Научная статья на тему 'Опыт организации деятельности экспериментальной площадки на базе Дворца творчества детей и молодежи "Восточный"'

Опыт организации деятельности экспериментальной площадки на базе Дворца творчества детей и молодежи "Восточный" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EXPERIMENTAL AREA / MONITORING OF EDUCATIONAL ACTIVITY QUALITY / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркотенко Екатерина Васильевна

Статья раскрывает особенности организации деятельности экспериментальной площадки в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования, описывает механизмы, которые мотивируют педагогов участвовать в экспериментальной деятельности, рассказывает о разработке и апробации технической процедуры мониторинга качества образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркотенко Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of organization of experimental area activity on the bases of "Vostochniy" Palace of children and youth creativity

The Article develops theme of specificity of experimental area activity organization in state budget institution of additional education, describes mechanisms, which motivate pedagogues to participate in experimental activity, informs about developing and testing of educational activity quality monitoring procedure.

Текст научной работы на тему «Опыт организации деятельности экспериментальной площадки на базе Дворца творчества детей и молодежи "Восточный"»

УДК 371.8; 303.823.3; 303.822.4; 303.621.322.

Е. В. Маркотенко

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ НА БАЗЕ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ВОСТОЧНЫЙ»

Статья раскрывает особенности организации деятельности экспериментальной площадки в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования, описывает механизмы, которые мотивируют педагогов участвовать в экспериментальной деятельности, рассказывает о разработке и апробации технической процедуры мониторинга качества образовательной деятельности.

The Article develops theme of specificity of experimental area activity organization in state budget institution of additional education, describes mechanisms, which motivate pedagogues to participate in experimental activity, informs about developing and testing of educational activity quality monitoring procedure.

Ключевые слова: экспериментальная площадка, мониторинг качества образовательной деятельности, дополнительное образование.

Keywords: Experimental area, Monitoring of educational activity quality, additional education.

Экспериментальная площадка на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» была создана 2 ноября 2015 г. совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по теме «Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования», научный руководитель -доктор педагогических наук, доцент Дмитрий Витальевич Смирнов.

На базе Дворца экспериментальная площадка создавалась впервые. Администрация была заинтересована в проведении такой работы в учреждении, однако у подавляющего большинства педагогических работников не было мотивации участвовать в экспериментальной деятельности. Это можно объяснить тем, что на первоначальном этапе работы площадки педагоги не понимали ее сути, воспринимали как очередное увеличение нагрузки, дополнитель-

ную форму контроля. К негативному фактору можно отнести и то, что работа экспериментальной площадки начиналась на фоне слияния ДТДиМ «Восточный» с другим учреждением дополнительного образования, оптимизации штатного расписания, что создавало неблагоприятный эмоциональный фон в коллективе.

На основании детального анализа сложившейся ситуации и опыта деятельности других экспериментальных площадок ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО» [1] был разработан комплекс мер, позволяющий решить следующие задачи:

• повысить мотивацию участия педагогов в экспериментальной работе;

• создать организационные условия для проведения мониторинга качества образовательной деятельности Дворца;

• разработать и протестировать коммуникационную систему, позволяющую эффективно обмениваться информацией и взаимодействовать в условиях ведения экспериментальной работы;

• отработать процедуру опроса родителей, детей и педагогов как важной составляющей мониторинга качества образовательной деятельности учреждения [2].

В первую очередь было принято решение пересмотреть первоначальный план экспериментальной площадки и увеличить время, отведенное на работу с педагогами. Было учтено, что Дворец имеет 3 территории, которые находятся в разных районах Восточного административного округа города Москвы и имеют свои традиции ведения методической работы, что затрудняет взаимодействие между педагогами и руководителями экспериментальной площадки. Именно этот фактор определил актуальность и оперативность организации внутренней коммуникативной системы Дворца, включающей в себя создание совета экспериментальной площадки, алгоритмов эффективной передачи информации, базы интернет-рассылки, использование интернет-ресурсов (социальных сетей и сайта учреждения).

С ноября 2015 г. по март 2016 г. во Дворце были проведены установочный семинар с приглашением куратора от Института, методобъединение педагогов по теме экспериментальной площадки, организованы выступления на малых и больших педагогических советах с выездом на каждую территорию, велись индивидуальные консультации.

Для оперативного руководства был создан Совет экспериментальной площадки, куда наряду с администрацией Дворца вошли наиболее активные и заинтересованные педагоги. Это совещательный орган, созданный для оперативного уточнения процедурных и содержательных вопросов, касающихся работы экспериментальной площадки. В состав Совета в качестве консультантов по эффективной процедуре проведения мониторинга были приглашены молодые педагоги, которые активно используют в своей работе интернет-технологии, инновационные методы работы с информацией.

Таким образом, уже на первом этапе работы экспериментальной площадки внедрялись новые методы, которые значительно улучшили коммуникации в учреждении (в том числе и между территориями). Они стали основой для ведения непосредственно мониторинга качества образовательной деятельности: проведения опросов, диагностических срезов, информационных рассылок и др.

На официальном сайте учреждения была создана страничка экспериментальной площадки, где размещаются установочные документы, план работы, презентационные материалы, списки участников площадки, отчеты, нормативно-правовые акты, касающиеся темы экспериментальной площадки [3].

В результате разъяснительной работы педагоги стали проявлять интерес к экспериментальной площадке. В первую очередь это произошло благодаря основным мотиваторам: участие в деятельности экспериментальной площадки - одно из условий прохождения аттестации на квалификационную категорию, возможность поделиться передовым опытом и узнать опыт других регионов, улучшение качества образовательных услуг, желание участвовать в новом интересном деле, возможное поощрение от администрации.

Большую роль сыграло знакомство с деятельностью экспериментальной площадки, планом работы. На семинарах в обучающем режиме происходило знакомство педагогов с необходимой терминологией:

• критерий - (многозначное понятие) будем употреблять в смысле и значении - оценка - суждение, «мерило», научный ориентир оценки образовательной результативности деятельности учреждения, прогнозируемый показатель;

• мониторинг - постоянно действующая система отслеживания показателей. Мониторинг рассматриваем как педагогический механизм, технологию качественного оценивания результатов об-

разовательной деятельности учреждения (в отличие от мониторинга - формы административного контроля);

• диагностика - процесс получения информации о состоянии, изменениях интересующего объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов.

Следует отметить и тот факт, что Дворец в августе 2015 г. объединился с Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» им. А. А. Остапца-Свешникова. Это учреждение много лет являлось экспериментальным центром детского туризма. На протяжении последних 8 лет на базе Дома постоянно работали 12 экспериментальные площадки. Костяк коллектива сохранился и работает на территории Дворца по адресу: ул. Челябинская, 5Б. На этой базе прошло очень продуктивное методобъединение педагогов по теме экспериментальной площадки. Педагоги сразу позитивно отнеслись к такой работе и активно включились в обсуждение объектов мониторинга, определение критериев и показателей оценки качества образовательной деятельности Дворца. По итогам этого методобъединения были определены следующие объекты мониторинга:

• педагогические работники - педагоги дополнительного образования, осуществляющие систематическую образовательную деятельность с детьми по образовательным программам;

• обучающиеся (воспитанники) как добровольные объект-субъекты образовательной деятельности;

• детские объединения дополнительного образования как особые микрообразовательные среды жизнедеятельности детей, субъекты их воспитания и социализации [4];

• система управления образовательной деятельностью учреждения;

• социально значимые проекты как часть государственного задания на выполнение образовательной деятельности.

Для проведения тестовой процедуры мониторинга была составлена анкета (см. таблицу), в которой родителям предлагалась оценить различные критерии качества образовательной деятельности Дворца по шкале от ниже среднего до выше среднего. Подобную анкету в адаптированном виде предлагалось заполнить также детям и педагогам. При разработке анкеты за основу было взяло

исследование, которое проводилось в НИУ Высшая школа экономики Институт образования, результаты которого были представлены на Всероссийской научно-практической конференции (4— 5 декабря 2015 г.)

Критерии оценки Ниже среднего Среднее Выше среднего

1. Качество подготовки — 6 60

2. Организация образовательного процесса — 5 62

3. Педагоги — 2 64

4. Психологический климат и взаимоотношения в кружке (коллективе) — 7 61

5. Режим работы — 15 57

6. Достижения детей — 16 53

7. Информационная открытость Дворца 1 11 55

8. Обеспечение безопасности — 14 52

Несмотря на продление первого этапа работы экспериментальной площадки, сдвига сроков запуска проведения пилотного среза мониторинга на сентябрь 2016 г., в мае 2016 г. удалось технически отработать процедуру ведения мониторинга с различной категорией респондентов. Было проведено анкетирование родителей, которые с помощью студентов-практикантов и педагогов заполняли бумажные анкеты. Подобные опросы, но уже в формате заполнения электронной анкеты были предложены педагогическим работникам Дворца и детям. Адаптированные электронные анкеты для детей были выложены в социальной сети ВКонтакте, в группе Дворца.

Педагоги заполняли анкеты в онлайн-режиме на планшетах, ноутбуках, электронных устройствах при проведении итогового педсовета. Результаты опроса были выведены на экран в режиме реального времени в процессе итогового доклада заместителя директора. Это был важный и наиболее эффектный элемент демонстрации работы экспериментальной площадки.

Отдельно хочется отметить опыт привлечения студентов-практикантов из Колледжа информационных технологий для

отработки процедурных и технических вопросов проведения пилотного среза мониторинга. Студенты-практиканты с помощью Google Форм сформировали электронные анкеты и помогали вести опрос непосредственно на педагогическом совете с помощью электронных устройств. Для многих педагогов такой способ анкетирования оказался новым и необычным, был воспринят настороженно. Некоторые работники отказывались проходить опрос, так как раньше не пользовались планшетом или не проходили электронные опросы. Студенты вежливо рассказывали, зачем и как проходит опрос, и предлагали свою помощь. Параллельно была сделана рассылка электронной анкеты в режиме реального времени и педагоги, которые имели собственные электронные девайсы, могли во время педагогического совета пройти голосование.

Удобство использования Google Форм при проведении опросов заключается в том, что сразу фиксируются результаты и есть возможность их наглядной демонстрации.

Анкеты родителей и детей были обработаны ранее, поэтому на педагогическом совете уже был продемонстрирован сравнительный результат опроса. Его анализ показывает, что наиболее позитивно по всем критериям оценивали работу Дворца родители. Более взвешенно подходили к оценке дети и педагоги. Наиболее очевидные расхождения были по критерию «организация образовательного процесса» (рис. 1), 94% родителей и 70% детей оценили ее, как выше среднего, и только 54% педагогов согласились с таким мнением.

Причем 14% процентов педагогов оценили «организацию образовательного процесса» как ниже среднего, хотя у родителей и детей такая оценка отсутствует.

Это говорит о традиционно критическом отношении педагогов к своей работе и работе администрации, что, в общем, подтверждает достоверность исследования.

Рис. 1

Наиболее существенные расхождения различной категории респондентов были в оценке «информационной открытости Дворца» (рис. 2). Если 79% опрошенных родителей оценили ее как выше среднего, то только 41% педагогов и 49% детей присоединились к этому мнению.

Кроме прочего были проанализированы результаты анкетирования по территориям, выявлено, что именно критерий информационной открытости среднее и ниже среднего оценили родители, детей, которые занимаются не в основном здании Дворца, а на удаленных территориях.

Исходя из результатов опроса, разрабатывается план мероприятий по увеличению информационной открытости и улучшению других качественных показателей в деятельности Дворца.

По итогам первых семи месяцев работы площадки можно подвести следующие итоги:

• сформирована мотивация и готовность участвовать в экспериментальной деятельности у 68 сотрудников Дворца, из них 65 педагогических работников (это 89% от педагогического состава Дворца) и 3 представителя администрации (50% от АУП), которые представляют разные направления работы: административное,

методическое, социально-массовое, художественное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спор-тивное;

Информационная открытость Дворца «Восточный»

Педагоги Родители

2%

19%

79% А

■ Нкизс среднего

■ Среднее Кылс срсчнсга

Рис. 2

• создана организационно-коммуникативная система, позволяющая вести оперативное руководство и информационное сопровождение экспериментальной работы во Дворце;

• разработана техническая процедура и достаточно успешно прошла апробацию система опроса различной категории респондентов, включающих объекты мониторинга;

• сформированы рекомендации администрации учреждения по усовершенствованию системы мониторинга качества образовательной деятельности Дворца.

Примечания

1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях : теорет. и практ. проблемы психологии и педагогики : науч.-практ. журн. 2014. № 2(34). С. 135-146; Смирнов Д. В. Комплексное сопровождение инновационной деятельности педагога-исследователя в условиях экспериментальной площадки Духовно-нравственное

развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности : [сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме эксперимент. площадки] / Учреждение Рос. акад. образования «Институт содержания и методов обучения», Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования ; [науч. ред. В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов]. М. : УРАО ИСМО ; Киров : Киров. ИПК и ПРО, 2011. С. 18-30; Смирнов Д. В. Экспериментальная апробация оценки качества дополнительного туристско-краеведческого образования в г. Пушкино Московской области // Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей : сб. ст. / Ин-т содерж. и методов обучения РАО, Ком. по вопр. образования Щелковского муницип. р-на Моск. обл., ГОУ ВПО «Шуйс. гос. пед. ун-т». Шуя ; М. : ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. С. 153-161; Смирнов Д. В. Педагогическое моделирование организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в объединенных дополнительного образования туристско-краеведческой направленности // Опыт и проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности : материалы опытно-экспериментальной работы : учеб. пособие / Федер. гос. науч. учреждение «Ин-т содерж. и методов обучения» Рос. акад. образования ; под ред. В. А. Горского. М. ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. С. 86-95.

2. Смирнов Д. В. Мониторинг социального заказа на образовательные услуги системы дополнительного образования туристского профиля / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, Л. Н. Ходунова // Дополнительное образование. 2005. № 2. С. 40-48.

3. Экспериментальная площадка // ГБОУДО ДТДиМ «Восточный» является экспериментальной площадкой «Института стратегии развития образования Российской академии образования» по теме «Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования». URL: http: //vostok.mskobr.ru/info_add/ksperemental_naya_plowadka

4. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М., 2013. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.