Научная статья на тему 'Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии'

Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сторожева Н. А.

В статье рассматривается опыт налогообложения в Норвегии. Анализируются основные тенденции развития рыболовства Норвегии в последние годы. Дана характеристика норвежской системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии»

Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии

H.A. Сторожева

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области

Аннотация. В статье рассматривается опыт налогообложения в Норвегии. Анализируются основные тенденции развития рыболовства Норвегии в последние годы. Дана характеристика норвежской системы налогообложения.

Abstract. The paper has considered the experience of taxation in Norway. The author has analyzed the main tendencies of development of industrial fishery in Norway during recent years. The characteristic of Norwegian taxation system has been given.

I. Введение

Учитывая, что рыболовство на севере России осуществляется в схожих с Норвегией условиях, а также то, что в настоящее время состояние российского морского рыболовства, прибрежного промысла и береговой рыбообработки находится в той же стадии, что и в Норвегии 20 лет назад, рассмотрим опыт налогообложения в Норвегии.

2. Основные тенденции развития норвежского рыболовства

Норвежские рыболовство и аквакультура пережили десятилетия серьезных перемен. Двадцать лет назад рыбная отрасль субсидировалась и не подавала надежд на то, что когда-нибудь сможет стать рентабельной. В конце 90-х годов субсидирование рыбного сектора практически было сведено к нулю СFishery Statistics, 1999-2000).

Правительством Норвегии был предпринят ряд кардинальных мер по реорганизации крупных рыболовецких компаний, совершенствованию организации экспорта рыбопродукции. В 1991 г. создан единый центральный хорошо финансируемый орган сбыта - Норвежский совет по экспорту морепродуктов. В результате была основана сильная, имеющая средства организация, которая со временем превратилась в одну из самых профессиональных и эффективных в мире, занимающихся продвижением морепродуктов на зарубежные рынки.

Сегодня отрасль представляет крупные компании, работающие эффективнее, чем мелкие и, главное, в большей степени ориентированные на рынок.

В ее состав входят рыболовный флот, рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия, занимающиеся рыборазведением (главным образом, атлантического лосося). Поскольку около 90% рыбопродукции Норвегии экспортируется, эта отрасль сохраняет за собой роль одного из важнейших источников валютных поступлений. Норвегия находится на 10 месте в мире по объемам вылова рыбы, на первом месте - по разведению атлантического лосося и форели, а также по объемам экспорта рыбы и морепродуктов. Экспорт продукции рыбного хозяйства составил в 2001 г. 29.6 млрд NOK или 5.7 % валового объема экспорта, что уступает только таким отдельным товарам, как нефть и газ, а также товарным группам "Промышленные полуфабрикаты" (куда, например, входят цветные металлы) и "Машины и транспортные средства". В стране официально зарегистрировано 21.3 тыс. рыбаков, 15.3 тыс. из них занимаются промыслом в качестве единственного источника доходов (Fishery Statistics, 1999-2000).

В секторе аквакультуры тоже произошли изменения. Теперь крупным объединениям компаний разрешено иметь много лицензий. Благодаря такому изменению политики отрасль привлекла крупных инвесторов.

Таблица 1. Правительственные субсидии рыбной промышленности (по главным видам) (thc.NOK)

Виды государственной поддержки 1989 1999

Всего дотаций и субсидий 807,666 94,853

1. Дотации торговле 289,759 33,724

2. Центру по наживкам 11,522 13,900

3.Обеспечение гарантии доходов рыбаков 164,700 12,600

4. Перестройка и поддержание строительства - 13,943

5. Субсидии для поддержания продажи - 6,935

6. Прочие виды поддержки 341,685 13,751

Сторожева Н.А. Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии

Бурное развитие норвежской отрасли по искусственному разведению лосося по сравнению с другими странами объясняется, помимо идеальных природных условий, высокоэффективной отраслевой инфраструктурой, самой высокоразвитой в мире технологией в этой сфере, значительным объемом продолжающихся научных исследований, направленных на повышение рентабельности производства. Достаточно отметить, что, например, с 1987 по 1997 гг. себестоимость производства 1 кг лосося в Норвегии в среднем снизилась с 38 до 16 норвежских крон, а использование антибиотиков (вследствие скученности рыба в садках подвержена различным болезням и паразитам) в 1996 г. составляло всего лишь 3 % от уровня 1990 г. Рыболовство рассматривается в Норвегии как краеугольный камень внешней торговли. Эту стратегию страна намерена сохранить и на перспективу (Рыбное хозяйство, 1999).

Российское рыболовство за эти же последние 10 лет также претерпело значительные изменения, но к худшему: сократился объем добычи рыбы и нерыбных объектов промысла, увеличился экспорт рыбных товаров с низкой стадией переработки сырья, увеличился импорт рыбных товаров.

3. Особенности налогообложения в Норвегии

Налогообложение в норвежской рыбной промышленности осуществляется на общих для налоговой системы Норвегии принципах. Как и в других странах с развитой рыночной экономикой, в Норвегии предприятие, вовлеченное в деятельность, подлежащую обложению налогом на добавленную стоимость, должно в обязательном порядке зарегистрироваться в Государственном Регистре плательщиков НДС, если реализационные обороты товаров и услуг, подлежащие обложению НДС, превышают 30,000 норвежских крон в течение 12-месячного периода. Налоговые органы могут зарегистрировать предприятие досрочно. Ставкой налога на добавленную стоимость в размере 23 % облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также экспортные товары.

Некоторые операции освобождены от НДС: например, экспортные. На отдельные виды производственного оборудования применяется вместо НДС налог на капиталовложения по ставке 7 %.

Важное место в системе налогов занимает налог на прибыль корпораций (Йоргенсен, 2000). Для открытия предприятия в Норвегии обычно не требуется специального разрешения, однако на некоторые виды деятельности необходимо получить разрешение властей. Например, лицензия на право заниматься рыборазведением стоит в Норвегии около 2 млн долларов.

Для осуществления любой деятельности на территории страны все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрироваться в Центральном Координационном Регистре юридических лиц и в местном налоговом органе. Это условие касается также и иностранных компаний и представительств, находящихся на территории Норвегии.

В экономике Норвегии в основном преобладают акционерные компании. Согласно соглашению между странами-участниками Европейского Сообщества, минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ установлен в размере 50,000 норвежских крон, для открытых - 1 млн норвежских крон. Уставной капитал может быть сформирован полностью из зарубежных инвестиций при условии, если 50 % управленческого персонала являются налоговыми резидентами страны в течение последних двух лет. Отдельные виды деятельности, такие, как рыболовство и некоторые другие виды производственной деятельности, легко уязвимые для зарубежной конкуренции, субсидируются государством. Как уже отмечалось, рыболовство имело значительные субсидии, которые в 90-х годах существенно сократились.

Отдельным предприятиям предоставляется помощь в области экспортной деятельности. Поощряя децентрализацию размещения промышленных предприятий и перемещение из крупных городов в северные районы страны, законодательные органы установили варьирующую ставку взносов в социальные фонды, выплачиваемую работодателями, от 0 % в северных районах страны до 14.1 % в центральных областях.

Компании, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют полную налоговую обязанность, которая распространяется на доход, полученный из всех источников, а компании-нерезиденты - только на доходы, полученные из норвежских источников. Компания считается налоговым резидентом, если непосредственный управляющий орган или головной офис находится в Норвегии.

Ставка корпоративного налога установлена в размере 28 %. Налогооблагаемая прибыль складывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму затрат на производство и реализацию продукции и на сумму уплаченных налогов в норвежские налоговые органы. Исключения составляют затраты на проведение развлекательных мероприятий, которые не подлежат вычету из налогооблагаемой базы.

Амортизационные отчисления могут быть начислены на те производственные активы, стоимость которых более 15,000 норвежских крон и срок предполагаемого использования более трех лет. Суммы амортизационных отчислений, уменьшающие налогооблагаемую базу, не должны превышать

установленные ставки. К примеру, на морские, речные суда и бурильные установки ставка амортизационных отчислений равна 20 %.

Дивиденды облагаются на тех же условиях, что и прибыль корпораций. Дивиденды, выплаченные акционерам, облагаются налогом также у их получателей. Такая система была предложена для избежания двойного налогообложения. Акционеры, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют право получить налоговый кредит, равный полной сумме налога, уплаченного компанией в отношении дивидендов. Нерезидентам, получающим доходы от норвежских закрытых обществ, налоговый кредит не предоставляется. Кроме того, они являются плательщиками налога на дивиденды, удерживаемого у источника выплаты, по ставке 25 %, если он является резидентом страны, которая не имеет договора с Норвегией об избежании двойного налогообложения.

Списание убытков переносится на десять лет вперед. Обычно убытки не могут быть отнесены на более короткий срок, хотя невосполнимые убытки могут быть зачтены из прибыли в течение последующих двух лет.

Взносы на социальное страхование выплачивает работодатель по ставке от 0 % до 14.1 %, суммы этих взносов полностью вычитаются из налогооблагаемой базы. Также работодатель обязан выплачивать налог в размере 10 % от суммы дохода, превышающего 656000 норвежских крон.

Доходы из зарубежных источников (иностранное постоянное представительство, филиалы, недвижимость) обычно облагаются налогом тогда, когда налог в стране нахождения этого источника значительно ниже норвежского, а также когда нет налогового соглашения с этой страной.

Если нет налогового соглашения, то обычно предоставляется налоговый кредит. Дивиденды, полученные из зарубежных источников, облагаются тем же способом, что и доход корпораций.

Налоговую декларацию по налогу на прибыль корпораций с документально подтвержденными расчетами необходимо представить в налоговые органы не позднее 28 февраля отчетного года.

Налог уплачивается поквартально, авансовыми платежами, которые рассчитываются, исходя из сумм дохода, полученного в предыдущем налоговом году, и перечисляется равными долями в два приема (15 февраля и 15 апреля). Оставшиеся два платежа (15 сентября и 15 ноября) рассчитываются исходя из сумм дохода, полученного за предыдущий квартал.

Все юридические лица обязаны ежегодно уплачивать налог на имущество, исходя из фактической стоимости капитальных активов. Однако акционерные общества освобождены от уплаты этого налога. Уплаченный налог на имущество не уменьшает налогооблагаемую базу.

Норвежским законодательством не предусматривается взимание налогов или каких-либо сборов за квоты на право вылова, а также за выловленную или доставленную на переработку рыбу. Всем, кто имеет разрешение на ведение промысла в Норвежской экономической зоне (НЭЗ) и территориальных водах, предоставляется право на бесплатное пользование морскими биоресурсами.

Разрешением (лицензией) на промысел квотируемых видов является включение судна в список промысловых судов, имеющих квоту. Наличие судна в списке фактически означает разрешение на промысел. Такая же практика распространяется на иностранные суда, ведущие промысел в НЭЗ на основе двусторонних соглашений.

Квоты по типам судов распределяются в зависимости от длины судна (или тоннажа). В основе распределения лежат два принципа: регулирования промыслового усилия и регулирования изъятия.

Улов рыбы, добываемый судном под норвежским флагом и доставляемый в Норвегию, согласно таможенному кодексу, не входит в перечень импортных поставок (т.е. не облагается таможенной пошлиной) независимо от места вылова.

Порядок использования (переработка, продажа и хранение) определен в законе от 14.12.51 г. "О сбыте рыбы-сырца". Закон устанавливает, что вся выловленная рыба должна реализовываться только через соответствующие сбытовые кооперативы Норвегии. Кооперативам предоставляются государственные полномочия по контролю за выловом и реализацией квот на основе сдаточных квитанций на поставляемую рыбу. Кооперативы имеют право устанавливать временный запрет на промысел в отдельных районах или на использование определенных орудий лова, исходя из сложившейся ситуации на рынке сбыта рыбы. По этой же причине они имеют право обязывать рыбаков доставлять рыбу в определенные районы Норвегии, несмотря на заключенные соглашения между рыбаками и покупателями. Кооперативам также предоставлено право устанавливать закупочные цены, обязательные для продавца и покупателя (Зеленцов, 2001).

По данным "Statistics Norway", фактически выплаченные налоги в рыболовстве составляют всего от 3.1 % до 4.0 % к стоимости продаж и имеют тенденцию к снижению. Кроме этого, рыбная промышленность получает правительственные субсидии, которые до 1995 г. были в 3-4 раза выше суммы налогов, и лишь начиная с 1995 г. субсидии стали меньше налогов (Fishery Statistics, 1999-2000).

Сторожева H.A. Опыт налогообложения в морском промышленном рыболовстве Норвегии

Надо полагать, что на это повлияли не только рост вылова, но и рост выгрузок с иностранных судов, в том числе российских. С 1990 по 1999 гг. выгрузки последних в портах Норвегии выросли в 3.6 раза и в 1999 г. составили 200,8 тыс. т (стоимость сданного улова - 1908,9 млн NOK или по курсу ЦБ - около 247 млн долл. США).

За 1990-2000 гг. стоимость вывезенной в Норвегию продукции составила 11408,4 млн NOK, валовая прибыль рыболовных российских компаний по самым скромным подсчетам (при рентабельности в 50 %) - 5704 млн NOK.

Стоимость продукции на береговых заводах за 1989-1999 гг. возросла в 2.5 раза (с 9406,5 млн NOK до 23,634 млн NOK). Добавленная стоимость в результате обработки рыбы на заводах (вместе с заработной платой) с 3429,3 млн NOK в 1988 г. увеличилась до 7076,0 млн NOK в 1999 г., или на 89.0 %. Отставание темпов роста добавленной стоимости от стоимости продукции на береговых заводах связано со значительным увеличением в составе сырья в 1999 г. удельного веса пелагических рыб, не идущих на глубокую переработку.

В последние годы мировая печать, освещающая проблемы рыболовства и торговли рыбой, отмечает стабильный рост норвежского экспорта рыбы и морепродуктов (Рыбное хозяйство, 1999).

Секрет успеха, по мнению специалистов и наблюдателей, состоит в создании Норвежского совета по экспорту морепродуктов. В его компетенции находятся вопросы внешней торговли, в его распоряжение перешли и все соответствующие фонды для реализации совместных проектов.

Комитет финансируется за счет регистрационной платы от экспортеров и пошлины на вывозимые морепродукты. Например, установлена 3-процентная экспортная пошлина на лососевые. Комитет имеет самую оперативную информацию. Поиск новых рынков сбыта рыбопродукции также относится к компетенции Комитета. Сфера торговли норвежской рыбой и морепродуктами достигла Китая и Юго-Восточной Азии.

4. Заключение

Развитие рыбной отрасли Норвегии в последние годы активно регулируется государством. Регулирование заключается в распределении квоты по типам судов. При этом квота выдается не на год, а на несколько лет. Помимо регулирования, рыбная промышленность Норвегии получает прямые правительственные субсидии.

В системе налогообложения добычи рыбы и морских биоресурсов в Норвегии не предусмотрен рентный принцип. Не предусматривается также взимание налогов или каких-либо сборов за квоты на право вылова, а также на выловленную или доставленную на переработку рыбу. Основной налогооблагаемой базой служит прибыль.

Литература

Fishery Statistics. Oslo, Statistics Norway, 106 p., 1999-2000.

Зеленцов A.B. Принципы распределения рыбных ресурсов в Норвегии. Рыбное хозяйство, № 6, с.54-55, 2001.

Иоргенсен М. Рыбная промышленность России: кризис и развитие. Рыбное хозяйство, № 4, с.22-24, 2000.

Норвегия. Структурные изменения в рыбной отрасли. Рыбное хозяйство, № 3, с.66, 2002. Экспорт рыбы и морепродуктов в Норвегии. Рыбное хозяйство, № 2, с.20, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.