ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
С.А. Коробкова, канд. пед. наук, зав. кафедрой физики, Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Россия, [email protected]
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РОССИИ
В статье описан опыт обучения иностранных студентов на примере преподавания физики как одной из фундаментальных наук в системе профессиональной подготовки специалиста-медика. На основе анализа опыта преподавания физики в медицинских вузах России обозначены проблемы, возникающие у преподавателей в ходе организации учебных занятий в группах иностранных студентов разной этнокультурной принадлежности, к числу которых отнесены: индивидуальные (этнокультурные и гендерные) особенности и их учет при обучении физике; языковые и психолого-педагогические барьеры и их преодоление в решении основных задач обучения физике. Представлен авторский опыт обучения физике иностранных студентов в условиях поликультурной образовательной среды медицинского вуза с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, приведены некоторые примеры трансформации учебного материала по физике, обозначены авторские методики обучения физике иностранных студентов. По мнению автора, изучение опыта обучения иностранных студентов и сравнение практики преподавания физики в медицинских вузах России позволит создать комплекс адаптивных технологий и методик обучения физике, а также разработать единую методическую систему обучения физике в условиях поликультурной образовательной среды медицинского вуза. Ключевые слова: иностранные студенты, обучение физике, обучение с учетом индивидуальных (этнокультурных и гендерных) особенностей, поликультурная образовательная среда медицинского вуза, языковые и психолого-педагогические барьеры.
В большинстве медицинских вузов России контингент обучаемых существенно отличается от контингента студентов других вузов наличием большого числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, таких как Индия, Африка, Китай и другие. Предметная подготовка иностранных студентов медицинского вуза напрямую связана с проявлением поликультурности. В профессиональной деятельности она зависит от усвоенности общепринятых норм для всего человечества и культурной цивилизации многих народов, в образовании и воспитании предполагает интеграцию человека в культуру и бесконфликтную идентификацию личности в многокультурном обществе1. В связи с этим в любом медицинском вузе России, где обучаются иностранные
студенты, существует определенная система воспитательных и педагогических событий, которая включает участников образовательного процесса в создание поликультурной среды2.
Социальный заказ на созидание этнической культуры в образовательном процессе и создание поликультурной образовательной среды в высших учебных заведениях, в которых обучаются иностранные студенты, а также формирование специалиста нового поколения путем внедрения в педагогическую практику инновационных подходов и методов обучения, обозначили ряд проблем для высшей профессиональной школы, особенно на арене международной деятельности. Согласно обнародованным данным Министерства образования и науки
России наша страна входит в десятку стран Европы (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Германия, Испания) в сфере предоставления образовательных услуг. Лидирующую по- -
зицию в обучении граждан дальнего зарубежья занимают вузы Москвы (порядка 50 учебных заведений ведут международную деятельность) и Санкт-Петербурга (14 вузов осуществляет подготовку иностранных студентов)3.
Анализ международной деятельности ряда медицинских вузов России показал, что большинство из них принимают представителей из стран дальнего и ближнего зарубежья, о чем свидетельствуют данные международного объединенного биографического центра. Так, например, в Ивановской государственной медицинской академии иностранные граждане обучаются с 1991 года. За прошедший период более 230 человек окончили подготовительное отделение, более 170 учащихся получили дипломы докторов медицины, 11 человек —
Высшее медицинское образование в России имеет солидный опыт в подготовке квалифицированных медицинских кадров для стран мирового сообщества.
граждане Индии, Конго и Туниса — защитили кандидатские диссертации. В настоящее время в академии учатся студенты из 34 стран — Китая, Монголии, Иордании, Анго-- лы, Кот-д-Ивуара, Конго, Ирака, Габона, Чада, Пакистана, Судана, Сирии, Вьетнама, Кипра, Греции и других.
В Кубанском государственном медицинском университете заключаются договоры с иностранными партнерами о совместной учебной, научной и клинической работе, что расширяет географию международного сотрудничества.
В Курском государственном медицинском университете, входящем в Международную ассоциацию медицинских вузов Европы, в рамках Болонского процесса также поддерживаются широкие академические связи с зарубежными коллегами.
Ежегодно на подготовительное отделение, стоматологический и лечебный факультеты, факультеты клинической психологии и среднего медицинского персонала,
в ординатуру и аспирантуру Московского государственного медико-стоматологического университета на контрактной основе поступает 140—160 иностранных граждан. Единовременно в стенах этого университета обучаются 500 студентов из 57 стран дальнего зарубежья (Алжир, Греция, Израиль, Индия, Иордания, Иран, Кипр, Китай, Конго, Марокко, Монголия, Палестина, Польша, Сирия, США, Танзания, Хорватия, Шри-Ланка, Эфиопия, Южная Корея, Япония) и стран СНГ, а дипломы получили уже свыше 3 000 человек.
Данные факты свидетельствуют о том, что высшее медицинское образование в России имеет солидный опыт в подготовке квалифицированных медицинских кадров для стран мирового сообщества. Однако обучение иностранных студентов в поликультурной среде медицинского вуза имеет многоаспектный характер и зависит от числа представителей разной этно-культуры в учебной группе; уровня базовой подготовки иностранных студентов; норм, традиций и культуры в сфере образования представителей конкретной этнической принадлежности; уровня владения языком-посредником, на котором ведется обучение иностранных студентов; психологического и социального барьеров в процессе адаптации представителей разных этнокультур к поликультурной образовательной среде медицинского вуза4.
Профессиональное становление специалиста-медика требует: научного взгляда на живой организм и протекающие в нем процессы как на целостную систему, изучения физико-химической природы жизненных явлений, а также знаний основ современных физических и биофизических методов диагностики и лечения пациентов. В связи с этим обучению физике в медицинском вузе отводится особая роль.
Обучение физике в системе подготовки иностранных студентов по медицинским специальностям основывается на положениях федеральных государственных стандартов высшего про-
фессионального образования, которые ориентируют преподавателя-предметника высшей медицинской школы на организацию образовательного процесса с отведением основной доли учебной деятельности студентов под самостоятельную работу. Но анализ опыта преподавания физики в ряде медицинских вузов России показал, что оно зачастую осуществляется с применением общепринятых методов и форм обучения иностранных студентов (классно-урочная форма лабораторно-практических, семинарских и лекционных занятий), что объясняется традиционно сложившейся методикой обучения физике в вузе.
Вместе с тем преподаватели физики испытывают определенные трудности при организации и проведении учебных занятий в группах студентов с разной этнокультурной принадлежностью. Так, например, большинство преподавателей физики не знают, как методически грамотно организовать учебное занятие в группе иностранных студентов с представителями одной или нескольких этнокультур одновременно, в чем выражаются их индивидуальные особенности и как они учитываются в практике обучения физике, как преодолеваются языковой, психолого-педагогический, социальный и другие барьеры в процессе обучения5.
Анализ и сравнение традиционной и инновационной педагогической практики обучения физике иностранных студентов ряда медицинских вузов России позволили нам выявить, в соответствии с существующими проблемами, общие закономерности, среди которых можно отметить следующие:
♦ ориентацию профессорско-преподавательского состава в практике обучения на индивидуальные особенности иностранных студентов и учет их этнокультурных интересов и традиций; ♦ установку российского вуза на межкультурное равноправие девушек и юношей разной этнокультурной принадлежности;
Анализ опыта преподавания физики в ряде медицинских вузов России показал, что оно зачастую осуществляется с применением общепринятых методов и форм обучения иностранных студентов, что объясняется традиционно сложившейся методикой обучения физике в вузе.
♦ создание поликультурной образовательной среды в вузе при профессиональной подготовке иностранных граждан;
♦ реализацию культуросообразного образования при условии сохранения культурных ценностей и норм представителей стран ближнего и дальнего зарубежья;
♦ определение способов и методов обучения и воспитания, соответствующих поликультурной образовательной среде конкретного вуза;
♦ предоставление свободы выбора иностранным студентам при определении персональных траекторий обучения;
♦ реализацию деятельностной направленности в обучении представителей разных этнокультур через формирование в процессе обучения взаимоотношений в деловом и личном аспектах между преподавателями и иностранными студентами;
♦ осуществление межкультурной коммуникации, направлен- : ной на развитие толерантности и взаимоуважения, доверительно-дружеского сотрудничества.
Выявленные закономерности, по нашему мнению, определяют специфику обучения физике иностранных студентов, которая, в отличие от традиционного обучения физике в медицинском вузе, заключается в проведении препода-
Преподаватели испытывают определенные трудности при организации и проведении
учебных занятий в группах студентов с разной этнокультурной принадлежностью.
вателем систематической повторительно -обобщающей работы средствами фронтального опроса с использованием языка-посредника, на котором ведется обучение иностранных студентов, индивидуальных бесед со студентами, тематического тестирования, контроля выполнения самостоятельной работы.
Собственный опыт обучения физике иностранных студентов показал, что в условиях поликультурной образовательной среды медицинского вуза преподавание ее основных разделов существенно отличается от традиционной вузовской практики обучения физике российских студентов и основывается:
— на определении цели обучения физике иностранных студентов через учет индивидуальных (этнокультурных и гендерных) особенностей иностранных студентов в ходе формирования основных физико-матема-= тических, биофизических знаний и умений, необходимых для реализации межждисципли-нарных связей и последующей практической деятельности врача-специалиста;
— выборе задач обучения через развитие у иностранных студентов-медиков профессиональных умений и навыков, универсальных способов деятельности (познавательной, информаци-
онно-коммуникативной и рефлексивной) и ключевых компетенций путем привития навыков самостоятельного проведения физического эксперимента и обобщения экспериментальных результатов наблюдений, работы с измерительными приборами и физиотерапевтической аппаратурой, предназначенных для изучения физических явлений и закономерностей, а также через развитие профессионально мотивированных интересов иностранных студентов, их интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических и прикладных задач в области медицины, навыков самостоятельной работы по изучению физики и смежных дисциплин;
— трансформации учебного материала с учетом инвариантности содержания физики для учебных групп иностранных студентов с разным этнокультурным составом. Например, введения в лекционный курс 10-минутного блока (как правило, в конце лекционного занятия), который позволяет преподавателю физики объяснить иностранным студентам, при выполнении каких лабораторных работ они будут сталкиваться с экспериментальной проверкой физических законов, явлений, параметров; ведения физического словарика в билинг-вальном режиме (русский — английский) и в отдельных случаях с добавлением физической терминологии на родном для иностранного студента языке (например, русский — английский — арабский или русский — английский — малайский и пр.), что позволяет облегчить понимание сложного учебного материала по физике и усвоение его иностранными студентами; использования инструктивной ролевой карты, на основе которой иностранные студенты отрабатывают свои действия до начала выполнения лабораторной работы;
— применении инновационных методик обучения, позволяющих преодолевать психологические и языковые барьеры, возникающие в ходе обучения физике иностранных студентов. К таким методикам нами отнесены: методика обучения физике иностранных студентов на основе учета гендер-ных особенностей и методика организации лабораторного практикума по физике для иностранных студентов с использованием
гендерного подхода к развитию практических навыков6.
Таким образом, педагогический опыт обучения иностранных студентов и практика преподавания физики в медицинских вузах России показали, что проблемы подготовки специалистов-медиков для стран дальнего зарубежья решаются с использованием частных «стихийных» методик преподавания физики при отсутствии единой методической системы обучения в условиях поликультурной образовательной среды медицинского вуза. В то же время в системе профессиональной подготовки специалиста-медика для зарубежных государств назрела необходимость в создании комплекса адаптивных технологий и методик обучения физике иностранных студентов. Этот вопрос требует детальной проработки и определяет ключевые направления дальнейших наших исследований. ^
Литература
1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Изд.-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 352 с.
2. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография. Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2006. 273 с.
3. Гоманькова Н.Н. и др. Медицинские и фармацевтические вузы России / Н.Н. Гоманькова, Л.В. Левицкая, М.Я. Ледяев, С.М. Семёнов, Е.В. Уварова, Т.А. Федорина, Б.М. Чекнёв, М.И. Якубович // Международный Объединенный биографический центр. М.: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2011. 445 с.
4. Фомина ТК. Адаптация как необходимое условие интериоризации профессиональной роли в инонациональной среде // Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах / Материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. с между-нар. участием. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. С. 7-9.
5. Худобина О.Ф. Психологические барьеры и факторы их преодоления в процессе билингвального обучения в вузе (на примере обучения иностранных студентов-медиков): монография. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. 224 с.
6. Коробкова С.А. Концептуальные подходы к обучению физике иностранных студентов медицинского вуза: монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2015. 340 с.
PHYSICS TEACHING EXPERIENCE OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN MEDICAL UNIVERSITIES
S.A. Korobkova, Candidate of Pedagogy, the head of the department, The department of physics, Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia, [email protected]
This article describes the experience of foreign students on the example teaching physics as one of fundamental sciences in the system of professional training of medics. On the basis of teaching physics' analysis in Russian medical universities the author formulates the problems which appear in organization of lessons in foreign groups with different ethno-cultural features, including: individual (ethno-cultural and gender) features and their account with physics teaching; linguistic and psycho-pedagogical barriers and their overcoming for solution of main objectives in physics teaching. There is the author's experience in teaching physics of foreign students in the conditions of multicultural educational environment of the medical university taking into account their individual features and interests; also, there are some examples of physics educational materials' transformation; this paper defines the authors physics teaching methods of foreign students of the medical university. According to the author's opinion, study of foreign students' teaching experience and comparison of practices in teaching will allow creating a complex of adaptive technologies and methods in physics teaching and developing of a united methodical system in the conditions of multicultural educational environment of the medical university.
Key words: foreign students, teaching physics, teaching is tailored to the individual (ethnocultural and gender) features, the polycultural educational environment of medical school, language and psychological and pedagogical barriers.
References
1. Bondyreva S.K. Psikhologo-pedagogicheskie problemy integrirovaniia obrazovatel'nogo prostranstva: Izbrannye Trudy [Psychological and pedagogical problems of integration of educational space: Selected works]. Moscow, Izd.-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta Publ., Voronezh, Izd-vo NPO «MODEK» Publ., 2005. 352 p.
2. Artiukhina A.I. Obrazovatel'naia sreda vysshego uchebnogo zavedeniia kak pedagogicheskii fenomen: monografiia [Educational environment of higher educational establishment as a pedagogical phenomenon: monograph]. Volgograd, izd-vo VolGMU Publ., 2006. 273 p.
3. Goman'kova N.N., Levitskaia L.V., Lediaev M.Ia., Semenov S.M., Uvarova E.V., Fedorina T.A., Cheknev B.M., Iakubovich M.I. Meditsinskie i farmatsevticheskie vuzy Rossii [Medical and pharmaceutical universities of Russia]. Mezhdunarodnyi Ob"edinennyi biogra-ficheskii tsentr [International United biographical centre]. Moscow, ZAO SP «Kontakt RL» Publ., 2011. 445 p.
4. Fomina T.K. Adaptatsiia kak neobkhodimoe uslovie interiorizatsii professional'noi roli v inonatsional'noi
srede [Adaptation as a prerequisite for the internalization of the professional role in the non-environment]. Ma-terialy IV Vsoros. nauch.-praktich. konf. s mezhdunar. uchastiem «Problemy kachestva obucheniia zarubezh-nykh grazhdan v meditsinskikh vuzakh» [Proceedings of the IV Vseros. scie..-practl. conf. with the intern. participation «Problems of quality of training of foreign citizens in medical schools»]. Volgograd, Izd-vo VolgGMU Publ., 2012, pp. 7-9.
5. Khudobina O.F. Psikhologicheskie bar'ery i faktory ikh preodoleniia v protsesse bilingval'nogo obucheniia v vuze (na primere obucheniia inostrannykh studentov-medikov): monografiia [Psychological barriers and factors to overcome them in the process of bilingual learning in the University (on the example of teaching foreign medical students): the monograph]. Volgograd, Izd-vo VolgGMU Publ., 2013. 224 p.
6. Korobkova S.A. Kontseptual'nye podkhody k obuche-niiu fizike inostrannykh studentov meditsinskogo vuza: monografiia [Conceptual approaches to physics teaching foreign medical students: monograph]. Volgograd, Izd-vo VolGMU Publ., 2015. 340 p.