Научная статья на тему 'Опыт организации работы государственной инспекции труда'

Опыт организации работы государственной инспекции труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деккушев Р. Б.

В данной статье рассмотрен опыт организации работы государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике в условиях кризиса. Основная задача органов государственной власти на современном этапе уделять особое внимание защите трудовых прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деккушев Р. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации работы государственной инспекции труда»

округе город Уфа Республики Башкортостан, об основных мероприятий по реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и другие документы, отчеты о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, отчет главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан П.Р. Качкаева на заседании Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 31 марта 2010 года.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

© Деккушев Р.Б.*

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты

В данной статье рассмотрен опыт организации работы государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике в условиях кризиса. Основная задача органов государственной власти на современном этапе уделять особое внимание защите трудовых прав граждан.

Ключевые слова федеральная инспекция труда, заработная плата, трудовое законодательство.

Изменение макроэкономической ситуации в стране отразилось на экономическом положении огромного числа предприятий, что привело к стремлению многих предпринимателей оптимизировать затраты за счет ухудшения материального положения своих сотрудников.

В России еще в 90-е годы начала складываться среда, способствующая массовым злоупотреблениям работодателей. Многочисленные исследования показывают, что даже в 2000-е годы, характеризующиеся высоким спросом на рабочую силу, на многих предприятиях рабочий день длился 10-12 часов; Сверхурочная работа, а также работа в ночные смены, выходные и праздничные не оплачивалась в повышенном размере; при прекращении трудовых отношений не всегда выплачивалось выходное пособие; оплата отпуска, всех компенсаций и пособий осуществлялась исходя из «белой» зарплаты.

В настоящее время естественно производится более жесткий контроль со стороны Роструда и прокуратуры за соблюдением законодательства по защите занятости, чем это было в 1990-е годы, и сегодня нанимателям ед-

* Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет».

ва ли удастся довести невыплаты зарплаты до уровня 90-х, хотя некоторый рост невыплат все же наблюдается. К тому же в 2009 г. был поднят размер минимальной оплаты труда до 4300 руб., размер пособия по безработице теперь составляет 4900 руб.

Однако в условиях кризиса произошло существенное ухудшение положения работников, в том числе вследствие массовых нарушений трудового законодательства работодателями. Таким образом, основная задача органов государственной власти на современном этапе уделять особое внимание защите трудовых прав граждан.

Согласно действующему законодательству одной из форм защиты трудовых прав граждан является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Главная роль в данном случае отводится федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354 ТК РФ) [1].

Осуществляя надзорную и контрольную деятельность, государственные инспекции труда в Российской Федерации на примере Государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике сталкиваются с рядом проблем:

1. наблюдается рост численности небольших организаций, что ведет к увеличению количества работодателей и затрудняет инспектирование, так как количество государственных инспекторов труда незначительно;

2. растет количество организаций, которые создаются на короткий промежуток времени, а затем ликвидируются (так называемые фирмы-однодневки) или часто меняют форму собственности и местонахождение, что не позволяет произвести своевременную проверку их деятельности и принять соответствующие меры к нарушителям трудового законодательства;

3. сохраняют актуальность проблемы, связанные с «серой заработной платой», поскольку работник в случае возникновения трудового спора не может получить должную правовую защиту;

4. в ряде случаев в связи со сложившейся «негативной» судебной практикой и недостаточным профессиональным уровнем инспекторов возникает возможность привлекаемым к административной ответственности лицам избежать наказания;

5. низкий уровень оплаты труда в государственной инспекции труда.

В штате Карачаево-Черкесской Гострудинспекции 13 человек, кото -рым поднадзорны более 22700 предприятий и организаций республики.

Государственная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства, а труде и охране труда. В структуру ГИТ в КЧР входит 2 отдела, осуществляющих надзор па правовым вопросам и надзор в области охраны труда. Государственная инспекция труда имеет право проверять и контролировать соблюдение законодательства о труде на любых предприятиях республики вне зависимости от формы собственности. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регламентирует частоту проверок предприятий и организаций, в соответствии с которым плановая (комплексная) проверка мажет быть осуществлена 1 раз в 3 года.

Также Гострудинспекция имеет права проводить внеплановые (целевые) выходы на предприятия или в организации для проверки обоснованности полученной жалобы, другой оперативно полученной информации. В этом случае внеплановая проверка включает в себя и плановую проверку документации. Анализ показывает, что свыше 60 % поступивших жалоб оказываются обоснованными.

Для регистрации проверок Госинспекции труда в каждой организации должен быть заведен журнал учета мероприятий по контролю должностным лицам органа государственного контроля. По итогам проверки государственный инспектор труда выносит предписание, обязательное к исполнению, с указанием сроков устранения выявленных нарушений, а также имеет права вынести решение о привлечении к административной ответственности в виде штрафных санкций до 5000 рублей на должностных лиц и до 50000 рублей - на юридических лиц.

По итогам 12-ти месяцев 2009 года работниками Государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике в организациях и предприятиях КЧР проведено 617 проверок.

В ходе надзорно-контрольных мероприятий было выявлено 3164 нарушений трудового законодательства, из них:

- несвоевременно и не в соответствии с требованиями трудового законодательства осуществляется аттестация рабочих мест;

- нарушается трудовое законодательство, связанное с охраной труда [2].

Статистические данные наглядно демонстрируют, что ошибки работодателей в вопросах охраны труда весьма распространены и доминируют среди других правонарушений. Отдельно остановимся на мерах, препятствующих данным нарушениям. Для их предупреждения в организациях необходимо разрабатывать и утверждать:

- инструкции по охране труда (на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда);

- журналы регистрации инструктажа: вводного, первичного и повторного (при необходимости - внепланового и целевого);

- журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;

- график периодических медицинских осмотров;

- положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.[3].

Перечень документов определяется спецификой деятельности организации. В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране необходимо упомянуть о снижении заработной платы и о других изменениях в условиях труда работников. Для того, чтобы работодателю оформить снижение заработной платы в организации и перейти на новые условия труда, нужно издать приказ с предупреждением работника о грядущих изменениях.

В этом случае формулирование данного факта как «бессрочный отпуск» в приказе по предприятию не допускается. В ТК РФ предусмотрен только отпуск без сохранения заработной платы (ст. 28). Предоставляется он по письменному заявлению работника (а не по инициативе работодателя), и продолжительность его должна четко оговариваться. Не влияет кризис в экономике и на выплаты по больничным листам.

Основные условия оплаты труда содержатся в трудовом договоре. Не следует забывать о том, что работодатель обязан выплачивать денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и отпускных [3].

Если работодатель задерживает выплаты заработной платы, то он должен учитывать указанную компенсацию, и зарплата должна быть выдана с учетом этой компенсации. Задержка выплаты заработной платы даже на 13 дня предполагает начисление процентов в указанном размере. В настоящее время, в условиях кризиса, подобного рода нарушения со стороны работодателя могут быть вполне распространены.

Число обращений граждан с течением времени увеличивается. Вопросы обращений разнообразны, но большинство - это вопросы выплаты зарплаты, ее своевременность, невыплаты окончательного расчета при увольнении, невыдача трудовой книжки при увольнении, невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Несмотря на то что, инспекция активно использует привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности, следует отдельно рассмотреть проблему эффективности работы рассматриваемых государственных учреждений.

В настоящее время жесткое трудовое законодательство в России сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. По нашему мнению одной из причин грубого нарушения законодательства является то, что ответственность работодателей по сравнению с ответственностью, предусмотренной таможенным законодательством, намного ниже. Должностное лицо в соответствии с КоАП может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 1 до 5 тыс. руб., что не является значительной суммой, точно так же, как и для крупной компании, которая массово нарушает трудовое законодательство, несущественно заплатить штраф в размере от 30 до 50 тыс. Таким образом, для предприятия заплатить штраф оказывается выгоднее, чем исполнять предписание законодательства в области трудового права. Выход из сложившейся ситуации с нашей точки зрения может быть следующим - ужесточение трудового законодательства путем увеличения размера штрафных санкций.

Следует отдельно рассмотреть мировой опыт в вопросах организации государственной инспекции труда. В том виде, в каком инспекция существует в нашей стране, она существенно отличается от инспекций, действующих в других странах мира. В частности в европейских странах нет такого понятия как госинспектор по трудовым вопросам. Они занимаются только охраной труда, а правовые вопросы решаются в судах.

Создание трудовых судов предусматривается и в России, но в настоящее время вопрос еще не решен. Предполагается, что, трудовые суды должны быть такие же, как мировые, и входить в единую судебную систему, а судьи - иметь соответствующую оплату. Создание судов позволило бы решить многие проблемы, позволило бы обеспечить надежную защиту трудовых прав граждан [5].

Совершенствование российского трудового права, являющегося отражением переходного периода в экономике, займет, определенное время. Но на каждом из этапов своего развития трудовое право призвано создать максимальные условия для эффективного функционирования механизма правового регулирования трудовых отношений.

На современном этапе, исходя из анализа правомочий федеральной инспекции труда, следует вывод, что основной формой защиты трудовых прав со стороны федеральной инспекции труда является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Очевидно, что государство, осуществляя активную политику на рынке труда, должно поддерживать подобные процессы. Но значительно важнее следующее: государству следует бороться с нарушениями трудовых прав работников в период кризиса, в том числе путем ужесточения трудового законодательства.

Список литратуры:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Рогова О. О проверках организаций и индивидуальных предпринимателей государственными инспекциями труда // Налоговый вестник. -2008. - № 11.

3. Погодина И.В. Как подготовиться к приходу трудовой инспекции // Трудовое право. - 2009. - № 2.

4. Итоги работы госинспекций труда в субъектах РФ // Кадровая служба и управление персоналом предприятия.

5. Сонин А.И. По итогам 1 полугодия 2008 года государственной инспекцией труда выявлено более 76 тысяч различных нарушений // Трудовое право. - 2008. - № 9.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Дубик Е.А.*, Мансуров Р.Ш/

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новогород

Для стратегических инвесторов, реализующих приоритетные для Нижегородской области проекты, оказывается финансовая поддержка, в рамках которой предполагаются налоговые льготы, налоговый кредит, частное освобождение от арендной платы за земельные участки, компенсация части процентной ставки по кредиту и государственные гарантии, а также нефинансовая помощь в создании инфраструктуры бизнеса.

Ключевые слова инвестиционная деятельность, инвестиционный приоритетный проект, государственная поддержка, основные документы регионального инвестиционного законодательства.

В современных рыночных условиях, инвестиционная деятельность не может осуществляться стихийно, только на основе деловых отношений между субъектами хозяйственной деятельности. Особое место при реализации любых инвестиционных проектов принадлежит государству в лице его органов законодательной и исполнительной власти от высших их представителей, до органов местного самоуправления. Государство выполняет функцию регулятора инвестиционной деятельности посредством определения норм и положений инвестиционного законодательства.

* Ассистент кафедры «Экономика и предпринимательство», кандидат экономических наук.

♦ Доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.