Научная статья на тему 'Опыт обучения и социализации слепых и слабовидщих детей (в том числе с комплексными нарушениями развития)'

Опыт обучения и социализации слепых и слабовидщих детей (в том числе с комплексными нарушениями развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение зрения / комплексные нарушения развития / социализация. / visual impairment / complex developmental disorders / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Галина Геннадьевна, Беседина Ирина Александровна, Носонова Елена Юрьевна

В статье представлен опыт работы одного из базовых образовательных учреждений города Новосибирска и Новосибирской области с детьми с нарушениями зрения, в том числе с комплексными нарушениями развития, по организации условий обучения и социализации слепых и слабовидящих школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Галина Геннадьевна, Беседина Ирина Александровна, Носонова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND SOCIALIZATION OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN (INCLUDING THOSE WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS) IN MBPEE Special (correctional) boarding school № 39

The article presents the experience of one of the basic educational institutions of the city of Novosibirsk and the Novosibirsk region with children with visual impairments, including complex developmental disorders, in the organization of learning conditions and socialization of blind and visually impaired students.

Текст научной работы на тему «Опыт обучения и социализации слепых и слабовидщих детей (в том числе с комплексными нарушениями развития)»

УДК 376.3

DOI 10.38163/978-5-6043858-5-2_2020_120

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЩИХ

ДЕТЕЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РАЗВИТИЯ)

Петрова Галина Геннадьевна.

Россия, г. Новосибирск, МКОУ С(К)ШИ № 39, заместитель директора по УВР, тифлопедагог, 31.petrova@mail.ru.

Беседина Ирина Александровна.

Россия, г. Новосибирск, МКОУ С(К)ШИ № 39, учитель-дефектолог, besedinaia@mail.ru.

Носонова Елена Юрьевна.

Россия, г. Новосибирск, МКОУ С(К)ШИ № 39, учитель начальных классов, дефектолог, elen802@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен опыт работы одного из базовых образовательных учреждений города Новосибирска и Новосибирской области с детьми с нарушениями зрения, в том числе с комплексными нарушениями развития, по организации условий обучения и социализации слепых и слабовидящих школьников.

Ключевые слова: нарушение зрения, комплексные нарушения развития, социализация.

EDUCATION AND SOCIALIZATION OF BLIND AND VISUALLY

IMPAIRED CHILDREN (INCLUDING THOSE WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS) IN MBPEE Special (correctional) boarding school № 39

Petrova Galina Gennadievna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment Special (correctional) boarding school № 39, Deputy Director of OIA, the for the blind, 31.petrova@mail.ru.

Besedina Irina Aleksandrovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment Special (correctional) boarding school № 39, teacher-defectologist, besedinaia@mail.ru.

Nosonova Elena Yurievna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment Special (correctional) boarding school № 39, primary school teacher, elen802@mail.ru.

Abstract. The article presents the experience of one of the basic educational institutions of the city of Novosibirsk and the Novosibirsk region with children with

visual impairments, including complex developmental disorders, in the organization of learning conditions and socialization of blind and visually impaired students.

Key words: visual impairment, complex developmental disorders, socialization

При переходе на ФГОС государством предъявляются требования к содержанию, результатам и условиям образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье авторы представляют уникальный опыт создания условий для обучения и социализации слепых и слабовидящих детей (в том числе с комплексными нарушениями развития: задержкой психического развития, нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, нарушением слуха. ТМНР).

В школе создана многоуровневая система психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Это целостная, организованная и системная деятельность специалистов, направленная на создание социально-психологических и педагогических условий для получения детьми качественного образования, максимальной самореализации и подготовки к успешной социальной адаптации.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Основным механизмом реализации сопровождения является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля: психолога, логопеда, дефектолога, тифлопедагога, социального педагога, учителей АФК, СБО, пространственной ориентировки, соответствующей квалификации, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и прошедших обязательную курсовую подготовку.

Школа имеет богатую историю (2022 год юбилейный - школе 90 лет) и сложившиеся традиции. Ее закончили многие поколения слепых и слабовидящих обучающихся, которые получили образование, общее развитие, социальную адаптацию и хорошую подготовку к самостоятельной жизни. Школа была и остаётся «школой, ведущей к свету».

За последние годы школа прошла сложный путь развития, став инновационным многофункциональным образовательным учреждением с открытой, доступной, безбарьерной, многовариативной образовательной и развивающей базой, предметной средой. Педагогами школы разработаны адаптированные образовательные программы в соответствии с требованиями, реализуемыми в школе: ФГОС НОО ОВЗ (7 вариантов: 4.1, 4.2, 4.3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4), ФГОС ООО; а также рабочие программы по всем учебным предметам и курсам коррекционно-развивающей области.

Высокий профессиональный функционал педагогов позволил разработать сборник «Методических рекомендаций для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью (нарушения зрения)» и методические пособия для родителей «Помоги своему ребенку», «Подготовка незрячего дошкольника к обучению в школе». Данные материалы предполагают вариативность способов реализации в инклюзивных образовательных условиях, когда образовательное учреждение

посещают дети, имеющие проблемы со зрительным нарушением и коррекционная работа входит в структуру основной общеобразовательной программы.

На наш взгляд, особенность и своеобразие образовательного процесса в школе достигается необходимым оснащением уникальных технических средств. Так в обучении детей применяются специальные тифлотехнические (азбука-колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика», «Школьник» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся, реабилитацию и адаптацию в обществе.

Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с восприятием окружающей действительности, ориентировкой в пространстве, самоконтролем, регуляцией поведения. Это требует напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты, координации. В тоже время известно, что при глубоких тяжелых нарушениях проявляются специфические особенности всех форм деятельности: трудности включения в учебную деятельность, снижение темпа и точности выполнения заданий, мотивационной активности и заинтересованности. Следовательно, необходимо правильно использовать сохранные функции зрительного анализатора, компенсирующие возможности других сенсорных систем, определить пути совершенствования деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса. Оптимизацию процесса обучения обеспечивают:

- специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом, содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом);

- «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители в формате аудиозаписи DAISY;

- тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг;

- тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

- рельефные координатные плоскости, географические и исторические карты;

- принадлежности для рельефного черчения и плоского письма (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией, грифели, тетради из плотной брайлевской бумаги);

- принтер Л. Брайля (вспучивающая машина), бумага для печати по Брайлю;

- специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией: трость, тренажеры, спортивный инвентарь;

- текстовые, иллюстративно-графические и индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие особым образовательным потребностям слепых обучающихся.

Учитываются дозированное изображение изучаемого материала, снятие второстепенных нагрузок в изображениях, правильная организация методики обследования (этапность и последовательность с выходом на целостность восприятия), последовательность подачи дидактического материала.

Обучение организовано с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей, зрительных и зрительно-осязательных возможностей. В основе используемых форм и методов обучения с учащимися лежит деятельностный подход, обоснованный А.Н. Леонтьевым, обеспечивающий развитие и становление личности в целом каждым воспитанником. Приемы работы обеспечивают условия для активного включения в процесс обучения, стимулируют познавательную мобильность, переход в режим саморазвития и самообразования.

В рамках разнообразных форм организации познавательной деятельности также используются современные интерактивные методы организации учебного процесса, когда взаимодействие осуществляется не только между педагогом и учеником, а ребята контактируют и работают сообща в малых группах. Место учителя сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей урока. Примером служат: ролевые игры, групповое обсуждение, мозговой штурм, «Дерево решений», интерактивная видеоэкскурсия, фокус-группа, проектные семинары, тренинги и другие.

Безусловно, подготовленность педагогического коллектива, уровень их знаний, умений и навыков, оснащение образовательного процесса, устройство среды и создание необходимых условий предполагают определенные профессионально-личностные компетенции, главенствующую роль взаимодействия, обеспечивающие потенциал реализации процесса обучения и социализации слепых и слабовидящих (в том числе с комплексными нарушениями развития).

Таким образом, опыт работы школы, открытой для сотрудничества, может быть интересен для всех, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей с ОВЗ (в том числе с комплексными нарушениями развития).

Библиографический список:

1. Трутнева Е.И., Мазепа Е.М. Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения //Наука и социум: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ» /отв. ред. Н.А. Одинокова. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. - С. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.