УДК 341 ББК 67.9
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МВД РОССИИ С УПОЛНОМОЧЕННЫМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА — ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АНА ТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ КОНОНОВ,
референт Договорно-правового Департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается содержание, порядок и результаты взаимодействии МВД России с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
Ключевые слова: взаимодействие полиции с другими органами, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, защита прав и свобод, правозащитная деятельность, профилактика нарушений законности.
Abstract. This article examines the content, procedure and results of interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Representative of the Russian Federation at the European Court of Human Rights — Deputy Minister of Justice of the Russian Federation.
Keywords: police interaction with other bodies, the Representative of the Russian Federation at the European Court of Human Rights, the protection of rights and freedoms, human rights activities, the prevention of violations of the rule of law.
Важнейшим принципом деятельности полиции как составной части единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел провозглашен принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Среди разнообразных форм обеспечения данного принципа особое внимание уделяется организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
Эта должность утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. № 310 в целях обеспечения эффективной защиты интересов государства при рассмотрении дел в Европейском Суде.
Уполномоченный в соответствии с возложенными на него функциями по получении нотификации о воз-
буждении иска против России информирует об этом заинтересованные федеральные органы государственной власти и запрашивает у них необходимую для эффективного представления интересов Российской Федерации в Европейском Суде информацию о фактической и юридической стороне дела с приложением копий всех относящихся к делу документов.
Федеральный орган исполнительной власти, получивший извещение от Уполномоченного о вынесенном Европейским Судом или Комитетом Совета Европы решении, в течение месяца со дня получения указанного извещения должен обеспечить исполнение решения в полном объеме и проинформировать о результатах исполнения Уполномоченного.
Ежегодно в МВД России поступают десятки обращений Уполномоченного, связанных с рассмотрением жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации.
В определенной степени одной из причин такой активности является, как ни парадоксально, и рост правовой культуры и правовой информированности населения страны, и целенаправленная деятельность правозащитных организаций и адвокатских сообществ.
Так, в 2010 г. на рассмотрение поступило 136 обращений, в 2011 году — 139, в 2012 г. — 106, в 2013 г. — 134, в 2014 г. — 112, 2015 г. — 79, за 9 месяцев 2016 г. — 43.
По состоянию на 1 октября 2016 г. в МВД России поступило 23 решения Европейского Суда по правам человека. Общая сумма возмещения Российской Федерацией по решениям Европейского Суда по правам человека составила 1 мил 238 тыс. 199 евро.
Для сравнения: в 2015 году в МВД России поступило 70 решений Европейского Суда по правам человека, по которым с Российской Федерации взыскано 3 мил 100 тыс. 600 долл. США и 4 мил 483 тыс. 493 евро.
Положительная динамика, которая выражается в снижении числа обращений в Европейский Суд и их удовлетворения, бесспорно является свидетельством эффективности мер, предпринимаемых руководством Министерства по соблюдению законности, защите прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел.
Вместе с тем следует отметить наличие еще ряда нерешенных проблем, имеющихся в повседневной деятельности органов внутренних дел.
В текущем году наиболее часто предметами рассмотрения в Европейском Суде по правам человека являлись:
• жестокое обращение со стороны сотрудников и необоснованное задержание по подозрению в совершении преступления (56%);
• ненадлежащие условия содержания в ИВС и при перевозке и этапировании (13%).
По сравнению с 2015 г. в процентном соотношении количество жалоб на жестокое обращение со стороны сотрудников и необоснованное задержание по подозрению в совершении преступления выросло более чем в 2 раза.
Чаще всего постановления Европейского Суда по правам человека затрагивают компетенцию Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Главного управления собственной безопасности, Следственного департамента, Главного управления уголовного розыска, Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Работа МВД России с Уполномоченным осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2014 г. № 782 «О повышении эффективности взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителем Министра юстиции Российской Федерации», который ориентирует подразделения МВД России на полноту и своевременность подготовки ответов на запросы Уполномоченного в качестве важнейшего элемента обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека, определяет механизм взаимодействия Министерства с Уполномоченным.
МВД России систематически обобщаются поступившие запросы Уполномоченного и проводится анализ сроков их исполнения. Ведется работа по обеспечению своевременного исполнения вступивших в законную силу судебных решений и по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников, государственных служащих.
Ряд запросов Уполномоченного имеет общий характер, касаются решений заседаний Комитета министров Совета Европы в Страсбурге и требуют от МВД России выработки концептуальных решений.
К указанной категории запросов можно отнести запросы, содержащие решения заседаний Комитета министров Совета Европы по делам:
• о нарушении прав граждан в период проведения контртеррористических операций в Чеченской Республике и других субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (группа дел «Хашиев»);
• о нарушениях прав лиц при решении вопроса об их выдаче по запросу иностранных государств для уголовного преследования (дела об экстрадиции, группа дел «Гарабаев») в аспекте
принятия российскими властями мер по предотвращению нарушений, связанных с фактами похищений и принудительного перемещения с территории России лиц, в отношении которых Европейским Судом по правам человека применены обеспечительные меры либо вынесены постановления, запрещающие их принудительное перемещение, в том числе в республики Узбекистан и Таджикистан; • об исполнении российскими властями постановлений Европейского Суда по делам о пытках и ином жестоком обращении с задержанными и лицами, содержащимися под стражей в органах внутренних дел, а также необеспечением эффективного расследования по данным фактам (группа дел «Михеев»).
Для повышения качества исполнения решений Европейского Суда по правам человека, затрагивающих компетенцию МВД России, а также в целях предупреждения нарушений требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в МВД России организовано систематическое изучение личным составом практики Европейского Суда по правам человека по жалобам против Российской Федерации, относящимся к компетенции Министерства.
На особом контроле руководства Министерства находится выполнение статьи 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» [1], запрещающей пытки, и статьи 5 Конвенции, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность. По каждому факту нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел проводится тщательная служебная проверка, виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
С целью предотвращения нарушений прав человека, подразделения МВД России ориентированы на соблюдение правил и норм международного права при обращении с заключенными, при конвоировании и перемещении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В рамках реализуемых государственных программ Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [2, 3], предполагается планомерно повышать качество и уровень объективности производства
дознания и следствия по уголовным делам, совершенствовать деятельность полиции по охране, конвоированию и содержанию задержанных и лиц, заключенных под стражу.
В целях недопущения нарушений прав и законных интересов граждан в ходе проведения предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, Следственным департаментом МВД России систематически изучается, обобщается и внедряется положительный, в том числе и зарубежный, опыт в области организации предварительного следствия. Осуществляется анализ следственной практики, организации и результатов деятельности органов предварительного следствия, разрабатываются и реализовываются меры по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы. Обобщается практика применения законодательства Российской Федерации органами предварительного следствия и вырабатываются правовые, организационные и иные меры по повышению эффективности их деятельности.
В работе по профилактике нарушений законности сотрудниками органов и подразделений внутренних дел большое значение придается изучению личным составом в системе служебной подготовки нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных актов, регламентирующих соблюдение прав и свобод человека.
Для использования в практической деятельности постановления Европейского Суда по правам человека и их копии направляются в территориальные органы МВД России и размещаются в базе ведомственной информационно-правовой системы.
Определены три основных направления, работа по реализации которых обеспечивает комплексный подход к решению имеющихся проблем:
• обеспечение более взвешенного подхода к избранию и продлению меры пресечения в виде заключения под стражу и более широкое применение альтернативных мер пресечения;
• создание новых и совершенствование существующих национальных средств правовой защиты в рассматриваемой области отношений;
• создание надлежащих, отвечающих международным стандартам условий содержания под
стражей.
Представляется, что решение этих проблем позволит существенным образом изменить ситуацию с обращениями граждан в Европейский Суд по правам человека в лучшую сторону.
Еще один вопрос, который заслуживает внимания.
Известно, что постановления и решения Европейского Суда по правам человека, обязательны для исполнения для всех сторон, подписавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Контроль за выполнением постановлений Европейского Суда осуществляется со стороны Комитета министров Совета Европы.
Вышеуказанная позиция была вновь подтверждена представителями властей 47 государств — участников Совета Европы на конференции высокого уровня на тему «Применение Европейской конвенции по правам человека наша общая ответственность», организованной 26—27 марта 2015 г. в Брюсселе Комитетом министров Совета Европы.
По итогам конференции принята Брюссельская декларация вместе с планом действий.
В декларации, отмечается существенное снижение количества дел, находящихся на стадии ожидания в суде. Так, в 2011 году это количество составило 150 тыс., а в январе 2015 г. — 70 тыс.
В тоже время Декларация, среди прочего, призывает к принятию дополнительных мер для преодоления трудностей, связанных с повторными жалобами, причиной которых является неисполнение решений. Количество таких жалоб достигает примерно 70 тыс.
План действий, в свою очередь, определяет ряд шагов, которые должны быть предприняты Советом Европы, Европейском Судом по правам человека и национальными властями для содействия в обеспечении быстрого и эффективного исполнения на практике решений суда. В плане отмечается важность эффективного контроля за соблюдением обязательств, принятых государствами-участниками в соответствии с Конвенцией.
В этой связи следует иметь в виду, что большая часть жалоб, рассматриваемых Европейским Су-
дом, и решений по ним является политически немотивированной и, как правило, подается лицами, содержащимися под стражей, отбывшими наказание или их родственниками, родственниками лиц, находящимися в розыске. Однако, к сожалению, в последние годы некоторые жалобы и решения Европейского суда имеют достаточно выраженную политическую ангажированность. Прежде всего, это дела по жалобам № 20958/14 «Украина против России», № 13255/07 «Грузия против России», «чеченские» дела и др.
В этих условиях Российская Федерация была вынуждена искать адекватные меры защиты.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П определено, что государственные органы, на которые возложена обязанность по обеспечению выполнения Российской Федерацией международных договоров, участницей которых она является, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление Европейского Суда по правам человека вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер индивидуального и общего характера, оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, — правомочны обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации для решения вопроса о возможности исполнения постановления Европейского Суда по правам человека и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения данной Конвенции; в случае если Конституционный Суд Российской Федерации придет к выводу, что постановление Европейского Суда по правам человека, поскольку оно основано на Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не может быть исполнено, такое постановление в этой части не подлежит исполнению.
Министерство внутренних дел Российской Федерации до настоящего времени не сталкивалась и в своей деятельности всячески стремиться, чтобы не возникла необходимость задействовать вышеуказанный правовой механизм отказа от исполнения
постановлений Европейского Суда по правам человека.
Литература
1. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
2. Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 № 313-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспече-
ние общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1145 (Документ утратил силу с 15 апреля 2014 г. в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 15.04.2014 № 649-р).
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2188.
УДК 341 ББК 67.9
РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЛОБАНОВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научный руководитель: профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Червонюк В.И. Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется судебная практика Европейского Суда по правам человека в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина применительно к праву собственности, выводятся европейские стандарты, применимые в том числе и к обеспечению свободы экономической деятельности. Проводится анализ некоторых положений практики Европейского Суда по правам человека с положениями практики Конституционного Суда РФ по указанной проблематике.
Ключевые слова: свобода экономической деятельности, право собственности, Европейский Суд по правам человека, европейские стандарты в обеспечении свободы экономической деятельности.
Abstract. The article examines the jurisprudence of the European Court of human rights in the sphere of ensuring the rights and freedoms of man and citizen in relation to a right of ownership, displays of European standards applicable, including to ensure freedom of economic activities. The analysis of certain provisions of the law of the European Court on human rights with the provisions of the constitutional Court of the Russian Federation on this issue.
Keywords: the freedom of economic activity, ownership rights, the European Court of human rights, European standards of freedom of economic activities.