Влияние цифровизации на международную торговлю The impact of digitalization on international trade
Горобченко Милана Андреевна
Студентка 1 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62 e-mail: [email protected]
Gorobchenko Milana Andreevna
Student 1 term Faculty of Economics
Saint-Petersburg State University Saint-Petersburg, Chaikovskogo street, 62 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются влияние, последствия и результаты цифровизации международной торговли. Разбирается термин «цифровая торговля» с точки зрения различных международных организаций, официального варианта это понятия на сегодняшний день еще не существует. Результатом исследования является обнаружение большого спектра влияния цифровизации на международную торговлю, который меняет ее структуру, организацию и динамику. Рассматриваются основные тенденции цифровизации мировой торговли. Главными из них являются широкое распространение и рост электронной коммерции, а так же цифровых платформ, активное увеличение доли ИКТ услуг в международной торговле, увеличение цифрового разрыва между странами, появление новых рынков и новых проблем, связанных с радикальным изменением жизни лю дей. В статье подчеркивается больше положительных аспектов цифровизации международной торговли, нежели отрицательных, поэтому можно оценить ее влияние как положительное.
Annotation.
The article examines the impact, consequences and results of digitalization of international trade. The term "digital trade" is being analyzed from the point of view of various international organizations, there is no official version of this term yet. The result of the study is the discovery of a large spectrum of the impact of digitalization on international trade, which changes its structure, organization and dynamics. The main trends of digitalization of world trade are also considered. The main ones are the widespread spread and growth of e-commerce, as well as digital platforms, an active increase in the share of ICT services in international trade, an increase in the digital divide between countries, the emergence of new markets and new problems associated with a radical change in people's lives. The article highlights more positive aspects of the digitalization of international trade than negative ones, so its impact can be assessed as positive.
Ключевые слова: цифровизация, электронная коммерция, международная торговля, цифровая торговля, ИКТ, блокчейн, цифровой разрыв, глобализация, B2B, B2C.
Key words: digitalization, e-commerce, international trade, digital trade, ICT, blockchain, digital divide, globalization, B2B, B2C.
В последнее время эффекты цифровизации проникли во все сферы экономической деятельности, повлияв не только на экономическую деятельность, но и на экономические поведения субъектов международной торговли. Таким образом, существует необходимость немедленно изучать явления и основные тенденции, связанные с цифровизацией международной торговли.
Основная проблема, связанная с изучением цифровизации в экономике, заключается в том, что до конца не проработан понятийный аппарат: нет официального термина «цифровой торговли». Так, разные международные организации трактуют определение цифровой торговли по-разному.
Самым узким определением цифровой торговли является торговля оцифрованными продуктами, например, в 2017 году Комиссия по международной торговле США (USITC) определила цифровую торговлю как доставку продуктов и услуг по фиксированным или беспроводным цифровым сетям [1]. Здесь исключена
торговля большинством материальных продуктов, даже через Интернет, и продуктами -цифровыми аналогами (книги, программное обеспечение, музыка и фильмы на CD и DVD).
Более широким определением цифровой торговли является применение информационно -коммуникационных технологий в ведении бизнеса. Это определение включает в себя обмен цифровыми товарами и услугами, а также трансграничные потоки данных. Минусом этого подхода к определению цифровой торговли является то, что в эти трансграничные потоки включают в себя некоторые «неторговые» объекты, например личные сообщения. То есть, здесь, вероятно, существует переоценка объёмов трафика. [2]
ЮНКТАД считает, что цифровая экономика - это покупка и продажа, осуществляемая через компьютерную сеть. Под этого определение подходит как производство, продажа и распространение материальных товаров, так и цифровых продукты и услуг в цифровом виде. [3]
Всемирная торговая организация, в свою очередь, вообще использует термин «электронная торговля» вместо термина «цифровая торговля» [4]. При этом, Совместный доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирного Торговой организация (ВТО) и Международного валютного фонда (МВФ) определили цифровую торговлю в более как "всю торговлю, которая заказана в цифровом виде и / или доставлена в цифровом виде [5]. Одним словом, определений «цифровой торговли» великое множество, учитывая тот, факт, что различные международные университеты также придумывают свои собственные определения «цифровой торговли». Стоит отметить, что классификация цифровых технологий, статистические методы и измерения в сфере цифровой торговли также не проработаны, что создаёт ещё большие проблемы в исследовании. В будущем, ученым нужно непременно ликвидировать эти пробелы для проведения качественных исследований.
Перейдём к рассмотрению основных эффектов, которые цифровизация оказывает на торговлю. Один из них - это введение в производственный процесс новых бизнес-моделей для решения новых поставленных задач перед фирмами ввиду увеличения сложных сетевых транзакций. Помимо этого, возникает расширение сервисного сектора, а именно дизайнерской сферы, проектирования, использование электронно координируемых разработок, электронных услуг. Происходит увеличение темпов глобализации, так как страны интенсивнее взаимодействуют друг с другом для координирования своих действия и выполнения планов.
Цифровые технологии предлагают развивающимся странам новые возможности. Использование ИКТ поможет уменьшить операционные издержки и создать новую удаленную доставку множества товаров и услуг. Например, автоматизация таможенных деклараций помогает сократить время таможенной очистки и транзита. Доступ к платформам и устройствам ИКТ может позволить продавцам в развивающихся странах более целенаправленно привлекать больше потенциальных клиентов на внутреннем и внешнем рынках, часто с меньшими затратами, чем через традиционные каналы. Кроме того, поставщики, которые больше полагаются на электронную торговлю, могут сократить расходы на доставку, особенно для контента, предоставляемого в цифровом виде. Это влияет на глобальные производственно-сбытовые цепочки, поскольку больше ресурсов можно доставлять удаленно, что, в свою очередь, облегчает управление фрагментированными производственными сетями.
Помимо вышеперечисленного, основным результатом цифровизации международной торговли станет изменение в структуре товарооборота стран, так как многие традиционные товары либо вообще исчезнут, либо перейдут в цифровой формат. Также произойдет открытие нового набора дисциплин, регулирующих коммерческие и юридические отношения в цифровом мире. Возможно, здесь будет существовать много споров, так как в каждой стране также свое понимание цифровой торговли и ее условных границ.
Основными тенденциями влияния цифровизации на торговлю являются следующие процессы:
- широкое распространения электронной коммерции. В 2014 году объем розничных продаж электронной коммерции составил 1,336 триллиона долларов США, а в 2020 году они уже достиг 4,28 триллиона долларов США. Это число, по прогнозам, вырастет до 6,388 триллиона долларов США в 2024 году (Рисунок 1).
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021" 2022* 2023* 2024"
Рисунок 1. Мировые розничные продажи электронной коммерции с 2014 по 2024 год (в млрд. долл. США) Источник: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/
Китай, безусловно, является ведущей страной по розничным продажам в электронной коммерции в мире. По оценкам, на азиатскую страну в 2021 году приходиться более 50 процентов от общего объема розничных онлайн-продаж в мире. На втором месте находятся Соединенные Штаты, на долю которых приходиться 19 процентов всех розничных онлайн-продаж, за ними следует третье место у Великобритании- 4,8 процента [6].
- активное увеличение во внешней торговле доли информационно -коммуникационных товаров и услуг. В 2020 году услуги ИКТ выросли до почти 14% от общего мирового экспорта услуг, в то время как долгосрочная тенденция к росту торговли услугами, предоставляемыми в цифровом формате, быстро ускорилась. Стоимость экспорта услуг ИКТ во всем мире достигла 676 миллиардов долларов в 2020 году, поскольку использование услуг связи, компьютерных услуг и программного обеспечения было усилено ограничениями, введенными во многих странах во время пандемии COVID-19. В результате услуги, доставляемые в цифровом виде, составили почти 64% от общего объема экспорта услуг, поскольку они сократились относительно незначительно на фоне беспрецедентного сокращения общего объема торговли услугами [7].
- цифровой разрыв, который ещё сильнее обострился в условиях пандемии, в результате чего наименее развитые страны стали ещё больше отставать в конкуренции на мировом рынке.
-развитие цифровых платформ электронной коммерции. Так, активные потребители экосистемы Alibaba во всем мире достигли примерно 1,18 миллиарда, согласно отчёту компании за 30 июня 2021 года. Это число состоит из 912 миллионов потребителей в Китае и 265 миллионов потребителей за рубежом, обслуживаемых Lazada, AliExpress, Trendyol и Daraz [8]. По состоянию на июнь 2021 года Amazon был самым посещаемым сайтом электронной коммерции в Соединенных Штатах, регистрируя около 2,45 миллиарда посещений Amazon.com в месяц. Платформа eBay заняла второе место с более чем 885 миллионами посещений в месяц, а Walmart заняла
третье место, превысив 410 миллионов [9]. Активно расширяются следующие платформы электронной коммерции: Flipkart (Индия), Jumia (Нигерия). Стоит отметить, что распространение цифровых платформ содействую также появлению новых сложных задач, а именно проблем с налогообложением в условиях цифровизации, и проблем, касающихся конкуренции (возникновение монополий).
- снижение числа издержек в международной торговле. Например, касательно транспортных издержек, они уменьшаются за счёт внедрения систем автономного вождения и искусственного интеллекта. Логистические издержки уменьшаются за счёт использования «интернет-вещей», который синхронизируются друг с другом и отслеживают отгрузки, способствуют уменьшение расходов на хранение и т.д. [10]
Цифровые технологии также позволяют фирмам проводить основную часть продукции через онлайн-торги, что расширяет количество их поставщиков по всему миру.
Стоит отметить, что трансграничные издержки также могут быть снижены, благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Они смогут сократить время на прохождение таможенных процедур, благодаря технологиям блокчейна и системе искусственного интеллекта. [11]
- изменения в структуре торговли товарами. Доля товаров на основе информационных технологий, высокотехнологичной продукции стремительно растёт, причём доля тех же компьютеров снижается ввиду перенасыщенности рынка и снижения цены, а доля смартфонов увеличивается ввиду массового использования по всему миру
- появление новых рынков. Это и рынки высокотехнологичной продукции, и рынок технологий искусственного интеллекта, рынок электромобилей, рынок робототехники и мн. др.
- появление новых вызовов перед традиционными отраслями, а именно необходимость изменения бизнес-моделей, диверсификации товаров, а также нужда в новых сотрудниках или их переквалификация [12].
Цифровизация является следующей стадией развития мировой торговли. Ее влияние на мировую торговлю заключается в возникновении и распространении новых цифровых технологий, в возрастании и усилении цифровых платформ, а также в увеличении количества цифровых транзакций. Главным итогом цифровизации является появление новых рынков, бизнес-моделей организаций, новых видов товаров и услуг (на основе «Интернет-вещей», автономного машинного производства, роботизации, искусственного интеллекта, больших данных, блокчейна и т.д.). Это создает некий вызов в определении граней между товарами и услугами, ведь они становятся все более и более размытыми.
Список используемой литературы:
1. U.S. International Trade Commission, Global Digital Trade 1: Market Opportunities and Key Foreign Trade Restrictions, August 2017, p.33, at: https ://www.usitc. gov/publications/3 3 2/pub4716.pdf
2. Lund S., Manyika J. How Digital Trade is Transforming Globalisation. E15Initiative. Geneva: International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD) and World Economic Forum, 2016. www.e15initiative.org/
3. ЮНКТАД. Отчет о цифровой экономике, 2019. URL: https ://unctad. org/system/files/official-document/der2019 en.pdf
4. Сайт WTO. URL: https://www.wto.org/english/tratop e/ecom e/ecom e.htm (Дата обращения: 20.12.2021)
5. OECD, WTO, IMF. Handbook on Measuring Digital Trade, 2020. URL: https://www.oecd.org/sdd/its/Handbook-on-Measuring-Digital-Trade-Version-1.pdf
6. Сайт Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1042763/worldwide-share-online-retail-penetration-by-country/
7. Сайт UNCTAD. URL: https://unctad.org/news/trade-data-2020-confirm-growing-importance-digital-technologies-during-covid-19 (Дата обращения: 21.12.2021)
8. Сайт Alibaba Group. URL: https://www.alibabagroup.com/en/about/overview (Дата обращения: 19.12.2021)
9. Сайт Statista. URL : https://www.statista.com/statistics/271450/monthly-unique-visitors-to-us-retail-websites/
10. Lund S., Manyika J. How Digital Trade is Transforming Globalisation. - Geneva: International Center for
Trade and Sustainable Development (ICTSD) and World Economic Forum (WEF), 2017. P. 4.
11. World Trade Report 2015: Speeding up Trade: benefits and challenges of implementing the WTO Trade Facilitation Agreement. - Geneva: WTO, 2015. P. 78.
12. Соболева О.В. Влияние цифровизации на международные экономические отношения. О.В. Соболева, П.А. Калмыков. Hypothesis, СПБГУ, 2019. URL:https://hypothesis-journal.ru/sites/default/files/2020-05-%5Barticles%5D/Соболева%20О.%20В.%2C%20Калмыков%20П.%20А.%20Влияние%20цифровизации%20н а%20международные%20экономические%20отношения%2012-18.pdf