Научная статья на тему 'Региональная модель инклюзивного образования: построение, анализ, оптимизация'

Региональная модель инклюзивного образования: построение, анализ, оптимизация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / INCLUSIVE EDUCATION / THE REGIONAL MODEL / PEOPLE WITH DISABILITIES ARE HEALTH / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / FACULTY OF SPECIAL EDUCATION / INTERNSHIP SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковцова Нина Ивановна, Ремезова Лариса Асхатовна

В данной статье представлена региональная модель инклюзивного образования. Обозначенные приоритетные направления деятельности факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в ее оптимизации в соответствии с основными задачами региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION: THE CONSTRUCTION, ANALYSIS, OPTIMIZATION

This paper presents a regional model of inclusive education. ITATION-designated priority areas of the Faculty of Special Education Povolzhskaya of state social and humanitarian academy in its optimization in line with the main objectives of a regional educational policy in the context of the modernization of Russian education.

Текст научной работы на тему «Региональная модель инклюзивного образования: построение, анализ, оптимизация»

С.И. Байрамов

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ФАКТОРА ...

7. Левченко В.И. Жак Аттали // http://www.e-reading. 2010, 264 с.

biz/bookreader 9. Власов А. В регионе ждут конкретных действий

8. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего в урегулировании карабахского конфликта // http:www. капитализма. Пер. с нем. Л.В.Воропай. М.: Праксис, newsazerbaijan.ru

SHAPING WORLD PUBLIC OPINION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT

OF THE INTERNATIONAL ORDER

© 2013

S.I. Bayramov, Master

Baku State University, Baku (Azerbaijan)

Annotation: The content of the world public opinion is international position of the countries, which is reflected in the establishment of world order. The current state of world public opinion related to the socio-political and economic processes defined, in turn, is globalization.

Keywords: world public opinion, globalization, world order, ICT superpower, regional and global confrontation.

УДК 37.018.4

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТРОЕНИЕ, АНАЛИЗ, ОПТИМИЗАЦИЯ

©2013

Н.И. Буковцова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета специального образования Л.А. Ремезова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика

и специальная психология»

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье представлена региональная модель инклюзивного образования. Обозначенные приоритетные направления деятельности факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в ее оптимизации в соответствии с основными задачами региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, региональная модель, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, доступная среда, факультет специального образования, стажиро-вочная площадка.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Самарской области осуществляется в общеобразовательных школах с 2001 года.

Построение модели инклюзивного образования и ее внедрение в образовательную практику инклюзивного образования реализовывалось через поддержку ряда областных целевых программ:

- 2001-2004 г.г. - областная целевая программа «Реабилитация»;

- 2005-2008 г.г. - областная целевая программа «Организация образовательных ресурсов Самарской области для детей и молодых людей с проблемами в развитии» («Интеграция).

В настоящее время инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется в 356 общеобразовательных учреждениях из 698 (51%).

Модель интегрированного/инклюзивного образования в Самарской области реализуется на федеральном региональном и муниципальном уровнях:

- Министерством образования и науки Самарской области, Факультетом специального образования ПГСГА, ЦСО, Центром дистанционного образования детей-ин-валидов, созданном при СИПКРО, общественными организациями;

- психолого-медико-педагогическими комиссиями, ТАСО, ЦПМСС, ЦрП, Ресурсными центрами;

- ОУ (С(К)ОУ, СОШ, ДОУ, ГКП и др.).

Представим всесторонний анализ и пути оптимизации интегрированного и инклюзивного образования на разных уровнях их решения.

На уровне МОиН СО в аспекте интегрированного/ инклюзивного образования реализуются следующие задачи:

- формирование и реализация кадровой политики в регионе;

- нормативное регулирование процессов интегрированного/инклюзивного образования, повышение квалификации работников образования в аспекте рассматриваемой проблемы;

- составление прогноза потребности в образовательных услугах повышения квалификации работников об-

разования Самарской области по вопросам интеграции и инклюзии;

- организация и контроль осуществления процессов сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ООУ, аттестации педагогических кадров, включенных в процесс интеграции/инклюзии;

- обеспечение эффективных механизмов финансирования системы помощи детям с ОВЗ.

Задачи сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется и другими Министерствами (МЗСО, МСиДР). В Самарской области создан координационный совет, который объединяет действия разных ведомств в плане оказания действенной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Однако системный характер деятельности этой структуры не обеспечивается.

Активную позицию в реализации задач интегрированного/инклюзивного образования занимает ФСО ПГСГА. В настоящее время в деятельности нашего факультета реализуются следующие приоритетные направления.

1. Подготовка педагога инклюзивного образования в аспекте реализации новых ФГОС высшего профессионального, школьного и дошкольного образования: бакалавриат, курсы повышения квалификации.

2. Использование современных инновационных технологий в инклюзивном образовании. На нашем факультете созданы и внедрены в практику методические рекомендации по проектированию и реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся в общеобразовательном учреждениях. По данной тематике разработано содержание и проводятся курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений.

3. Научное руководство образовательными учреждениями, реализующими практику инклюзивного образования. Сегодня - это 5 школ и 3 ДОУ.

С 2002 г. в Самарской области действует Центр специального образования.

Деятельность данной структуры направлена на реализацию следующих задач:

- повышение квалификации работников специально-

го и инклюзивного образования;

- разработка программно-методического обеспечения инклюзивного образования;

- координация деятельности образовательных учреждений, занятых в системе специального и инклюзивного образования;

- консультирование и информационное обеспечение;

- работа с детьми и семьями.

Здесь необходимо отметить, что недостаточная согласованность между структурами, решающими аналогичные задачи, приводит к их дублированию, что не способствует динамике инклюзивного образования. В 2008 году при СИПКРО был создан Самарский региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов.

В настоящее время Центр реализует следующие задачи:

- создание единой информационно-образовательной среды для детей инвалидов, их родителей и педагогов;

накопление медиаресурсов;

- оказание информационно-методической поддержки, повышение квалификации педагогических кадров в использовании дистанционных образовательных технологий.

Однако следует отметить, что дистанционное образование не есть инклюзивное. Необходимо все сделать для того, чтобы оно обеспечило ребенку-инвалиду доступное социальное развитие.

Большую роль в продвижении инклюзивного образования в Самарской области играют общественные организации «Десница» и «Парус Надежды», с которыми ФСО тесно сотрудничает.

В процесс инклюзивного образования включены Психолого-медико-педагогические комиссии.

Сегодня деятельность психолого-медико-педагоги-ческой комиссии должна рассматриваться с позиций новых условий, которые задаются модернизацией общего и специального образования, введения ФГТ И ФГОС.

Актуальным становится взаимодействие психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психоло-го-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в части получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательной школе.

В рамках этих изменений ФСО организовал и провел курсы для специалистов областного и территориальных ПМПК, в работе которых прошли обучение 36 специалистов разных профилей.

Особой структурой, включенной в процесс инклюзивного образования, является Территориальное агентство специального образования.

ТАСО организуются на базе действующих образовательных учреждений: ресурсных центров, специальных (коррекционных) образовательных учреждений или других, отобранных органами управления образованием исходя из соображений целесообразности, наличия ресурсов, транспортной доступности и др.

ТАСО действуют в каждом территориальном управлении и в крупных городах области.

Специалисты ТАСО участвуют в разработке индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ, оказывают методическую помощь педагогам. В случае необходимости специалисты выезжают в учреждение, где обучаются такие дети, для чего все ТАСО оснащены легковыми автомобилями.

Важная роль в решении проблем инклюзивного образования принадлежит Центрам ранней помощи, которые в Самарской области начали свою работу с 2002 года. В настоящий момент в состав ЦРП входят: областная Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста, действующая при Центре специального образования, и 13 территориальных служб.

Основными задачами этих служб являются:

- выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

- своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста;

- квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста;

- методическая помощь педагогам муниципальных дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющих ОВЗ.

Включены в инклюзивный процесс и Центры психо-лого-медико-социального сопровождения. Центры отвечают за

- проведение комплексного диагностического обследования детей и определения специальных условий для организации их обучения и воспитания;

- оказание консультационной и коррекционной помощи;

- проведение мониторинга.

Здесь мы тоже отмечаем дублирование деятельности других структур рассматриваемой модели.

Задачи инклюзивного образования реализуются также Ресурсными центрами образовательных округов Самарской области, которые обеспечивают

- информационную поддержку процессов сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальной образовательной системе;

- повышение квалификации работников образования через целевые программы, научно-практические семинары и другие формы.

Например, в 2011-2013г.г. ФСО и МАОУ ДПО (ПК) специалистов РЦ г.о. Тольятти реализовывалась целевая программа «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя в условиях организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой были задействованы более 200 учителей. Практика доказала ее результативность.

Как мы указывали выше, в процесс инклюзивного образования в Самарской области включены более 50% общеобразовательных учреждений. Это очень высокие показатели, за которые в ответе все структуры, действующие в Модели инклюзивного образования.

Сегодня в инклюзивном образовании приоритетными должны стать Программы качественного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов как средство для их успешной социальной интеграции и жизненной самореализации.

ФСО усиливает работу в этом направлении за счет оптимизации работы с базовыми экспериментальными площадками, где разрабатывается программно-методическое обеспечение по инклюзивному образованию.

Сейчас нами разрабатывается положение о стажи-ровочных площадках. Мы видим необходимость в их создании, поскольку на базе факультета должен быть создан такой ресурсный центр. Здесь должны быть сконцентрированы и расширенно предоставлены современные образовательные ресурсы, открытые для доступа и использования в целях максимально возможного удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в ООУ.

Необходимо особо отметить новый статус специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Накопленный здесь опыт должен активно использоваться в ООУ, безусловно, с учетом его адаптации в соответствии с условиями интегрированного/инклюзивного образования. Должно быть установлено прочное социально-профессиональное партнерство между учителями массовой школы и специалистами С(К)ОУ. На наш взгляд это сегодня также должно стать приоритетной задачей.

Таким образом, качество инклюзивного образования напрямую зависит от того, насколько представленные в модели структурные компоненты будут действовать согласованно, насколько качественным будет содержание их деятельности.

Считаем целесообразным

- усиление нормативно-правовой базы через утверждение положений о штатном расписании, финансировании, условиях организации инклюзивного образования;

- совершенствование научно-методического обеспечения в со-провождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на разных ступенях их обучения;

- решение кадровых проблем в общеобразовательных учреждениях города и особо в сельской местности, реализующих инклюзивную практику;

- установление прочного межведомственного, социально-профессионального партнерства на разных уровнях реализации задач инклюзивного образования;

- усиление деятельности экспериментальных площадок ВУЗов по проблеме инклюзивной практики;

- создание стажировочных площадок ВУЗов на базе общеобразовательных учреждений для повышения качества инклюзивного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина, В.К. Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в проектной инициативе «Наша новая школа»// Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» : сборник материалов VI всероссийской научной конференции 14-16.12.2010 / ред. В.В. Рубцов. М.: ООО ФПОР, 2010. С. 104-116.

2. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Деятельность факультета специального образования в модернизации региональной системы специального и интегрированного образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. М., 2012. №2(3). С. 108-114

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость

перемен. // Дефектология. 2008. №2. С. 86-94.

THE REGIONAL MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION: THE CONSTRUCTION, ANALYSIS, OPTIMIZATION

©2013

N.I. Bukovtsova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Special Education L.A. Remezova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of «Special Education and Special Psychology» Faculty Special Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This paper presents a regional model of inclusive education. ITATION-designated priority areas of the Faculty of Special Education Povolzhskaya of state social and humanitarian academy in its optimization in line with the main objectives of a regional educational policy in the context of the modernization of Russian education.

Keywords: inclusive education, the regional model, people with disabilities are health, psychological and educational support, accessible environment, Faculty of special education, internship site.

УДК 373.2

ОППОЗИЦИИ В ТЕКСТАХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2013

Е.А. Гаранина, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык, литература, художественно-эстетические дисциплины и методика их преподавания»

И.В. Филатова, студентка 5 курса факультета начального образования, воспитатель «Студии

Вундеркинд» г.о. Самара

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Сказки по содержанию многомерны, но их восприятие соответствует уровню сознания читателя и может быть линейным, плоскостным или сферическим (целостным). Рассмотрение оппозиций в текстах сказок способствует формированию у детей нового тысячелетия целостного, объемного восприятия реальности, в том числе и сказочной, обогащает словарный запас дошкольников.

Ключевые слова: оппозиции в лексике, обогащение словаря дошкольников, формирование понятий, анализ текста.

Ребенок познаёт окружающий мир, воспринимая целостность и разделённость его явлений через слова. Слова могут сопоставляться или противопоставляться как по форме (звучанию и написанию), так и по содержанию (значению слов).

Во второй половине XX века в языкознании для обозначения сопоставляемых явлений стал применяться термин «оппозиция» (от лат. оppositio - противоположение). Понятие «оппозиция» используется для противопоставления двух или нескольких однородных единиц языка с целью выявления различий между ними. Французский лингвист Ш. Балли говорил о том, что абстрактные понятия в нашем сознании заложены парами; каждое из слов, так или иначе, вызывает представление о другом.

Тексты сказок всегда были источником познания мира детьми. Образы, которые в них заложены, отражают пространственные и временные, качественные и количественные оппозиции: долго ли, коротко ли; между небом и землей; в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; чудо чудное, диво дивное.

Сказки, с одной стороны, представляют собой богатый оппозициями материал, с другой стороны, имеют форму, приемлемую для восприятия лексических понятий детьми дошкольного возраста. Более того, сказки по

своему содержанию всегда объемны; одна и та же ситуация, сюжет, образ воспринимаются человеком в соответствии с уровнем его сознания и осведомленности. Например, оппозиты «черное» и «белое» для кого-то не имеют промежуточных вариантов, словно маски в древнем театре. Для другого уровня сознания очевидна градация «серый» с его оттенками: светло-серый, темно-серый. Но человеческое сознание не сразу воспринимает факт, что между черным и белым может быть радуга (гармоничное соединение) или хаотичное многоцветье.

Уровни восприятия слов-оппозиций в языке можно сопоставить с геометрическими понятиями:

- первый вариант (черный - белый) - линейный;

- следующий (черный, темно-серый, серый, светлосерый, белый) - плоскостной,

- третий (многоцветье) - сферический.

Дети нового тысячелетия способны к целостному, объемному восприятию реальности, в том числе и сказочной. Подсознание дошкольников впитывает информацию окружающего мира, не фильтруя ее. А информация с рекламных щитов и экранов телевизора подается в соответствии с планом Аллена Даллеса. Если мы не заложим в сознание детей правильные ориентиры, неизвестно, какое будущее нас ожидает. Именно сказки всегда выполняли в воспитательном процессе роль ука-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.