Научная статья на тему 'Опыт педагогической деятельности общества «Молодая Жизнь» (20-e гг. XX века)'

Опыт педагогической деятельности общества «Молодая Жизнь» (20-e гг. XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ. / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PUBLIC ACTIVITY / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / HUMANIZATION OF UP-BRINGING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонов Евгений Борисович

В статье рассматривается деятельность в г. Ярославле общества «Молодая Жизнь», которое вело большую социальнопедагогическую работу с детьми и молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Activity Experience of the Society "The Life of the Youth" (20-s of the XX-th century)

The article is devoted to the wide-ranging social activity of Yaroslavl society "The Life of the Youth" in the beginning of the XX century among children and young people.

Текст научной работы на тему «Опыт педагогической деятельности общества «Молодая Жизнь» (20-e гг. XX века)»

Опыт педагогической деятельности общества «Молодая жизнь»

(20-e гг. XX века)

Е. Б. Антонов

В статье рассматривается деятельность в г. Ярославле общества «Молодая Жизнь», которое вело большую социально-педагогическую работу с детьми и молодежью.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, общественная активность, социально-педагогическая деятельность, гуманизация воспитания.

Pedagogical Activity Experience of the Society "The Life of the Youth" (20-s of the XX-th century)

Е. B. Antonov

The article is devoted to the wide-ranging social activity of Yaroslavl society "The Life of the Youth" in the beginning of the XX century among children and young people.

Key words: pedagogical activity, public activity, social-pedagogical activity, humanization of up-bringing.

Общество «Молодая Жизнь» возникло в Ярославле в 1909 г. [6, с. 102-108], когда в городе, как и по всей России, действовало множество различных общественных организаций. Однако «Молодая Жизнь» принадлежала к числу социально-педагогических обществ, редких в России. Его ярко выраженная практически-гуманистическая направленность носила во многом новаторский, а порой и уникальный характер, что сделало его заметным в общественной жизни Ярославля.

Инициаторами создания этой общественной организации были члены родительского комитета ярославской мужской гимназии. Родителей беспокоил вопрос «о содействии физическому развитию учащихся... которому в современной школе совершенно не отводится места» [5, с. 9].

В уставе общества «Молодая Жизнь» отмечалось: «Общество имеет целью доставлять молодым людям школьного возраста и детям различные развлечения и занятия», которые оказывают «благотворное влияние на физическое, нравственное и умственное развитие молодежи» [7, с. 3].

Для осуществления этой цели в обществе «Молодая Жизнь» создавались отделы по различным направлениям работы. Заведующие отделами привлекали молодежь к участию в организации самых разнообразных видов досуга детей: спортивных игр, экскурсий и прогулок, садово-огородных и кустарных работ, коллекционирования и художественного творчества, фотографии, постановке спектаклей и вечеров.

Членом общества «Молодая Жизнь» мог стать любой желающий, независимо от сословной принадлежности, что обеспечило большое количество его участников: в 1910 г. в Центральном и

Тверицком отделах общества насчитывалось 518 человек [5, с. 49-54]. В 1912 г. возникло Закото-росльное отделение, в которое вошли 317 человек [6, с. 106].

В общество входили видные деятели ярославского школьного образования, дворяне, чиновники городских учреждений, промышленники, городская интеллигенция. Председателем общества был К. Н. Смирнов, его заместителем - преподаватель истории и географии в городском 4-классном училище, секретарь редакции газеты «Голос» и один из редакторов журнала «Русский Экскурсант» П. А. Критский [4, с. 94-102].

Основу бюджета этой общественной организации составляли взносы членов общества, которые варьировались от 1 до 200 руб., единовременные пожертвования, а также сборы от проводимых обществом мероприятий.

Общество старалось охватить своей деятельностью максимальное количество детей города. Кроме того, члены общества пропагандировали передовой педагогический опыт своего времени. Уже в первом ежегоднике «Молодой Жизни» содержатся статьи о выдающемся российском враче и педагоге П. Ф. Лесгафте и швейцарском социальном педагоге В. Бионе. Сюда же была включена статья Д. Бредли о воспитательном значении игр.

Педагогическая общественность Ярославля опиралась на идею П. Ф. Лесгафта о том, что «степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе» [5, с. 7], о необходимости гармоничного - как физического, так и нравственного воспитания ребенка. Утверждение П. Ф. Лесгафта о том, что «необходимыми условиями при нормальном развитии ребенка

должны быть правдивость, искренность, постоянная деятельность его самого, а также подобные же проявления и в окружающих его лицах» составляли основу работы «Молодой Жизни». Правление общества выработало основополагающие педагогические положения: «игры и спорт... являются источником детской радости, они сближают детей, делают их находчивыми, развивают дремлющие в них силы, ловкость, предприимчивость» [5, с. 31].

Опыт швейцарского пастора-педагога Вальтера Биона, «отца детских колоний», а также практика московских детских колоний были использованы членами общества «Молодая Жизнь» в организации летнего отдыха детей из малоимущих семей.

Первая летняя колония под Ярославлем появилась в 1910 г. Она была открыта для мальчиков в усадьбе члена общества Н. И. Крылова. Опыт оказался удачным, и поэтому в 1911 г. было создано три колонии, в которых отдыхали 44 ребенка. Колонии располагались в школах или в усадьбах, предоставленных членами общества. В 1912 г. действовало уже пять колоний: в Карабихе, Медягино, Прусове, Новом и Татище-вом погосте [2, л. 10]. Отдых в колониях продолжался в течение двух месяцев. Жизнь детей в колониях включала и участие в пешеходных одно-и двухдневных экскурсиях. Так, мальчики Медя-гинской колонии летом 1911 г. совершили три пешеходных экскурсии: две на реку Ить и в Толгский монастырь.

Заметная работа проводилась обществом в социализации, гуманизации и нравственном воспитании детей при проведении прогулок на природе - прототипов современных экскурсий и походов выходного дня. Так, в 1910 г. обществом «Молодая Жизнь» было проведено необычное для Ярославля мероприятие. Члены общества организовали воскресный выезд в сосновый бор Яковлевской слободы около 2000 детей от 7 до 12 лет. Событие было столь масштабным и заметным в городе, что его подготовка и проведение были отражены в двух публикациях ярославской газеты «Голос» 12 и 25 мая 1910 г.

Предварительно проводилась большая организационная работа: были назначены руководители детских групп (более 40 человек), а также распорядители-организаторы, созданы хозяйственный и санитарный отделы, собраны необходимые деньги, закуплены продукты. Чтобы дети не потерялись, у каждой группы был свой номер и флаг, а на одежду пришивалась розетка того же цвета, что и флаг.

В назначенный день с утра группы детей собрались в Горяиновском саду, откуда под звуки двух оркестров направились по Семеновскому спуску к переправе, чтобы на пароме переехать Волгу. На противоположном берегу к шествию присоединилось 600 детей, организованных Тве-рицким отделением общества «Молодая Жизнь». «Своими флагами и знаменами, - отмечал автор статьи, - тверичане затмили горожан. На одном из них красовался портрет друга детей Фребеля, другие были убраны живыми цветами». Дети, «собранные с самых окраин города, из разных чердаков и подвалов», шли с песнями. Колонну, растянувшуюся почти на версту, сопровождала 40-ведерная бочка с кипяченой водой. На поляне Яковлевского бора шествие ожидали члены хозяйственной комиссии «с тремя возами всякой снеди» и кипящими самоварами. После того, как дети поели, руководители организовали для них игры по группам. «В заключение всем детям роздано было понемногу гостинцев, в том числе по апельсину». На обратном пути, когда пароход подходил к городской пристани, «вся набережная и Семеновский спуск были усеяны тысячами гуляющих, любовавшихся величественным и редким зрелищем», - отмечал журналист газеты «Голос».

Подобные массовые экскурсии за город с организацией подвижных игр на природе были практическим воплощением педагогики Фридриха Фрёбеля, придававшего игре важнейшее воспитательное значение в формировании личности ребенка.

Среди разнообразных направлений работы «Молодой Жизни» наибольшей известностью в губернии и за ее пределами была деятельность экскурсионной комиссии, созданной 1909 г. [5, с. 32]. Ее председателем стал П. А. Критский, имевший разнообразный опыт организации и проведения экскурсий с учащимися.

Сотрудники экскурсионной комиссии занимались приемом, размещением и экскурсионным обслуживанием учащихся начальных и высших начальных училищ. Это были ученики из уездов Ярославской губернии, а также из других городов Российской империи. Так, в 1912-1913 гг. были получены заявки из Ессентуков, Тульской и Рязанской губерний, Ставрополя, Череповца, Нижнего Новгорода, Армяно-Базарской женской гимназии. Экскурсантов размещали в помещении Вознесенского женского или мужского училища. За лето 1913 г. здесь побывало около 40 экскурсионных групп [1, л. 1, 16, 16 об, 17 об; 3, л. 6].

Важной особенностью деятельности экскурсионной комиссии было тесное сотрудничество с

городскими властями Ярославля. Городская управа финансировала экскурсионную работу, например, в 1913 и 1914 гг. выделяла обществу на прием летних школьных экскурсий по 100 рублей из процентов капитала Н. Н. Понизовкина. В финансировании этой работы участвовали и земства, обеспечивая экскурсии для учащихся уездных городов и сельских школьников [1, л. 10-10 об.; 3, л. 6]. В 1912 г. только от уездных земств комиссия получила 104 рубля.

Члены экскурсионной комиссии «Молодой Жизни», и прежде всего П. А. Критский, без сомнения, были активными участниками выработки программы экскурсий по Ярославлю и другим достопримечательным местам губернии. Программа посещения Ярославля предусматривала как одно-, так и двухдневное знакомство с городом и его памятниками. Опубликованная в завершение исторического очерка-путеводителя, изданного в 1913 г., она вобрала в себя квинтэссенцию понимания историко-культурного значения города [8, с. 394-395].

Однодневный маршрут был построен по принципу кольца: он начинался от Спасо-Пробо-инской церкви, расположенной рядом с Ильинской площадью, и заканчивался посещением Древлехранилища, размещавшегося в здании Южного корпуса Присутственных мест на Ильинской площади.

В программу было включено посещение храмов - Успенского собора, Спасо-Преображенско-го собора Спасского монастыря, Спасо-Пробо-инской церкви и церкви Ильи Пророка. При этом подчеркивалось как религиозное, так и историческое значение этих церквей, их связь с домонгольским периодом русской истории, монголо-татарским нашествием и событиями Смутного времени. Объектами знакомства были Казанский бульвар - гордость ярославцев, Демидовский сквер и Которосльная набережная. Разнообразные стороны городской жизни - ее культурную, торговую и учебно-просветительскую составляющие - отражали включенные в программу улицы Большая линия, Пробойная, а также Демидовский Лицей и Волковский театр. Прогулка по Волжской набережной и осмотр пароходов - любимое развлечение ярославцев начала XX в. - завершала, по замыслу членов экскурсионной комиссии, знакомство с Ярославлем гостей города.

Двухдневная программа в дополнение к маршруту по центру Ярославля включала посещение Реального училища и Естественно-исторического музея. Сюда же входило знакомство с храмами, расположенными по берегам Которос-

ли, - Иоанна Предтечи и Николы Мокрого, а также обзор панорамы Которосльной набережной, открывающейся с «американского моста» на левый берег реки. Прогулка на пароходе по Волге и осмотр достопримечательностей Толгского монастыря завершали двухдневную программу пребывания в Ярославле.

Экскурсионная комиссия, таким образом, способствовала общекультурному развитию и упорядоченной социализации детей, прежде всего, из уездов Ярославской губернии. «Молодая жизнь» была единственной общественной организацией в губернии, которая осуществляла разностороннее развитие детей средствами экскурсий. Деятельность общества носила многоплановый, преимущественно социально-педагогический характер. Вероятно, после установления Советской власти в Ярославле общество прекратило свое существование.

Анализ теоретических основ и практической работы ярославского общества «Молодая Жизнь» свидетельствует о ярко выраженном гуманистическом характере этой общественной организации. Освещение деятельности общества в местной печати отражало социальную значимость и тот общественный резонанс, который она вызывала в среде жителей Ярославля.

Педагогическая практика «Молодой Жизни» была основана на фундаментальном понимании воспитания как всестороннего развития личности ребенка, гармонии его физического, интеллектуального и нравственного начал.

Педагогическое значение разнообразной деятельности «Молодой Жизни» состоит в том, что через эту организацию передовая общественность Ярославля могла осуществлять назревшие потребности в реформировании воспитания и образования детей. Руководители общества, хорошо знавшие новые педагогические идеи, осуществляли их в конкретной работе с детьми, обогащая таким образом педагогическую культуру Ярославля. Отвечая на назревшие запросы времени, работа общества «Молодая Жизнь» восполняла недостатки школьного образования.

Причины и условия возникновения этой общественной организации, ее разнообразная деятельность подтверждают, что идеи гуманизации воспитания были актуальны в российском обществе начала XX в.

Библиографический список

1. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2936.

2. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2950.

3. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2959.

4. Антонов, Е. Б. Экскурсии как средство воспитания на страницах «Русского Экскурсанта» [Текст] / Е. Б. Антонов // Эффективность образования: история и современность: материалы 60-й Международной научной конференции «Чтения Ушинского». - Ч. 1. -Ярославль, 2006. - С. 94-102.

5. Ежегодник общества «Молодая Жизнь». -Ярославль, 1910 г.

6. Салова, Ю. Г. Общественная инициатива в учебно-воспитательном процессе начала XX в. (на примере общества «Молодая Жизнь») [Текст] / Ю. Г. Салова // Ярославский хронограф : доклады научной конференции, посвященной 20-летию исторического факультета ЯрГУ / отв. ред. проф. В. В. Дементьева, проф. Ю. Ю. Иерусалимский. - Ярославль: ЯрГУ, 2008.

7. Устав общества «Молодая Жизнь» в Ярославле. - Ярославль, 1909.

8. Ярославль в его прошлом и настоящем [Текст] : исторический очерк-путеводитель. - Ярославль, 1913 // История губернского города Ярославля. - Ярославль, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.