Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ СРЕДОВЫХ И НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЕРЕВАНА'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ СРЕДОВЫХ И НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЕРЕВАНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.А. Асланян, Г.Г. Никогосян, О.А. Акопян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ СРЕДОВЫХ И НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЕРЕВАНА»

объема информации, которую они получают непрерывно с экрана дисплея, напряжением внимания и зрения в сочетании с высоким темпом работы и ограничением двигательной активности.

Таким образом, общая продолжительность работы учащихся старших классов на компьютерах, оснащенных дисплеями 3-го класса, должна быть ограничена 30 минутами и составлять 20 мин непрерывной работы в начале урока и 10 мин после проведения комплекса упражнений для снятия общего и зрительного утомления или в конце урока. Остальное время 45-минутного урока необходимо использовать для других видов деятельности, не связанных с непосредственной работой на компьютере, таких, например, как консультации, объяснение нового материала, работа с конспектом или учебником.

Литература

1. Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе. Временные метод, рекомендации. — М., 1987.

2. Глушкова Е. К- // Гигиенические проблемы применения технических средств обучения в современной школе / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М., 1977, —С. 47—61.

Поступила 31.03.83

S u m rii а г у. The conducted studies showed that the degree of fatigue of the 10-grade schoolers at the lessons on the basics of information science and computing technology was determined by the duration of work with Videoterminals. Thus, the general length of work with displays of the Illd class should be limited by 30 min: 20 min at the beginning of the lesson and then 10 min fater the complex of physical exercises foi general and visual fatigue unloading. More prolonged with displays resulted in deterioration of schoolers' body functional state and decrease of their work capacity.

УДК 371.7(479.25-25)

С. А. Асланян, Г. Г. Никогосян, О. А. Акопян

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ влияния СОВОКУПНОСТИ СРЕДОВЫХ И НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЕРЕВАНА

Армянский НИИ общей гигиены и профзаболеваний, Ереван; Ереванский медицинский

институт

Переход на систематическое обучение в школе с 6 лет ставит перед детским здравоохранением ответственные задачи по обеспечению эффективного контроля за здоровьем и условиями обучения 6-летиих детей в школе.

Оптимальными с гигиенических позиций можно считать лишь те условия обучения, при которых высокие учебные результаты достигаются при сохранении оптимального уровня функционирования организма [2—4].

В настоящей работе предпринята попытка комплексного изучения влияния совокупности средовых и наследственных факторов на состояние здоровья 6-летиих детей.

Исследования проведены в трех различных по г игиеническим услозиям и режиму обучения детских учреждениях. Под наблюдением находилось 404 ребенка 5-летнего возраста, обучающихся в общеобразовательных школах (188 детей), детских садах (121 ребенок) и ДЮСШ фигурного катания (95 детей). Исследования проводили 2 раза — в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года.

Использован комплекс современных методов исследования. Состояние здоровья данного контингента детей оценивали как по физическому развитию, так и по показателям заболеваемости и распределению их по группам здоровья. Функциональное состояние центральной нервной системы определяли по уровню умственной работоспособности и времени реакции на световой

раздражитель. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы изучали методом электрокардиографии в 12 отведениях, измерением уровня артериального давления (АД) как по методу Н. Короткова, так и тахоосциллографиче-ским методом. Был рассчитан ряд гемодинами-ческих показателей — ударный объем сердца (УО), минутный объем кровообращения (МОК), сердечный индекс (СИ), общее и удельное периферическое сопротивление (ОПС и УПС), коэффициенты выносливости и экономичности кровообращения (КВ и КЭК), вегетативный индекс (ВИ). С целью подтверждения наследственного фактора в развитии функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы был изучен семейный анамнез.

Комплексное изучение состояния здоровья 6-летних детей, обучающихся при различных режимах, выявило, что степень и характер изменений в значительной степени определяются гигиеническими условиями организации обучения и режима дня. Так, дети, обучающиеся в подготовительных классах общеобразовательных школ, находились в менее благоприятных условиях, когда нередко нарушались гигиенические требования к организации обучения. В детском саду дети имели соответствующие своему возрасту гигиенические условия организации обучения и режима дня. Дети, посещающие спортивную школу фигурного катания, обучались в условиях режима детского сада и имели дополнительно

достаточный двигательный компонент в режиме дня в виде регулярных (6 ч в неделю) спортивных занятий.

Различия этих трех режимов привели и к различиям в состоянии здоровья обследованных детей. Изучение физического развития показало, что в большинстве случаев оно соответствует возрасту и в динамике учебного года происходит достоверное (р<0,01) увеличение всех его ф показателей. Однако в общеобразовательной школе к концу учебного года увеличивается количество детей с физическим развитием ниже среднего уровня (15,2% против 7,9% в начале года) и уменьшается количество детей с уровнем развития выше среднего (7,7% против 11,6%). В общеобразовательной школе снижается также количество детей с гармоничным физическим развитием (78,3 % против 91,1 % в начале года), тогда как в детском саду оно увеличивается (98,2 % против 94,5%), а в школе фигурного катания остается без изменения (97,1 %).

Анализ заболеваемости выявил, что количество обращений на 100 обследованных существенно выше у школьников (156,9), чем у воспитанников детского сада (109,9) и школы фигурного (к катания (108,3). У школьников количество часто болеющих детей также оказалось несколько больше (в 1,5 раза), а индекс здоровья — меньше (в 2 раза), чем у детей детского сада и школы фигурного катания. Причиной снижения неспецифической резистентности у школьников, по-видимому, служит влияние систематической учебной нагрузки, которая является новой формой деятельности для детей школьного возраста. Это подтверждается и большей распространенностью хронических заболеваний и различных патологических отклонений среди детей, обучающихся в школе. Обучение детей 6-летнего возраста в условиях школы к концу учебного года jp приводит к значительному уменьшению числа детей I группы здоровья за счет перехода части из них во II (16,3 %) и даже в III (1,9 %) группу здоровья в связи с формированием морфо-функциональных отклонений и хронических заболеваний. В детском саду подобная динамика не наблюдалась, лишь единичные дети (4,1 %) перешли из I во II группу здоровья в связи с кариесом и возникновением функциональных нарушений осанки. Среди юных фигуристов к концу учебного года отмечается увеличение количества (на 12,5%) детей I группы здоровья, в основном за счет снижения заболеваемости ОРВИ. В результате санации зубов имел место переход из II в I группу здоровья (8,3% детей) и вслед-ствие оперативного лечения хронического тонзиллита— переход детей (4,2 %) из III в I группу-

Изучение умственной работоспособности показало, что самая высокая работоспособность в конце учебного года как по количеству просмотренных знаков (122), так и по количеству оши-

бок на 100 просмотренных знаков (3,7) отмечается в школе фигурного катания. В детском саду и школе уровень умственной работоспособности достоверно ниже (р<0,005) и составляет соответственно 82 и 90 просмотренных знаков и

4.5 и 7,1 ошибки на 100 знаков. В общеобразовательной школе меньше отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих работ больше, чем в детском саду и школе фигурного катания. При изучении функционального состояния центральной нервной системы по времени реакции на световой раздражитель выявлено, что в динамике учебного года у школьников отмечается увеличение времени реакции, приводящее к росту числа случаев замедленных реакций на 5,4 %, тогда как у воспитанников детского сада и школы фигурного катания наблюдается обратная картина — число случаев замедленных реакций уменьшается соответственно на

7.6 и 13,9%. .

Отрицательное влияние систематического обучения в школе на организм 6-летних детей, установлено и при исследовании функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая, как известно, в детском возрасте является индикатором адаптационно-приспособительных реакций организма и чутко реагирует на весьма незначительные неблагоприятные воздействия сре-довых факторов.

Результаты изучения биоэлектрической активности миокарда свидетельствуют о том, что в основном электрокардиографическая картина у детей 6-летнего возраста, обучающихся при различных режимах, не претерпевает значительных изменений. Отмечаются лишь некоторая тенденция к урежению ритма и незначительные нарушения обменных процессов миокарда, выражающиеся в снижении соотношения Я/Т у детей общеобразовательной школы, что можно рассматривать как результат переутомления, развивающегося под влиянием учебной нагрузки.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросу повышения уровня АД у детей, являющегося важным симптомом, указывающим на возможность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Наблюдения за динамикой АД выявили значительное повышение его уровня (р<0,001) у детей общеобразовательной школы. Так, к концу учебного года у 53,8 % школьников отмечается высокий уровень систолического АД (САД), а у 60,2% — высокий уровень диастолического АД (ДАД). Столь существенное и достоверное увеличение количества детей с повышенным АД (САД у 5,1 %, ДАД у 2,8 %) по сравнению с исходными показателями свидетельствует о несоответствии предъявляемой нагрузки функциональным возможностям детей 6 лет и высокой степени напряжения всей кар-диореспираторной системы. Менее выраженная динамика изменений АД установлена в детском саду. Высокий уровень САД зарегистрирован у

— И —

Показатели общей гемодинамики у детей с «левым» (А) и «правым» (В) вариантами нормы ЭКГ в зависимости от различий в режимах обучения (М±т)

Показатель Общеобразовательная школа Детский сад Школа фигурного катания

А Б А Б А Б

УО, мл 39,2±0,52 46,0±0,62 38,7±0,76 45,2± 1,16 37,4±1,58 43,0±0,53

28,8±0,62 34,1 ±0,59 33,4± 1,27 44,4±1,95 40.2± 1,32 46,6±0,71

МОК, л 4,0±0,14 4,5±0,10 4,1 ±0,26 4,4±0,20 3,8±0,24 4.8±0,31

2,6±0,12 3,3±0,06 3,2±0,23 4,2±0,21 4,1 ±0,32 4,6±0, 19

СИ, л/(мнн-мг) 4,6±0,21 6,1±0,16 4,8±0,46 4,4±0,28 5,4±0,34 6,6±0,44

3,6±0,24 4,0±0.16 3,7±0,30 5,0±0,22 5,6±0,36 6,2±0,28

ОПС. (дин-см)/с~! 1634,4±58,5 1287,4±33,5 1691,4±86,0 1365,8±94,4 1764,1±118,8 1296,7±87,2

2724,4± 120,4 2007,1 ±44,1 2117,6±107,4 1350,6±84,0 1568,3±116,2 1246,4 ±58,0

У ПС, усл. ед. 16.4±0,71 12,8±0,51 18,5±1,23 17,4± 1,23 15,4± 1,04 11,6±0,89

25, 8± 1,59 20,8±0,33 25,1 ±2,43 15,4±0,90 14,4±0,91 11,8±0,61

К В 2,2±0,06 2,5±0,03 2,3±0,22 2,4±0,18 2,4±0,11 2,6±0,18

2,2±0,14 2,4±0,10 2,4±0,18 2,3±0,12 2,4±0,18 2,6±0.16

КЭК 5435,9±163,3 4022,2±96.2 4594,4 ±472,6 4!66,9±203,5 4533,8±245,9 4590,0±293,1

4359,6±230,3 3670,4± 176,8 4007,0±296,2 4130,2± 165,8 4612,5±400,6 4230,2±273.6

ВИ 42,5±1 ,67 50, 2± 1,20 41,8±4,64 47,7±2,81 46,5±3,50 54,6±2, 27

30,2±2,08 38,5±1,99 33,8±3,43 48,4±2,40 45,6±4,74 52,5±2, 52

Примечание. Верхняя строка — начало учебного года, нижняя — конец учебного года.

25,4 % детей против 7 % в начале учебного года, а высокий уровень ДАД— у 15,8% против 3,5 %. Наиболее благоприятная динамика АД наблюдается у детей, посещающих школу фигурного катания, — от начала к концу учебного года количество детей с высоким САД увеличилось с 4 до 8 %. а с высоким ДАД — с 2,1 до 4,3

Сравнительный анализ тахоосциллографиче-ских данных АД выявил, что при регистрации почти одинакового уровня АД во всех группах в начале учебного года к концу его у школьников имеет место позышение всех показателей АД (р<0,001), тогда как у детей детского сада и школы фигурного катания они либо изменяются незначительно (р>0,5), либо понижаются (/><0,001).

При изучении показателей общей гемодинамики в течение учебного года обнаружено уменьшение УО и МОК (р<0,001) у школьников, тогда как у воспитанников детского сада и школы фигурного катания они остаются почти без изменения. Уменьшение УО у школьников, очевидно, связано с незначительным снижением сократительной способности миокарда. Однако адаптационные возможности миокарда сохраняются, о чем свидетельствует отсутствие изменений КВ и КЭК. Параллельно с изменениями УО и МОК наблюдается увеличение ОПС (р<0,001), а положительное показатели ВИ свидетельствуют о связи этого увеличения с превалированием симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Таким образом, сравнительный анализ состояния здоровья 6-летних детей, обучающихся при различных режимах, выявил ухудшение всех показателей состояния здоровья у школьников, что, очевидно, связано с сочетанным влиянием учебной нагрузки и несоответствующих гигие-

ническим требованиям условий и режима дня в школе.

Однако, на наш взгляд, ошибочно считать, что на состояние здоровья детей влияет только систематическая учебная нагрузка или ее сочетание с неблагоприятными условиями обучения. Подтверждением этому служит выявление неоднородности изучаемого контингента при внутри-групповом анализе сравниваемых групп. Среди всех обследованных детей выделялась группа детей с более выраженными изменениями в функциональном состоянии организма. Они достаточно четко отличались от основной массы детей как по электрокардиографическим данным, так и по функциональным показателям деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

Тщательное исследование этих детей (35,2 % ) показало,, что их можно включить в особую группу по электрокардиографической характеристике, т. е. по преобладанию электрических потенциалов левых отделов сердца, на основании чего были выделены два варианта нормы ЭКГ — «левый» вариант при преобладании потенциалов левых отделов сердца и «правый» вариант при преобладании потенциалов правых отделов серд-ца [1].

С гигиенической точки зрения наибольший интерес представляют те дети, которые, имея определенные особенности в электрокардиографической картине и некоторые функциональные отклонения, в то же время характеризуются относительно более низкими показателями умственной работоспособности. Такими оказались 6-летние дети с «левым» вариантом нормы ЭКГ. Проведенный качественно-количественный корреляционный анализ работоспособности детей с «левым» и «правым» вариантами нормы ЭКГ выявил тесную зависимость показателей умствен-

ной работоспособности от варианта нормы ЭКГ. Так, количество просмотренных знаков у детей с «левым» вариантом нормы ЭКГ достоверно меньше (л=—0,88±0,02), а количество допущенных ошибок достоверно больше (/■= +0,39± ±0,06).

Особенно отчетливо различия между двумя вариантами проявляются при функциональном исследовании сердечно-сосудистой системы. Так, У детей с «левым» вариантом нормы ЭКГ обнаружены более высокие показатели АД (р< <0,001). Об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы у этих детей свидетельствуют и показатели обшей гемодинамики (/?<0,05), которые представлены . в таблице.

Различия в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы между детьми с «левым» и «правым» вариантами нормы ЭКГ становятся более выраженными в связи с систематическим обучением их с 6-летнего возраста. Объяснение этого явления заключается в том, что при различных режимах обучения, дня и двигательной активности создаются такие условия жизни, которые усугубляют или нормализуют нарушения ^ в организме детей с «левым» вариантом нормы * ЭКГ — контингента, наиболее чувствительного к воздействиям средовых факторов. Генеалогический анализ, направленный на выявление роли наследственности в предопределении уровня АД

и развития сердечно-сосудистой патологии у детей, показал, что в семьях детей с «левым» вариантом нормы ЭКГ болезни сердечно-сосудистой системы встречаются в 2 раза чаще. Это приводит нас к мысли о наследственной предрасположенности таких детей. При обучении же их в менее благоприятных условиях общеобразовательной школы отмечается выраженное ухудшение состояния здоровья по сравнению с таковым у воспитанников детского сада. Увеличение двигательной активности приводит к улучшению функциональных возможностей, что наблюдается у юных фигуристов.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о сочетанием влиянии средовых и наследственных факторов на состояние здоровья детей 6-летнего возраста.

Литература

1. Асланян С. А. Гигиеническая характеристика состояния здоровья детей шестилетнего возраста, обучающихся при различных режимах, и разработка критериев для выявления детей группы риска: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М„ 1987.

2. Глушкова Е. К., Барсукова К. II.. Курчанов В. И. и др. // Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей, 6-й: Материалы. — М„ 1985.— С. 29—33.

3. Г ромбах С. М. // Гигиена летен и подростков. — М., 1970.— С. 111 — 142.

А. Сердюковская Г. И. // Гиг, н сан. — 1982. — № 4. — С. 4—6.

Поступила 04.05.88

УДК 613.955:572.52]-07

В. А. Алиев, В. П. Андреева

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ, ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦИТОХИМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ У ШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова, Баку

Сформулированный во ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР и рекомендованный для внедрения в практику здравоохранения страны новый подход к оценке физического развития, основанный на учете правосторонней асимметрии распределения зависимых признаков при регрессионном анализе, наиболее полно отвечает задачам исследования детских коллективов, выявлению отклонений в соматическом созревании подрастающего поколения и кх своевременной коррекции [3, 4, 6, 7].

Обследованы 395 школьников-азербайджанцев обоего пола в возрасте 9—12 лет. У детей измеряли рост, массу тела, окружность грудной клетки (ОГК), толщину жировых складок (ТЖС) в области живота, груди, плеча и под лопаткой. Определяли основной обмен по таблицам Гарриса и Бенедикта. В периферической крови исследовали содержание эритроцитов, гемоглобина, скорость оседания эритроцитов

(СОЭ), общее количество лейкоцитов (ОКЛ), относительное число лимфоцитов, палочкоядер-ных и сегментоядерных нейтрофильных грануло-цитов (ПЯНГ, СЯНГ), моноцитов и эозинофи-лов, количество тромбоцитов. Методами цитохимии в лимфоцитах и СЯНГ выявляли активность НАД-диафоразы, цитохромоксидазы (ЦХО), кислой фосфатазы (КФ), щелочной фосфатазы (ЩФ) и содержание фосфолипидов. Индивидуальную оценку физического развития школьников проводили по региональным шкалам регрессии собственной разработки [2]. Дети с нормальным физическим развитием составили 76,6%, с дефицитом массы тела—15,2%. избытком массы тела —5,4%, низким ростом — 2,8%. Прямым способом вычисляли коэффициенты парной корреляции [5] изученных показателей. Проанализированы корреляционные взаимоотношения 25 параметров в каждой из 4 групп школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.