Ш
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Азбарова Ш.А.
преподаватель казахского языка и литературы КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»
Нег1зг1 свздер: жалпыулт-тыцидея, отансYйгiштiктiца-лыптастыру, инновациялыц-технологиялар, кластерарцылы, ецYздiкбагдар.
Ключевые слова: общенациональная идея, формирование патриотизма, инновационные технологии, через кластеры, приоритетное направление.
Keywords: nation-wide idea, formation of patriotism, innovative technology, trough clasters, priority directions.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ -ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
¡х
Ацдатпа:
Бул макалада рухани-адамгершшк тэрбиесш ка-лыптастыру непзше отансYЙriштiк тэрбиес карасты-рылады. «Мэцгшк Ел» патриотты; aKTi куруында бшк рухтандырушылы; пен отансYЙгiштiк ce3iMi ец Yздiк багдар болу керек. Макалада отансYЙгiштiк тэрбиесiн уйымдастыру инновациялы; формалары усынылады.
Аннотация:
Статья рассматривает патриотическое воспитание как основу формирования духовно-нравственного воспитания. Одним из приоритетных направлений в разработке патриотического акта «Мэцгшк Ел» должно стать формирование высокой духовности с ее патриотизмом. В статье представлены инновационные формы § организации патриотического воспитания. §
Annotation: R
The article examines the patriotic education as a base о of moral education. One of the priority directions in the ^ development of patriot act «Mangilik El» should be the ^ formation of high spirituality of her patriotism. The article ^ presents the innovative forms of organization of patriotic c
education. 5
Настоящее будущее ^ Все, что растет, имеет корни § От теории к практике ¡3
! о
Многовековая история казахского народа с ее ^ переломными периодами в формировании консолиди- ц рующего общества сумела сохранить как в сознании Ее народа, так и в его жизненном укладе богатейший ^ опыт «выживания» и постоянного стремления в буду- ^ щее. Желание жить в обществе, в котором царствует <
любовь, взаимопонимание, единство цели, интересов
№ I
О
с о
I-
2
2S
I
о с
iE £
U О да
£
рз О
Ё
В
iE
>4
Н
<
- все это было и остается наиглавнейшим фактором здорового общества с его здоровыми потребностями. Передавать все лучшее для будущего поколения, процветания в обществе в целом.
Послание Президента РК от 17 января нынешнего года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» - свидетельство тому, что только в государстве, в котором будет «царствовать» единство, возможно удовлетворение всех жизненных потребностей общества, включая духовные.
Единство невозможно без любви к родному Отечеству, это как сын нелюбящий своего отца. Поэтому одним из приоритетных направлений в разработке Патриотического акта «Мэцгшк ел»должно стать формирование высокой духовности с ее патриотизмом. «Мэцгшк ел» — это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. [1] Патриотизм должен стать основой формирования духовно-нравственного воспитания. Учитывая менталитет нашего народа с его национальными особенностями и общностью истории, культуры и языка, мы не только сумеем построить «Мэцгшк ел», но и позволим примкнуть к нашей идее многие сообщества других стран.
Поддерживая общенациональную идею «Мэцгшк ел», нам педагогам-предметникам необходимо не забывать, что мы служим в первую очередь Отечеству как сыны и дочери во имя добра и любви.
Патриотическое воспитание - это особая направленность самореализации граждан, направленная на принятия священного чувства любви к Родине. Сущность любви к Родине определил когда-то М.Е. Салтыков-Щедрин:«Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан
с этим организмом неразрывной пуповинои. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить».
Нам необходимо знать и изучать культуру своих предков. В основу организации патриотического воспитания должен быть заложен тезис из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своей страны».
Только через любовь к своей Родине, семье, природе можно вырастить настоящего гражданина, который будет гордиться своей Родиной, своей землей на которой он родился. Мы должны воспитывать уважительное и бережное отношение к символике нашей страны, обозначить их значимость и величие. [3]
Инновационными формами организации патриотического воспитания должны стать:
1. интерактивные технологии круглые столы «От сердца к сердцу»; научно-практические конференции; ритуалы приветствия и прощения.
2. развивающие технологии
— конкурсы художественной самодеятельности;
творческие вечера; смотры военной песни.
3. технология программного обучения
4. технология аудиовизуального обуче-
ния
— просмотр художественных фильмов;
документальных лент 5. коммуникативные игровые техноло-
гии
Ш
тренинги;
смехотерапия - КВН 6. здоровье сберегающая технология спортивные соревнования; военно-полевые сборы
7. креативная технология
— военно-патриотические клубы;
— поездки по местам боевой славы. [5] Патриотическое воспитание должно
осуществляться по следующим кластерам:
1. Духовно-нравственное;
2. Историческое;
3. Политико-правовое;
4. Интернациональное;
5. Профессионально-деятельностное;
6. Психологическое
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине-деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большего патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма - воспитания любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Таким образом, процесс формирования патриотизма начинается в семье, а любовь к Родине - его финал. Любовь к Родине невозможно привить, без осознания того какой ценой был создан мир в независимом Казахстане. «Мэцгшк ел» - это укрепление независимости страны, это единые интересы нации, наши общие ценности, стремление жить в свободном и процветающем государстве. «Казахстан-2050: единый народ, одна страна» под таким лозунгом учителя-предметники должны проводить:
1) Беседы по формированию высоко-
го патриотического сознания, воспитания чувства верности своему Отечеству.
2) Вместе с учащимися посещать ветеранов ВОВ и тружеников тыла, оказывать посильную помощь, поздравлять.
3) Проводить уроки мужества, концерты, посвященные 9 Мая.
4) Вместе с учащимися возлагать на обелиски, памятники цветы
5) Участвовать вместе с преподавателями НВП и физической культуры в военно-спортивных мероприятиях.
6) Активно участвовать в благоустройстве территории
Все эти мероприятия, несомненно, должны сплачивать коллективы и воспитывать в духе усиления патриотического и гражданского долга.
«Истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах и ответственных поступках» — Н.А. Назарбаев.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Послание Президента «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Казахстанская правда» 18.01.14.
2. «Что значит быть патриотом сегодня?», журнал «Внеклассная работа в школе» выпуск №7, 2009
3. «Патриотическое воспитание в условиях модернизации образования», журнал «Профессионал Казахстана» выпуск № 10, 2009
4. «Актуальные проблемы патриотизма и патриотического воспитания», журнал «Профессионал Казахстана» выпуск № 4, 2008
5. «Инновационные методы как один из факторов развивающего обучения» «Профессионал Казахстана» выпуск № 4, 2009
№ I
О С о
I-
Е! о с
и о да
£
рз О
е
hQ iE
Н
<