Научная статья на тему 'Профессиональная поддержка педагогических кадров в ДОУ'

Профессиональная поддержка педагогических кадров в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические кадры ДОУ / профессиональная поддержка / методическая поддержка / preschool teaching staff / professional support / methodical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Середкина Наталья Анатольевна

В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты нормативно-правового закрепления требований к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образовательного учреждения, перспективные формы и метод работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по обеспечению профессиональной поддержки педагогических кадров как одного из обязательных условий эффективной реализации образовательной программы ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUPPORT OF TEACHERS IN PRE-SCHOOL

This article discusses some aspects of the regulatory requirements for securing professional competence of preschool educational institutions teacher, promising form and method of work of CHEI to provide professional support to teaching staff as one of the prerequisites for effective implementation of the educational preschool program.

Текст научной работы на тему «Профессиональная поддержка педагогических кадров в ДОУ»

УДК 372.3/.4+37.0

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В ДОУ

Середкина Наталья Анатольевна.

МБДОУ № 48 «Росток», г. Сургут, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, seredkinana@mail.ru.

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются отдельные аспекты нормативно-правового закрепления требований к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образовательного учреждения, перспективные формы и метод работы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по обеспечению профессиональной поддержки педагогических кадров как одного из обязательных условий эффективной реализации образовательной программы ДОУ.

Ключевые слова: педагогические кадры ДОУ, профессиональная поддержка, методическая поддержка.

PROFESSIONAL SUPPORT OF TEACHERS IN PRE-SCHOOL

Seredkina Natalia A.

MPSI №48 «Sprout», Surgut, deputy director on ETQ, Seredkinana@mail.ru.

Abstract. This article discusses some aspects of the regulatory requirements for securing professional competence of preschool educational institutions teacher, promising form and method of work of CHEI to provide professional support to teaching staff as one of the prerequisites for effective implementation of the educational preschool program.

Key words: preschool teaching staff, professional support, methodical support.

Институт дошкольного образования в настоящее время переживает возрождение, как в контексте социальной политики государства, так и в проблемном поле научных исследований. Закрепление практики ухода за детьми в различных учреждениях дошкольного образования является международной тенденцией, что порождает дискуссии о необходимом кадровом обеспечении таких учреждений и конкретизации требований к личности дошкольного педагога.

В России сложность современного положения дошкольного педагога обусловлена увеличением спроса на соответствующие услуги, трансформацией правовых норм, закрепляющих основы организации системы дошкольного образования и профессиональные требования к педагогическим работникам, активное развитие частного сектора в сфере дошкольного образования. В советское время институт дошкольного образования формировался как некоммерческий на основании учета, прежде всего, потребностей государства и его идеологической политики. Постсоветское развитие исследуемой сферы привело к изменению целей и задач, как самих дошкольных учреждений, так и профессиональной деятельности

их сотрудников-педагогов. Сегодня, в группу педагогов дошкольного образования входят не только воспитатели и традиционно присутствующие в кадровом составе детских садов специалисты (логопеды, психологи, дефектологи и пр.), но и целый спектр «воспитательных специальностей», которые в большей степени свойственны новым формам дошкольного образования и воспитания (репетиторы, гувернеры, мамы-воспитатели семейных детских садов и т.п.).

Если в отношении педагогов государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений обозначены четкие законодательные требования, активно развивается их профессиональная стандартизация, то к работникам частных детских садов и прочих форм частных дошкольных образовательных учреждений требования к личности и уровню профессионального развития в настоящий момент довольно размыты и четко не определены в нормативно-правовых актах. Указанные обстоятельства предопределяют актуальность выбранной для дискуссии темы. Показательно, что законодатель акцентирует внимание на профессиональных качествах и квалификации педагогов-дошкольников, что повышает актуальность дискуссий, посвященных современным направлениям профессиональной поддержки педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Нормативно-правовые требования к педагогу дошкольного образования отражают запрос государства как заказчика услуг к профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образования. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной программы ДОУ, являются кадровые условия [4]. Все сотрудники дошкольного образовательного учреждения поделены на группы: руководящие работники, педагогические работники, учебно-вспомогательные работники, административно-хозяйственный персонал. Квалификационные характеристики к группе педагогических сотрудников указаны в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [5].

С формальной точки зрения, педагога дошкольного образования нельзя отнести к категории учителей. Данная точка зрения поддерживается авторами указанного справочника, рассматривающими квалификационные характеристики воспитателя и учителя обособленно. При этом согласно Федеральному закону «Об образовании» дошкольное образование относится к уровню общего образования [7], а образовательная функция выделена в самостоятельную, наряду с функциями по уходу и присмотру за детьми в дошкольных учреждениях. Данные правовые нормы позволяют нам говорить о воспитателе и специалисте дошкольного учреждения как о педагоге.

Указанная позиция законодателя получила развитие в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором высококомпетентный педагог является центральном фигурой, способной реализовать определенные стандартом воспитательные и образовательные задачи и функции.

Следует отметить, что в настоящее время основные направления профессиональной поддержки педагогических работников ДОУ законодательно не зафиксированы, а руководство ДОУ самостоятельно решает, каким образом организуется работа по профессиональной и методической поддержке. Обоснованным представляется осуществление работы в данном направлении на основании требований к педагогам дошкольного образовательного учреждения, которые определены в профессиональном стандарте педагога [6] включают в себя:

- знание особенностей дошкольного образования в российской образовательной системе, специфики развития, деятельности и возрастных особенностей детей дошкольного периода;

- умение организации игровой и предметно-манипулятивной деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, организации групповой и самостоятельной работы дошкольников;

- умение планировать, реализовывать и анализировать результаты образовательной работы, формировать и корректировать образовательные задачи в работе с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС;

- владение теоретическими знаниями и практическими педагогическими методиками познавательного, физического и личностного развития дошкольников;

- реализация педагогических рекомендаций, сформулированных специалистами (логопедом, дефектологом, психологом и пр.) в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности или испытывающими трудности в освоении образовательной программы;

- участие в формировании образовательной среды, безопасной и психологически комфортной;

- владение средствами и методами проведения и анализа результатов психолого-педагогического мониторинга для оценки освоения детьми образовательной программы, уровня сформированности у них необходимых качеств и навыков в контексте готовности к начальной школе;

- владение средствами и методами психологического и педагогического просвещения родителей (законных представителей) дошкольников, умение формировать с ними партнерские отношения для достижения образовательных целей;

- владение компетенциями в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых для осуществления планирования, реализации и оценки образовательной работы с дошкольниками.

Профессиональный стандарт педагога представляет собой своеобразный ориентир для разработки, например, должностных инструкций педагогов и специалистов ДОУ, при проведении аттестации, разработке индивидуальных планов профессионального развития каждого педагогического работника ДОУ, с учетом его положений необходимо корректировать программы подготовки и повышения квалификации кадров для системы дошкольного образования.

Таким образом, краткий обзор нормативно-правовых требований к организации работы по профессиональной поддержке педагога в условиях

дошкольного образовательного учреждения позволил выявить акцент на развитии квалификационного компонента профессиональной компетентности. В данном контексте показателен выявленный в исследовании Е.М. Колесниковой интересный факт: если руководители муниципальных ДОУ ориентируются на сотрудников со средним специальным образованием, в рамках которого акцент делается на формирование практических навыков и осознание обучающимися особенностей педагогического труда в ДОУ, то в частных и автономных дошкольных учреждениях одним из непременных требований к кадрам является наличие высшего образования [1]. Отчасти это обусловлено запросом на коммерциализацию результатов педагогического труда в частных учреждениях: высокий уровень образовательной подготовки и квалификации сотрудников является одним из факторов высокой репутации, престижа организации, располагает родителей как заказчиков образовательных услуг к доверию. Квалификация преподавателей оказывает влияние на цену образовательных услуг, оказываемых частными учреждениями для дошкольников.

Оказываемые обычным детским садом услуги носят комплексный характер и объединяют в себе не только регулярную практику узких специалистов в рамках образовательной функции, но и образование, присмотр и уход за детьми, осуществляемые воспитателями. Последние, формируя основу кадрового состава муниципального ДОУ, должны выполнять довольно широкий диапазон функций, что предполагает разносторонние требования к их профессиональной квалификации. Современный воспитатель должен быть и психологом, и педагогом, и любящей «второй мамой». Система материального стимулирования формируется на основании ставки и различных надбавок: за стаж, за категорию, премии. Возможность оказания дополнительных услуг на платной основе для муниципальных детских садов существует, однако, на практике руководители таких ДОУ очень осторожно относятся к запросам на дополнительные услуги со стороны родителей. Данный фактор тормозит как возможность получения дополнительного дохода работниками муниципальных детских садов, так и возможность освоения ими новых направлений работы с детьми как направления профессионального совершенствования.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога - это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Обеспечение возможностей для профессионального развития педагогических и руководящих

кадров дошкольного образовательного учреждения, в том числе их дополнительного профессионального образования, является одним из условий для эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту [4, п. 3.6].

В условиях дошкольного образовательного учреждения профессиональной поддержке педагогических кадров должно уделяться значительное внимание.

Одним из эффективных направлений профессиональной поддержки педагогов в условиях ДОУ является работа творческих групп, в рамках которой могут быть реализованы проекты по повышению различных аспектов профессиональной компетентности, расширены знания в сфере экологии, комплексного эстетического развития, освоение новых игровых методик работы и т.п. Творческие микрогруппы могут формироваться на основе функционального принципа, наставничества, в контекст различных исследовательских направлений и педагогического поиска [2, с. 122-123].

Наставничество при этом является одним из основополагающих приемов передачи педагогического опыта в российской практике работы дошкольных образовательных учреждений. Его практическое применения, с одной стороны, обеспечивает дополнительные возможности профессиональной самореализации педагогов, имеющих высокий уровень педагогического профессионализма и мастерства, с другой - является важным направлением профессиональной, методической и психологической поддержки начинающих педагогов.

Перспективным направлением профессиональной поддержки педагогов ДОУ является расширение практики использования современных информационных технологий, которые могут упрощать процесс подготовки материалов дидактического и методического характера, участия в международных и всероссийских конкурсах и проектах, обмена организационным и педагогическим опытом по профессиональной поддержке педагогических работников с другими дошкольными образовательными учреждениями [2, с. 122-123].

В работе с педагогическими кадрами целесообразно расширять практику применения методов, предусматривающих активную позицию педагога и возможности открытого диалога с коллегами, в том числе в форме дискуссий, диспутов, викторин, педагогических гостиных, совместного анализа педагогических ситуаций, задач и т.д. Применение таких методов работы обеспечивает откровенный обмен мнениями, расширяет взгляд педагога на конкретную проблему путем обратной связи, позволяет анализировать конкретные ситуации из педагогической практики, способствуют развитию сплоченности и взаимной поддержки коллектива, повышают уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует профессиональное мастерство, передает его коллегам, наращивает собственный творческий потенциал.

Большое внимание в современных ДОУ уделяется организации повышения образовательного уровня педагогов, которая может быть реализована в форме стимулирования самообразования и в форме внешне организованного обучения. Материалы по самообразованию содержательно наполняются в произвольной форме на основании инициативы работника и могут включать в себя формирование

портфолио как результаты накопления определенного индивидуального педагогического опыта, формирование педагогом индивидуального плана профессионального саморазвития, участие его в различных педагогических конкурсах и проектах и прочие формы работы.

Внешне организованное обучение может быть реализовано в виде курсов повышения квалификации, дистанционного обучения, стажировки в образовательных организациях, не являющихся местом постоянной работы педагога, а также в виде заочного обучения в средних и высших учебных заведениях. Значительной эффективностью характеризуется практико -ориентированное обучение, в частности, участие в работе муниципальных и региональных методических объединений, проблемных семинаров и конференций, в мастер-классах, в работе проектных команд, творческих и проблемных групп в рамках ДОУ.

Таким образом, с учетом требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров является непременным условием эффективной реализации в каждом ДОУ образовательных программ. Практика работы российских дошкольных учреждений говорит о постоянном совершенствовании работы по поддержке профессионального совершенствования и повышения квалификации и компетентности педагогических кадров.

Библиографический список:

1. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг// Вестник социологии. - 2013. - №7. - С. 129-152.

2. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 362 с.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ. -М.: Айрис пресс, 2008.-296 с.

4. Приказ Министерства образования и науки России № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013// Российская газета. - 25.11.2013. - №26

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761 -н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г.// Российская газета. - 20.10.2010. - № 237.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» от 18 октября 2013 г. // Российская газета. -18.12.2013. - №285.

7. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.// Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53. - Ст. 7598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.