К 100-летию ЯГПУ
Т.Н. ГАВРИЛОВА
Взаимодействие Ярославского учительского института с социальным окружением дореволюционного Ярославля
В статье освещена общественная и педагогическая деятельность Ярославского учительского института в дореволюционные годы. Перечисляются значимые для института имена педагогов, сотрудничавших также с частными гимназиями г. Ярославля.
In the article public and pedagogical activity of Yaroslavl teacher's institute in pre-revolutionary years is regarded. Names of the teachers, who are significant for the institute and who cooperated also with private grammar schools of Yaroslavl, are listed.
Ярославский учительский институт, призванный заниматься подготовкой учителей для государственных городских училищ после завершения начальной школы, был торжественно открыт 7 декабря 1908 г. Он был одиннадцатый по счету в Российской империи. До 1918 г. институт вместе с городским училищем просуществовал в двухэтажном доме с мезонином в Ильинском переулке (ныне - Советский переулок, 2/23), принадлежавшем Ф.А. Некрасову (брату поэта), а потом его дочери Е.Ф. Горбатовой.
Особой популярностью институт пользовался у сельских учителей, не имевших доступа в университеты и другие высшие учебные заведения (из 31 слушателя первого набора 20 были сельскими учителями).
В 1917-1918 учебном году был сделан последний выпуск дореволюционных учительских институтов [11].
За десять лет своего существования институт стал не только кузницей педагогических кадров, но и научным, культурным центром, оказывающим влияние на самые разные сферы жизни провинциального губернского города. Анализ архивных документов и научных публикаций по рассматриваемой проблеме позволил выявить основные направления взаимодействия учительского института с социальным окружением дореволюционного Ярославля.
Прежде всего, следует отметить, что преподавательский состав учительского института в силу своего высокого профессионализма оказывал помощь другим средним учебным заведениям в ведении целого ряда предметов по совместительству или возглавляя педагогические советы [10].
Первый директор учительского института Михаил Алексеевич Дроздов, закончивший Киевскую духовную академию со степенью кандидата и имевший опыт преподавательской и управленческой работы в различных типах учебных заведений Смоленской и Рязанской губерний, в Ярославле преподавал педагогику на всех трех курсах и одновременно являлся председателем педагогического совета в частной женской гимназии П.Д. Антиповой.
Совмещал работу в институте в качестве преподавателя русского языка и методики с преподавательской деятельностью в частных женских гимназиях О.Н. Корсунской, П.Д. Антиповой и государственной Екатерининской женской гимназии Петр Анисимович Афанасьев, окончивший Симбирскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Преподавателем истории и географии с 1912 г. в Ярославском учительском институте был Владимир Николаевич Липенский, окончивший в Московском университете с дипломом первой степени историко-филологический факультет, одновременно он читал историю в женской гимназии О.Н. Кор-сунской.
Преподаватель естествознания и физики с января 1909 г. - Иван Васильевич Серебренников, выпускник физико-математического факультета Московского университета с дипломом первой степени; свою основную работу он совмещал с преподаванием математики, физики и географии в женской гимназии П. Д. Антиповой.
Должность законоучителя в институте и городском училище при нем с 1908 г. исполнял выпускник Московской духовной
академии священник Иван Константинович Митров. Закон Божий он преподавал также в торговой школе, в коммерческом училище, был председателем педагогического совета епархиального Ионофановского женского училища, где читал в старших классах логику.
Преподаватель математики Борис Константинович Чачхиани, окончивший математическое отделение Московского университета с дипломом первой степени, также совмещал основную работу с преподаванием математики и методики в старших классах уже упоминавшихся женских гимназий П.Д. Антиповой и О.Н. Корсунской.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу теории музыки Дмитрий Митрофанович Кучеренко преподавал в институте и училище пение и теорию музыки. Кроме того, он руководил музыкальной самодеятельностью, организовывал памятные вечера, юбилеи и концерты, на которых исполнялись написанные также им произведения. В городе он курировал частную музыкальную школу, а с 1910 г. был директором Ярославского музыкального училища.
А.И. Кандауров, выпускник высшего художественного училища и педагогических курсов при Академии художеств со свидетельством первого разряда на право преподавания в средних учебных заведениях, совмещал работу учителя рисования в учительском институте и в Мариинской женской гимназии.
Преподаватель географии в городском училище при институте И.В. Пономарев также по совместительству вел географию в частной мужской гимназии.
Кроме того, при институте организовывались временные летние курсы для учителей [6]. В начале учебного года каждый штатный преподаватель давал «образцовые уроки» по своей дисциплине в 3-ем классе городского училища с последующим их анализом. Для уроков выбирались самые сложные темы. Хотя подобные мероприятия адресовались, прежде всего, слушателям института, их могли посещать и педагоги для обмена опытом [10].
Преподаватели института и городского училища сотрудничали со средними учебными заведениями не только в ходе учебного процесса, но и организуя совместные празднования различных событий и юбилеев, так
как вечера обычно проводились совместно с женскими и мужскими гимназиями города.
Так, коллективами учительского института и женской гимназии П.Д. Антиповой 20 марта 1909 г. отмечался 100-летний юбилей Н.В. Гоголя. В актовом зале для учащихся и их родителей были прочитаны доклады, посвященные творчеству писателя, исполнены отрывки из его произведений и под сопровождение струнного оркестра учительского института пелись малороссийские песни и гимны [2, 1].
В день празднования 200-летней годовщины Полтавской битвы (26 апреля 1909 г.) учитель истории и географии учительского института В.Н. Липенский прочитал доклад о значении битвы в истории Северной войны, были показаны «живые картинки» из «Полтавы» А.С. Пушкина и исполнялись военные песни и гимны [3].
16 сентября 1914 г. проходило празднование 600-летнего юбилея Толгского монастыря. В присутствии преподавателей и учащихся был отслужен торжественный молебен учителем Закона Божьего И.К. Митровым, произнесена проповедь и устроена экскурсия в монастырь [5].
Просветительское влияние института на социальное окружение осуществлялось и через издательскую деятельность педагогов. В 1914 г. силами ярославских учителей началось издание двух педагогических журналов — «Родной язык в школе» и «Русский экскурсант» (выходил до 1917 г.). С ними сотрудничал учитель русского языка и методики П.А. Афанасьев. Кроме того, он издал работу «Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки» (Москва, 1914). Книга предназначалась преподавателям и студентам учительских институтов, семинарий, старшеклассницам женских гимназий, имевших педагогическую направленность [8].
К.А. Смирнов, талантливый учитель литературы и русского языка, сменивший в этой должности П. А. Афанасьева, в 1909 г. в местной газете «Голос» опубликовал статью о К.Д. Ушинском «Солнце русской педагогики» (так называл К.Д. Ушинского в своих лекциях на педагогических курсах в Ярославле в конце 1890-х - начале 1900-х гг. выдающийся русский педагог Н.Ф. Бунаков).
Преподаватель истории и географии В.Н. Липенский написал два очерка по исто-
рии Ярославля, вошедшие в книгу «Ярославль в его прошлом и настоящем», изданную в 1913 г., - одну из лучших краеведческих книг о городе.
И.В. Серебренников, учитель естествознания и физики, в 1910 г. вместе с петербургским микологом В. А. Тронштелем начал издавать в Ярославле описание гербария грибов России «Микотека россика». К сожалению, издание прекратилось в связи с внезапной смертью И.В. Серебренникова в 1914 г.
Еще одним направлением просветительской деятельности педагогов института, вызванным любовью к Ярославской губернии, было сотрудничество с экскурсионной комиссией, размещавшейся в реальном училище. Большая часть преподавателей принимала участие в организации и проведении экскурсий в близлежащих городах. Нередко педагоги и воспитанники принимали экскурсантов из других мест для ознакомления их с историей города [4].
Следует особо отметить активную гражданскую позицию педагогов института и городского училища при нем в годы Первой мировой войны, когда в Ярославль на излечение прибывало большое количество воинов. Летом 1915 г. в здании института еженедельно по вторникам, средам и пятницам они вели беседы-чтения для раненых бойцов. Для них организовывались экскурсии в естественно-исторический музей. В январе-феврале 1917 г. воспитанники института обучали грамоте раненых воинов в лазарете коммерческого училища [7].
Кроме того, Ярославский учительский институт организовал вместе с другими учебными заведениями Ярославля сбор средств в фонд помощи Георгиевским кавалерам и их семьям. «Сбор выразился суммой 111 рублей 54 копейки для выдачи пособий недостаточным учащимся института и училища - детям Георгиевских кавалеров» [11].
Из приведенных материалов видно, что Ярославский учительский институт с городским училищем при нем играл огромную культурную, просветительскую роль в жизни города и не ограничивался реализацией своего основного предназначения - подготовкой учителей для высших начальных училищ, а был источником самых разных добрых начинаний в социальной сфере.
Примечания
1. ГАЯО. - Д. 15. - Л. 10-14.
2. ГАЯО. - Д. 17. - Л. 10-11.
3. Там же. - Л. 23-24.
4. ГАЯО. - Д.70. - Л.55.
5. ГАЯО. - Д. 80. - Л.35-36.
6. ГАЯО. - Д. 83. - Л. 71.
7. ГАЯО. - Д. 105. - Л. 252-256, 274-275.
8. Иванов, А.Н. Становление Ярославского педагогического института и первый период его деятельности (1908-1940) [Текст] / А.Н. Иванов // Материалы по истории института. Ч. 1.
- Ярославль, 1985. - С. 24.
9. Там же. - С. 25.
10. Там же. - С. 71-72.
11. Ярославский педагогический вестник. Спец. выпуск (к 90-летию ЯГПУ). - Ярославль, 1998
- № 4. - С. 15.
А.Б. ТИШКО
Общественная деятельность студенчества Ярославского педагогического института в 1920-е годы
В статье рассказывается о формах общественной деятельности студенчества Ярославского педагогического института в 20-е гг. ХХ века. В частности, описывается активная работа введенных советов студенческих старост, которые оказывали серьезное влияние не только на общественную деятельность в рамках института, но и на ход учебного процесса.
In the article it is said about forms of public work of students of Yaroslavl Pedagogical Institute in 20-s of the XX century. In particular, active work of the intagrated councils of student's heads is described who influenced seriously not only public work within the limits of the institute, but also a course of educational process.
В ноябре 1918 г. Наркопрос принял по- нии высшими учебными заведениями. С это-становление об участии студентов в управле- го момента все студенческие дела передава-