Опыт педагогической деятельности общества «Молодая жизнь»
(20-e гг. XX века)
Е. Б. Антонов
В статье рассматривается деятельность в г. Ярославле общества «Молодая Жизнь», которое вело большую социально-педагогическую работу с детьми и молодежью.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, общественная активность, социально-педагогическая деятельность, гуманизация воспитания.
Pedagogical Activity Experience of the Society "The Life of the Youth" (20-s of the XX-th century)
Е. B. Antonov
The article is devoted to the wide-ranging social activity of Yaroslavl society "The Life of the Youth" in the beginning of the XX century among children and young people.
Key words: pedagogical activity, public activity, social-pedagogical activity, humanization of up-bringing.
Общество «Молодая Жизнь» возникло в Ярославле в 1909 г. [6, с. 102-108], когда в городе, как и по всей России, действовало множество различных общественных организаций. Однако «Молодая Жизнь» принадлежала к числу социально-педагогических обществ, редких в России. Его ярко выраженная практически-гуманистическая направленность носила во многом новаторский, а порой и уникальный характер, что сделало его заметным в общественной жизни Ярославля.
Инициаторами создания этой общественной организации были члены родительского комитета ярославской мужской гимназии. Родителей беспокоил вопрос «о содействии физическому развитию учащихся... которому в современной школе совершенно не отводится места» [5, с. 9].
В уставе общества «Молодая Жизнь» отмечалось: «Общество имеет целью доставлять молодым людям школьного возраста и детям различные развлечения и занятия», которые оказывают «благотворное влияние на физическое, нравственное и умственное развитие молодежи» [7, с. 3].
Для осуществления этой цели в обществе «Молодая Жизнь» создавались отделы по различным направлениям работы. Заведующие отделами привлекали молодежь к участию в организации самых разнообразных видов досуга детей: спортивных игр, экскурсий и прогулок, садово-огородных и кустарных работ, коллекционирования и художественного творчества, фотографии, постановке спектаклей и вечеров.
Членом общества «Молодая Жизнь» мог стать любой желающий, независимо от сословной принадлежности, что обеспечило большое количество его участников: в 1910 г. в Центральном и
Тверицком отделах общества насчитывалось 518 человек [5, с. 49-54]. В 1912 г. возникло Закото-росльное отделение, в которое вошли 317 человек [6, с. 106].
В общество входили видные деятели ярославского школьного образования, дворяне, чиновники городских учреждений, промышленники, городская интеллигенция. Председателем общества был К. Н. Смирнов, его заместителем - преподаватель истории и географии в городском 4-классном училище, секретарь редакции газеты «Голос» и один из редакторов журнала «Русский Экскурсант» П. А. Критский [4, с. 94-102].
Основу бюджета этой общественной организации составляли взносы членов общества, которые варьировались от 1 до 200 руб., единовременные пожертвования, а также сборы от проводимых обществом мероприятий.
Общество старалось охватить своей деятельностью максимальное количество детей города. Кроме того, члены общества пропагандировали передовой педагогический опыт своего времени. Уже в первом ежегоднике «Молодой Жизни» содержатся статьи о выдающемся российском враче и педагоге П. Ф. Лесгафте и швейцарском социальном педагоге В. Бионе. Сюда же была включена статья Д. Бредли о воспитательном значении игр.
Педагогическая общественность Ярославля опиралась на идею П. Ф. Лесгафта о том, что «степень совершенствования общества всего вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе» [5, с. 7], о необходимости гармоничного - как физического, так и нравственного воспитания ребенка. Утверждение П. Ф. Лесгафта о том, что «необходимыми условиями при нормальном развитии ребенка
должны быть правдивость, искренность, постоянная деятельность его самого, а также подобные же проявления и в окружающих его лицах» составляли основу работы «Молодой Жизни». Правление общества выработало основополагающие педагогические положения: «игры и спорт... являются источником детской радости, они сближают детей, делают их находчивыми, развивают дремлющие в них силы, ловкость, предприимчивость» [5, с. 31].
Опыт швейцарского пастора-педагога Вальтера Биона, «отца детских колоний», а также практика московских детских колоний были использованы членами общества «Молодая Жизнь» в организации летнего отдыха детей из малоимущих семей.
Первая летняя колония под Ярославлем появилась в 1910 г. Она была открыта для мальчиков в усадьбе члена общества Н. И. Крылова. Опыт оказался удачным, и поэтому в 1911 г. было создано три колонии, в которых отдыхали 44 ребенка. Колонии располагались в школах или в усадьбах, предоставленных членами общества. В 1912 г. действовало уже пять колоний: в Карабихе, Медягино, Прусове, Новом и Татище-вом погосте [2, л. 10]. Отдых в колониях продолжался в течение двух месяцев. Жизнь детей в колониях включала и участие в пешеходных одно-и двухдневных экскурсиях. Так, мальчики Медя-гинской колонии летом 1911 г. совершили три пешеходных экскурсии: две на реку Ить и в Толгский монастырь.
Заметная работа проводилась обществом в социализации, гуманизации и нравственном воспитании детей при проведении прогулок на природе - прототипов современных экскурсий и походов выходного дня. Так, в 1910 г. обществом «Молодая Жизнь» было проведено необычное для Ярославля мероприятие. Члены общества организовали воскресный выезд в сосновый бор Яковлевской слободы около 2000 детей от 7 до 12 лет. Событие было столь масштабным и заметным в городе, что его подготовка и проведение были отражены в двух публикациях ярославской газеты «Голос» 12 и 25 мая 1910 г.
Предварительно проводилась большая организационная работа: были назначены руководители детских групп (более 40 человек), а также распорядители-организаторы, созданы хозяйственный и санитарный отделы, собраны необходимые деньги, закуплены продукты. Чтобы дети не потерялись, у каждой группы был свой номер и флаг, а на одежду пришивалась розетка того же цвета, что и флаг.
В назначенный день с утра группы детей собрались в Горяиновском саду, откуда под звуки двух оркестров направились по Семеновскому спуску к переправе, чтобы на пароме переехать Волгу. На противоположном берегу к шествию присоединилось 600 детей, организованных Тве-рицким отделением общества «Молодая Жизнь». «Своими флагами и знаменами, - отмечал автор статьи, - тверичане затмили горожан. На одном из них красовался портрет друга детей Фребеля, другие были убраны живыми цветами». Дети, «собранные с самых окраин города, из разных чердаков и подвалов», шли с песнями. Колонну, растянувшуюся почти на версту, сопровождала 40-ведерная бочка с кипяченой водой. На поляне Яковлевского бора шествие ожидали члены хозяйственной комиссии «с тремя возами всякой снеди» и кипящими самоварами. После того, как дети поели, руководители организовали для них игры по группам. «В заключение всем детям роздано было понемногу гостинцев, в том числе по апельсину». На обратном пути, когда пароход подходил к городской пристани, «вся набережная и Семеновский спуск были усеяны тысячами гуляющих, любовавшихся величественным и редким зрелищем», - отмечал журналист газеты «Голос».
Подобные массовые экскурсии за город с организацией подвижных игр на природе были практическим воплощением педагогики Фридриха Фрёбеля, придававшего игре важнейшее воспитательное значение в формировании личности ребенка.
Среди разнообразных направлений работы «Молодой Жизни» наибольшей известностью в губернии и за ее пределами была деятельность экскурсионной комиссии, созданной 1909 г. [5, с. 32]. Ее председателем стал П. А. Критский, имевший разнообразный опыт организации и проведения экскурсий с учащимися.
Сотрудники экскурсионной комиссии занимались приемом, размещением и экскурсионным обслуживанием учащихся начальных и высших начальных училищ. Это были ученики из уездов Ярославской губернии, а также из других городов Российской империи. Так, в 1912-1913 гг. были получены заявки из Ессентуков, Тульской и Рязанской губерний, Ставрополя, Череповца, Нижнего Новгорода, Армяно-Базарской женской гимназии. Экскурсантов размещали в помещении Вознесенского женского или мужского училища. За лето 1913 г. здесь побывало около 40 экскурсионных групп [1, л. 1, 16, 16 об, 17 об; 3, л. 6].
Важной особенностью деятельности экскурсионной комиссии было тесное сотрудничество с
городскими властями Ярославля. Городская управа финансировала экскурсионную работу, например, в 1913 и 1914 гг. выделяла обществу на прием летних школьных экскурсий по 100 рублей из процентов капитала Н. Н. Понизовкина. В финансировании этой работы участвовали и земства, обеспечивая экскурсии для учащихся уездных городов и сельских школьников [1, л. 10-10 об.; 3, л. 6]. В 1912 г. только от уездных земств комиссия получила 104 рубля.
Члены экскурсионной комиссии «Молодой Жизни», и прежде всего П. А. Критский, без сомнения, были активными участниками выработки программы экскурсий по Ярославлю и другим достопримечательным местам губернии. Программа посещения Ярославля предусматривала как одно-, так и двухдневное знакомство с городом и его памятниками. Опубликованная в завершение исторического очерка-путеводителя, изданного в 1913 г., она вобрала в себя квинтэссенцию понимания историко-культурного значения города [8, с. 394-395].
Однодневный маршрут был построен по принципу кольца: он начинался от Спасо-Пробо-инской церкви, расположенной рядом с Ильинской площадью, и заканчивался посещением Древлехранилища, размещавшегося в здании Южного корпуса Присутственных мест на Ильинской площади.
В программу было включено посещение храмов - Успенского собора, Спасо-Преображенско-го собора Спасского монастыря, Спасо-Пробо-инской церкви и церкви Ильи Пророка. При этом подчеркивалось как религиозное, так и историческое значение этих церквей, их связь с домонгольским периодом русской истории, монголо-татарским нашествием и событиями Смутного времени. Объектами знакомства были Казанский бульвар - гордость ярославцев, Демидовский сквер и Которосльная набережная. Разнообразные стороны городской жизни - ее культурную, торговую и учебно-просветительскую составляющие - отражали включенные в программу улицы Большая линия, Пробойная, а также Демидовский Лицей и Волковский театр. Прогулка по Волжской набережной и осмотр пароходов - любимое развлечение ярославцев начала XX в. - завершала, по замыслу членов экскурсионной комиссии, знакомство с Ярославлем гостей города.
Двухдневная программа в дополнение к маршруту по центру Ярославля включала посещение Реального училища и Естественно-исторического музея. Сюда же входило знакомство с храмами, расположенными по берегам Которос-
ли, - Иоанна Предтечи и Николы Мокрого, а также обзор панорамы Которосльной набережной, открывающейся с «американского моста» на левый берег реки. Прогулка на пароходе по Волге и осмотр достопримечательностей Толгского монастыря завершали двухдневную программу пребывания в Ярославле.
Экскурсионная комиссия, таким образом, способствовала общекультурному развитию и упорядоченной социализации детей, прежде всего, из уездов Ярославской губернии. «Молодая жизнь» была единственной общественной организацией в губернии, которая осуществляла разностороннее развитие детей средствами экскурсий. Деятельность общества носила многоплановый, преимущественно социально-педагогический характер. Вероятно, после установления Советской власти в Ярославле общество прекратило свое существование.
Анализ теоретических основ и практической работы ярославского общества «Молодая Жизнь» свидетельствует о ярко выраженном гуманистическом характере этой общественной организации. Освещение деятельности общества в местной печати отражало социальную значимость и тот общественный резонанс, который она вызывала в среде жителей Ярославля.
Педагогическая практика «Молодой Жизни» была основана на фундаментальном понимании воспитания как всестороннего развития личности ребенка, гармонии его физического, интеллектуального и нравственного начал.
Педагогическое значение разнообразной деятельности «Молодой Жизни» состоит в том, что через эту организацию передовая общественность Ярославля могла осуществлять назревшие потребности в реформировании воспитания и образования детей. Руководители общества, хорошо знавшие новые педагогические идеи, осуществляли их в конкретной работе с детьми, обогащая таким образом педагогическую культуру Ярославля. Отвечая на назревшие запросы времени, работа общества «Молодая Жизнь» восполняла недостатки школьного образования.
Причины и условия возникновения этой общественной организации, ее разнообразная деятельность подтверждают, что идеи гуманизации воспитания были актуальны в российском обществе начала XX в.
Библиографический список
1. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2936.
2. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2950.
3. ГАЯО. - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 2959.
4. Антонов, Е. Б. Экскурсии как средство воспитания на страницах «Русского Экскурсанта» [Текст] / Е. Б. Антонов // Эффективность образования: история и современность: материалы 60-й Международной научной конференции «Чтения Ушинского». - Ч. 1. -Ярославль, 2006. - С. 94-102.
5. Ежегодник общества «Молодая Жизнь». -Ярославль, 1910 г.
6. Салова, Ю. Г. Общественная инициатива в учебно-воспитательном процессе начала XX в. (на примере общества «Молодая Жизнь») [Текст] / Ю. Г. Салова // Ярославский хронограф : доклады научной конференции, посвященной 20-летию исторического факультета ЯрГУ / отв. ред. проф. В. В. Дементьева, проф. Ю. Ю. Иерусалимский. - Ярославль: ЯрГУ, 2008.
7. Устав общества «Молодая Жизнь» в Ярославле. - Ярославль, 1909.
8. Ярославль в его прошлом и настоящем [Текст] : исторический очерк-путеводитель. - Ярославль, 1913 // История губернского города Ярославля. - Ярославль, 2006.