УДК 37.016:53
Дамбуева Альбина Борисовна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета, [email protected], Улан-Удэ
опыт организации профильного образования В СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье рассматривается профильное обучение физике как один из путей формирования профессионального самоопределения учащихся. Результаты ЕГЭ по физике в Республике Бурятия и показатели участия в различных научно-практических конференциях подтверждают эффективность профильного обучения и свидетельствуют о высокой мотивации учащихся физико-математических классов.
Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное самоопределение, мотивация
Dambueva Albina Borisovna
Candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University, [email protected], Ulan-Ude
AN EXPERIENCE OF ORGANIZING PROFILE EDUCATION IN SPECIALIZED PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCHOOLS
Abstract. The paper deals with profile teaching of physics as a way to form students professional self-determination. Results of final examinations and theoretical and practical conferences prove the effectiveness of profile teaching and snow students high motivation.
Keywords: profile teaching, professional self-determination, motivation.
Основная цель образования заключается в качественной подготовке специалистов, которые в дальнейшем будут работать по выбранному профилю. Однако, как показывает практика, зачастую выпускники вузов не могут самореализоваться и разочаровываются в полученной профессии. Одной из причин является неправильное определение сферы профессиональных интересов будущих абитуриентов, поэтому проблема формирования профессионального самоопределения в школе актуальна по сей день.
Профессиональным самоопределением называют самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [1].
Одним из путей формирования профессионального самоопределения является
переход к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся. Профильная дифференциация представляет собой разделение учащихся по способностям, интересам и, следовательно, по предполагаемому профессиональному выбору.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных образовательных программ; установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями; расширение возможности социализации учащихся; создание условий для самоопределения и творческой самореализации ученика; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, в том числе эффективная подготовка выпускников школы к освоению
программ высшего профессионального образования [2].
Различные профили обучения задаются определенной комбинацией базовых, профильных и элективных курсов. Базовые и профильные дисциплины определяются стандартом. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и не подлежат стандартизации. Отметим, что в «Концепции профильного обучения» заложено следующее соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50%-30%-20%.
Переход школы к профильному обучению сопровождается рядом психологических проблем, обусловленных противоречиями между недостаточным уровнем развития личностных качеств, умений и навыков учащихся, отсутствием зрелых мотивов выбора и необходимостью осуществить первичное профессиональное самоопределение при выборе профиля дальнейшего обучения. Разрешению данного противоречия могут способствовать разработка и внедрение в образовательный процесс школы системы психологического содействия в организации предпрофильной подготовки, возможные формы которого приведены А. И. Зеером.
Подготовкой специалистов многих профилей, например, сельскохозяйственного, инженерного, медицинского и т. д. занимаются ссузы - колледжи, лицеи, техникумы. Подготовка же физиков осуществляется только в вузах. Поэтому физико-математические классы (ФМК) в школах по своим целям и содержанию занимают промежуточное положение между общим средним и высшим физическим образованием и призваны помочь профессиональному самоопределению учащихся.
Основными видами научно-исследовательской деятельности будущего физика являются экспериментальная, теоретическая и расчётная. Поэтому процесс подготовки будущих специалистов в области физики должен быть направлен на формирование у учащихся ФМК начальных профессиональных знаний, умений, компетентностей, необходимых для освоения видов деятельности бакалавра и магистра физики, и обеспечивать будущему студенту успешность подготовки к научно-исследовательской деятельности.
Специфика целей обучения физике в ФМК определяется, главным образом, интересами и профессиональными намерениями учащихся. Среди школьных дисциплин физика занимает особое место, это связано с особенностями и широким кругом воздействия ее на личность учащихся.
Процесс изучения физики содействует формированию творческих способностей учащихся, их мировоззрения и убеждений, способствует воспитанию личности.
Основными направлениями профильной подготовки по физике служат формирование системы понятий, законов, элементов физической картины мира; овладение способами действий, характерными для исследования явлений природы и конструирования технических объектов; развитие умений применять знания во внеурочной деятельности в виде элективных курсов, исследовательского физического практикума. В качестве эффективных методов и форм приобретения учащимися опыта исследовательской деятельности и творчества в профильных классах используются проектная исследовательская деятельность с публикацией результатов, выступления на научно-практических конференциях, участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Остановимся на особенностях организации и содержания профильного обучения учащихся физике в школах города Улан-Удэ на примере гимназии № 33 и физико-математической школы № 56.
В школах города реализуются 2 модели организации профильного обучения физике: 1. Преподавание физики осуществляется школьными учителями физики в количестве 5 часов (гимназия № 33). 2. Преподавание физики осуществляется вузовскими преподавателями в объеме 7 часов (физико-математическая школа № 56).
Как показывает опыт, простое увеличение часов не ведет к существенному повышению качества образования. Во втором случае идет укрепление научных и учебно-методических связей между школой и вузом, что приводит к уменьшению разрыва между школьной и вузовскими системами образования, снижению психологической перегрузки учащихся при переходе из школы в вуз, подготовке учителей к профессиональной деятельности в условиях профильных классов.
Новый образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию таких видов деятельности на уроке, которые требуют практического применения физических знаний. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика. Этим требованиям соответствует решение задач, т. к. оно приучает учащихся анализировать, проникать в сущность явлений, способствует формированию творческого отношения к познавательной деятельности и неформальному освоению физических понятий [3]. Многие учащиеся считают занятия по решению задач сложными и непонятными. Поэтому для формирования исследовательских навыков в ФМШ №56 преподавателями кафедры общей физики Бурятского государственного университета разработаны и внедрены в учебный процесс такие элективные курсы, как «Методы решения задач по физике», «Решение нестандартных задач по физике», «Физика: путь поисков и открытий» [5; 6], «Подготовка к ЕГЭ по физике» [3]. Основными формами организации элективных занятий являются вводные лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой.
Для успешной организации допрофес-сиональной подготовки будущих физиков в ФМК необходимо учитывать психолого-пе-дагогические особенности формирования интереса к физико-математическим дисциплинам, мотивацию и факторы, способствующие выбору профессии физика.
В ходе проведенного анкетирования среди учащихся 9-11 классов гимназии № 33, физико-математической школы № 56 установлено, что выбор профессии происходит в основном в 11 классе (80%), причем 48% опрошенных считают, что свяжут будущую профессию с выбранным профилем. Доминирующими причинами возникновения интереса к физике является необходимость сдачи ЕГЭ по физике и дальнейшее поступление в вуз. Эти факторы отмечены 70% учащихся. Также респонденты отмечают такие мотивы, как успешность обучения (35%), содержание предмета (28%), состояние преподавания (30%), семейные традиции (10%), влияние учителя (12%).
Эффективность работы ФМК подтверждается результатами ЕГЭ по физике. Опыт проведения ЕГЭ в Республике Бурятия показывает увеличение числа учащихся, выбравших физику с 556 учеников в 2007 году до 1329 в 2011 году. Средний балл по республике в 2007 году составил 43,3, в 2011 - 49,38. Для сравнения отметим, что выпускники ФМК школ города в 2011 году показали средний балл 51,18.
С 2007 года лидирующие позиции по сдаче ЕГЭ по физике занимают следующие школы: I. Железнодорожный район: Российская гимназия № 59, СОШ № 46, № 51, Лицей № 27; II. Советский район: Г имназия № 33, СОШ № 9, № 1, № 2, № 37; III. Октябрьский район: СОШ № 49, физико-математическая школа № 56, СОШ № 17, № 35, №32. Выпускники, набравшие 80-96 баллов по физике, являются выпускниками школ с углубленным изучением физики. Это подтверждает тот факт, что без специальной подготовки очень сложно набрать большое количество баллов. Значительная часть учащихся, добросовестно изучавших физику в общеобразовательных классах по 2 часа в неделю, испытывают проблемы при решении задач с кратким ответом и не умеют решать задания с развернутым ответом.
Показатели участия и получения призовых мест в творческих конкурсах, научнопрактических конференциях, олимпиадах учащихся ФМК выше показателей учащихся общеобразовательных школ. Так, например, на региональном этапе конкурса талантливой молодежи «Национальное достояние России» в 2011 и 2012 годах призовые места были распределены между учащимися физико-математической школы № 56 и гимназии № 33, на городском и республиканском этапах НПК «Шаг в будущее 2012» 1 и 2 место получили также учащиеся гимназии № 33.
Повышение качества обученности у учащихся ФМК связано с развитием у них специальных навыков самообразования, самоорганизации, анализа собственной профессионально направленной деятельности.
Следует отметить, что все выпускники ФМК продолжают обучение в вузах и их адаптация к учебному процессу в вузе происходит быстрее.
Таким образом, физико-математичекие классы, являясь промежуточным звеном
между школой и вузом, способствуют профессиональному самоопределению старшеклассников и проектированию своего профессионального будущего.
Библиографический список
1. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2008. - 192 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - М.: Академия, 2009. - 384 с.
3. Злобина С. П. Комплексные задания ЕГЭ по физике // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 3. - С. 175-179.
4. Ларченкова Л. А. Дистанционное образование и проблемы профильного обучения физике в школе // Наука и школа. - 2008. - №2. - С. 75-78.
5. Физика 11 кл .: элективные курсы / сост. Маловик О. А. - Волгоград: Учитель, 2008. - 125 с.
6. Физика 10-11 кл.: сб-к элективных курсов / авт-сост. Попова В. А. - Волгоград: Учитель, 2007. - 246 с.