Зарубежный опыт
Н.И.ПУНТИКОВ, А.В.ФИЛИМОНОВ, В.Р.ЮСУПОВ,
ООО «СТАР Софтвэр», г.Санкт-Петербург, Россия
www.idmz.nu , 2 0 06, №2 ^
ОПЫТ КОМПАНИИ «СТАР Софтвэр» ПО СОЗДАНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СЕКТОРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СКАНДИНАВИИ
входит в тройку мировых лидеров на рынке консалтинговых услуг в сфере информационных технологий. С 1997 года Star Software работает в тесном контакте с Датским отделением CSC (Computer Sciences Corporation) (CSC Denmark, www.csc.dk), имеющим несколько подразделений в Копенгагене, а также подразделение на Кипре. Эта корпорация является крупнейшим системным интегратором, обслуживающим социальный сектор Дании. За период семилетнего сотрудничества между Star и CSC были выполнены в общей сложности 19 проектов (более 1500 чел./месяцев), требовавших привлечения технических специалистов в различных областях применения информационных технологий, в том числе и в медицине.
Первоначально Лабораторная Информационная Система (ЛИС) Labka1 была разработана для организаций сектора здравоохранения Дании и предназначена для обеспечения непрерывного взаимодействия территориально удаленных больниц как между собой, так и с центрами клинических исследований. На сегодняшний день приложение нашло широкое применение в медицинских учреждениях в странах Скандинавии, система здравоохранения которых характеризуется как высоким уровнем централизации и регулирования, так и достаточным развитием автоматизации и компьютеризации, что позволяет реализовать концепцию единого информационного пространства. Уже сейчас эта система установлена в более чем 50 клиниках, объединяя их в единую сеть.
Необходимость создания ЛИС Labka2 была продиктована моральным устареванием оборудования и операционных систем, обеспечивающих функционирование аналогичных программных комплексов. Перед компанией «СТАР Софтвэр» стояла задача разработки системы с использованием самых современных технологий для обеспечения длительного срока эксплуатации, эффективного функционирования системы и возможности дальнейшего ее усовершенствования. Для апробации была выбрана одна из клиник, использующая систему Labka1.* До проектирования ключевые фигуры группы разработ-
*Первоначальный проект по внедрению Системы Labka2 осуществляется в крупнейшей сети больниц в Копенгагене, состоящей из 6 больниц на 3500 койко-мест с персоналом лабораторий 400 человек, производящих 8 000 000 анализов ежегодно. Пользователи Системы в 6 лабораториях на 250 рабочих мест (и до 150 конкурентных пользователей) и 4500 удаленных пользователей (больничный персонал и терапевты по всей стране).
© Н.И.Пунтиков, А.В.Филимонов, В.Р.Юсупов, 2006 г.
Зарубежный опыт
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
чиков на месте ознакомились с особенностями системы и были снабжены необходимой информацией, касающейся отраслевой специфики. Специалистами компании были выполнены работы по анализу требований, разработке, тестированию и внедрению системы. Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться при разработке, это большой объем обрабатываемых данных, необходимость интеграции как с медицинским оборудованием, так и с другими медицинскими информационными системами.
Назначением ЛИС Labka2 является автоматизация всех процессов, связанных с выполнением лабораторных анализов биологических материалов, в масштабе крупной организации здравоохранения (стационара) или нескольких таких организаций, объединенных по административному или региональному признаку. Под процессами подразумевается большинство действий, выполняемых медицинским и административным персоналом, за исключением собственно отбора биологического материала у пациентов.
Использование Системы дает следующие организационные и экономические преимущества:
1. Хранение и администрирование всех базовых данных одним и тем же программным средством. Все звенья организации используют единый каталог и единые списки:
♦ пациентов и всей информации о них (общая информация, родственные отношения с другими пациентами, клиническая информация, местоположение внутри больницы, лечащий врач, специфические правила отбора биологического материала, специфические правила обработки результатов анализов, история анализов и т.п.);
♦ врачей;
♦ лабораторного персонала;
♦ лабораторий;
♦ типов производимых анализов, возможных объектов исследований;
♦ оборудования, зарегистрированного в системе (принтеры, автоматические анализаторы и т.п.).
2. Существенное сокращение ручной работы. Централизованная установка правил, определяю-
щих поток информации в системе и действия персонала: от заказа анализа для конкретного пациента до получения результата врачом. Максимум действий, которые могут быть произведены без участия человека, система выполняет сама.
3. Устранение проблем, возникающих вследствие человеческой невнимательности, ошибок, халатности.
4. Существенное сокращение количества бумажных документов (при сохранении возможности печатать все необходимое). Устранение возможности потери, искажения и рассогласования информации. Многоступенчатый контроль качества результатов анализов и устранение ошибок измерений, перевода в другие единицы, технических неисправностей, флуктуаций свойств инструментов и реактивов и т.п.
5. Управление сетью лабораторий и автоматическая логистика образцов. Система самостоятельно распределяет заказы на выполнение анализов между лабораториями в зависимости от их возможностей, режима работы, загруженности и т.п.
6. Использование автоматических анализаторов. При наличии инструментов, автоматически выполняющих измерения, система самостоятельно управляет ими - от загрузки образцов до получения результата. Система может производить расчеты по заданным формулам, в которые могут входить результаты других измерений.
7. Повышение производительности лечащих врачей путем автоматизации рутинной работы и предоставления возможности просматривать и анализировать историю пациента:
♦ система отслеживает результаты анализов и автоматически выполняет заданные действия (включая заказ других анализов) при возникновении заданных условий. Например, заказ специализированного исследования при аномальных результатах каких-либо параметров клинического анализа крови с уведомлением лечащего врача;
♦ аккумулированные отчеты позволяют видеть совокупную динамику изменения биологических параметров пациента за длительное время. Систе-
Зарубежный опыт
ма хранит и показывает все комментарии врачей и персонала, выполнявшего измерения; помечает несоответствия параметров общим и специфическим для данного пациента нормам; прочую аналитическую информацию.
8. Возможность использования компьютерного оборудования и операционных систем, уже установленных в медицинском учреждении. Система функционирует на платформах HPUX, IBM AIX, Windows 2000, Linux.
9. Высокая надежность и отказоустойчивость, обеспечение сохранности данных. Система предназначена для функционирования в режиме 24х7.
10. Для большинства пользователей системы нет необходимости устанавливать какую-либо специальную программу на компьютер - достаточно обычного Web browser (Internet Explorer).
Таким образом, использование Системы позволяет резко снизить производственные и накладные расходы организаций здравоохранения, повысить эффективность деятельности медперсонала, исключить подавляющее большинство ошибок, возникающих как результат человеческого фактора. Дополнительные функции Системы позволяют проводить администрирование пациентов и других объектов исследования; администрирование медицинских учреждений и их структуры; поддерживать автоматические анализаторы и работу нескольких лабораторий; проводить интеллектуальный анализ результатов (сложные исследования). Доступный интерфейс (рис.1) и трехуровневая архитектура построения Системы (рис.2) повышают удобства и надежность работы.
Данную разработку можно по праву назвать масштабным проектом: его реализация началась в августе 2001 года и завершается в настоящее время. Выполнение проекта было поручено группе разработчиков, численность которой на некоторых этапах выполнения проек-
www.idmz.ru 2 0 06, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
Рис.1. Пример оформления заказов на лабораторные исследования
та превышала 50 специалистов. Общие трудозатраты при этом оцениваются в 700 чел./месяцев.
В настоящее время компания ведет проект по разработке лабораторно-информационной системы для малых и средних лабораторий на базе Лаборатории молекулярной генетики 31 городской больницы, который послужит отправной точкой для переноса накопленного опыта создания зарубежных программных решений для российской медицины.
Зарубежный опыт
Др
W-ЩШШ
kJH
I и информационные
технологии
I
Шведские врачи будут использовать GPS для наблюдения за пациентами
Скандинавский оператор сотовой связи TeliaSonera AB представила инновационную систему контроля за состоянием больных. Новая система получила название BodyKom и осуществляет беспроводное подключение к сенсорным датчикам на теле больного.
В случае, если состояние больного резко ухудшается, врачи мгновенно получают уведомление об этом. Кроме того, за счет использования интегрированной глобальной системы навигации и определения местоположения, врачи получают достоверную информацию о месте, где в настоящее время находится больной.
Запуск этого мобильного сервиса явился совместным предприятием Telia Sonera с Hewlett-Packard и шведской технологической компанией Kiwok. Экспериментальное тестирование системы начнется уже этой весной в пределах Каролинского университетского госпиталя или университетского госпиталя в городе Упсала.
BodyKom существенно облегчит наблюдение за больными астмой, диабетом и другими тяжелыми заболевания, которые требуют быстрого реагирования в случае ухудшения состояния пациентов.
[
Ordnance Survey работает над пилот-проектом по заказу британского Минздрава
В Великобритании начата работа над пилот-проектом обеспечения медицинских учреждений страны современной цифровой картографической информацией. Работу над этим проектом ведет национальная картографо-геодезическая служба Ordnance Survey.
Проект должен охватить более 600 медицинских учреждений, которые получат прямой доступ к детальным актуализированным данным этой службы, в том числе к OS MasterMap.
Решение о реализации проекта было принято после консультаций руководства службы OS и британского Минздрава (NHS). Геопространственные данные позволят, помимо прочего, NHS принимать более обоснованные решения об инвестициях в существующие объекты системы здравоохранения, в строительство новых объектов с учетом конкретных условий, проведения эпидемиологического анализа и т. п.
Конкретные медучреждения смогут лучше планировать свою работу и более эффективно управлять бригадами скорой помощи.
Зарубежный опыт
www.idmz.ru 2 0 06, №2
ГЧЯЯ
I Ы.МЯЯ
Шотландская служба медицинских консультаций по телефону и оказания помощи будет использовать ГИС для оперативной диспетчеризации
Шотландская служба медицинских консультаций по телефону и оказания помощи будет использовать ГИС для оперативной диспетчеризации
Британская фирма LSC создает основанную на ГИС-технологиях систему диспетчеризации для шотландской службы медицинских консультаций по телефону и оказания помощи (NHS 24). С помощью новой системы диспетчеры NHS 24 смогут более эффективно управлять мобильными бригадами, поскольку она позволяет определять на карте местоположение вызова и оценить время проезда, что очень важно для сельских и малонаселенных местностей.
Эта служба является основной в Шотландии для получения медицинских консультаций в неприёмные часы, предоставляя возможность пациентам связаться со специалистами в любое время, а также вызвать неотложную помощь.
По материалам spatialnews.geocomm.com/dailynews/2005/nov/08/news6.html
По материалам gisdevelopment.net/news/viewn.asp?id=GIS:N_quxedaigkv jar
Подведены итоги исследования «Здоровье нации 2005»
Исследование стало частью программы European Health Survey, впервые проведенной экспертами журнала Ридерз Дайджест в России и еще в 12 европейских странах.
В России на вопросы анкеты «Здоровье нации 2005» ответили 995 респондентов всех возрастных и социальных групп, представляющих все регионы страны. Всего в исследовании European Health Survey приняли участие 23,592 респондента, выразивших свое мнение по поводу состояния системы здравоохранения, собственного здоровья, актуальных методов лечения и лекарственных средств. Вот некоторые результаты исследования среди россиян:
♦ 59% опрошенных женщин и 54% опрошенных мужчин заявили, что обеспокоены состоянием своего здоровья. Причем, наиболее актуальной проблемой для женщин являются боли в спине и головная боль (63 и 54%, соответственно);
♦ 42% опрошенных россиян употребляют витамины, в то время как в Финляндии этот показатель равен 70%, в Великобритании 64%, а меньше всего витаминов принимают жители Нидерландов (39%);
♦ 56% считают рекламу лекарств и продукции для здоровья полезной.
МедНовости.ру^Щ