Научная статья на тему 'Опыт патриотического воспитания нового поколения'

Опыт патриотического воспитания нового поколения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / PATRIOT / ДУХОВНЫЙ / SPIRITUAL / ФОРМИРОВАТЬ / FORM / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ОБНОВЛЕНИЕ / UPDATE / СОВРЕМЕННЫЙ / MODERN / ОТАНСүііГіИі / РУХАНИ / ЦАЛЫПТАСТЫРУ / БОЛАШАЦЦА / ЖАЦГЫРУ / ЖАһАНДЫЦ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абзарова Ш. А.

Работа посвящена одной из ключевых проблем воспитания гражданина-патриота с высокой духовностью, умеющего создавать себя творчески, живущего общностью интересов народа и страны. Акцентирует внимание на связь времен, будущее невозможно, без осмысления прошлого. Искать героев на стороне не стоит, они среди нас, увековечены на мраморных досках, смотрят немного грустными глазами, с тонкой поэтической душой, призывая прикоснуться к подвигу сердцем. Работа способствует воспитанию духа патриотизма, формирует высокие моральные, волевые качества в подготовке физически развитого высокообразованного, конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт патриотического воспитания нового поколения»

и:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ш.А. Абзарова,

преподаватель казахского языка и литературы, КГКП

«Рудненский горнотехнологический колледж» управления образования акимата Костанайской области

He?n?i свздер: отанс) ii?iiu, ру-хани, цалыптастыру, болашацца, жацгыру, жаИандыц.

Ключевые слова: патриот, духовный, формировать, будущее, обновление, современный.

Keywords: patriot, spiritual, form, future, update, modern.

ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Ацдатпа

Бул макала езш-ез1 шыгармашыльщ жагынан керсете бшетш, ел мен хальщ б1рлшнщ муддесш сактай алатын патриот азаматты тэрбиелеудщ езекп мэселесше арналады. Егер 6i3 тарихи окигалардын себеб1н ойлап шеипмш таппасак;, онда б1здщ бола-шагымыз белпаз болады екенше назар аударады. Ерд1 баска елден ¡здеуге керек емес, олар б1здщ ара-мызда, мэрмэр тактасында жазылып, нэзш акындык жанымен ерл1кп журепмен сезшуге упттейдг

Аннотация

Работа посвящена одной из ключевых проблем воспитания гражданина-патриота с высокой духовностью, умеющего создавать себя творчески, живущего общностью интересов народа и страны. Акцентирует внимание на связь времен, будущее невозможно, без осмысления прошлого. Искать героев на стороне не стоит, они среди нас, увековечены на мраморных досках, смотрят немного грустными глазами, с тонкой поэтической душой, призывая прикоснуться к подвигу сердцем. Работа способствует воспитанию духа патриотизма, формирует высокие моральные, волевые качества в подготовке физически развитого высокообразованного, конкурентоспособного специалиста.

Annotation

This work is devoted to the one of the key themes of educating of a citizen-patriot with a high spirituality, able to create himself creatively, living with the both interests of the people and the country. It emphasizes the connection of times, the future is impossible, without comprehending the past. There is no need in searching for heroes on the side, they are among us, immortalized on memorial boards, with look a little sad eyes and a subtle poetic soul, calling to touch the feat with the heart. The work contributes to the upbringing of the spirit of patriotism, forms high moral, volitional qualities in the training of a physically developed highly educated, competitive specialist.

CS

5 I

<C m

о

СП

6

w О

О О

w =г о

cl С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

ш

Многовековая история казахского народа с ее переломными периодами в формировании консолидирующего общества сумела сохранить как в сознании народа, так и в его жизненном укладе богатейший опыт «выживания» и постоянного стремления в будущее. Желание жить в обществе, в котором царствует любовь, взаимопонимание, единство цели, интересов - все это было и остается наиглавнейшим фактором здорового общества с его здоровыми потребностями,передавать все лучшее для будущего поколения, процветания в обществе в целом.

В послании Президента РК от 17 января 2014года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» сказано, что только в государстве, в котором будет «царствовать» единство, возможно удовлетворение всех жизненных потребностей общества, включая духовные. Единство невозможно без любви к родному Отечеству, это как сын нелюбящий своего отца. Поэтому одним из приоритетных направлений в раз-К работанном патриотическом акте «Мэнгшж

м ел» стало формирование высокой духовности

| ^ ^

О тесно связанной с ее патриотизмом. Чтобы О сохранить и мобилизовать всех граждан во-О круг общегосударственной цели, необходимо щ изучать историю «малых» и «больших» наро-^ дов, уделяя внимание личным примерам. <! Претворяя в жизнь общенациональную ^ идею «Мэцгшк ел»нужно не забывать, что ^ служим в первую очередь Отечеству как сыны § и дочери во имя добра и любви. "Нам нужно Щ понять, что не стоит делить мир на «Своих» К и «Чужих». Нет «великих» и «невеликих», «больших» и «малых», ибо каждый народ С независимо от его численности, занимаемой О территории, уровня научных знаний и тем бо-3 лее независимо от военной мощи заслужива-^ ет самого глубокого уважения и права на раи венство с любым народом мира"[1].

2 Актуальность проблемы духовно-нрав-С

и ственного воспитания связана с тем, что в со-щ временном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных

^ источников сильного воздействия на него как н

^ позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокреп-

ший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Человек учится всю жизнь, получая что-то новое каждый день, но фундамент в формировании личности человека закладывается в детстве. Маленький ребенок с самого раннего детства учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьей, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием личности. Иван Александрович Ильин, великий русский философ, гениально выразил духовную сущность патриотизма в работе «Путь духовного обновления». В предисловии к ней он пишет: "Современный мир переживает глубокий кризис - религиозный, духовный и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо найти каждому, прежде всего в самом себе; творчески создать его; убедиться и удостовериться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать быть по-новому. Обновленные люди, одолевшие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они заткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет" [2]. Насколько актуальны его слова в наши дни.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. «Патриотизм пишет Ильин, - есть любовь; - не просто «предпочтение», «склонность» или «привычка». И если эта любовь не «пустое слово» и не «поза», - то она есть инстинктивная привязанность к родному. Поэтому патриотизм всегда

инстинктивен. Но он не всегда духовен. И то, что должно быть достигнуто - есть взаимное проникновение инстинкта и духа в обращении к родине. Инстинктивная страсть должна креститься огнем духа; духовное избрание, предпочтение и самоопределение должно получить всю силу инстинктивной страстности. Это будет любовь зрячая и оформляющая; это будет духовность таинственно-целесообразная и страстно-мудрая; это будет истинный патриотизм...». Не было и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Патриотизм явление универсальное и уникальное.Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Казахстанский патриотизм является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и с ним развивается. Казахстанский патриотизм - это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудится творить во имя возрождения и расцвета страны.

Национальную гордость необходимо воспитывать на примерах честности, справедливости и гуманизма. Патриотическое воспитание - это особая направленность самореализации граждан, направленная на принятия священного чувства любви к Родине. Сущность любви к Родине определил когда-то М.Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать -сделал из тебя существо, способное жить"[3]. Нам необходимо знать и изучать культуру своих предков.

История Республики Казахстан также чрезвычайно интересна и богата. Наши пред-

ки гордо и смело шли в бой за родную землю ради счастливого и светлого будущего, ради нашего будущего. Народ всегда будет гордиться и чтит память героев. Наш легендарный полководец БауыржанМомышулы высоко ценил благородные традиции казахского народа, воспитывающие боевые качества у джигитов. Сама жизнь воспитала этого человека, превратив его в твердого, непоколебимого героя, честного, чуткого писателя, который является идеалом для многих людей, горячим патриотом.

В основу организации патриотического воспитания заложен тезис из выступления Президента Республики Казахстан H.A. На-зарбаева"о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своей страны" [4]. Каждый человек должен любить родину, ведь здесь находится его семья, его дом, земля, на который он родился и вырос. Не любить Родину просто невозможно. Для человека S родина является родным и горячо любимым и местом, хранилищем самых теплых воспо- О минаний. Здесь проходит детство, а детство О - это самая непорочная пора жизни, которая о навсегда остается в памяти каждого из нас как и что-то яркое, веселое, наполненное смехом и g радостью. "Детство-каждодневноеоткрытие <!

L1

мира. Нужно, чтобы это открытие стало, пре- ^

жде всего, познанием человека и отечества. ^

Чтобы в детский ум и сердце входила красо- §

та человека, величие и ни с чем несравнимая Щ

красота Отечества"[5].(В. А. Сухомлинский) ^

Известный психолог Роберт Чалдини ^

утверждает, что одним из психологиче- ^

ских принципов формирования жизненных О

устремлений молодежи является принцип 3

подражания. В связи с этим очень важным щ

фактором становится влияние ярких лично- w

стей, которые играют роль маяков на жизнен- Рч

ном пути взрослеющих граждан страны. и

Многие поколения воспитывались на при- щ

мерах жизни известных людей. Безусловно, ^

таким примером для сегодняшних молодых ^

казахстанцев является яркая личность Прези- ^ дента Нурсултана Назарбаева. Вся наша мо-

ж

лодежь выросла в годы руководства Лидера Нации страной и воочию видела как благодаря его политике Казахстан возродился из руин тоталитаризма и превратился в государство, уважаемое на мировой арене. И очень важно понимать, что нравственное и патриотическое воспитание - это процесс, выходящий далеко за рамки образовательной системы, требующий плотного взаимодействия государства, семьи, школы, колледжей и вузов, НПО, СМИ, армии и трудовых коллективов, многих других институтов государства. На съезде молодежного крыла «ЖасОтан» Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал замечательные слова: "Я часто спрашиваю себя, каким будет он «казахстанец будущего». Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине"[6].Эти слова Главы государства лучше всего характеризуют сущность казахстанского патриотизма, § вектор его устремленности в будущее, и Одним из ярких проявлений мужества, че-о сти и отваги является участие наших воинов О в Афганистане. Афганистан - это боль, скробь § и память.. Нельзя предавать забвению память щ о погибших, так как война эта - часть нашей Э' истории. Ее нужно знать.. В Войне потеряли <С убитыми и умершими от ран 14 453 человека, о ранеными и искалеченными - 49 985 человек, ^ пленными и пропавшими без вести - 330 че-^ ловек. Стали инвалидами войны - 6669 чело-Щ век. В Афганистане погибли 44 костанайца, К двое пропали без вести. Всего в этой войне н участвовали 1915 жителей Костанайской об-С ласти: 1864 военнослужащих и 87 служащих. О Точное число погибших в войне афганцев нед известно. Имеющиеся оценки колеблются от ^ 1 до 2 млн человек.

^ Среди воинов погибших в Афганистане § был и наш выпускник колледжа Болотников

нн

щ Сергей Николаевич . Болотников Сергей Ни-

й колаевич родился 28 апреля 1960 года в горо-

^ де Рудном Костанайской области. 25 ноября

^ 1979 года был призван РудненскимГВК в Вооруженные Силы и проходил службу в го-

^ роде Панфилов Талдыкорганской области. В

январе 1980 года направляется в Афганистан в военную часть 93992 пулемётчиком.

24 сентября 1980 года погиб в районе п. Кунар (Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).Похоронен 03.10.1980 года на кладбище города Рудного.

Сергей был одним из первых, кто начал писать стихи на афганской войне - о сослуживцах, о первых боях и первых потерях. Сергей выступал перед своими друзьями со стихами, его стихи переписывались в блокноты, исполнялись под гитару.

Тексты двух его стихотворений "Здесь в далёкой стране", "Наш батальон уходит на здание" вошли в песенный сборник "Когда поют солдаты ", изданный издательством " Молодая Гвардия" [7]. Накануне гибели были написаны следующие строки:

«Война, проклятая война.

О сколько горя ты нам принесла!

И сколько жизней ты с собою унесла.

И матерей на слёзы обрекла» "[8].

Его жизнь оборвалась вдруг, как песня. Письма в прозе и стихах стали живой историей. Мы в них чувствуем любовь к Родине, близким, верность долгу. Они дороги нам, как летопись девятилетней войны в Афганистане.

Память о Сергее Болотникове увековечена на мемориальной доске справа от входа в наш колледж. Похоронен он на Аллее Славы на городском кладбище Рудного. Его имя, вместе с другими именами, высечено на граните памятника воинам - интернационалистам, установленном у городского музея.

Наш военно-патриотический клуб «Мужество» Горно-технологического колледжа вносит свой посильный вклад в развитие патриотического воспитания. Практическая направленность клуба привлекает обучающихся. Будущие воины отрабатывают строевые приемы, изучают основы огневой подготовки, тренируются в использовании средств индивидуальной защиты. Полученные знания и навыки ребята успешно реализуют на практике во время учебно-полевых сборов.

В рамках Вахты Памяти военно-патриотический клуб проводит уроки мужества, торжественную линейку в память о Сергее Болотникове, увековеченного на мемориаль-

ш

ной доске. Ежегодно участвует в Параде Победы. Проводит тематические мероприятия, в которых отслеживается хронология событий ВОВ, военно-спортивные соревнования, всё это способствует на качественно новом уровне выработке у молодёжи правильного понимания патриотизма, собственной позиции понимания патриотизма.

В колледже проводятся вечера памяти «Афганистан болит в душе моей...» с приглашением председателя Совета Ветеранов Афганистана и локальных войн г.Рудного, организации «Шурави» П.Н. Бурцева и другими членами Совета, посвященного Дню памяти воинов-интернационалистов.

К 28-ой годовщине вывода войск из Афганистана в колледже была проведена научно-практическая конференция "Афганистан - боль, скорбь, память", посвященная памяти Сергея Болотникова. Участники конференции читали стихи и пели песни Сергея, рождённые на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.

Данные мероприятия способствуют воспитанию духа патриотизма, формирует высокие моральные, волевые качества в подготовке физически развитого высокообразованного, конкурентоспособного специалиста.

Сергей Болотников награжден орденом Красной звезды, медалью «Воин-интернационалисту от благодарного афганского народа». А также грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Войну-интернационалисту за мужество, отвагу и воинскую доблесть, проявившего при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан» (посмертно).

В долгу мы неоплатном перед ним

В сердцах навеки память сохраним.

О подвиге твоём, твоей судьбе,

И песня память о тебе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искать героев на стороне не стоит, они среди нас, увековечены на мраморных досках, смотрят немного грустными глазами, с тонкой поэтической душой, призывая прикоснуться к подвигу сердцем. Пожелтели снимки, статьи, тетрадки с записями его стихов, но всё также трепетно мы будем хранить память и преклоняться перед героизмом и стойкостью юного

Серёжи Болотникова. Навсегда он останется и в памяти друзей и соотечественников.Это война останется в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рождённые на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат. Велик и священен ратный подвиг воинов всех времён, отдавших свои жизни ради защиты Отечества. Среди них священный долг памяти указывает всем поколениям наших соотечественников на ратный подвиг воинов-афганцев. Да будет вечно светлой их память в веках, да взывает она подобно мощному набатному колоколу к совести живущих, чтобы не допустить леденящего ужаса войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев,H.A. Послание Президента PK от 17 января 2014года.«Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» [Электронный ресурс] www. akorda/.../

2. Ильин,И.А.Путь духовного обновления.Глава 6 "О родине" "Что есть патриотизм'^. А. Ильин. [Электронный ресурс] www. kood/ilyin_i_a/put_duhovogo_obnovleniya

3. Салтыков-Щедрин,М.Е. "Убежи-ще-Монрепо" [Электронный pecypc]htts // ru.wiki source. о^Л¥1к1/Убежигце_Монрепо.

4. Назарбаев,Н.АПослание Президента народу PK« Казахстан - 2050"[Электронный ресурс] www.akordakz

5. Сухомлинский,В.А. Сердце отдаю детям [Текс]/В.А. Сухомлинский,- Киев. Издательство «Радянська школа», 1973,- 288с.

6. Назарбаев, H.A. Выступление на съезде молодежного крыла "Жасканат".

7. Героико-патриотический литературно-художественный АЛЬМАНАХ [Текст]: выпуск 34. Москва "Молодая гвардия", 1989. -256с.

8. Когда поют солдаты: Современное самодеятельное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане [Текст] / Сост., вступ. ст. П.И. Ткаченко,- 3-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - 175 с.

9. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www. zakon. kz

2. http://www.pedcolleg.kz

в; К К

ш

4

О

«

о с о

1-4

W

в

2

<

н

о £

п о с в;

5 х <с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш х

Н

ьс <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.