Научная статья на тему 'Проблема качества обучения иностранных студентов на занятиях по биологии в медицинском вузе'

Проблема качества обучения иностранных студентов на занятиях по биологии в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS AND WAYS OF TEACHING / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Алексеевна

Проблема качества образования иностранных студентов в медицинских вузах обусловлена возросшей потребностью в подготовке высококачественных медицинских кадров не только в нашей стране, но и в мировом сообществе. Актуальность темы предусматривает детальный анализ проблемы. В связи с этим возрастает потребность в анализе причин и поиске новых инновационных методов и подходов в обучении, направленных на формирование профессиональных компетенций у иностранных учащихся, обучающихся в медицинских вузах нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема качества обучения иностранных студентов на занятиях по биологии в медицинском вузе»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Новикова Е.А. Email: Novikova1795@scientifictext.ru

Новикова Елена Алексеевна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, медицинской генетики и экологии, Курский государственный медицинский университет, г. Курск

Аннотация: проблема качества образования иностранных студентов в медицинских вузах обусловлена возросшей потребностью в подготовке высококачественных медицинских кадров не только в нашей стране, но и в мировом сообществе. Актуальность темы предусматривает детальный анализ проблемы. В связи с этим возрастает потребность в анализе причин и поиске новых инновационных методов и подходов в обучении, направленных на формирование профессиональных компетенций у иностранных учащихся, обучающихся в медицинских вузах нашей страны. Ключевые слова: качество образования, методы и способы обучения, компетенции, компетентностный подход.

THE PROBLEM OF QUALITY OF TRAINING OF THE FOREIGN STUDENTS IN BIOLOGY CLASSES IN THE MEDICAL UNIVERSITY Novikova EA

Novikova Elena Alekseevna - PhD of biology, associate professor, DEPARTMENT OF BIOLOGY, MEDICAL GENETICS AND ECOLOGY, KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY, KURSK

Abstract: the problem of the quality of education of foreign students in medical universities is determined by the increasing of need for training high-quality medical personnel not only in our country, but also in the world community. The relevance of the topic provides a detailed analysis of the problem. In connection with this, there is a growing need to analyze the causes and search for new innovative teaching methods and ways aimed at forming professional competencies at the foreign students studying in medical universities of our country.

Keywords: quality of education, methods and ways of teaching, competences, competence approach.

УДК 378.14.015.62

Получение медицинского образования в России с каждым годом становится популярным среди иностранных студентов. В большинстве медицинских вузов России контингент студентов, обучающихся в университетах, представлен иностранными гражданами из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Согласно обнародованным данным Министерства образования и науки России, наша страна входит в десятку стран Европы (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Германия, Испания) в сфере предоставления образовательных услуг. Лидирующую позицию в обучении граждан дальнего зарубежья занимают вузы Москвы (порядка 50 учебных заведений ведут международную деятельность) и Санкт-Петербурга (14 вузов осуществляет подготовку иностранных студентов) [4].

Курский государственный медицинский университет (КГМУ) является одним из основных вузов России, в котором обучаются иностранные студенты 30 стран мира.

На основании итогового доклада начальника управления по международным связям Ю.Ш. Иобидзе, Курский государственный медицинский университет сотрудничает с университетами Белоруссии, Украины, стран БРИКС (Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Китай) и ШОС (Узбекистан, Казахстан), стран Евросоюза (Румыния, Венгрия, Кипр, Болгария, Франция), стран АСЕАН (Малайзия, Таиланд), стран ОАЕ (Кения) в сфере предоставления образовательных услуг.

Международный факультет в нашем университете основан в 1991 году, преподавание ведется на русском и английском языках, по специальностям лечебное дело, стоматология и фармация. В настоящее время в университете обучается около 1200 иностранных студентов. Каждый год количество иностранных абитуриентов возрастает. КГМУ является членом Международной ассоциации университетов, Европейской ассоциации стоматологического образования, Российско-китайской ассоциации медицинских университетов.

Эти данные указывают на тот факт, что высшее медицинское образование в КГМУ имеет большой опыт в подготовке квалифицированных медицинских кадров для стран мирового сообщества. Однако обучение иностранных студентов в КГМУ имеет свои особенности и трудности.

Фомина Т.К. отмечает, что обучение в поликультурной среде медицинского вуза имеет многоаспектный характер и зависит от числа представителей разной этнокультуры в учебной группе; уровня базовой подготовки иностранных студентов; норм, традиций и культуры в сфере образования представителей конкретной этнической принадлежности; уровня владения языком-посредником, на котором ведется обучение иностранных студентов; психологического и социального барьеров в процессе адаптации представителей разных этнокультур к поликультурной образовательной среде медицинского вуза [6].

Одной из важных проблем является качество обучения иностранных учащихся в медицинском вузе. К сожалению, в большинстве медицинских вузах России, эта проблема наиболее актуальна, так как затрудняет сформировать профессиональные компетенции у будущих врачей. Преподавательский состав кафедры биологии, медицинской генетики и экологии уделяет большое внимание качеству обучения иностранных студентов, обучающихся на языке посреднике - английском. Однако уровень овладения им иностранными учащимися часто оставляет желать лучшего. Поэтому актуальным является выявление причин и способов их устранения, с целью повышения уровня обучения.

Качество обучения иностранных студентов на лекциях и практических занятиях по биологии в Курском государственном университете зависит от уровня начальной базовой подготовки по предмету, умения владеть языком-посредником, на котором ведется обучение, учебно-методического обеспечения учебного процесса. Кроме того, она напрямую связана с проявлением поликультурности [1]. В профессиональной деятельности она зависит от усвоенности общепринятых норм для всего человечества и культурной цивилизации многих народов, в образовании и воспитании предполагает интеграцию человека в культуру и бесконфликтную идентификацию личности в многокультурном обществе [3].

При обучении иностранных студентов разных стран на занятиях по биологии в нашем университете преподаватели сталкиваются с проблемой низкого уровня подготовленности учащихся к освоению предмета. Многие студенты не имеют базовых знаний по разделам биологии, не владеют предметной терминологией, затрудняются в понимании основных биологических закономерностей. Студенты испытывают затруднения в освоении основополагающих тем по предмету, они не могут выстроить причинно-следственные связи и закономерности полученной информации. Поэтому, учащиеся не могут проанализировать полученную информацию, использовать ее при решении ситуационных задач, затрудняются на практике при выполнении лабораторных работ. Кроме того, многие иностранные студенты плохо владеют английским языком, что

затрудняет обучение и освоение знаний по предмету. Эти проблемы отражаются на их успеваемости и овладении основными профессиональными компетенциями.

Введение компетентностного подхода и социальный заказ на формирование специалиста нового поколения не только в России, но и за рубежом обозначило новые подходы в подготовке высококвалифицированных специалистов в области медицины. В связи с этим необходимо продумать ряд мер по повышению качества образования по предмету путем внедрения новых инновационных подходом и методов обучения [5].

На занятиях по биологии преподаватели внедряют адаптивные методы повышения качества обучения для иностранных студентов. Для освоения теоретического материала разрабатываются опорные схемы биологических процессов (энергетического обмена, фотосинтеза, синтеза белка, митоза, мейоза), жизненных циклов паразитов, анализа родословных, решения генетических задач. Для закрепления практических навыков используется решение ситуационных задач, моделирующие биологические и медицинские случаи, особенно это актуально на занятиях по медицинской биологии. Студентам предлагается разработка теоретических проектов по темам с подготовкой мультимедийных презентаций и выступлением на занятиях, с целью более глубокой проработки отдельных вопросов. Программа по биологии разбита на пять разделов: цитология, генетика, медицинская паразитология, эволюционная морфология, экология. Каждый раздел заканчивается обязательным итоговым контролем, на котором проводится обязательное устное собеседование, компьютерное тестирование и письменный контроль. Такой подход тотального контроля в обучении дает свои результаты. Опорные схемы в обучении позволяют запоминать базовые схемы и алгоритмы, применяемы на практике. Выполнение проектов расширяют и обогащают кругозор и восполняют недостающие знания. Большая часть студентов стараются поэтапно осваивать предметный материал, чтобы вовремя сдать текущие и рубежные контроли.

Но, проблема качества обучения иностранных студентов остается актуальной и требует разработки и внедрения новых инновационных методов при освоении учебного материала.

Список литературы /References

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография. Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2006. 273 с.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. № 11, 2004. С. 17-22.

3. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 352 с.

4. Гоманькова Н.Н. и др. Медицинские и фармацевтические вузы России / Н.Н. Гоманькова, Л.В. Левицкая, М.Я. Ледяев, С.М. Семёнов, Е.В. Уварова, Т.А. Федорина, Б.М. Чекнёв, М.И. Якубович // Международный Объединенный биографический центр. М.: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2011. 445 с.

5. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый, 2012. № 12. С. 499-500.

6. Фомина Т.К. Адаптация как необходимое условие интериоризации профессиональной роли в инонациональной среде // Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах / Материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.