aid to a victim in the imitated conditions. Seven station passports of the interuniversity Olympiad in the academic discipline "First Aid" for diagnosing the formation of practical skills were worked out. The developed diagnostic tools enabled objective knowledge and practical skills assessment of the Olympiad participants.

Conclusions. Two-stage holding of an interuniversity Olympiad in the academic discipline "First Aid" allows the Olympiad organizers to determine the level of mastering theoretical knowledge and formation of practical skills in its participants. The typology and content of the tasks make it possible for team members to demonstrate first aid skills in different situations under limited time conditions with varying numbers of participants at the station. The results of the study can be used in the activities of medical universities and colleges teachers in organizing subject Olympiads. Keywords: OSCE, interuniversity Olympiad, competitive competencies, passport of the interuniversity Olympiad station in the academic discipline "First Aid", VSMU.

Введение

Межуниверситетское сотрудничество в образовательной области постоянно подтверждает свою эффективность на практике и представляет для учреждений высшего образования широкие возможности в организации совместных проектов в области образования и воспитания, обмена опытом, разработке совместных образовательных программ. Совместная проектная деятельность в области образования позволяет учреждениям образования анализировать накопленный собственный опыт, соотносить его с опытом участников проекта, определять эффективность применения современных технологий обучения. Анализ результатов межуниверситетского сотрудничества позволяет разрабатывать коррекционные мероприятия, способствующие оптимизации процесса обучения, обновлять методическую базу, создавать новый диагностический инструментарий для использования в образовательном процессе.

В медицинском образовании межвузовские образовательные проекты направлены на модернизацию образовательного процесса с целью совершенствования качества профессиональной подготовки обучающихся, формирование коммуникативной компетенции и навыков совместной

деятельности у участников проекта. Для обучающихся участие в межвузовских проектах позволяет проявить свои базовые и профессиональные компетенции, сравнить сформированность своих знаний и умений с умениями обучающихся из других учреждений образования и регионов страны, что способствует повышению их личной мотивации к обучению и интереса к дальнейшему освоению будущей профессии.

Одним из актуальных образовательных проектов, реализуемых в рамках межуниверситетского сотрудничества, является межуниверситетская олимпиада по учебной дисциплине «Первая помощь», которая проводится на базе медицинских университетов в соответствии с планом работы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Основными задачами межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь», являются:

- создание возможностей для подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов, развитие студенческого олимпиадно-го движения;

- совершенствование содержания образовательных программ;

- мотивация молодежи к непрерывному профессиональному совершенствованию и достижению профессиональной компетентности, соот-

ветствующей отечественным и международным стандартам;

- создание условий для реализации и развития творческих и организаторских способностей педагогических работников;

- обмен опытом и укрепление связей между медицинскими университетами, осуществляющими подготовку кадров для отрасли здравоохранения, медицинскими, фармацевтическими, научными организациями и организациями здравоохранения.

Межуниверситетская олимпиада по учебной дисциплине «Первая помощь» проводилась в 2022-23 учебном году на базе Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) с использованием симуляционных технологий и принципов проведения ОСКЭ [5].

Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - объективная форма оценивания демонстрируемых аттестуемым профессиональных компетенций в условиях имитации профессиональной среды, где компоненты оценивают планомерно и структурировано с использованием объективных инструментов оценки. Объективный структурированный клинический экзамен применяется в медицинском университете для проведения текущей аттестации по различным дисциплинам, проведения предметных олимпиад и для итоговой аттестации выпускников медицинского университета [1, 2]. Станция - ключевое понятие ОСКЭ, учебное помещение, где экзаменуемый демонстрирует конкретные профессиональные компетенции в имитированных условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности специалиста при оказании медицинской помощи в организации здравоохранения (операционная, отделение интенсивной терапии и реанимации, процедурный кабинет и др.) или иных условиях [2, 3].

Материал и методы

Для организации на базе Витебского государственного медицинского университета олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» проводился ретроспективный анализ деятельности учреждений высшего медицинского образования по организации и проведению межуниверситетских олимпиад, анализ научно-методической и учебно-методической деятельности кафедр медицинских университетов по проблемам внедрения в образовательный процесс симуляционной

технологии обучения. В межуниверситетской олимпиаде участвовали студенты первого, второго и третьего курсов, обучающиеся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах. Для диагностики сформированности теоретических знаний у участников на первом этапе олимпиады использовались тестовые задания по учебной дисциплине «Первая помощь». Диагностика знаний проводилась в виде компьютерного тестирования всей команды с возможностью обсуждения и коллективного выбора ответов. Для диагностики сформированности практических навыков были разработаны 7 паспортов станций межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь». Каждый паспорт представляет собой структурированный документ по подготовке и проведению первой помощи при различных клинических задачах. Оценка практических навыков проводилась с использованием технологии ОСКЭ.

Межуниверситетская олимпиада проводилась в два этапа: 1 этап (теоретический) - решение тестовых заданий; 2 этап (практический) -прохождение станций ОСКЭ.

По результатам двух этапов межуниверситетской олимпиады определялись победители в командном зачете. Содержание заданий для межуниверситетской олимпиады разрабатывались с учетом требований, устанавливаемых действующей типовой учебной программой по учебной дисциплине «Первая помощь».

Заявка на участие команды в межуниверситетской олимпиаде высылалась на электронный адрес учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ (ucppiso@ gmail.com), на базе которого проводилась межуниверситетская олимпиада.

Результаты и обсуждение

Межуниверситетская олимпиада по учебной дисциплине «Первая помощь» проводилась с целью:

- выявления талантливой молодежи, способной к творческой деятельности;

- формирования у будущих врачей-специалистов психологической готовности и навыков осуществления мероприятий по спасению жизни и здоровья пострадавших непосредственно на месте происшествия;

- совершенствования образовательного процесса;

- стимулирования творческого роста, активности студентов;

- формирования и раскрытия научных и творческих способностей студентов, улучшения качества подготовки будущих врачей-специалистов.

Выбор конкурсных компетенций, диагностика которых проводилась в ходе олимпиады, осуществлял оргкомитет межуниверситетской олимпиады. Члены оргкомитета олимпиады разрабатывали программу проведения этапов межуниверситетской олимпиады, распространяли информацию о проведении межуниверситетской олимпиады, принимали заявки от команд, определяли состав судейских комиссий на каждой станции, организовывали деятельность специалистов по разработке заданий олимпиады, обеспечивали их хранение, конфиденциальность и тиражирование. В задачи оргкомитета входило также составление отчета и аналитической информации о результатах проведения межуниверситетской олимпиады.

Олимпиада проводилась в два этапа. На первом этапе с помощью компьютерного тестирова-

ния проводилась диагностика сформированности теоретических знаний по дисциплине «Первая помощь». На решение тестовых заданий по оказанию первой помощи отводилось 10 минут, при этом все члены команды имели возможность принимать участие в обсуждении и коллективном выборе ответов на тестовые задания.

На втором этапе олимпиады проводилась диагностика сформированности практических навыков по учебной дисциплине «Первая помощь». Для оценки сформированности практических навыков оказания первой помощи использовалась технология объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Для проведения второго этапа были разработаны паспорта станций межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» и оценочные листы (чек-листы). Каждый паспорт станции представляет собой структурированный документ по подготовке и проведению первой помощи при различных клинических задачах [3, 4].

В качестве примера приведем содержание задания и чек-листа для оценки выполнения заданий на станции «Первая помощь при ожогах».

Оценочный лист (чек-лист) «Первая помощь при ожогах»

Дата:

Название команды: Кол-во участников 3

1. Чек-лист «Первая помощь при ожогах» Регистрационный номер

ФИО участников команды

Оцениваемые элементы Оценка действия (2, 1 или 0)

1. Обеспечение безопасности

2. Осмотр пострадавшего

3. Вызов скорой помощи (может быть произведен в любой момент)

4. Охлаждение области ожога

5. Снятие с поврежденной конечности браслетов, колец, часов

6. Обработка области ожога

7. Закрытие области ожога

8. Обеспечение иммобилизации поврежденной конечности

9. Коммуникация с пациентом

Ситуация. «Первая помощь при ожогах» (вывешивается на двери перед входом на станцию):

Вы студент медицинского университета, находясь на кухне общежития, стали свидетелем происшествия, при котором студент опрокинул на себя кастрюлю с кипящей водой.

На кухне имеется аптечка первой помощи.

Окажите первую помощь пострадавшему.

Ограничения (вывешивается на двери перед входом на станцию):

- временное ограничение - 7 минут

- вызов скорой помощи по номеру мобильного телефона, указанному на станции

- запрещается общение с судейской бригадой

Задание (вывешивается на двери перед входом на станцию):

1. Произведите осмотр пострадавшего.

2. Окажите первую помощь пострадавшему.

В состав каждой команды входило пять человек. Количество членов команды, привлекаемых к работе на определенной станции, составляло от 1 до 5 человек. Все члены команды работали одновременно на одной или нескольких станциях. Распределение по станциям внутри команды осуществлялось случайным образом (путем жеребьевки). Перед началом практического этапа межуниверситетской олимпиады каждый участник каждой команды получал регистрационный

Таблица 1 - Порядок прохождения командами станций на межуниверситетской олимпиаде «Первая помощь»

№ команды Номера смен и названия станций

1 команда 1 смена первая помощь при наружном кровотечении (2 участника команды); 2 смена первая помощь при ожогах (1 участник команды); 3 смена первая помощь при внезапной сердечной смерти (взрослого) (3 участника команды); 4 смена первая помощь при дорожно-транспортном происшествии (5 участников команды)

первая помощь при повреждении конечностей (3 участника команды); первая помощь при травме позвоночника (4 участника команды); первая помощь ребенку при острой асфиксии (2 участника команды);

2 команда 2 смена первая помощь при ожогах (1 участник команды); 1 смена первая помощь при наружном кровотечении (2 участника команды); 4 смена первая помощь при дорожно-транспортном происшествии (5 участников команды) 3 смена первая помощь при внезапной сердечной смерти (взрослого) (3 участника команды);

первая помощь при травме позвоночника (4 участника команды); первая помощь при повреждении конечностей (3 участника команды); первая помощь ребенку при острой асфиксии (2 участника команды);

3 команда 3 смена первая помощь при внезапной сердечной смерти (взрослого) (3 участника команды); 4 смена первая помощь при дорожно-транспортном происшествии (5 участников команды) 1 смена первая помощь при наружном кровотечении (2 участника команды); 2 смена первая помощь при ожогах (1 участник команды);

первая помощь ребенку при острой асфиксии (2 участника команды); первая помощь при повреждении конечностей (3 участника команды); первая помощь при травме позвоночника (4 участника команды);

4 команда 4 смена первая помощь при дорожно-транспортном происшествии (5 участников команды) 3 смена первая помощь при внезапной сердечной смерти (взрослого) (3 участника команды); 2 смена первая помощь при ожогах (1 участник команды); 1 смена первая помощь при наружном кровотечении (2 участника команды);

первая помощь ребенку при острой асфиксии (2 участника команды); первая помощь при травме позвоночника (4 участника команды); первая помощь при повреждении конечностей (3 участника команды);

номер. Все конкурсанты демонстрировали практические навыки на станциях. Прохождение командой 7 станций проводилось за 4 смены в условиях ограниченного времени (7 минут - работа на станции, 2 минуты - смена станции). Каждая команда должна была пройти все 7 станций [5].

Порядок прохождения каждой командой станций представлен в таблице 1.

Задания (описание ситуаций), эталоны решения (демонстрации) заданий для практической части конкурса, чек-листы со шкалой снятия баллов, программный инструмент оценки, временной интервал выполнения заданий, перечень и содержание средств обучения (паспорта станций) (далее - комплект заданий) составляли преподаватели учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ, входящие в состав судейской (экспертов по конкурсным компетенциям), апелляционной комиссий, технического секретариата межуниверситетской олимпиады.

Формирование (подготовку) станций ОСКЭ проводили сотрудники учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ.

Задание для работы на станции размещалось перед входом на станцию. Задание для всех команд равнозначное. Членам команд и их представителям запрещалось наблюдать за прохождением станций другими командами в процессе конкурса.

Порядок работы на станции включал следующие элементы: после проведения жеребьевки члены команды занимали место перед входом на станцию и ознакамливались с заданием. После звукового сигнала: «Войдите на станцию», входили на станцию и приступали к оказанию первой помощи согласно условию задания. За одну минуту до окончания времени работы подавался звуковой сигнал: «Осталась одна минута». По окончании времени работы подавался звуковой сигнал: «Покиньте станцию. Перейдите к следующей и ознакомьтесь с заданием».

Программный инструмент оценивания на основании введенной информации производил оценивание работы каждого участника команды на каждой станции, а также подсчитывал итоговую сумму баллов по каждой станции.

Во время проведения олимпиады были соблюдены рекомендации об организации и порядке проведения межуниверситетской олимпиады, в том числе по разработке клинических заданий и требований их выполнения. Практически на каж-

дой станции были привлечены тьюторы (конфедераты) - студенты университета, выполняющие роль «пострадавших». Участники олимпиады производили звонок диспетчеру скорой помощи по реальному номеру телефона и передавали необходимую информацию. Диспетчерами скорой помощи также являлись студенты ВГМУ.

Судейская комиссия (эксперты по конкурсным компетенциям) на каждой станции оценивала работу конкурсантов соответствующего этапа межуниверситетской олимпиады объективно, полно и всесторонне в соответствии с критериями оценки выполнения конкурсного задания и содержанием конкурсного задания, обеспечивала соблюдение конкурсантами правил техники безопасности.

Итоговый результат был равен сумме баллов за теоретическую часть и каждую станцию практической части. При равной сумме баллов более высоким результатом считается тот, при котором выше количество набранных баллов за практическую часть. По результатам межуниверситетской олимпиады судейская комиссия определяла победителей, получивших наибольшее количество баллов. Победители в командном зачете межуниверситетской олимпиады награждались медалями и дипломами межуниверситетской олимпиады I, II и III степени соответственно занятому месту [4].

Результаты выполнения заданий командами на станциях межуниверситетской олимпиады представлены в таблице 2.

По результатам межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» первое место по итогам двух этапов заняла команда «Формула спасения» лечебного факультета ВГМУ, второе - команда «Всегда рядом» педиатрического факультета ВГМУ, третье место разделили команды «АихШит» факультета подготовки иностранных граждан ВГМУ и «Звезды жизни» педиатрического факультета Гродненского медицинского университета (ГрГМУ), набравшие одинаковое количество баллов.

Также дипломами в номинации «За волю к победе» награждена команда «SOSTooth» стоматологического факультета ВГМУ, «За креативность» - команда «АихШит» факультета подготовки иностранных граждан ВГМУ, а так же капитан команды «Звезды жизни» педиатрического факультета Гродненского медицинского университета Толкач Иван Сергеевич «За лучшие лидерские качества».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Результаты выполнения заданий командами на станциях

Номера команд 1 2 3 4 5

Номер станции Название станции

Станция 1 Первая помощь при повреждении конечности 8 9 9 9 5

Станция 2 Первая помощь при наружном кровотечении 9 8 8 10 8

Станция 3 Первая помощь при ожоге 9 4 5 7 7

Станция 4 Первая помощь при травме позвоночника 9 8 8 8 8

Станция 5 Первая помощь ребенку при острой асфиксии 9 9 9 9 9

Станция 6 СЛР+ИВЛ 9 9 8 9 5

Станция 7 ДТП 10 8 9 9 8

Кол-во пройденных станций 7 7 7 7 7

Оценка за олимпиаду 63 55 56 61 50

Заключение

Таким образом, двухэтапное проведение межуниверситетской олимпиады по учебной дисциплине «Первая помощь» позволяет организаторам олимпиады определить уровень усвоения теоретических знаний и сформированное™ практических умений у участников олимпиады. Типология и содержание заданий на станциях ОСКЭ дают возможность членам команд демонстрировать навыки оказания первой помощи в различных ситуациях в условиях ограниченного времени с различным количеством участников на станции.

В результате проведения межуниверситетской олимпиады по дисциплине «Первая помощь» создаются возможности для подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов, обеспечивается преемственность в деятельности университета и организаций здравоохранения при подготовке кадров для отрасли здравоохранения. Анализ выполнения заданий на станциях олимпиады способствует совершенствованию содержания образовательных программ, мотивирует участников олимпиады к непрерывному профессиональному совершенствованию и достижению профессиональной компетентности, соответствующей отечественным и международным стандартам. При органи-

зации и проведении межуниверситетской олимпиады происходит обмен опытом и укрепление связей между медицинскими университетами, осуществляющими подготовку кадров для отрасли здравоохранения, медицинскими, фармацевтическими научными организациями и организациями здравоохранения.

Итоги проведенной олимпиады свидетельствуют о том, что студенты ВГМУ и ГрГМУ имеют сформированные профессиональные компетенции по учебной дисциплине «Первая помощь», которые они способны применять в различных ситуациях.

Литература

1. Симуляционное обучение в медицине / под ред. Сви-стунова А. А. ; сост. Горшков М. Д. Москва : Изд-во Первого МГМУ им. И. С. Сеченова, 2013. 288 с.

2. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. А. А. Свистунова. Москва : РОСОМЕД, 2021. 500 с.

3. Отработка практических навыков и умений. Эталоны симуляционных модулей оказания медицинской помощи : пособие для студентов учреждения высш. образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / В. В. Редненко [и др.]. Витебск : [ВГМУ], 2016. 127 с.

4. Паспорт экзаменационной станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ)

для 3-го курса : учеб.-метод. пособие / А. В. Сикор-ский [и др.]. Минск : БГМУ, 2020. 68 с. 5. Симуляционные тренинги в медицине : пособие : для

References

1. Svistunov AA, red; Gorshkov MD, so st. Simulation training in medicine. Moscow, RF: Izd-vo Pervogo MGMU im IS Sechenova; 2013. 288 p. (In Russ.)

2. Svistunov AA, red. Medical simulation training specialist. Moscow, RF: ROSOMED; 2021. 500 p. (In Russ.)

3. Rednenko VV, Babenkova LV, Barkun GK, Bespalov YuA, Boloboshko KB, Gorodetskaya IV, i dr. Practical skills and abilities practicing. Benchmarks of simulation modules of medical care: posobie dlya studentov uchrezhdeniya vyssh obrazovaniya, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 1-79

студентов учреждений высш. образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / А. Т. Щастный [и др.]. Витебск : [ВГМУ], 2022. 173 с.

Поступила 02.02.2024 г.

Принята в печать 22.04.2024 г.

01 01 "Lechebnoe delo". Vitebsk, RB: [VGMU], 2016. 127 р. (In Russ.)

4. Sikorskiy AV, Moroz AV, Mironchik IN, Volotovskiy NV, Bobrovnichiy AI, Alekseev VI, i dr. Passport to the Objective Structured Clinical Examination (OSCE) exam station for 3rd year students: ucheb-metod posobie. Minsk, RB: BGMU; 2020. 68 р. (In Russ.)

5. Shchastnyy AT, Rednenko VV, Konevalova NYu, Artyushevskaya VS, E. V. Astapenya, Belyaeva LE, i dr. Simulation training in medicine: posobie: dlya studentov uchrezhdenii vyssh obrazovaniya, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 1-79 01 01 "Lechebnoe delo". Vitebsk, RB: [VGMU], 2022. 173 р. (In Russ.)

Submitted 02.02.2024 Accepted 22.04.2024

Сведения об авторах:

В.В. Редненко - к.м.н., доцент, начальник учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, e-mail: [email protected] - Редненко Виктор Валентинович;

В.С. Артюшевская - старший преподаватель учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

З.С. Кунцевич - д.пед.н., доцент, зав. кафедрой общей и органической химии, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

VV. Rednenko - Candidate of Medical Sciences, associate professor, head of the practical skills and medical simulation learning centre, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, e-mail: [email protected] - Viktor V. Rednenko;

VS. Artyushevskaya - senior lecturer of the practical skills and medical simulation learning centre, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Z.S. Kuntsevich - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Chair of General and Organic Chemistry, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.