Научная статья на тему 'Опыт организации научно-образовательного проекта по комплексной поддержке и развитию духовно-нравственного просвещения «Центр компетенций “Мы просвещаем”»'

Опыт организации научно-образовательного проекта по комплексной поддержке и развитию духовно-нравственного просвещения «Центр компетенций “Мы просвещаем”» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации научно-образовательного проекта по комплексной поддержке и развитию духовно-нравственного просвещения «Центр компетенций “Мы просвещаем”»»

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О. С. Батурина

УДК 37

Опыт организации научно-образовательного проекта по комплексной поддержке и развитию духовно-нравственного просвещения «Центр компетенций "Мы просвещаем"»

Батурина Оксана Сергеевна,

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, начальник научного отдела Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий, заместитель Генерального директора АНО «Духовное благолепие», г. Бирск, Республика Башкортостан, Россия Е-mail: baturina.os@mail.ru

В Республике Башкортостан при поддержке субсидии «Федерального агентства по делам национальностей» (ФАДН России) создаются условия для гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений среди населения посредством духовно-просветительской деятельности. Так, в пяти городах Республики построены и открыты духовно-просветительские центры, часть из них находится на этапе завершения строительства. Их учредителями являются епархии «Башкортостанской Митрополии РПЦ (Московский Патриархат)». Однако эффективной реализации духовно-просветительской деятельности имеется ряд проблем в разных плоскостях (научной, образовательной, организационной, партнерской, финансовой и т.д.).

Частичному решению данных проблем и поиску путей их решения способствует проект «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просве-

© Батурина О. С., 2024

150

щения». Проект реализуется некоммерческой организацией «Духовное благолепие» при Бирской епархии при поддержке Фонда президентских грантов. Партнеры проекта: Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан, Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий.

Благополучателями проекта являются духовные просветители. Формулировка «духовные просветители» нами используется для обозначения специалистов, осуществляющих духовно-просветительскую работу в различных сферах: образовательной, воспитательной, научной, информационной, международной и иных.

На первом этапе «Экспертная площадка» было организовано профессионально-общественное обсуждение новых вызовов и угроз духовно-нравственной культуре, перспектив просвещения. Уделено внимание вопросам духовно-нравственного просвещения современной молодежи, патриотизма как основы духовно-нравственного состояния современного общества, духовно-нравственного воспитания средствами художественного творчества и музейного дела. В обсуждении приняли участие служители (персонал и волонтеры) религиозных организаций Республики Башкортостан. Экспертами площадки выступили ученые, изучающие теоретико-методологические основы духовно-нравственного просвещения, педагоги, реализующие программы духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения, и практики в сфере просветительства.

На втором этапе была организована Школа духовного просветителя (далее — Школа). Стоить отметить, что Школа — первый российский проект по подготовке духовных просветителей и по профессиональному (информационному, методическому, образовательному) сопровождению их деятельности. В работе Школы особое внимание было уделено ценностям крепкой семьи, подняты вопросы возрождения исторически традиционных для России семейных ценностей, осуществлен поиск путей преодоления в молодежной среде деструктивной идеологии «чай-лдфри» — распространение и глубокое упрочение в сознание молодежи твердой позиции «не иметь детей». Слушатели научились применять программный подход в духовно-просветительской деятельности, обучились разработке программ духовно-нравственного просвещения детей и подростков, людей «серебряного» возраста, сформировали навыки по разработке шагов по формированию у различных категорий населения мотивации участия в духовно-просветительских мероприятиях, освоили методики духовно-просветительской экскурсии и духовно-просветительской беседы с учащейся молодежью.

Серия мастер-классов, объединенных в общую тему «Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей средствами духовно-нравственного просвещения» была проведена на Трансляционной площадке в ряде регионов Российской Федерации: г. Москва, Самарская область, Республика Татарстан, Республика Карелия и другие.

Разработанные в рамках проекта программы духовно-нравственного просвещения, развивающие альбомы для детей, методики реализации духовно-творческого, духовно-патриотического, духовно-экологических просвещения и другие представляют собой ценный методический материал, который рекомендовано использовать в своей работе священнослужителями и всеми, кто работает в области религиозного и духовного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.