Научная статья на тему 'Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования'

Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая Ирина Николаевна

В современной России обозначился ряд социальных проблем, связанных с возрастанием свободного времени как пространства саморазвития молодежи; появлением в подростково-молодежной среде новых форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно; ограничением возможностей детей и молодежи в удовлетворении потребностей общения и самореачизации в досуговой деятельности. Одним из вариантов педагогической помощи молодым людям в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, что позволяет решать широкий комплекс воспитательных и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию молодых людей, помогающих им в поиске выхода из сюжных жизненных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования»

И.Н. Грушецкая

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В современной России обозначился ряд социальных проблем, связанных с возрастанием свободного времени как пространства саморазвития молодежи; появлением в подростково-молодежной среде новых форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно; ограничением возможностей детей и молодежи в удовлетворении потребностей общения и самореализации в досуговой деятельности. Одним из вариантов педагогической помощи молодым людям в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, что позволяет решать широкий комплекс воспитатечъных и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию молодых людей, помогающих им в поиске выхода из аожных жизненных проблем.

Анализ научных исследований и современной практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в явное противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к существенным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию, и в силу этого ставит педагогическую теорию и практику перед необходимостью поиска оптимальных путей организации и проведения досуга для разных категорий молодежи, переосмысления проблемы досуговой деятельности с точки зрения ее общечеловеческой и социально-педагогической значимости.

Анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

Особую значимость он имеет в подростковый период жизни, когда идет активное осмысление своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, складываются жизненные стратегии, формируются представления о других и себе. Вот почему в последние годы исследователей стал интересовать детский досуг и организация досуговой деятельности именно в подростковом и старшем подростковом возрасте.

Воспитательные возможности в сфере свободного времени детей и молодежи рассматривались исследователями в контексте различных институтов воспитания (семья, школа, учреждения дополнительного образования), при этом следует признать достаточно слабую разработанность обозначенной выше проблемы применительно к учреждениям начального профессионального образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в соответствии с принципами образовательной политики в России, закрепленными Законом РФ «Об образовании», указывает, что основными средствами достижения нового качества профессионального образования являются: «формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров»; «интенсификация деятельности по укрупнению, интеграции профессий; устранение излишнего дублирования в подготовке кадров».

Согласно типовому положению «Об образовательном учреждении начального профессио-начьного образования» основными его задачами являются: создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования; осуществление подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности, осуществление интеллектуального, культурного развития учащихся; формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, само-

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© И.Н. Грушецкая, 2008

стоятельности и творческой активности, организация и проведение научно-методических исследований, направленных на совершенствование организации и содержания образовательного процесса и др. задачи.

Начальное профессиональное образование, согласно данному типовому положению может быть реализовано в таких типах образовательных учреждений:

- профессиональное училище—осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования базового уровня.

- профессиональный лицей учреждение образования, осуществляющее реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования базового и повышенного уровня.

В связи с изменениями политической, социально-экономической, социокультурной ситуации в России потребности подрастающего поколения, старших подростков и молодежи стали меняться, что потребовало переосмысления вопросов содержания и организации воспитательной работы, в том числе изменения в решении вопросов досуговой деятельности учащихся.

В начале опытной работы нами было проведено пилотажное исследование среди учащихся профессиональных лицеев № 6 и № 9 г. Костромы (134 человека), результаты которого позволили выявить личностные ожидания старших подростков от организации свободного времени, среди которых основными названы следующие:

- возможности самоутверждения 45%;

- социальной успешности 38%;

- овладение коммуникативными навыками (возможности разностороннего общения) 44%;

■ решение проблем досуговой занятости 57%;

- возможности для сотрудничества с работниками молодежной сферы 36%.

Результат исследования помог нам выяснить, что помимо качественной профессиональной подготовки, получения профессии, актуальной проблемой является конструктивное времяпровождение учащихся, организация их свободного времени, формирование культуры досуга учащихся учреждений начального профессионального образования.

Контингент учащихся, обучающихся в профессиональных лицеях и училищах многолик и дос-

таточно разнообразен - они занимают определенную нишу в среде учащейся молодежи:

- обретают больший уровень социальной свободы по сравнению с учащимися школ;

- менее социально защищены по сравнению со студентами ССУЗов и ВУЗов, имеют меньше возможностей для самореализации (возрастные особенности, незащищенность перед негативными социальными проявлениями);

- среди учащихся системы НПО большое количество ребят находится в группе социального риска.

Особенностью досуговой деятельности в профессиональных лицеях и училищах является то, что, либо происходит жесткая ее организация, которую должны принять учащиеся, либо досуговая деятельность сведена на «самотек», когда учащиеся, не обладая знаниями и навыками стараются своими силами организовать то или иное мероприятие, программу.

Нам представляется, что наиболее важным является сопровождение досуговой деятельности учащихся, т.е. создание педагогом в образовательном учреждении определенных условий, способствующих воспитательной эффективности досуговой деятельности и обеспечивающих личностный рост учащихся.

Анализ опыта организации досуговой деятельности учащихся профессиональных училищ и лицеев г. Костромы и Костромской области, а также других регионов Российской Федерации показывает, что на сегодняшний день эта деятельность осуществляется в рамках реализации нескольких содержательных про1рамм:

1. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах воспитательной службой учреждения НПО (план воспитательных мероприятий).

2. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах общественной организацией «Российский союз молодежи» (реализация программы клуба «Арт-Профи Форум» для учащихся профессиональных лицеев и училищ).

3. Программы и мероприятия, реализующиеся в профессиональных лицеях и училищах Отделом досуга и художественного творчества учащейся молодежи, созданном при Департаменте образования и науки Костромской области.

4. Программы и мероприятия, реализующи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

113

еся в профессиональных лицеях и училищах ГУ «Центр технического творчества «Истоки».

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, максимально полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося. Для этого необходимо придать воспитательному процессу целенаправленность, системность, конкретность и последовательность.

В связи с этим особое значение приобретает планирование воспитательной работы, учитывающее особенности свободного времени учащихся, которое из расчета суточной нормы составляет 18% от общего количества времени (28% учебная деятельность; 10% производственная практика; дополнительное образование курсы, досуг 18%; время, занятое домашней работой 8%, домашние занятия, подготовка к учебе 6%; витальные потребности (сон, еда) 12%). Решение проблемы организации свободного времени, придание значимости досуговой деятельности учащихся мы видим в четком планировании участия учащихся в клубах и кружках по интересам, а также участия в групповых и общеучилищных мероприятиях.

Прежде всего, мы добились того, чтобы план воспитательной работы в базовом учреждении начального профессионального образования составлялся ежегодно. В нем учитывается многообразие различных воспитательных форм работы, наличие программ и мероприятий, организованных на городском и областном уровне между учащимися профессиональных лицеев и училищ.

Кроме того, в данном документе отражены все основные направления воспитательной работы в рамках физического, нравственного, эстетического, правового, экономического воспитания.

В план воспитательной работы учреждения начального профессионального образования включены также мероприятия и программы, организованные учреждениями дополнительного образования учащейся молодежи, деятельность которых организует и координирует Департамент образования и науки Костромской областной администрации.

Особое внимание мы уделяем взаимодействию учреждений начального профессионального образования с областным центром научнотехнического творчества учащейся молодежи «Истоки», который является областным организационным, методическим и координационным центром по развитию научно-технического и прикладного творчества, изобретательсгва, рационализации, выставочной и музейной работы среди молодежи учреждений начального профессионального образования. Сотрудничество с ним позволило включить учащихся в областные олимпиады профессионального мастерства учащихся, областные выставки, в научно-исследовательскую работу в учебных заведениях области;

В обеспечении содержательной досуговой деятельности учащихся большую пользу приносит и сотрудничество с Отделам досуга и художественного творчества учащейся молодежи, который является структурным подразделением областного Дворца творчества детей и молодежи. Целью деятельности является создание условий для развития творческой активности участников образовательного процесса, предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для удовлетворения творческих потребностей учащихся учреждений начального профессионального образования.

Так, ежегодно отдел организует областные фестивали, участниками которых являются учащиеся системы начального профессионального образования: конкурс литературно-музыкальных композиций, областные мероприятия «Мир музыки», «Мир танца».

Большое значение для организации свободного времени учащихся системы начального профессионального образования имеет программа «Арт-Профи Форум», созданная специально для учащихся профессиональных лицеев и училищ и направлена на развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования, реализуется в г. Костроме с 2001-2002 учебного года. Мы рассматриваем «Арт-Профи Форум» как программу деятельности, в комплексе решающую проблемы воспитания и образования молодежи, организации пространства свободного времени, создания условий для самореализации молодых людей. В рамках её реализации учащиеся вюпо-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

чены в конкурс творческих выступлений художественных коллект ивов на тему рекламы-презентации профессий и специальностей, получаемых учащимися в учреждениях начального профессионального образования, в работу круглых столов по обсуждению проблем, стоящих перед системой этих учреждений, в высгавку-ярмарку социальных инициатив учащихся в учреждениях начального профессионального образования.

Победа творческого коллектива профессионального лицея № 9 «Команда XXI век», под руководством автора статьи в выступлении «Реклама-презентация профессий и специальностей» в рамках реализации областного конкурса «Арт-Профи Форум», позволило принять участие во Всероссийском конкурсе «Арг-Профи Форум», проходившем в ноябре 2006 г. в г. Анапа и подробно изучить опыт организации досуговой деятельности учащихся, прибывших на Форум из других регионов РФ.

Приведенные материалы позволяют нам сделать ряд выводов.

1. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося, эффективная организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.

2. Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные виды деятельности и в первую очередь в творческую деятельность; помогает учащимся приобрести необходимые для личностного совер-

шенствования и роста знания; осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности; помогает учащимся планировать организацию своего свободного времени.

3. Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебною заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного рост а учащихся.

Библиографический список

1. «Арт-Профи Форум». Опыт Костромского региона. - Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2005. -156 с.

2. Грушецкая ИН. Особенности организации досуговой деятельности старших подростков в системе воспитательной раооты // Социальнопедагогическое обеспечение личностного развития детей и молодёжи в процессе обучения и воспитания: сб. науч. трудов студентов и аспирантов института педагогики и психологии: в 2- х ч. Ч. 1 / сост. Е.Е. Смирнова; науч. ред. В.М. Басова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.- 140с. -С. 83-87.

3. Голованов О. Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме. Автореф. дисс.... канд. пед. наук.-Кострома, 1999.

А. Ивашова В.А., Маслова Т.Ф. Шаповалов В.К. Социальный портрет учащегося профшколы. - М.: Издательский центр АПО, 2001. -28 с.

5. Рожков М.И., Степанова ТА. Программа социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. -Ярославль: НМиУЦ PI10,1994. -74 с.

Педагогика. Психологая. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, №2, 2008

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.