Влияние юридических проблем на развитие трансграничного интернет-бизнеса Китая и России
&
Б
ей
2 о
Лю Сюцзюань,
магистр, старший преподаватель, заведующий кафедрой, сУйхайский университет, [email protected]
Целью исследования настоящей статьи является изучение трансграничного интернет-бизнеса Китая и России и выявление юридических проблем, влияющих на процессы его развития. Актуальность темы обусловлена тем, что за последние несколько лет сеть Интернет превратилась в глобальное рыночное пространство, в котором товары интернет-магазинов уже стали доступны массовому потребителю в мировом масштабе. В качестве методов использовались систематизация, обобщение, логическая обработка полученных результатов. В статье анализируются актуальные юридические проблемы развития трансграничного интернет-бизнеса Китая и России: таможенное оформление, различия в международных стандартах проверки продукции, качество трансграничной торговой сервисной платформы, отсутствие процедурного регулирования, усложнение статистики экспорта, наличие конфликтов при определении прав интеллектуальной собственности трансграничных продуктов), а также юридические риски, которые несут участники Интернет-торговли. На основании проведенного исследования сформулированы наиболее перспективные направления решения существующих проблем для реализации экономических преимуществ интернет-бизнеса Китая и России. Ключевые слова: электронная торговля, таможенное оформление, платежи, платформа
Публикация подготовлена в рамках реализации проекта Суйхайского социального научного фонда $1^2017023 «Влияния развития трансграничного интернет-бизнеса на гуманитарные обмены между Китаем и Россией в процессе создания экономического пояса шелкового пути»
Введение
Трансграничная электронная торговля меняет ландшафт международной торговли, она имеет различные виды и формы, в которых участвуют разные типы игроков, сделок и процедур. В сделках могут участвовать только предприятия (B2B), бизнес и потребитель (B2C), два отдельных потребителя (C2C) или бизнес и правительство (B2G). Данные в электронной торговле, особенно стоимость внутренних и международных транзакций на страновом уровне, по-прежнему ограничены и фрагментирова-ны. Тем не менее, интернет-бизнес приобретает все большее значение для правительств, предприятий и потребителей в большинстве стран мира [1].
Хотя большая зависимость от электронной коммерции создает значительные возможности, отсутствие безопасности и доверия остается критическим барьером для таких операций. Мошенничество в режиме онлайн и утечка данных становятся все более серьезной проблемой, требующей адекватных правовых и нормативных мер для стимулирования внутренней и международной торговли [7]. Однако принятие соответствующей нормативно-правовой базы затрудняется разнообразием и сложностью кибер-законов и нормативных актов, а также быстрым развитием технологий и рынков. Новые платежные решения и растущая зависимость от цифровых технологий подчеркивают необходимость решения возникающих проблем в этой области. Все это является особенно актуальным для развития интернет - бизнеса между Китаем и Россией, объемы трансграничной электронной торговли между которыми ежегодно увеличиваются. В таких условиях значимой задачей можно назвать изучение ключевых правовых вопросов, которые необходимо решить, чтобы упростить электронные транзакции и сделать взаимодействие в Интернете более безопасным.
Описание развития трансграничного интернет-бизнеса Китая и России
Рассмотрением интернет-бизнеса между Китаем и Россией занимались многие отечественные и зарубежные ученые [2, 3, 6, 8, 10]. Анализ показал, что многие стратегии и модели трансграничного сотрудничества между Китаем и его соседями, в том числе Россией, в настоящее время находятся под влиянием новой Инициативы «Один пояс - один путь» (BRI), предложенной Китаем, которая стимулирует торговлю, международные инвестиции в инфраструктуру и совместное использование промышленного потенциала Китая с более чем 60 странами и рассматривается зачастую как долгосрочный план континентальной экономической интеграции [4].
Китайско-российские отношения в настоящее время переживают один из лучших периодов своего развития в истории. В последнее время всестороннее стратегическое партнерство между Китаем и Россией было углублено и укреплено. В многоплановом, широкомасштабном и многоуровневом сотрудничестве между двумя странами наблюдается быстрый прогресс, о чем свидетельствует развитие трансграничной электронной торговли [11]. Быстрое развитие логистической отрасли, включая запуск регулярных почтовых поездов между Китаем и Россией, регулярные грузовые рейсы китайского гиганта доставки SF Express, еще больше способствовали быстрому росту интернет-бизнеса.
Российский трансграничный рынок электронной коммерции обладает огромным потенциалом. По данным Яндекса, самой популярной в России поисковой системы и крупнейшего поставщика услуг электронных платежей, объем внешней трансграничной электронной торговли Китая и России в 2017 году превысил три миллиарда долларов США, а все основные трансграничные платформы электронной торговли России - из Китая. Из всех иностранных посылок, доставленных в Россию, 90 процентов приходилось на Китай, четыре процента - на страны Евросоюза и два процента - на долю США. При этом каждый день более 500 тысяч посылок в среднем отправляются из Китая в Россию[5]. За 2016-2017 гг. объем товаров, купленных российскими сете-
виками в Китае, и их расходы на эти операции увеличились почти в два раза. За это же период количество российских покупателей в китайских интернет-магазинах увеличилось на 40-50 % [1].
Можно согласиться с мнением, что освоение российского рынка китайскими компаниями в сфере интернет-бизнеса только начинается [2]. Согласно последним статистическим данным в России проживает 87 миллионов пользователей Интернета, самое большое количество из всех европейских стран. Из них около 42 процентов всех пользователей Интернета регулярно покупают вещи в Интернете. В то время как доля розничной торговли в России составляет всего два процента от общего объема розничных продаж, в Китае и США она составляет около шести и десяти процентов соответственно. По данным Российской ассоциации электронной коммерции, в настоящее время доля интернет-экономики в ВВП России составляет около 2,8 процента, а доля рынков, связанных с интернет-экономикой, в ВВП страны достигает 19 процентов. Тем не менее, эти цифры значительно отстают от развитых стран. Российский рынок электронной коммерции только формируется, и трансграничное сотрудничество в области электронной торговли между Китаем и Россией может иметь огромный потенциал [12].
В дальнейшем развитие трансграничного интернет-бизнеса между Китаем и Россией станет еще более интенсивным. Российские железные дороги и China Railway Express достигли соглашения о сотрудничестве для создания трансграничной логистической платформы электронной торговли между двумя странами. Кроме того, Китайско-российская ассоциация содействия развитию электронной коммерции и китайская cn.hisupplier.com подписали соглашение о сотрудничестве с целью совместного создания центра поставщиков для китайско-российской торговли.
Это очень важно, так как Россия - самая большая страна в мире, охватывающая девять часовых поясов. Ее логистические проблемы при развитии Интернет-торговли сложнее, чем в любой другой стране [9]. Российская инфраструктура, логистические сети, почтовые услуги и доставка не смогли значительно улучшиться за многие годы. Стране не хватает как способностей к обработке, так и опыта, чтобы удовлетворить требования растущих объемов электронной коммерции. Для китайских предприятий
электронной коммерции и предпринимателей решающим фактором успеха является бесперебойная логистика, которая значительно расширяет возможности российского рынка электронной коммерции.
Выявление юридических проблем взаимодействия Китая и России в процессе трансграничного интернет-бизнеса
Таким образом, Китай является крупнейшим торговым партнером России в течение шести лет подряд. Китайско-российская трансграничная электронная коммерция в последние годы демонстрирует хорошую тенденцию развития и становится новой моделью торговли. Таким образом, содействие сотрудничеству в области ин6тернет - бизнеса становится важной частью двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Однако, несмотря на позитивные тенденции остается еще много нерешенных проблем, которые ограничивают дальнейшее расширение такого сотрудничества.
В целом, трансграничная электронная коммерция в Китае страдает от медленного таможенного оформления, сложной схемы возврата налогов, рискованных валютных платежей, дорогой и неэффективной международной логистики, нечеткого государственного контроля и плохого послепродажного обслуживания. Причины этих проблем объясняются следующими барьерами [2-4].
1. Самой большой проблемой, препятствующей китайско-российской трансграничной электронной торговле, сегодня остается таможенное оформление. Поскольку российская таможенная служба распределяет персонал и инфраструктуру на основе регулярных потоков импорта и экспорта, они не в полной мере, с точки зрения персонала, оборудования и существующих процессов, справляются с бумом входящих небольших посылок из-за рубежа. В результате узкие места процесса таможенного оформления и расширение предотвращаются, когда посылки накапливаются на таможне.
2. Различия в международных стандартах проверки продукции Основные ключевые стандарты отечественных и зарубежных товаров четко не обозначены, что создает большие трудности при прохождении таможенного оформления и иммунизации. В то же время из-за отсутствия базовых данных не существует конкретной схемы налогообложения и возмещения средств таможенного оформления. В настоящее время отделы таможен-
ного контроля и контроля качества не могут тестировать небольшие и отдельные продукты, поскольку распаковка и тестирование небольших и отдельных упаковок по одной стоит дорого. Таким образом, доступна только базовая проверка, которая создает скрытые проблемы с качеством трансграничных продуктов интернет-бизнеса. Традиционный режим таможенного оформления «весь вход и выход» не может соответствовать принципу «легко входить и легко выходить» из B2C.
Для трансграничной модели электронной коммерции B2C индивидуальный покупателей высок, единичные заказы невелики, а трансграничная торговля особенно фрагментирована. Если в качестве основной модели для таможенного оформления используется модель «один за другим, входящая и выходящая», то пакетные проверки невозможны. Это значительно увеличивает количество проверок и работ по таможенному оформлению. Таким образом, модель «один за другим» не может удовлетворить быстро растущий спрос.
3. Качество трансграничной торговой сервисной платформы также оставляет желать лучшего. Электронная коммерция малого и среднего бизнеса в Китае происходит в основном через интегрированные сервисные платформы внешней торговли. Однако неоднозначное определение и ответственность этих платформ стали ключевым вопросом, ограничивающим развитие трансграничного интернет-бизнеса в Китае. В настоящее время правительство Китая рассматривает торговые платформы с интегрированными услугами как объекты импорта и экспорта, но платформы не являются производителями. Эти платформы предоставляют трансграничные бизнес-услуги субъектам малого и среднего бизнеса. Поэтому нецелесообразно классифицировать их как объекты импорта и экспорта.
В существующей системе регулирования, если предприятие сталкивается с проблемами качества продукции или уклоняется от уплаты налогов во время трансграничных сделок, правительство наказывает платформу, а не предприятие. Таким образом, действующая система регулирования ориентирована на платформы.
Управление и функции международных платежных систем недостаточно прозрачны. Платежные агентства управляют международными валютными платежами, предоставляя денежные платежи и финансовые услуги для организа-
© 3
Ю
5
9
2 а
9
«
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
ций электронной коммерции. В отличие от других финансовых учреждений, они являются платежно-клиринговой организацией. Однако управление и ориентация таких нефинансовых платежных агентств не ясны. Сама трансграничная электронная оплата связана с большими платежными и валютными рисками. В частности, в настоящее время юань не может в полной мере рассматриваться как валюта для международных расчетов, что увеличивает стоимость платежей. Таким образом, регулирование и функции платежных агентств не ясны, что является серьезным трансграничным риском для электронной торговли.
4. В трансграничных спорах отсутствует процедурное регулирование. В 2009 году Комиссия по международной торговле Организации Объединенных Наций предложила процедуры для разрешения споров в сфере трансграничной электронной торговли, но у стран есть конкурирующие претензии. Поэтому до настоящего времени в трансграничной торговле электронной коммерцией отсутствует послепродажное обслуживание и средства для сообщения о спорах по сделкам. Например, потребителям трудно вернуть товар. Даже если возврат будет успешным, товары проходят таможенную проверку, что увеличивает затраты и снижает эффективность.
5. В настоящее время трансграничная электронная коммерция Китая усложняет статистику экспорта. Например, платформа со штаб-квартирой в Шэньч-жэне будет регистрировать экспорт в городе Шэньчжэнь. Однако предприятия, которые производят экспортируемые товары, находятся не в Шэньчжэне. Текущая статистика экономических данных не успевает за развитием новых форматов.
Несвоевременное консультирование и реализация политики и правил из разных ведомств и департаментов также существенно усложняет возможности интернет бизнеса. Хотя правительство Китая ввело ряд законов и правил, связанных с электронной торговлей, в постановлениях из разных департаментов отсутствует систематическая координация и связи. В трансграничной электронной торговле участвуют несколько государственных ведомств, таких как Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство торговли, Государственное управление промышленности и торговли, Главное таможенное управление, Акцизный отдел. Все это значительно затрудняет согласование единой политики в данной сфере и правил транс-
граничной электронной торговли.
6. Наличие конфликтов при определении прав интеллектуальной собственности существующих трансграничных продуктов. Потребители, которые покупают товары из-за рубежа, приобрели права на товарный знак, но знак может быть не разрешен в стране потребителя, поэтому бизнес-платформа и продавцы могут не иметь права продавать товары. Другая проблема заключается в том, что в китайском законе об интернет-безопасности предусмотрено, что личная информация, собираемая на территории, и другая важная информация должны храниться внутри страны. Но для защиты эффективности информационного взаимодействия между трансграничными покупателями и продавцами электронного бизнеса закон о кибербезопасности разрешает передачу личных данных за границу, если они проходят оценку безопасности.
Предложения по совершенствованию двустороннего взаимодействия в сфере Интернет-торговли
Изложенные выше правовые проблемы развития трансграничного интернет -бизнеса между Китаем и Россией показали, что в настоящее врем их существование может значительно ограничить расширение двусторонней электронной коммерции. В связи с этим государство должно четко определить свою роль и рамки вмешательства в данную сферу [3].
Во-первых, следует сосредоточиться на усилении надзора за платежными агентствами, такими как АНрау, обеспечении безопасности и соответствия платежных систем третьих сторон и создании системы экспортных кредитов. Государство должно обеспечить условия сотрудникам правоохранительных органов в области электронной коммерции для выявления и наказания за коммерческое мошенничество, поддельные и бракованные продукты, нарушение прав интеллектуальной собственности и другие незаконные действия.
Во-вторых, необходимо определить правовую направленность платформ обслуживания. С точки зрения торговых правил, категория трансграничных сервисных платформ электронной коммерции выступает в роли обычных экспортных компаний. Это означает, что трансграничные сервисные платформы электронной коммерции берут на себя ответственность за продукты. Следует реклас-сифицировать их в отрасли общего обслуживания и скорректировать соответствующее регулирование. Кроме того,
важно устранить фрагментацию трансграничной электронной торговли, которая усложняет государственное регулирование. Для этого нужно создавать крупные сервисные платформы электронной коммерции, на которых можно легко контролировать развитие трансграничного интернет -бизнеса.
В-третьих, еще одним решением для китайских трансграничных компаний, занимающихся электронной торговлей, -это изменение их бизнес-модели. Они могут поставлять товары местным компаниям, занимающимся электронной торговлей, и переходить от розничных продавцов к оптовым, или менять противоположное направление и углубляться в Россию для ведения бизнеса, что может способствовать расширению возможностей.
Заключение и выводы
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что модель трансграничного интернет - бизнеса между Китаем и Россией станет более эффективной и что рынок будет продолжать расти. В долгосрочной перспективе на российском рынке электронной коммерции будет наблюдаться непрерывный рост, который обусловлен следующими факторами: повышение доступности Интернета и электронной коммерции, расширение доступности электронных платежей, снижение транспортных расходов в дальние и сельские районы, курсы валют, гарантирующие российским потребителям доступ к разнообразным дешевым и разнообразным китайским товарам.
Следует подчеркнуть значимость инициатив, предпринимаемых государством в этой области: создание зон свободной торговли, финансовая поддержка, снижение налогов, субсидирование платформ, освобождение от платы за складское хранение и другие. Но текущее развитие электронной коммерции в Китае все еще находится на ранней стадии и остается неопределенность в отношении законов, нормативных актов и налоговой политики. Китайские предприятия электронной коммерции будут продолжать возглавлять трансграничный розничный рынок электронной коммерции между Китаем и Россией, предоставляя все больше возможностей для развития обеим сторонам. Тем не менее, развитие трансграничной индустрии электронной торговли между Китаем и Россией сталкивается со многими препятствиями, в основном в виде таможенных пошлин и налогов на импорт / экспорт, логистики,
платежных систем, беспощадной конкуренции, политики правительства Российской Федерации по защите местных предприятий электронной коммерции.
Сформулированные в статье предложения по совершенствованию двустороннего взаимодействия в сфере Интернет-торговли позволят устранить либо снизить влияние правовых проблем на динамику электронной коммерции, открыть новые возможности для трансграничного сотрудничества между Китаем и Россией
Литература
1. Cyberlaws and regulations for enhancing e-commerce: Case studies and lessons learned. URL: https://unctad.org/ meetings/en/SessionalDocuments/ ciiem5d2_en.pdf
2. Henni A. Sberbank in talks with Alibaba to launch universal E-commerce platform in Russia // East-West Digital News. Higher School of Economics. 2017.
3. Hongfei Yue. National report on ecommerce development in China. United nations industrial development organization Vienna.Working paper 17/2017. 47 р.
4. Lau A., Su M. China's E-commerce soft spot: Logistics // McKinsey & Company. 2016.
5. National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.stats.gov.cn/english/
6. Rinck, E., Ma M.K., Cheung L. Ecommerce strategy and must-haves in China // EY - United Kingdom. 2015.
7. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электрон-
ной коммерции // Экономика и экологический менеджмент. 2016. №3. С.65-70.
8. Гук С.В., Герасимов С.С., Королёв И.А. Государственная поддержка интернет-торговли: за и против // Территория новых возможностей. 2014. №3 (2б). С.48-53.
9. Заболотских Л.Ю. Интернет-торговля как направление торговой политики компании // Торгово-экономический журнал. 2016. №3. С.205-220.
10. Кудряшова А.М. Мировое значение интернет торговли. Интернет ритейл как новый вид мягкой силы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2015. №4 (35). С.113-117.
11. Олесик Т.А., Терновская А.Д. Рынок электронной торговли Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №4-1. С.112-114.
12. Официальный сайт Российской ассоциации электронных коммуникаций. URL: http://old.raec.ru/analytics/
Influence of legal issues on the development of transboundary internet business of China and Russia Liu Xiujuan
Suihua University
The purpose of the study of this article is to study the cross-border Internet business of China and Russia and the identification of legal problems affecting the processes of its development. The relevance of the topic is due to the fact that over the past few years the Internet has turned into a global market space in which products of online stores have already become available to the mass consumer on a global scale. As methods used systematization, synthesis, logical processing of the results. The article analyzes current legal problems of cross-border Internet business development in China and Russia: customs clearance, differences in international standards for product inspection, quality of
cross-border trade service platform, lack of procedural regulation, complication of export statistics, conflicts in determining intellectual property rights of cross-border products), as well as the legal risks borne by members of online commerce. Based on the study, the most promising areas for solving existing problems were formulated to realize the economic benefits of China and Russia's Internet business. Keywords: e-commerce, customs clearance,
payments, platform References
1. Cyberlaws and regulations for enhancing e-
commerce: Case studies and lessons learned. URL: https://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ciiem5d2_en.pdf
2. Henni A. Sberbank in Alibaba to launch universal
E-commerce platform in Russia // East-West Digital News. Higher School of Economics. 2017
3. Hongfei Yue. National report on e-commerce
development in China. United nations industrial development organization Vienna.Working paper 17/2017. 47 p.
4. Lau A., Su M. China's E-commerce soft spot:
Logistics // McKinsey & Company. 2016
5. National Bureau of Statistics of China. URL:
http://www.stats.gov.cn/english/
6. Rinck, E., Ma, M.K., Cheung L. E-commerce
strategy and must-haves in China // EY - United Kingdom. 2015
7. Vetrova E.N., Yakovenko E.A. The state and
prospects of e-commerce development // Economics and environmental management. 2016. №3. P.65-70.
8. Guk S.V., Gerasimov S.S., Korolev I.A.
Government support for online commerce: pros and cons // Territory of new opportunities.
2014. № 3 (26). P.48-53.
9. Zabolotskikh L.Yu. E-commerce as a direction of
the company's trade policy // Trade and Economic Journal. 2016. №3. P.205-220.
10. Kudryashova A.M. The global importance of online commerce. Internet retail as a new kind of soft power // Oikumena. Regional studies.
2015. №4 (35). C.113-117.
11. Olesik T.A., Ternovskaya A.D. Chinese ecommerce market // Economy and business: theory and practice. 2017. №4-1. P.112-114.
12. Official site of the Russian Association of Electronic Communications. URL: http:// old.raec.ru/analytics/
О
3
Ю i
г
2 a
9