Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание - основа духовно-нравственного воспитания'

Патриотическое воспитание - основа духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАЛПЫұЛТ-ТЫқИДЕЯ / ОТАНСүЙГіШТіКТіқАЛЫПТАСТЫРУ / ИННОВАЦИЯЛЫқТЕХНОЛОГИЯЛАР / КЛАСТЕРАРқЫЛЫ / ЕңүЗДіКБАГДАР / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATION-WIDE IDEA / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / FORMATION OF PATRIOTISM / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / TROUGH CLASTERS / PRIORITY DIRECTIONS / КЛАСТЕРЫ / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азбарова Ш. А.

Статья рассматривает патриотическое воспитание как основу формирования духовно-нравственного воспитания. Одним из приоритетных направлений в разработке патриотического акта «Мәңгілік Ел» должно стать формирование высокой духовности с ее патриотизмом. В статье представлены инновационные формы организации патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic education is basis of spiritual and moral education

The article examines the patriotic education as a base of moral education. One of the priority directions in the development of patriot act «Mangilik El» should be the formation of high spirituality of her patriotism. The article presents the innovative forms of organization of patriotic education.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание - основа духовно-нравственного воспитания»

Ш

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Азбарова Ш.А.

преподаватель казахского языка и литературы КГКП «Рудненский горно-технологический колледж»

Нег1зг1 свздер: жалпыулт-тыцидея, отансYйгiштiктiца-лыптастыру, инновациялыц-технологиялар, кластерарцылы, ецYздiкбагдар.

Ключевые слова: общенациональная идея, формирование патриотизма, инновационные технологии, через кластеры, приоритетное направление.

Keywords: nation-wide idea, formation of patriotism, innovative technology, trough clasters, priority directions.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ -ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

¡х

Ацдатпа:

Бул макалада рухани-адамгершшк тэрбиесш ка-лыптастыру непзше отансYЙriштiк тэрбиес карасты-рылады. «Мэцгшк Ел» патриотты; aKTi куруында бшк рухтандырушылы; пен отансYЙгiштiк ce3iMi ец Yздiк багдар болу керек. Макалада отансYЙгiштiк тэрбиесiн уйымдастыру инновациялы; формалары усынылады.

Аннотация:

Статья рассматривает патриотическое воспитание как основу формирования духовно-нравственного воспитания. Одним из приоритетных направлений в разработке патриотического акта «Мэцгшк Ел» должно стать формирование высокой духовности с ее патриотизмом. В статье представлены инновационные формы § организации патриотического воспитания. §

Annotation: R

The article examines the patriotic education as a base о of moral education. One of the priority directions in the ^ development of patriot act «Mangilik El» should be the ^ formation of high spirituality of her patriotism. The article ^ presents the innovative forms of organization of patriotic c

education. 5

Настоящее будущее ^ Все, что растет, имеет корни § От теории к практике ¡3

! о

Многовековая история казахского народа с ее ^ переломными периодами в формировании консолиди- ц рующего общества сумела сохранить как в сознании Ее народа, так и в его жизненном укладе богатейший ^ опыт «выживания» и постоянного стремления в буду- ^ щее. Желание жить в обществе, в котором царствует <

любовь, взаимопонимание, единство цели, интересов

№ I

О

с о

I-

2

2S

I

о с

iE £

U О да

£

рз О

Ё

В

iE

>4

Н

<

- все это было и остается наиглавнейшим фактором здорового общества с его здоровыми потребностями. Передавать все лучшее для будущего поколения, процветания в обществе в целом.

Послание Президента РК от 17 января нынешнего года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» - свидетельство тому, что только в государстве, в котором будет «царствовать» единство, возможно удовлетворение всех жизненных потребностей общества, включая духовные.

Единство невозможно без любви к родному Отечеству, это как сын нелюбящий своего отца. Поэтому одним из приоритетных направлений в разработке Патриотического акта «Мэцгшк ел»должно стать формирование высокой духовности с ее патриотизмом. «Мэцгшк ел» — это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. [1] Патриотизм должен стать основой формирования духовно-нравственного воспитания. Учитывая менталитет нашего народа с его национальными особенностями и общностью истории, культуры и языка, мы не только сумеем построить «Мэцгшк ел», но и позволим примкнуть к нашей идее многие сообщества других стран.

Поддерживая общенациональную идею «Мэцгшк ел», нам педагогам-предметникам необходимо не забывать, что мы служим в первую очередь Отечеству как сыны и дочери во имя добра и любви.

Патриотическое воспитание - это особая направленность самореализации граждан, направленная на принятия священного чувства любви к Родине. Сущность любви к Родине определил когда-то М.Е. Салтыков-Щедрин:«Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан

с этим организмом неразрывной пуповинои. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить».

Нам необходимо знать и изучать культуру своих предков. В основу организации патриотического воспитания должен быть заложен тезис из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны - детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны - детьми своей страны».

Только через любовь к своей Родине, семье, природе можно вырастить настоящего гражданина, который будет гордиться своей Родиной, своей землей на которой он родился. Мы должны воспитывать уважительное и бережное отношение к символике нашей страны, обозначить их значимость и величие. [3]

Инновационными формами организации патриотического воспитания должны стать:

1. интерактивные технологии круглые столы «От сердца к сердцу»; научно-практические конференции; ритуалы приветствия и прощения.

2. развивающие технологии

— конкурсы художественной самодеятельности;

творческие вечера; смотры военной песни.

3. технология программного обучения

4. технология аудиовизуального обуче-

ния

— просмотр художественных фильмов;

документальных лент 5. коммуникативные игровые техноло-

гии

Ш

тренинги;

смехотерапия - КВН 6. здоровье сберегающая технология спортивные соревнования; военно-полевые сборы

7. креативная технология

— военно-патриотические клубы;

— поездки по местам боевой славы. [5] Патриотическое воспитание должно

осуществляться по следующим кластерам:

1. Духовно-нравственное;

2. Историческое;

3. Политико-правовое;

4. Интернациональное;

5. Профессионально-деятельностное;

6. Психологическое

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине-деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большего патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма - воспитания любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

Таким образом, процесс формирования патриотизма начинается в семье, а любовь к Родине - его финал. Любовь к Родине невозможно привить, без осознания того какой ценой был создан мир в независимом Казахстане. «Мэцгшк ел» - это укрепление независимости страны, это единые интересы нации, наши общие ценности, стремление жить в свободном и процветающем государстве. «Казахстан-2050: единый народ, одна страна» под таким лозунгом учителя-предметники должны проводить:

1) Беседы по формированию высоко-

го патриотического сознания, воспитания чувства верности своему Отечеству.

2) Вместе с учащимися посещать ветеранов ВОВ и тружеников тыла, оказывать посильную помощь, поздравлять.

3) Проводить уроки мужества, концерты, посвященные 9 Мая.

4) Вместе с учащимися возлагать на обелиски, памятники цветы

5) Участвовать вместе с преподавателями НВП и физической культуры в военно-спортивных мероприятиях.

6) Активно участвовать в благоустройстве территории

Все эти мероприятия, несомненно, должны сплачивать коллективы и воспитывать в духе усиления патриотического и гражданского долга.

«Истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах и ответственных поступках» — Н.А. Назарбаев.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Послание Президента «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Казахстанская правда» 18.01.14.

2. «Что значит быть патриотом сегодня?», журнал «Внеклассная работа в школе» выпуск №7, 2009

3. «Патриотическое воспитание в условиях модернизации образования», журнал «Профессионал Казахстана» выпуск № 10, 2009

4. «Актуальные проблемы патриотизма и патриотического воспитания», журнал «Профессионал Казахстана» выпуск № 4, 2008

5. «Инновационные методы как один из факторов развивающего обучения» «Профессионал Казахстана» выпуск № 4, 2009

№ I

О С о

I-

Е! о с

и о да

£

рз О

е

hQ iE

Н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.