УДК 34 07; 34164 341.231.14; 342.7 Анастасия Сергеевна Миловидова,
старший преподаватель кафедры конституционного и международного права,
Нижегородская академия МВД России, кандидат юридических наук E-mail: milovidovama@yandexd.ru
Anastasia Sergeevna Milovidova, senior lecturer of the chair of constitutional and international law, Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the internal affairs of Russia,
candidate of sciences (law)
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МВД РОССИИ ПО ЖАЛОБАМ, ПОСТУПИВШИМ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В настоящей статье рассматривается правовое регулирование практики МВД России по жалобам, поступившим из Европейского суда по правам человека. Автором анализируется процедура взаимодействия МВД России с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
Ключевые слова: права человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, МВД России.
EXPERIENCE IN ORGANIZING THE WORK OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON COMPLAINTS RECEIVED FROM THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
This article discusses legal regulation of the practice of the Ministry of internal Affairs of Russia on complaints received from the European court of human rights. The author analyzes the procedure of interaction between the Ministry of internal Affairs of Russia and the Commissioner of the Russian Federation in the European Court of human rights.
Keywords: human rights, the European Convention on human rights, the European court of human rights, Ministry of the internal affairs of Russia.
Специфика механизма охраны прав человека заключается не только в существовании международного акта, унифицирующего ключевые права и свободы, но и в функционировании специального надзорного органа - Европейского суда по правам человека (далее - Суд). Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) 5 мая 1998 года [9]. Тогда же в целях обеспечения эффективной защиты интересов нашего государства при рассмотрении дел в Суде была учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека [8] (далее - Уполномоченный). Это лицо по должности является заместителем Министра юстиции РФ. Вместе с тем, одно это лицо объективно не в состоянии осуществлять качественное представительство без взаимодействия с иными органами государственной власти.
Работа Уполномоченного организована таким образом, что по получении нотификации по жалобе против РФ он незамедлительно информирует об этом заинтересованные органы власти. Далее запрашивает необходимую информацию о фактической и юридической стороне дела для эффективного представления интересов РФ в Суде, в том числе копии всех необходимых документов, относящихся к делу. Информация должна быть предоставлена Уполномоченному не позднее чем через месяц после получения запроса. На основе полученных материалов Уполномоченный формирует позицию РФ по делу, выступает в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в Суде.
Толкование Положения о Министерстве внутренних дел РФ [7] в совокупности с актами о деятельности Уполномоченного позволяет говорить о том, что работа по взаимодейст-
РАЗДЕЛ II. ПОЛИЦИЯ, ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ...
вию двух этих правозащитных структур на сегодняшний день грамотно регламентирована. Работа МВД России с Уполномоченным осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 2014 г. [6].
Суд для выяснения позиции государства направляет по каждому делу ряд вопросов. Так, в рамках судопроизводства по жалобе на бездействие правоохранительных органов, которая была коммуницирована 8 января 2018 г., Судом среди прочих предложен вопрос: могли ли государственные органы предотвратить посягательства на неприкосновенность заявительницы. Обстоятельства дела таковы: заявительнице и ее сыну неоднократно угрожал убийством ее знакомый, он преследовал ее, несколько раз избивал, пытался задушить, повредил гидравлическую тормозную систему ее автомобиля. Каждый раз сотрудники полиции отказывали в возбуждении уголовного дела по той причине, что угрозы не являлись «ни реальными, ни конкретными». В этих обстоятельствах заявительница предполагает нарушение ст. 3 (запрет пыток), ст. 13 (право на эффективные средства правовой защиты) и ст. 14 Конвенции (запрет дискриминации) [4].
Начальники подразделений центрального аппарата МВД России в соответствии с указанным ранее приказом должны лично рассматривать подобные запросы Уполномоченного, а также контролировать подготовку проектов ответов на такие запросы. При этом проекты ответов должны быть согласованы с Договорно-правовым департаментом МВД России. Для этого они направляются со всеми прилагаемыми материалами проверки не позднее семи рабочих дней до истечения срока рассмотрения запроса Уполномоченного.
Контроль за своевременным исполнением поступающих в МВД России запросов Уполномоченного осуществляет Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России. По официальным данным ежегодно в МВД России поступают десятки обращений, связанных с рассмотрением жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц органов внутренних дел РФ: в 2014 году на рассмотрение поступило 112, в 2015 году - 79, в 2016 году - 65 (информация по 2017 году в настоящий момент недоступна).
Рассматриваемый приказ установил обязанности руководителей центрального аппарата, территориальных органов, организаций системы МВД России, представительств за рубежом:
- своевременно, полно и объективно проводить проверки по всем фактам, изложенным в запросах Уполномоченного;
- устанавливать фактическую и юридическую сторону дела;
- осуществлять сбор и представление документов и материалов, необходимых для формирования позиции РФ при рассмотрении дел в Суде;
- обеспечивать исполнение вступивших в законную силу решений Суда;
- предусматривать в системе профессиональной служебной и физической подготовки систематическое изучение с личным составом практики Суда по жалобам против РФ, затрагивающим компетенцию МВД России.
Для большей эффективности копии поступивших в Договорно-правовой департамент МВД России решений Суда размещаются в автоматизированной информационно-поисковой системе «Судебная практика», а их обобщенные обзоры ежегодно направляются в подразделения системы МВД России.
Вместе с тем, даже такая внушительная работа, к сожалению, не всегда позволяет доказать непричастность МВД России к нарушениям прав и свобод граждан. Так, сумма возмещения РФ в 2016 году по постановлениям Суда в делах, которые связаны с деятельностью МВД России, составила более полутора миллионов евро, в 2015 году - более 3 миллионов долларов США и 4 миллионов евро.
Чаще всего постановления Суда затрагивают компетенцию Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка. Аналогичны многие жалобы, принятые Судом к рассмотрению в 2018 году. Они касаются предполагаемо необоснованного задержания во время антикоррупционной акции и неправомерного использования административного дос-
тавления (в деле объединено девять жалоб) [5], необоснованного применения силы во время другой общественной акции, запланированной в качестве мирного шествия, но превратившейся в противостояние и столкновение между полицией и протестующими в 2012 году [3] (ст. 5 Конвенции - право на свободу и личную неприкосновенность), а также нарушения прав задержанного [1] (после задержания лицу не разрешили позвонить юристу; ст. 6 Конвенции - право на справедливое судебное разбирательство).
Вопрос сотрудничества органов власти при работе по жалобам, поступившим из Суда, рассматривается и в научных исследованиях. А.М. Кононов пишет о работе МВД России и Уполномоченного, указывая на перспективные направления сотрудничества: «...обеспечение более взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу и более широкое применение альтернативных мер пресечения; создание новых и совершенствование существующих национальных средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений; создание надлежащих, отвечающих международным стандартам условий содержания под стражей» [2, с. 44].
Итак, вопрос о взаимодействии органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при работе по жалобам, поступившим из Суда в адрес РФ, рассмотрен нами на примере частного случая сотрудничества: между Уполномоченным и МВД России. Эта сфера деятельности четко регламентирована, но ее совершенствование видится весьма актуальной задачей, потому как материалы, предоставленные Уполномоченному, в некоторых случаях требуют дополнительного уточнения и разъяснения (вероятно, по причине нехватки времени готовятся не всегда на достаточно качественном уровне). Полагаем, дальнейшая работа в указанном научном направлении позволит решить эту и другие проблемы, повысив тем самым эффективность представительства интересов РФ в Европейском суде по правам человека.
Список литературы
1. 26 марта наступило в Страсбурге // https://www.kommersant.ru/doc/3546729180628 (дата обращения: 10.03.2018).
2. Кононов А.М. О взаимодействии МВД России с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителем Министра юстиции Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 3. - С. 42-46.
3. Материалы дела «Варжабетян против Российской Федерации» по жалобе № 75926/17 // http://hudoc. есЫ\соелй/е^?1=001-181349 (дата обращения: 10.03.2018).
4. Материалы дела «Володина против Российской Федерации» по жалобе № 41261/17 // http://hudoc. есЫ\соелй/е^?1=001-180628 (дата обращения: 10.03.2018).
5. Материалы дела «Поляк и другие против Российской Федерации» // http://hudoc.echr.coe.int/ е^?1=001-181735 (дата обращения: 10.03.2018).
6. Приказ МВД России от 12 сентября 2014 г. № 782 «О повышении эффективности взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителем Министра юстиции Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 14.03.2018).
7. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «ГАРАНТ.РУ» http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71472244/#ixzz 51bAV8wBp (дата обращения: 14.03.2018).
8. Указ Президента РФ от 29 марта 1998 года № 310 «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации» // Российская газета. - 1998. - 8 апреля.
9. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» // Российская газета. - 1998. - 7 апреля.