Российский Ж ж* онкологический Ami« ▼ конгресс
Другое
от локализации первичной опухоли было достоверно ниже нормы и не превышало 22,1 ± 1,1 мкмоль /л. Существенное снижение ЫОх наблюдалось у больных раком яичников (17,9 ± 1,3мкмоль/л), высокие показатели выявлены у больных с гемобластозами (34,6 ± 1,4 мкмоль/л). Вместе с тем при сравнительном анализе изучаемых показателей оказалось повышена активность СОД у всех обследованных онкологических больных по сравнению с нормой 59,0 ± 0,7нг/мл, а у пациентов с гемобластозами этот показатель был повышен в 3 раза (р <0,01). Одним из показателей интоксикации организма являет МДА, содержание которого у 75% онкологических больных, независимо от локализации первичной опухоли было в 1,5-1,8 раз выше нормы (4,28 ± 0,1 мкмоль/мл). При сравнительном анализе оказалось, что понижение содержания N0 сопровождается повышением уровня МДА (г =-0,58, р <0,05), что свидетельствует о накоплении токсичных продуктов пероксидации и повышении степени интоксикации организма.
Заключение: Полученные результаты подтверждаю, что еще до начала лечения у большинства онкологических больных независимо от локализации опухоли обнаружен низкий уровень N0х с одновременным повышенным содержанием СОД и МДА. Это указывает на инициацию окислительного стресса, нарушение системы антиоксидантной защиты, накоплению токсических продуктов МДА, что и является одной из причин развития интоксикации в организме.
ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ИММУНООПОСРЕДОВАННОГО ПНЕВМОНИТА ПРИ ЛЕЧЕНИИ АНТИ-PD-1-ПРЕПАРАТОМ
Л.Н. Лебедева, И.Г. Капанадзе, А.А. Каминская, В.Н. Валь-кова, Я.С. Чапко, Д.М. Дубовиченко, А.М. Зверев, А.А. Руж-никова, Е.П. Соловьева, М.Н. Нечаева
Место работы: ГБУАО «Архангельский клинический онкологический диспансер», Архангельск, Россия
Эл. почта: [email protected]
Цель: Проанализировать на основе данных первичной документации пациентки тактику её ведения. Материалы и методы: Изучена и проанализирована первичная документация пациентки Д., 1960 г. р. Результаты: Из клинически значимых хронических заболеваний можно отметить гипертоническую болезнь 2 ст., нарушение жирового обмена 2 ст., сахарный диабет II типа (постоянно получает глюкофаж 2000 мг в сутки). По месту жительства было проведено удаление опухоли кожи левого коленного сустава. При проведении гистологического исследования выявлена пигментная меланома, 3 уровень инвазии по Кларку, толщина опухоли 2,5 мм, мутация в гене BRAF не обнаружена. Стадия заболевания T3bN0M0, IIB. При дообследовании через 1 месяц после оперативного лечения было выявлено 1 прогрессирование — метастазы в медиастинальные лимфоузлы, лимфоузлы малого таза
и надпочечники. Пациентка получала препарат из группы анти-РР-1 1 раз в 2 недели. Через 10 месяцев после начала лечения анти-РР-1-препаратом у пациентки появилась выраженная слабость и одышка, через 4 дня присоединилась гипертермия до 38 град. По поводу острого бронхита участковым терапевтом была назначена антибактериальная терапия, симптоматическое лечение. Через 8 дней после развития первых симптомов в ГБУ «АКОД» было проведено плановое КТ-исследование, при котором была выявлена двухсторонняя полисегментарная интерсти-циальная пневмония (грибковая?) с двусторонним плевральным выпотом. Пациентка была госпитализирована в состоянии средней степени тяжести с жалобами на одышку 3 ст., общую слабость 2 ст., пастозность голеней 1 ст. в химиотерапевтическое отделение ГБУ «АКОД». По поводу двухсторонней полисегментарной пневмонии пациентка получала противогрибковую (вариконазол), антибактериальную (цефтриаксон, амикацин), симптоматическую терапию. Через 3 дня проводимой терапии было отмечено ухудшение в состоянии с пациентки до тяжелого в виде нарастания общей слабости до 3 ст., появления отека лица и конечностей 2 ст. В связи с необходимостью проведения интенсивной терапии, пациентка была переведена в АОРИТ. По данным рентгенографии и компьютерной томографии органов грудной клетки были выявлены новые фокусы пневмонической инфильтрации и начато лечение кортикостероидными гормонами (преднизолон), была отмечена быстрая положительная динамика в виде уменьшения выраженности одышки, улучшения общего состояния пациентки. Ретроспективно, учитывая отсутствие положительной динамики на фоне противогрибковой, антибактериальной терапии и наличие положительной динамики на фоне лечения КСГ (преднизолон), коллегиально (химиотерапевты, врачи АОРИТ, пульмонолог, врачи-радиологи) было принято решение, что имеет место не пневмония, а аутоиммунный пневмонит, связанный с исследуемым препаратом. В связи с развитием пневмонита 4 ст. иммунная противоопухолевая терапия была отменена в соответствии с действующими рекомендациями. По поводу пневмонита пациентка поучала преднизолон, начиная с дозы 2 мг/ кг веса с постепенной редукции дозы на 2,5 мг каждые 2 дня, однократное введение инфликсимаба 500 мг внутривенно, один сеанс плазмафереза. По данным компьютерной томографии и рентгенографии органов грудной клетки была выявлена выраженная положительная динамика на фоне проводимого лечения и через 8 дней лечения в АОРИТ пациентка была переведена в химиотерапевтическое отделение, продолжала получать пероральный преднизолон с постепенной отменой (на 2,5 мг в двое суток). Пациентка выписана из круглосуточного стационара на амбулаторное лечение под наблюдение участкового терапевта, пульмонолога и онколога без признаков прогрессирования основного заболевания. Она в настоящее время жива, данных за прогрессирование основного заболевания нет, противоопухолевую терапию не получает. Наилучший зарегистрированный ответ на лечение — стабилизация.
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии
том / vol. 11 № 3s1 • 2021
MALIGNANT TUMOURS
Russian Society of Clinical Oncology
ТЕЗИСЫ ПОСТЕРНЫХ ДОКЛАДОВ И ПРИНЯТЫЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Другое
Заключение: Использование иммунных противоопухолевых препаратов расширило возможности лечения пациентов с меланомой, эти препараты стали новым стандартом лечения. Данный клинический случай является нашим бесценным опытом, которым мы не можем не поделиться с коллегами. Опыт лечения иммунными противоопухолевыми препаратами нарабатывается во всем мире, в том числе и в нашей стране. Пока невелик опыт лечения irAEs. В настоящее время неясно, какая группа пациентов более подвержена развитию более выраженного или стероидно-резистентного пневмонита.
Несмотря на небольшой опыт лечения тяжелых irAEs, все специалисты, участвующие в лечении пациентки, показали слаженность работы. Благодаря этому, а также благодаря пониманию патогенеза irAEs и знанию действующих клинических рекомендаций всеми участниками многопрофильной команды специалистов, данный клинический случай завершился выздоровлением пациентки, несмотря на исходную тяжесть ее состояния.
Врачи-онкологи, проводящие лекарственное лечение, врачи, наблюдающие пациентов на амбулаторном этапе, и пациенты должны быть хорошо осведомлены о возможном развитии иммуноопосредованных нежелательных явлений и существующих методах их коррекции. Тяжелые irAEs требуют госпитализации пациентов. Лечение irAEs должно проводиться с участием команды специалистов, для лечения тяжелого иммуноопосредованного пневмонита команда должна состоять как минимум из химиотерапевта, пульмонолога, реаниматолога, радиолога. Сложна рентгенологическая оценка пневмонита, так как irAEs, в том числе и иммуноопосредованный пневмонит, являются диагнозом исключения. Необходимо обмениваться личным опытом лечения irAEs с целью наработки информации по данному новому разделу нашей работы. Необходимо четко следовать имеющимся клиническим рекомендациям по лечению irAEs, которые безусловно будут постоянно корректироваться по мере появления нового российского/ мирового клинического опыта.
ПРИМЕНЕНИЕ РНК-СЕКВЕНИРОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩИХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ОПУХОЛЕЙ
А.П. Серяков 1, М.И. Сорокин 2, А.А. Буздин 3
Место работы: 1. Медицинский центр «СМ Клиника», Москва, Россия; 2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия; 3. Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Москва, Россия
Эл. почта: [email protected]
прессии для персонализации лечения гинекологических опухолей и для повышения эффективности назначения таргетных противоопухолевых препаратов. Материалы и методы: РНК и ДНК выделяли из парафи-низированных образцов опухолевой ткани, после чего проводили полноэкзомное и полнотранскриптомное профилирование с помощью секвенирования нового поколения. Транскриптомные и полноэкзомные профили были проанализированы с помощью аналитической платформы Oncobox для построения рейтинга таргетных препаратов для каждого индивидуального случая. С учетом результатов молекулярного профилирования проводилось назначение таргетных противоопухолевых препаратов, фиксировался клинический ответ на проводимую терапию. Результаты: У пациентки 65 лет была диагностирована лейомиосаркома матки с метастазами в легкое и по брюшине. Опухоль прогрессировала в ответ на лечение ифосф-амидом и доксорубицином. Была предпринята попытка терапии пазопанибом,который пришлось отменить из-за развившегося гипертонического криза. В ответ на лучевую терапию была зафиксирована прогрессия заболевания. По результатам полноэкзомного анализа не было выявлено мутаций, связанных с чувствительностью опухоли к определенной терапии. Анализ транскриптомного профиля с помощью платформы Oncobox указал на регорафениб как наиболее потенциально эффективный препарат в данном случае. Лечение регорафенибом привело к полному метаболическому ответу, который длился 10 месяцев. В другом случае у пациентки была диагностирована вы-сокодифференцированная эндометриоидная аденокар-цинома с метастазами в мышечный слой толстой кишки. Лечение паклитакселом и цисплатином привело к полному ответу опухоли, который продолжался 8 месяцев. Для выбора дальнейшей тактики лечения было проведено полноэкзомное и полнотранскриптомное профилирование опухоли. Клинически значимых мутаций обнаружено не было. Однако химиотерапия была скорректирована согласно транскриптомному анализу: было назначено 6 курсов ПХТ по схеме доцетаксел + винбластин + карбо-платин+бевацизумаб. Поданным контрольной ПЭТ/КТ после окончания химиотерапии был зафиксирован полный регресс опухоли. Время до прогрессирования составило 6 месяцев.
Заключение: В случае прогрессии при лечении стандартно рекомендованными способами терапии, анализ профилей генной экспрессии позволяет сделать выбор тактики лечения гинекологических опухолей даже при отсутствии в опухоли клинически значимых мутаций.
Цель: Целью данного исследования являлась оценка клинической применимости профилирования генной экс-
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ Российское общество клинической онкологии
том / vol. 11 №3s1 • 2021
MALIGNANT TUMOURS
Russian Society of Clinical Oncology