Научная статья на тему 'ОПЫТ МЬЯНМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОПЫТ МЬЯНМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хтейн В.А., Шушунова Т.Н.

Представлен анализ мер государственной поддержки развития электронной коммерции в Мьянме. Выявлены основные направления развития цифровых технологий для развития и повышения уровня жизни населения в условиях структурных диспропорций и проблем трансформационного спада. Показаны трудности цифровизации в условиях развивающейся экономики и экспансии глобальных транснациональных корпораций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYANMAR'S EXPERIENCE IN STATE SUPPORT FOR THE DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

The analysis of measures of state support for the development of e-commerce in Myanmar is presented. The main directions of the development of digital technologies for the development and improvement of the standard of living of the population in the context of structural imbalances and problems of transformational decline are identified. The difficulties of digitalization in the context of a developing economy and the expansion of global transnational corporations are shown

Текст научной работы на тему «ОПЫТ МЬЯНМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.2

Хтейн В.А., Шушунова Т.Н.

ОПЫТ МЬЯНМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Хтейн Вин Аунг

Студент 1 курса магистратуры кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва

E-mail: deek8573@gmail.com

Шушунова Татьяна Николаевна

Кандидат технических наук, доцент Доцент кафедры менеджмента и маркетинга

Представлен анализ мер государственной поддержки развития электронной коммерции в Мьянме. Выявлены основные направления развития цифровых технологий для развития и повышения уровня жизни населения в условиях структурных диспропорций и проблем трансформационного спада. Показаны трудности цифровизации в условиях развивающейся экономики и экспансии глобальных транснациональных корпораций.

Ключевые слова: цифровые платформы, электронная торговля, инновационные платформы, торговые площадки, интернет-магазины.

MYANMAR'S EXPERIENCE IN STATE SUPPORT FOR THE DIGITAL ECONOMY

DEVELOPMENT

Htein V.A., Shushunova T.N.

The analysis of measures of state support for the development of e-commerce in Myanmar is presented. The main directions of the development of digital technologies for the development and improvement of the standard of living of the population in the context of structural imbalances and problems of transformational decline are identified. The difficulties of digitalization in the context of a developing economy and the expansion of global transnational corporations are shown.

Key words: digital platforms, e-commerce, innovative platforms, marketplaces, online stores.

Экономика Мьянмы относится к группе развивающихся стран и переживает

трансформационный спад в связи со сменой курса от тоталитарного социализма к государственно регулируемой экономике с элементами рынка и открытости. Руководство страны уделяет особое внимание расширению хозяйственных связей преимущественно с ближайшими соседями в рамках субрегиона Большой Меконг (БИМСТЕК), по линии механизмов кооперации между Камбоджей, Лаосом, Мьянмой, Вьетнамом и Таиландом. Приоритетами экономической политики являются стабилизация и экономическое развитие страны на основе электрификации, развития транспорта и отдельных направлений цифровой экономики, несмотря на отсутствие передового опыта в базовых секторах экономики. Поэтому изучение опыта Мьянмы представляет определенный интерес и для российской действительности.

В режиме новой неоколониальной экспансии транснациональные корпорации используют свои цифровые технологические преимущества для монетизации и развития собственной экономики, так как отечественный бизнес Мьянмы не в силах противостоять таким могущественным конкурентам.

У правительства нет конкретной политики для борьбы с влиянием иностранных глобальных корпораций на местную экономику и гражданское общество, а также с трансграничным оттоком населения.

Соседство с индийскими ИТ-гигантами Infosys и TCS и китайскими гигантами электронной коммерции Alibaba Group, Tencent, Sina Weibo только увеличивает риск неравномерного распределения выгод от электронной коммерции. Электронная торговля - довольно четко определенная концепция. Согласно определению этого термина, принятому ОЭСР, под электронной торговлей понимаются покупки и продажи, осуществляемые в компьютерных сетях с использованием разнообразных форматов и устройств, включая интерактивный и электронный обмен данными и использование персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов различного уровня сложности [1].

Многим владельцам малого и среднего бизнеса в Мьянме не хватает необходимых финансовых средств, навыков и знаний, чтобы в полной мере использовать преимущества цифровой экономики. Даже если у них есть доступ к

мобильным телефонам или Интернет, многие из них не знают, как использовать эти инструменты для продвижения своих деловых операций. Несмотря на это, рынок электронной коммерции Мьянмы обширен, начиная с людей, которые продают товары, которые им больше не нужны, до крупных интернет-магазинов, где можно купить почти все на их онлайн-платформах. Интернет-магазины Мьянмы возглавляют два игрока, а именно shop.com.mm и Rgo47 [2]. Первый - это компания со 100% иностранным капиталом, ранее созданная немецкой компанией RocketInternet. Компания RocketInternet основала Daraz в 2012 году и работает в Пакистане, а также в Бангладеш, Мьянме, Шри-Ланке и Непале. Alibaba приобрела весь бизнес Daraz в первой половине 2018 г. Местный стартап Rgo47 начал свой путь в 2013 г., когда начал продавать одежду через промо-акции FB. Rgо47 ассоциируется со светоотражающими наклейками на задней части большинства автомобилей по всей Мьянме. Теперь, стоя лицом к лицу с мировым гигантом, Rgо47, возможно, не сможет рассчитывать только на свою знаменитую службу поддержки клиентов в конкурентной борьбе. Компании нужна любая помощь не только со стороны инвесторов, но и со стороны местных покупателей и правительства Мьянмы. Даже имея дистрибьюторов в 10 регионах, компания никогда не сможет конкурировать с Alibaba в области финансирования.

В настоящее время экономика Мьянмы переживает рецессию, поскольку потребители осторожно относятся к расходам своих домашних хозяйств, о чем свидетельствует снижение продаж в магазинах шаговой доступности [3]. В результате конкуренция на рынке обострилась. Это означает, что каждая корпорация, большая или маленькая, фокусируется на создании инновационного и уникального предложения, чтобы получить конкурентное преимущество перед другими. В ответ на это правительство Мьянмы в 2017 сформировало Комитет по развитию цифровой экономики (DEDC) году под патронажем вице-президента во главе с У Со Вин, министром планирования и финансов [4].

DEDC был дополнительно разделен на пять подкомитетов: надзорный комитет, цифровая торговля и развитие электронной коммерции, МСП и цифровая трансформация приоритетных секторов, цифровая инфраструктура и развитие кибербезопасности и подкомитеты по инновациям и совершенствованию цифровых технологий. На международном уровне правительство Мьянмы также было одной из сторон, подписавших совместное заявление ЮНКТАД, опубликованное в декабре 2016 года, в поддержку развития электронной коммерции во всем мире. Правительство Мьянмы при содействии секции по вопросам политики в области ИКТ в рамках Отдела технологии и логистики ЮНКТАД и поддержке ВТО поставило четырнадцать целей для достижения в развитии цифровой экономики.

Подкомитет по развитию цифровой торговли и электронной коммерции (DTECD), возглавляемый заместителем министра торговли, поощряет сотрудничество между частным и государственным секторами для достижения как минимум пяти из четырнадцати целей, от внедрения цифровизации МСП до использование цифровой трансформации во всех секторах бизнеса. Что касается работы с частным сектором, DTECD планирует регулярно встречаться с представителями Ассоциации цифровой экономики (DEA) и Ассоциации электронной коммерции Мьянмы (ECAM).

Ассоциация цифровой экономики (DEA) Мьянмы - это организация под управлением UMFCCI, охватывающая все сектора экономики, на которые влияет цифровая трансформация, от розничной торговли, промышленности, логистики и финансовых услуг до электронного правительства. Ассоциации электронной коммерции Мьянмы (ECAM) ориентирована в первую очередь на тех, кто непосредственно занимается электронной коммерцией, то есть на торговые площадки, интернет-магазины, логистику электронной коммерции и т. д.

Глобальные донорские организации также направили команды разработчиков, чтобы помочь Мьянме в этой трансформации. В их число входят представители ЮНКТАД, ВТО, ЕС, США. Свою первую встречу с частным сектором подкомитет DTECD провел 27 ноября 2019 г. В последнем квартале 2020 г. в Мьянме также проводились встречи с представителями вышеупомянутых ассоциаций чтобы изучить области сотрудничества с представителями частного сектора этих стран, нормативные акты, дальнейшие шаги, сотрудничество между государственными органами и установление знака доверия.

Участники электронной коммерции и члены ECAM, как правило, выступают против жестких правил, поскольку это приведет к увеличению операционных расходов, особенно из-за особенностей налогообложения. Если мягкое налоговое регулирование не будет применяться к трансграничным продавцам, региональным и глобальным операторам электронной торговли, то это приведет к потере рабочих мест, поскольку продавцы переносят свои операции в приграничные города, такие как Muse или Myawaddy, чтобы избежать регистрации и налогов. Жесткие правила фискальной политики также будут работать против инноваций и дальнейшего развития электронной торговли. Например, если бы Китай так рано ввел жесткие правила налогообложения, то Alibaba не была бы такой, как сейчас.

Как показали исследования, большинство цифровых платформах, которые созданы в развивающихся странах, включая Мьянму, являются платформами транзакций, а не инновационными или интегрированными платформами. Платформы транзакций создают виртуальную среду для облегчения прямого взаимодействия и транзакций

между пользователями, а платформы инноваций создают среду для производителей кода и контента для разработки приложений и программного обеспечения. Инновационные платформы могут иметь большее значение во взаимосвязи между цифровой экономикой и развитием, поскольку они создают экосистемы для комбинаторных инноваций и других продуктов цифровой инфраструктуры. Однако предприниматели и новаторы в Мньянме могут не иметь необходимого доступа и навыков для использования этих важнейших цифровых блоков.

Кроме того, Мьянме не хватает юридических и экономических возможностей для борьбы с глобальными цифровыми компаниями. Китай блокирует выход на свой рынок Google и Facebook, Эфиопия блокирует Uber, Didi и Grab, Нигерия блокирует Amazon. Тем не менее, Мьянма позволяет глобальным ТНК выходить на рынок без каких-либо юридических ограничений или ограничений на исходящие данные.

Мьянма также имеет мало возможностей на переговорах с основными цифровыми гигантами. Более того, большинство развивающихся стран физически не размещают цифровые платформы, хотя они часто вносят значительный вклад в создаваемую

пользователями ценность в качестве рынков для

цифровых платформ.

Список использованной литературы

1. Максимальное использование выгод электронной торговли и цифровой экономики для развития. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdb ede1d2 ru. (дата обращения: 25.03.2021).

2. Myanmar E-commerce Current Scenario. URL:https://mmbiztoday.com/myanmar-e-commerce-current-scenario/ (дата обращения: 25.03.2021).

3. Statistics about E-Commerce in Myanmar. URL:https://www.statista.com/map/asia/myanmar --burma-/e-commerce (дата обращения: 25.03.2021).

4. Supporting an evolving ecommerce ecosystem in Myanmar.

URL:https://trade4devnews.enhancedif.org/en/op-ed/supporting-evolving-ecommerce-ecosystem-myanmar (дата обращения: 25.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.