Научная статья на тему 'Опыт организации повышения квалификации и методической работы сипкро с педагогами системы дошкольного образования Самарской области'

Опыт организации повышения квалификации и методической работы сипкро с педагогами системы дошкольного образования Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации повышения квалификации и методической работы сипкро с педагогами системы дошкольного образования Самарской области»

наклонности, которые искренне признали бы и поступки человека, нравственные чувства

свою вину перед собой и по доброй воле пос- становятся стимулом его положительного

ледовали разуму». поведения, тормозом для различных отрица-

И Абай, и Бахытжан Канапьянов подчер- тельных побуждений. Образованные, грамот-

кивают значимость образования и воспитания ные люди, которые знают и помнят заветы

для каждого человека в отдельности и для це- предков, - залог процветания государства, его

лого народа, для страны. Воспитание нрав- будущее. Сила народа - в знании своих исто-

ственного облика школьников - главная зада- ков и культуры, подкрепленном жизненным

ча современного образования. Влияя на разум опытом мировой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журнал «Образование» №5, (47) 2009, ст. «О цели нравственного воспитания подрастающего поколения». - С.32.

2. Абай. Слова назидания. - 0нер, 2006, - С.6.

3. Канапьянов Б. Кочевая звезда. - Алма-Ата: «Жазушы» 1991, - 56 с.

4. Газета «Ленинская смена», 4 февраля 1989г., ст. «Когда строку диктует чувство» (из книги «На стыке веков»-Алматы, «Еылым»)

5. Табакова З.П. Этнопоэтика. - Петропавловск: 2008, - С.38

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СИПКРО С ПЕДАГОГАМИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

КАРПОВА Ю.В.,

к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов Самарского областного института повышения квалификации и

переподготовки работников образования,

г. Самара

Кафедра дошкольного образования СИП-КРО открыта в сентябре 2009 года. Кафедрой разрабатывается система курсовой подготовки педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по проблемам дошкольного образования в соответствии с заданиями министерства образования и науки Самарской области, запросами территориальных управлений образования, дошкольных образовательных учреждений, других учреждений; организует научно-консультационную работу для педагогов-экспериментаторов, формирует банк данных опытно-экспериментальной работы дошкольных образовательных учреждений, проводит мероприятия, направленные на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе

дошкольного образования Самарской области; осуществляет мониторинг состояния, результатов и перспектив развития дошкольных образовательных учреждений Самарской области, анализ подготовленности кадров, состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения дошкольных образовательных учреждений Самарской области по запросу министерства образования и науки Самарской области.

К основным направлениям деятельности кафедры относятся:

аналитическая деятельность:

- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы дошкольного образования;

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в дошкольных

Ш

образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;

- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений;

- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений Самарской области;

- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

информационная деятельность:

- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и детской литературы;

- ознакомление педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;

- информирование педагогических работников дошкольных образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного образования, о содержании образовательных программ, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных актах;

- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности;

организационно-методическая деятельность:

- проведение курсовых мероприятий повышения квалификации работников системы дошкольного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

- подготовка и проведение научно-прак-

тических конференций, педагогических форумов, тематических методических недель, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;

консультационная деятельность:

- организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений Самарской области;

- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований в области дошкольного образования;

- консультирование педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по апробации учебно-методических комплексов.

Для координации деятельности образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ДОУ), по решению проблем обучения и воспитания дошкольников в практику кафедры дошкольного образования введена одна из форм учебно-методической работы - методическая неделя,

В ходе методической недели организуется ряд мероприятий, связанных с темой, над которой работают ДОУ Самарской области. План мероприятий методической недели утверждается на заседании кафедры дошкольного образования.

Задачи методической недели:

- повышение методической грамотности и профессиональной компетенции педагогических кадров;

- разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий в работе с дошкольниками;

- поиск путей обновления содержания дошкольного образования.

Тематика методических недель разнообразна: «Методическое обеспечение дошкольного образования Самарской области», «Образовательная и оздоровительная работа в летний период», «Образовательная и оздоровительная работа в зимний период на участке детского сада», «Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями», «Обучение дошкольников основам безопасности жизне-

деятельности», «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: опыт внедрения ФГОС».

Основными формами организации занятий являются - мастер-классы, лекции, круглые столы, практикумы, выставки, тематические консультации.

Практическим итогом методической недели являются следующие результаты:

- публикация тематического альманаха по материалам участников недели;

- создание банка данных новых технологий работы с дошкольниками;

- выработка рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений;

- обобщение педагогического опыта.

Кафедра дошкольного образования ежегодно организует Региональный форум работников системы дошкольного образования, на котором обсуждаются важнейшие проблемы системы дошкольного образования Самарской области.

Для поддержки наиболее талантливых педагогов проводятся конкурсы профессионального мастерства «Воспитатель года» и «Детский сад года».

По результатам конкурсов были выявлены и поддержаны творчески работающие коллективы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), что будет способствовать повышению качества их деятельности, распространению успешного инновационного опыта в системе дошкольного образования и формированию позитивного отношения общественности к системе ДОУ.

Перспективами развития кафедры представляются:

- обновление учебно-методических комплексов по именному образовательному чеку;

- активное внедрение в практику курсовой подготовки (в том числе по ИОЧ) дистанционных образовательных технологий;

- совершенствование мониторинга качества курсовой подготовки слушателей, а также методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений Самарской области;

- расширение круга экспериментальных и базовых дошкольных образовательных уч-

реждений, проведение на их основе многоплановой научно-исследовательской и экспериментальной работы;

- подготовка и издание научной и методической литературы по актуальным проблемам дошкольного образования.

В Самарской области функционируют более 800 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

В некоторых из них разработаны авторские программы воспитания и развития дошкольников. Наиболее распространенными направлениями авторских программ являются: «физическое развитие» (36 программ), «развитие эмоциональной сферы» (27 программ), «экологическое воспитание» (16 программ), «интеллектуальное развитие» (14 программ), «гражданско-правовое воспитание» (12 программ).

По поводу аттестационных категорий педагогов можно констатировать, что в Самарской области преобладающей квалификационной категорией специалистов ДОУ являются высшая и первая.

Для повышения квалификации педагоги направляются в учреждения дополнительного профессионального образования.

Курсы проводятся на базе: Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центра развития образования г. о. Самара, Регионального Центра профессионального образования, Регионального центра специального образования, регионального социо-психологического центра.

В Самарской области сложились свои ежегодные традиции.

Практически каждый месяц проводятся региональные мероприятия, такие как:

- Фестиваль педагогического мастерства (г.о.Кинель - февраль);

- Областной конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» в целях выявления, поддержки и распространения опыта творчески работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений Самарской области и формирования позитивного общественного мнения о профессии педагога дошкольного образовательного учреждения (март - апрель);

Ц

- Методическая неделя для координации деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по решению проблем обучения и воспитания дошкольников (май);

- Международная конференция «Здоровое поколение XXI век» (июнь);

- Августовские совещания по актуальным проблемам дошкольного образования (август);

- Региональный форум работников дошкольного образования (октябрь). Каждый год в форуме принимают участие свыше 300 человек (среди них - заведующие, старшие воспитатели, воспитатели ДОУ, методисты ресурсных центров, специалисты управлений образований, департаментов образования, по делам молодежи, культуре и спорту, министерств образования, здравоохранения и социального развития Самарской области, депутаты, представители общественных организаций, профсоюзов, работники СМИ). В результате работы форума разрабатывается резолюция, на официальном сайте СИПКРО размещается электронный сборник материалов форума, а также фоторепортаж об основных событиях и этапах форума

- Методическая неделя (ноябрь)

- Конкурс дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, «Детский сад года» (декабрь).

В округах проводится большое количество мероприятий с педагогами.

Наиболее распространенными и традиционными формами мероприятий являются: семинары, открытые занятия, методические

объединения, мастер-классы, конференции, круглые столы, совещания.

Выявлены инновационные формы методических мероприятий, проводимых в Самарской области: общественные презентации, стендовые презентации, консультпункт, школа профессионального мастерства, фестиваль педагогических идей, ярмарка методических инноваций, педагогическая мастерская, неделя психологии.

Кроме того, ДОУ являются активными подписчиками периодических изданий методической направленности.

Наиболее распространена подписка на следующие периодические издания:

- журнал «Управление ДОУ»

- журнал «Дошкольное воспитание»

- журнал «Воспитатель ДОУ»

- журнал «Ребенок в детском саду»

- журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

- журнал «Справочник руководителя ДОУ»

Вместе с тем, существует ряд проблем в

методической работе с педагогами.

Основными из них являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- опережающее развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения педагогов ДОУ;

- недостаточная готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к внедрению педагогических технологий дея-тельностного типа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАТПЕНОВА Г.А.,

главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития филиала АО«НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Восточно-Казахстанской области, г.Усть-Каменогорск

Образование взрослых является одной из ключевых проблем международного сотрудничества в современном мире. Лидерами в этом сотрудничестве выступают такие круп-

ные международные организации, как ЮНЕСКО, в частности, Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Европейское Бюро по образованию взрослых, Европейская Ассо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.