СОЦИОЛОГИЯ
удк: 316.354:351+378.062.5+378.026.8
ОПЫТ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Микиденко Н.Л., Аминова ю.Р., Пивоварова Е.С., Сторожева С.П.
сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
современное высшее образование, отвечая запросу общества на профессиональную компетентность, ищет ответы на вопросы, как должно быть устроено профессиональное образование. Происходит смена правил: репродуктивная трансляция знаний сменяется новым дискурсом формирования компетентности в условиях информационной переизбыточности. Профессионализм и профессиональная компетентность в информационном обществе получают новые смыслы, а система образования осуществляет поиск продуктивных способов формирования компетентности. Авторы обращаются к проблемам организации и содержания самостоятельной работы студентов как инструмента реализации компетентностного подхода. Авторы акцентируют внимание на том, что компетентностный подход предполагает высокую включенность субъекта в образовательную деятельность, в том числе через организацию самостоятельной работы. Приведены оценки удовлетворенности студентов организацией и содержанием самостоятельной работы по материалам социологического сопровождения мониторинга качества образования в университете.
Ключевые слова: компетентностный подход в профессиональном образовании, самостоятельная работа студентов.
EXPERIENCE IN THE ASSESSMENT OF STUDENTS SATISFACTION WITH ORGANIAZTION AND CONTENT OF INDEPENDENT STUDY IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF COMPETENCY BUILDING APPROACH
Mikidenko N.L., Aminova Yu.R., Pivovarova E.S., Storozheva S.P.
siberian state university of Telecommunications and Informatics E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Modern higher education, answering the demand of society for professional competence, seeks answers to questions about how professional education should arranged. there is a change of rules: the reproductive transmission of knowledge replaced by a new discourse of the formation competence in conditions of information overabundance. Pro-
© Микиденко н.Л., аминова Ю.р., Пивоварова Е.с., сторожева с.П., 2018
fessionalism and professional competence in information society receive new meanings, and the education system searches for productive ways of forming competence. The authors address the problems of organization and content independent work of students as a tool for implementing a competence approach. The writers emphasize that the competence approach presupposes a high involvement of the subject in educational activity, including through organization of independent work. Assessments of students' satisfaction with organization and content of independent work on the basis sociological support for monitoring the quality of education at the university are given.
Keywords: competence approach in vocational education, independent work of students.
трендом современного этапа развития общества становится внедрение технологии в самом широком смысле, которая кардинально меняет как содержание профессиональной деятельности и коммуникации, так и содержание профессиональных образовательных стандартов. Происходит трансформация и усложнение содержания профессиональных задач, дифференциация требований к профессиональной подготовке. сами профессии находятся в состоянии трансформации: одни, существовавшие длительное время, теряют свою значимость, а другие, неизвестные еще 10 лет назад, становятся востребованными. Это обусловливает потребность ответить на вопросы о том, как должно измениться профессиональное образование, чтобы соответствовать запросам разных групп потребителей образовательных услуг и рынка труда в условиях экономики технологий.
классический университет в модели, предложенной в. 1умбольдтом, теряет актуальность, поскольку основан на идеи энциклопедичности знания, что не имеет значения в современной информационной культуре. ключевыми характеристиками современной культуры становятся диверсифици-рованность, рациональность, присутствие и участие. ценностью становится не то, что человек знает, а то, что он умеет: действие, умение, а не следование правилам. Человек оказывается в ситуации, когда он все время должен предъявлять себя, свои практические умения и навыки. Формируется новая парадигма сетевого (взаимного) обучения, предполагающая массовое сотрудничество и открытость образовательных ресурсов.
в этих условиях происходит смена функции преподавателя, который должен не столько транслировать информацию, содержащуюся в печатных изданиях, в силу ее широкой доступности, а видеть свою задачу в том, чтобы перенести в сетевое образовательное пространство нужную информацию, научить работе с информацией, ее поиску; генерированию новых идей и решений; владению современными информационно-коммуникационными технологиями; работе в информационных и библиотечных системах, самообучению и самообразованию, самоорганизации. Можно сказать, что эпоха 1уттенберга уступает место эпохе цукерберга. в этой культурной ситуации изменяется и позиция студента, для которого задача слушать сменяется задачей найти и освоить информацию, спросить по поводу той информации, которую он освоил, в том числе и в большей степени самостоятельно. университет должен научить мыслить. искусство мыслить, в свою очередь может быть рассмотрено как основа профессиональной компетентности специалиста в любой сфере профессиональной деятельности.
Система образования, в том числе и высшего профессионального, следуя за потребностями экономики будущего и пытаясь ответить на вопросы, стоящие перед обществом и культурой, предлагает внедрение компетент-ностного подхода, в рамках которого происходит отказ от постоянного диалога с прошлым [5, с. 3] и формируется ситуация предъявления себя здесь и сейчас через демонстрацию умений и навыков.
Проблемы организации самостоятельной работы студентов актуализируются на этапе освоения компетентностного подхода, где самостоятельной работе отводится до половины учебного времени. По мнению О.В. Огород-новой, «повышение роли, увеличение доли в общем объеме учебного времени, обеспечение качества организации самостоятельной работы студентов - эти задачи, важная часть всех задач, обусловленных необходимостью освоения и реализации ФГОС ВПО третьего поколения» [9, с. 60]. В то же время автор отмечает, что существует противоречие между установкой на реализацию компетентностного подхода и системой организации самостоятельной работы студентов, не полностью приведенной в соответствии с положениями этого подхода [9, с. 60]. При этом это противоречие находит отражение не только в подходах организации образовательного процесса, но и в представлениях студентов и их родителей о его содержании и организации. Время, предусмотренное образовательными планами как время самостоятельной работы, оценивается как свободное, не связывается с необходимостью самоорганизации для освоения профессиональных компетенций. Это противоречие в классификации образовательных рисков, предложенных С.Б. Абрамовой, М.В. Шманцарь, получило название рисков самоорганизации [1, с. 215].
широкое число публикаций научного и публицистического характера освещают вопросы смены парадигмы профессиональной компетентности. Профессия перестала быть статичной, содержание профессиональных навыков находится в динамике и требует непрерывного образования. Концепция непрерывного образования актуализирует вопросы самоорганизации, навыков самостоятельной работы в вопросах профессионально-познавательной активности. По мнению Т.В. Плешаковой, «самостоятельная работа и умение самостоятельно работать в образовательном процессе становятся не просто пожеланием, а очевидной необходимостью» [11, с. 144].
Поэтому самостоятельная работа все чаще попадает в фокус внимания методистов, педагогов, исследователей. Определению места самостоятельной работы в образовательном процессе посвящены работы А.В. Брехо-вой, Е.И. Чернышевой, Э.Е Муллиной, О.А. Мишуриной, Л.В. Чупровой. исследователи актуализируют проблему организации самостоятельной работы студентов в системе высшего образования [2, 8].
Анализу принципов компетентностного подхода и выявлению характеристик самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода посвящены работы С.И. Макарова, Е.В. Бунтовой [7], Т.А. Голуен-ко, О.А. Трубниковой [4], Ю.В. Красавиной [15], С.Л. Троянской, М.Г Савельевой [13], Т.В. Плешаковой [11], Т.А. Старшиновой, Э.И. Хайруллиной [12]. Авторов объединяет подход рассмотрения самостоятельной работы студентов как внутренне мотивированной деятельности, способствующей переходу от процесса получения знаний к профессиональной деятельности.
Вопросы содержания и методики организации самостоятельной работы представлены в работах Н.В. Омелаенко. Автор отмечает, что самостоятельная работа включает в себя самостоятельное изучение материала и разнообразные формы контроля и выделяет в структуре самостоятельной работы студентов существенные компоненты: мотивацию, постановку целей и задач, выбор способов выполнения и контроль. Высшей формой самостоятельной работы автор называет научно-исследовательскую деятельность, которая развивает творческое мышление студентов и позволяет самостоятельно сформулировать цели и задачи исследования. Недостаток времени, тревожность, нетерпение, слабая мотивация и неуверенность в себе может неблагоприятно отразиться на всех этапах научно-исследовательской работы студентов. Самостоятельная работа концентрированно обучает студентов новым знаниям, учит их мыслить нестандартно и искать новые пути решений [10].
Формы проведения самостоятельной работы студентов в аудиторных и внеаудиторных локациях, позволяющих стимулировать учебный процесс, рассмотрены в работах Э.Р Муллиной, О.А. Мишуриной, Л.В. Чупровой [8, с. 112]. Авторы акцентируют внимание на том, что количество часов на самостоятельную работу студентов должно быть оптимальным и задания должны быть разными по сложности выполнения и по срокам выполнения, а время, расходуемое на самостоятельную работу, должно быть потрачено эффективно, в том числе и через использование заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
способы повышения эффективности самостоятельной работы представлены в работах Е.И. Харанутовой. Автор полагает, что эффективность самостоятельной работы студентов зависит от уровня подготовленности студентов, их мотивации и способности к самостоятельной работе [14, с. 257].
Применение электронных образовательных ресурсов в комплексе с традиционными способами обучения студентов как основное условие для повышения эффективности СРС представлено в работах В.В. Заболотной. Также автор особое внимание уделяет вопросам трудностей, с которыми сталкиваются студенты при организации самостоятельной работы [6]. Вопросы использования информационных технологий в управлении самостоятельной работой студентов рассмотрела Н.Б. Шубина. Автор обращает внимание, что методика использования визуальных социальных сетей отсутствует и предлагает рекомендации по использованию возможностей визуальных социальных сетей в организации самостоятельной работы студентов [16].
В многочисленных исследованиях, посвященных самостоятельной работе студентов, традиционно подчеркивается ее роль в формировании общих профессиональных навыков. В рамках компетентностного подхода в стандартах поколения ФГОС 3 и следующего поколения ФГОС 3+ выделены компетенции, которые направлены на формирование навыков самоорганизации и самообразования. и если в образовательных стандартах поколения ФГОС 2 самостоятельная работа студентов составляла 30 % от количества аудиторных часов, то в стандартах поколения ФГОС 3, ФГОС 3+ самостоятельной работе студентов отводится уже 50 % времени от количества аудиторных часов. Это позволяет авторам статьи выделить аспект рас-
смотрения самостоятельной работы студентов как фактора формирования профессиональных компетенций в условиях социальных, экономических, технологических изменений, влияющих на структуру профессиональной занятости, что обладает элементом новизны.
исследование посвящено оценке самостоятельной работы студентов как фактора, влияющего на формирование профессиональных компетенций, что определило необходимость выявления удовлетворенности студентов содержанием и организацией самостоятельной работы в учебном процессе, а также рассмотрения взаимосвязи самостоятельной работы с формированием профессиональных компетенций будущих специалистов.
Эмпирическая часть исследования основана на материалах социологического сопровождения мониторинга качества образования в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (Сиб-ГУТИ, г. Новосибирск). Основной задачей мониторинга является диагностика проблемных сфер и поиск возможностей для совершенствования образовательного процесса на основе накопленной информации, собираемой с определенной периодичностью. Мониторинг в сфере предоставления образовательных услуг и оценки удовлетворенности рассматривается как информационная база для принятия оперативных и эффективных управленческих решений [3].
Проведение мониторинговых исследований позволяет проводить диагностику и выявлять проблемные зоны в функционировании учебного процесса и их своевременной корректировки.
Представленные данные приводятся по материалам мониторингов качества образования, проведенных в 2015 и 2016 гг. В нем принимали участие студенты всех факультетов СибГУТИ. В 2015 г. на этапе апробации методологии и инструментария социологического сопровождения мониторинга было опрошено 379 студентов, в 2016 г. - 1093 студента. В опросе 2015 г. приняли участие 59,5 % девушек и 40,5 % юношей, в 2016 г. - 61 % девушек и 39 % юношей. Распределение респондентов по полу соответствует в целом распределению студентов по вузу, распределение по курсам относительно равномерно. Оценки организации и содержания самостоятельной работы были включены в перечень вопросов для диагностики удовлетворенности деятельностью университета, наряду с оценкой отдельных видов учебной и внеучебной деятельности студентов.
При оценке важности различных аспектов учебного процесса к наиболее важным студенты отнесли - организацию учебного процесса, разнообразие видов учебной деятельности, работу преподавательского состава. Распределение ответов на вопрос представлено на рис. 1.
Удовлетворенность содержанием и организацией самостоятельной работы оценивалась по нескольким показателям - разнообразие форм ее проведения, обеспеченность методическими пособиями и литературой. Самостоятельная работа характеризуется удовлетворенностью разнообразием форм ее проведения («полностью удовлетворен» - 16,36 %, «скорее удовлетворен» - 31,9 %). Обеспеченностью методическими пособиями студенты удовлетворены на среднем уровне - 34,9 %. Обеспеченность литературой студенты оценивают на среднем уровне (33,5 %) и ниже среднего (16,5 %) (рис. 2).
п%
Разнообразие видов учебной деятельности
■ 3,(7 1 20,3 Я/1 40,9
43,2
127 43,2
Внеучебная деятельность
27,0
37,6
37,9
Информационная поддержка^ ' | 25,2
]
■ Полное безразличие □ Неважно □ Имеет значение □ Важно
Рис. 1. важность различных аспектов учебного процесса: оценка студентов, %
Разнообразие форм ШЯ 29,0
Обеспеченность литературой
Обеспеченность методическими пособиями Ш^ИщШ
31,9
16,4
27,2 15,2
26,3 14,3
■ Совсем не удовлетворен ■ Скорее не удовлетворен
□ Средний уровень удовлетворенности □ Скорее удовлетворен
□ Полностью удовлетворен
Рис. 2. удовлетворенность организацией и содержанием самостоятельной работой: оценка студентов, %
следует отметить, что в оценках самостоятельной работы, в сравнении с другими видами учебной работы, чаще выставлялись оценки «скорее не удовлетворен» и «совсем не удовлетворен». например, при оценке лекционных занятий такие оценки встречаются реже. ответы «совсем не удовлетворен», «скорее не удовлетворен» составляют менее 10 % по всем видам деятельности, в то время как в оценках организации самостоятельной работы такие оценки даются более, чем 20 % респондентов (рис. 2). студенты удовлетворены новизной и актуальностью учебного материала на лекциях и представлением материала в лекционных презентациях (23 и 28 % дали оценки «полностью удовлетворен», 30 и 34 % «скорее удовлетворен»). распределение ответов на этот вопрос отражено на рис. 3. оценка удовлетворенности преподавательским составом, содержанием и организацией се-
Новизна и актуальность материала
Использование презентаций
■ Совсем не удовлетворен ■ Скорее не удовлетворен
□ Средний уровень удовлетворенности □ Скорее удовлетворен
□ Полностью удовлетворен
Рис. 3. Удовлетворенность организацией и содержанием лекционных занятий: оценка студентов, %
минарских занятии, консультациями и организацией практик аналогична распределению оценки лекционных занятий.
Одним из показателей оценки организации самостоятельной работы можно рассматривать представления студентов о возможностях дополнительного развития, которые предоставляет образовательная организация. На рис. 4 представлено распределение ответов на этот вопрос. В сопоставлении с оценками организации самостоятельной работы студентами были даны более низкие субъективные оценки возможностей дополнительного развития в учебной деятельности (рис. 4).
Возможность дополнительного развития
■ Совсем не удовлетворен
□ Средний уровень удовлетворенности
□ Полностью удовлетворен
■ Скорее не удовлетворен □ Скорее удовлетворен
Рис. 4. Удовлетворенность возможностями дополнительного развития в учебной деятельности: оценки студентов, %
При подготовке к занятиям студенты в основном используют конспекты и учебную литературу - 28 %, только конспекты используют 21 %. 20 % респондентов отметили, что помимо рекомендованной основной литературы осуществляют дополнительный самостоятельный поиск источников. 15 % используют конспекты и рекомендованную учебную литературу. 10 % сообщили, что к занятиям практически не готовятся (рис. 5).
По оценке студентов, при организации самостоятельной подготовки они обращаются к источникам читального зала и читательского абонемента. Менее востребованными оказалась электронно-библиотечная система «1РК.-Ьоокз» и полнотекстовая электронная библиотека СибГУТИ (рис. 6). Следует отметить, что эти результаты характеризуют этап внедрения ресурсов электронных библиотек в обеспечение образовательного процесса и, видимо, более инертная часть студентов еще недостаточно освоила возможности этих образовательных ресурсов.
В 2016 г. было проведено повторное исследование удовлетворенности студентов организацией и содержанием образовательного процесса, вне-
28,2
19,7
21Д
5,8
14,7
10,5
Осуществляю дополнительный самостоятельный поиск источников
Использую конспекты
Использую конспекты, рекомендованную литературу
Использую конспекты и учебную литературу
Использую
только конспекты
К занятиям практически не готовлюсь
% ответов
Рис. 5. распределение ответов на вопрос: какие источники вы используете при подготовке к занятиям? (допускалось выбрать один вариант ответа), %
В Читальный зал
□ Читательскй абонемент
□ Электронно-читательская система «ГРЯ-Ьоок»
Практически каждый день
5,2
О
70,5
76,8
26,7
16,7
1,8 1,8
2-3 раза в неделю
17,4
Раз в месяц или реже
80,0
Практически никогда
% ответов
Рис. 6. распределение ответов на вопрос: как часто вы пользуетесь библиотечными ресурсами нашего университета? (допускалось выбрать один вариант ответа по каждому из видов ресурсов), %
учебной деятельности и информационным обеспечением, а также в целом удовлетворенности профессиональным выбором и выбором учебного заведения. в анкету также были включены вопросы, позволяющие дать оценку удовлетворенности организацией и содержанием самостоятельной работы и отдельных ее элементов. По этим оценкам степень удовлетворенности самостоятельной работой в университете возросла: на 6 % возрастает количество «скорее удовлетворенных», на 2,7 % снижается число тех, кто «со-
36,1
179 20 30,0 29,6 29,2 11,1 12,8 □ 2015 г. □ 2016 г. 8,0 5,3
Полностью удовлетворен Скорее удовлетворен Средний уровень удовлетворенности Скорее не удовлетворен Совсем не удовлетворен
% ответов
Рис. 7. удовлетворенность организацией самостоятельной работой: сравнение оценок студентов в исследованиях 2015 и 2016 гг., %
всем не удовлетворен» и на 1,7 % «скорее не удовлетворенных». средний уровень удовлетворенности практически не подвергся изменениям, однако процент «полностью удовлетворенных» в 2016 г. снизился на 2,1 пункта (рис. 7).
степень удовлетворенности научно-исследовательской работой также характеризуется положительной динамикой. к 2016 г. на 4,7 % снижается количество респондентов, считающих, что они «совсем не удовлетворены» данным видом деятельности в университете; на 9,6 % снижается число тех, кто «скорее не удовлетворен». При этом на 8 % увеличивается количество тех, кто выставил оценку «полностью удовлетворен» (рис. 8).
32,4
16,9
11,1
24,4
31,8
31,3
21,4
11,8
□ 2015 г.
□ 2016 г.
11,8
7Д
Полностью удовлетворен
Скорее удовлетворен
Средний уровень удовлетворенности
Скорее не удовлетворен
Совсем не удовлетворен
% ответов
Рис. 8. удовлетворенность организацией научно-исследовательской работой: сравнение оценок студентов в исследованиях 2015 и 2016 гг., %
Анализ субъективных оценок студентов содержания и организации самостоятельной работы позволяет сформулировать ряд принципиальных положений, необходимых для построения культуры самоорганизации студентов в процессе самостоятельной работы в университете:
- формирование осознания важности и ценности самостоятельной работы как инструмента в формировании профессионализма и профессиональных компетенций как в представлениях преподавателей, так и в представлениях студентов;
- расширение дидактической компетентности преподавательского корпуса в вопросах организации и контроля самостоятельной работы студентов, в том числе с применением эвристических возможностей электронной информационно-образовательной среды университета;
- создание условий для активной позиции студентов по отношению к управлению самостоятельной работой и взаимодействием с преподавателями в рамках контроля самостоятельной работы;
- формирование культуры учебной самоорганизации студентов через каналы внутриорганизационной коммуникации, включая интерактивные лекции, семинары и тренинги;
- совершенствование консультативной помощи со стороны преподавателей через создание внешней и внутренней мотивации преподавателя;
- создание системы обратной связи со студентами, выпускниками, учет их мнений о содержании и качестве организации самостоятельной работы посредством социологического мониторинга качества образования.
В качестве основных критериев результативности внедрения этих положений может выступать:
1. Положительная динамика отношения студентов к значению самостоятельной работы в формировании профессионализма и профессиональных компетенций.
2. Положительная динамика в дидактическом сопровождении самостоятельной работы студента со стороны преподавателя: расширение форм, методов организации и контроля самостоятельной работы.
3. Сформированность у студентов представлений о связи между овладением навыками культуры самоорганизации и практической профессиональной деятельностью.
4. Использование всеми участниками образовательного процесса возможностей электронной информационно-образовательной среды университета, предоставляющей широкие возможности для организации, консультирования, оценивания результатов самостоятельной работы студентов.
Литература
1. Абрамова С.Б., Шманцарь М.В. Образовательные риски в условиях трансформации системы высшего образования // Социальное пространство современного города / под ред. ГБ. Кораблевой, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. С. 213-218.
2. Брехова А.В., Чернышева Е.И. Самостоятельная работа студентов как средство активизации творческого учебного процесса // Научный аспект. 2017 Т. 2. № 1. С. 118-127
3. Глинский В.В., Донских О.А. Информационные основания управления в сфере образования: социологический подход // Вестник Томского государственного
университета. Философия. Социология. Политология. 2012. Вып. 1. № 4 (20). С.197-205.
4. Голуенко Т.А., Трубникова О.А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода // Ползуновский альманах. 2017 Т. 4. № 4. С. 119-122.
5. Русаковский М.А. Современные дискурсы воспитания в университете: смена правил игры // «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета: сб. статей и мат-лов междунар. науч. конф. 24-25 ноября 2017 г. / отв. ред. ГИ. Петрова. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2018. С. 3-12.
6. Заболотная В.В. Организация самостоятельной работы бакалавров с использованием электронного образовательного ресурса // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Вып. 2 / СПОИСУ СПб., 2016. С. 231-235.
7 Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017 Т. 6. № 4. С. 231-234.
8. Муллина Э.Р., Мишурина О.А., ЧупроваЛ.В. Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов в условиях функционирования рейтинговой системы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2015. № 2 (21). С. 109-112.
9. Огороднова О.В. Компетентностный подход в организации самостоятельной работы студентов вузов: реальность и перспективы // Совет ректоров. 2011. № 9. С. 60-67.
10. Омелаенко Н.В. Методика и организация самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 538-542.
11. Плешакова Т.В. Формирование профессиональной компетентности в процессе организации самостоятельной работы студентов // Альманах современной науки и образования. 2010. № 12 (43). С. 143-147.
12. Старшинова Т.А., Хайруллина Э.И. Организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 17. С. 334-338.
13. Троянская С.Л., Савельева М.Г. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ 2013. 114 с.
14. Харанутова Е.И. Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания дисциплины «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности» // Труды конференций ВСГУТУ 2015. С. 256-259.
15. Красавина Ю.В. Реализация деятельностных оснований компетентностного подхода при организации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2015. № 2. С. 221-226. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18822 (дата обращения: 21.03.2018).
16. Шубина Н.Б. Организация самостоятельной работы студентов СПО с использованием информационных технологий (на примере социальных сетей) // Психология, социология и педагогика. Электронный научно-практический журнал.
2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6895 (дата обращения: 21.03.2018).
Bibliograhy
1. Abramova S.B., Shmancar' M.V. Obrazovatel'nye riski v uslovijah transformacii sistemy vysshego obrazovanija // Social'noe prostranstvo sovremennogo goroda / pod red. G.B. Korablevoj, A.V Merenkova. Ekaterinburg: Ural'skij federal'nyj universitet, 2015. P 213-218.
2. Brehova A.V, Chernysheva E.I. Samostojatel'naja rabota studentov kak sredstvo aktivizacii tvorcheskogo uchebnogo processa // Nauchnyj aspekt. 2017 T. 2. № 1. P118-127
3. Glinskij VV, Donskih O.A. Informacionnye osnovanija upravlenija v sfere obrazova-nija: sociologicheskij podhod // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. 2012. Vyp. 1. № 4 (20). P 197-205.
4. Goluenko T.A., Trubnikova O.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah kompetentnostnogo podhoda // Polzunovskij al'manah. 2017 T. 4. № 4. P 119-122.
5. Gusakovskij M.A. Sovremennye diskursy vospitanija v universitete: smena pravil igry // «Zabota o sebe» kak obrazovatel'naja praktika sovremennogo klassicheskogo universiteta: sb. statej i mat-lov mezhdunar. nauch. konf. 24-25 nojabrja 2017 g. / otv. red. G.I. Petrova. Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta, 2018. P 3-12.
6. Zabolotnaja VV. Organizacija samostojatel'noj raboty bakalavrov s ispol'zovaniem jelektronnogo obrazovatel'nogo resursa // Regional'naja informatika i informacionnaja bezopasnost': sbornik trudov. Vyp. 2 / SPOISU. SPb., 2016. P 231-235.
7. Makarov S.I., Buntova E.V. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v ramkah kompetentnostnogo podhoda obuchenija // Samarskij nauchnyj vestnik. 2017 T. 6. № 4. P 231-234.
8. Mullina Je.R., Mishurina O.A., Chuprova L.V. Metodicheskie podhody k organizacii samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah funkcionirovanija rejtingovoj sistemy // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2 (21). P 109-112.
9. Ogorodnova O.V. Kompetentnostnyj podhod v organizacii samostojatel'noj raboty studentov vuzov: real'nost' i perspektivy // Sovet rektorov. 2011. № 9. P. 60-67.
10. Omelaenko N.V. Metodika i organizacija samostojatel'noj raboty studentov // Sovre-mennye naukoemkie tehnologii. 2016. № 2-3. P. 538-542.
11. Pleshakova T.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti v processe organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2010. № 12 (43). P 143-147.
12. Starshinova T.A., Hajrullina Je.I. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v kontekste kompetentnostnogo podhoda // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012. T. 15. № 17 P 334-338.
13. TrojanskajaS.L., Savel'evaM.G.Kompetentnostnyj podhod k realizacii samostojatel'noj raboty studentov: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izd-vo UdGU, 2013. 114 p.
14. Haranutova E.I. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v processe prepoda-vanija discipliny «Pravovoe regulirovanie reklamnoj i PR-dejatel'nosti» // Trudy konferencij VSGUTU. 2015. P 256-259.
15. Krasavina Ju.V. Realizacija dejatel'nostnyh osnovanij kompetentnostnogo podhoda pri organizacii samostojatel'noj raboty studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 2. P 221-226. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18822 (data obrashhenija: 21.03.2018).
16. Shubina N.B. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov SPO s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij (na primere social'nyh setej) // Psihologija, sociologija i pedagogika. Jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2016. № 6. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6895 (data obrashhenija: 21.03.2018).