Научная статья на тему 'Результаты динамического наблюдения за состоянием здоровья спортсменов, систематически занимающихся спортом'

Результаты динамического наблюдения за состоянием здоровья спортсменов, систематически занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
361
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / ПОДРОСТКИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SPORTS MEDICINE / ADOLESCENT / MORBIDITY / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабикова Анастасия Сергеевна, Насыбуллина Г. М., Севастьянов Ю. В.

По данным 3-летнего проспективного исследования результатов профилактических осмотров, у 1293 учащихся детско-юношеских спортивных школ г. Екатеринбурга изучены физическое развитие и заболеваемость. Особенности физического развития и заболеваемости в значительной мере ассоциированы с видом спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабикова Анастасия Сергеевна, Насыбуллина Г. М., Севастьянов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE DYNAMIC MONITORING OF THE ATHLETES, REGULARLY ENGAGED IN SPORTS

The 3-year prospective investigations of preventive examinations results were conducted in 1293 athletes, engaged in schools of physical culture in Yekaterinburg city. Features of physical development and disease is largely associated with the sport.

Текст научной работы на тему «Результаты динамического наблюдения за состоянием здоровья спортсменов, систематически занимающихся спортом»

сентябрь №9 (246) ЗНиСО

23

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

А.С. Бабикова1, Г.М. Насыбуллина1, Ю.В. Севастьянов2

THE RESULTS OF THE DYNAMIC MONITORING OF THE ATHLETES, REGULARLY ENGAGED IN SPORTS

А.^^. Babikova, G.М. Nasybullina, Yu.V. Sevastyanov ТБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Минздрава России, г. Екатеринбург; 2Городской врачебно-физкультурный диспансер, г. Екатеринбург По данным 3-летнего проспективного исследования результатов профилактических осмотров, у 1 293 учащихся детско-юношеских спортивных школ г. Екатеринбурга изучены физическое развитие и заболеваемость. Особенности физического развития и заболеваемости в значительной мере ассоциированы с видом спорта.

Ключевые слова: спортивная медицина, подростки, заболеваемость, физическое развитие. The 3-year prospective investigations of preventive examinations results were conducted in 1 293 athletes, engaged in schools of physical culture in Yekaterinburg city. Features of physical development and disease is largely associated with the sport.

Keywords: sports medicine, adolescent, morbidity, physical development.

Одним из значимых этапов спортивной специализации является учебно-тренировочный этап [1, 3]. Его цель — укрепление здоровья занимающихся и подготовка их к занятиям спортом высоких достижений. На этом этапе спортсмены испытывают весьма серьезные физические нагрузки, повышается актуальность медико-педагогического сопровождения тренировочного процесса [2]. С момента перехода детей и подростков на учебно-тренировочный этап медицинское наблюдение за состоянием их здоровья осуществляется во врачебно-физкультурных диспансерах.

Цель исследования — выявить изменения в состоянии здоровья детей и подростков, занимающихся спортом на учебно-тренировочном этапе.

Материалы и методы. Проведено проспективное 3-летнее изучение результатов ежегодных профилактических осмотров у 1 293 спортсменов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах г. Екатеринбурга. Спортсмены занимались в массовых видах спорта на учебно-тренировочном этапе спортивной специализации: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол, художественная гимнастика, аэробика, фигурное катание, плавание, единоборства, настольный теннис.

Изучались заболеваемость, физическое развитие (показатели соматометрические: длина и масса тела; физиометрические: жизненная емкость легких и мышечная сила кистей рук) и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы по пробе с дозированной нагрузкой и расчетом индекса гарвардского степ-теста. Индивидуальные данные о соматометрических и физиометриче-ских показателях оценивались в соответствии с региональными стандартами физического развития с учетом возраста и пола [5]. Для оценки заболеваемости использовалась международная классификация болезней МКБ-10. Статистическая обработка проводилась в электронных таблицах Excel с использованием методов вариационной статистики [4].

Результаты и обсуждение. При анализе физического развития установлено, что по показателю рост/возраст более половины (59,8 %) обследуемых имеют средние значения. Каждый пятый ребенок (22,0 %) имеет рост выше среднего, около 8,0 % — ниже среднего. В динамике за 3 года наблюдения существенных изменений по показа-

телю рост/возраст не выявлено. С увеличением спортивного стажа отмечена тенденция к уменьшению доли детей с ростом ниже среднего и низким (с 8,2 до 6,2 %) и увеличению доли детей со значениями выше среднего и высокими (с 31,2 до 33,0 %, р < 0,05). Среди девочек-спортсменок отмечается увеличение доли со средними значениями роста за счет снижения значений выше среднего.

Средние значения индекса масса/рост, свидетельствующие о гармоничном морфо-функциональном статусе, имеют 70,8 % детей, выше среднего — 11,2 %. С увеличением спортивного стажа имеется тенденция к увеличению доли детей, имеющих массу тела среднюю и выше среднего (от 81,6 до 82,3 %, р < 0,05). Распределения по индексу масса/рост между мальчиками и девочками существенно не различались. В каждом виде спорта перед спортсменом ставятся определенные задачи по поддержанию такой массы тела, которая способствовала бы достижению высоких спортивных результатов. Например, большинство спортсменов, занимающихся баскетболом, волейболом и хоккеем, имеют массу тела среднюю (72 %) или выше среднего (23 %). Среди гимнасток, наоборот, значительно выше доля с дефицитом массы тела (30 %).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у большинства спортсменов имеет средние значения (79,2 %). С увеличением спортивного стажа отмечается увеличение доли детей, имеющих средние значения ЖЕЛ (с 77,4 до 78,8 %), высокие или выше среднего (с 4,2 до 6,6 %) (р < 0,05). Среди девочек по сравнению с мальчиками больше доля имеющих значения ЖЕЛ ниже среднего (15,5 против 12,6 %, р < 0,05). Сила правой и левой кисти у большинства спортсменов (75,1 %) также находится в диапазоне средних значений. С увеличением спортивного стажа у девочек наблюдается тенденция к увеличению доли средних значений силы правой кисти (с 75,6 до 78,5 %), а у мальчиков, наоборот, тенденция к снижению (с 74,0 до 72,4 %) за счет увеличения высоких значений (с 1,5 до 4,0 %) (р > 0,05).

При оценке пробы с дозированной физической нагрузкой (гарвардский степ-тест) наблюдается увеличение средних значений индекса гарвардского степ теста с (85,6 ± 1,4) у.е. на 1-м осмо-

24

ЗНиСО сентябрь №9 (246)

б-ни мочеполовой системы б-ни органов пищеварения б-ни органов дыхания б-ни глаза и ею придатков сердечно-сосудистые заболевания б-ни костно-мышеч. системы

] 2,8 1,8 2,3

1 8,1

□ 8,7

7 8,1

□ 8,5 ]~7,3

6,4

16,4 15,9

13,9

Щ 16,3 | 18,8

■ Зосмотр

□ 2осмотр

□ 1 осмотр

22,2

III 36,7 ~35,4 33,6

—I-1-1-1-1-1-1-1

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 Рис. Заболеваемость спортсменов на протяжении 3 лет наблюдений, на 100 человек

тре до (91,1 ± 0,7) у.е. на 3-м осмотре у мальчиков (р < 0,05), и с (79,9 ± 1,5) у.е. до (83,1 ± 0,7) у.е. - у девочек (р < 0,05), что отражает тренирующее воздействие физических нагрузок на сердечнососудистую систему.

Общая заболеваемость спортсменов на первом году наблюдений составила (89,7 ± 0,8) случаев на 100 человек. Первое место в структуре заболеваемости (33 %) заняли болезни костно-мышечной системы (плоскостопие и сколиоз); второе место (22,2 %), — болезни системы кровообращения за счет нарушений сердечного ритма и миокардио-дистрофии; и третье место — болезни глаза и его придаточного аппарата (13,9 %) за счет миопии (см. рисунок).

К третьему году уровень заболеваемости увеличился до (107,2 ± 0,9) случаев на 100 человек (р < 0,05). На протяжении 3-х лет наблюдений возросла заболеваемость болезнями органов дыхания, костно-мышечной системы и глаза и его придатков и снизилась распространенность отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы. По сравнению с результатами медицинских осмотров детей школьного возраста среди спортсменов более высокое рейтинговое место занимают болезни сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Это может быть проявлением адаптирующего развития в связи с воздействием высоких спортивных нагрузок, с одной стороны, а с другой, являться следствием большей озабоченности медицинских работников к оценке состояния тех систем организма, к которым спорт предъявляет повышенные требования.

В некоторых видах спорта, таких как футбол и художественная гимнастика, структура заболеваемости отличается. Среди занимающихся художественной гимнастикой выше по сравнению со спортсменами других видов спорта частота болез-

ней мочеполовой системы, у занимающихся футболом — болезней системы кровообращения. В целом наиболее высокий уровень заболеваемости зарегистрирован среди футболистов: 205,8 ± 5,4 на 100 человек (р < 0,05).

Параллельно с увеличением уровня заболеваемости наблюдается снижение индекса здоровья или доли детей, не имеющих патологических отклонений и хронических заболеваний: с 37,9 % на первом осмотре до 27,6 % на третьем осмотре (р < 0,05). Девочки исходно имели более высокий уровень здоровья по сравнению с мальчиками (42,4 против 33,8 %, р < 0,05). Распределение по группам здоровья отражает общую закономерность изменения уровня заболеваемости, с увеличением спортивного стажа возросла доля детей, отнесенных ко второй или третьей группе здоровья (с 50,9 до 57,8 % и с 9,9 до 14,7 % соответственно) с параллельным уменьшением доли детей, имеющих первую группу здоровья (с 37,9 до 27,6 %) (р < 0,05).

Вывод. Таким образом, занятия спортом на учебно-тренировочном этапе оказывают положительное влияние на показатели физического развития детей: наблюдается тенденция к ускорению процессов роста, формированию гармоничного морфо-функционального статуса, повышается жизненная емкость легких и устойчивость к физическим нагрузкам. Рост заболеваемости по результатам профилактических осмотров согласуется с динамикой заболеваемости детей школьного возраста. В структуре заболеваемости спортсменов более высокое ранговое место по сравнению со школьниками занимают болезни органов кровообращения и дыхания, меньшую значимость имеют болезни органов пищеварения. Показатели физического развития и заболеваемости ассоциированы с видом спорта. Все это, при положительной оценке спорта как фактора, формирующего

сентябрь №9 (246) ЗНиСО

25

здоровье, свидетельствует о необходимости контроля за характером и режимом спортивных нагрузок, условиями проведения тренировочного процесса со стороны тренеров и медицинских работников, особого внимания к медицинской реабилитации и коррекции учебно-тренировочного процесса спортсменам с отклонениями в состоянии здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Авдеева Т.Г, Бахраха И.И. Детская спортивная медицина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 320 с.

Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов: Пер. с англ. М.: Астрель, 2003. 259 с.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 568 с.

4. Зайцев В.М., Лифлянский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. СПб: Фолиант, 2003. 432 с.

5. Оценка физического развития детей Свердловской области от 0 до 16 лет: Методические рекомендации. Екатеринбург: УГМА, 2005. 82 с.

Контактная информация:

Бабикова Анастасия Сергеевна, тел.: 8 (922) 129-88-14, e-mail: gdp43@yandex.ru

Contact Information:

Babikova Anastasija, phone: 8 (922)129-88-14, е-mail: gdp43@yandex.ru

-

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Л.Л. Липанова1, Г.М. Насыбуллина1, М.О. Короткова2 CHARACTERISTICS OF PREVENTION WORK AT SCHOOLS

L.L. Lipanova, G.М. Nasybullina, М.О. Korotkova 1ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Екатеринбург; 2Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург Проведено изучение организации оздоровительной работы в 57 общеобразовательных школах г. Екатеринбурга. Определены основные направления профилактической работы с учащимися. Выявлены недостатки в оздоровительной работе, связанные с низким уровнем образования учителей в области профилактики, недостатками в организации физического воспитания учащихся, отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся, отсутствием внешних связей по вопросам профилактики.

Ключевые слова: профилактическая работа, школы, укрепление здоровья.

The study of the organization of health work in 57 schools in Ekaterinburg. The basic directions of preventive work with the students. Identified weaknesses in improving work-related low level of education of teachers in the areas of prevention, shortcomings in the organization of physical education students, the lack of a clear policy in school health promotion students, the lack of external relations for the prevention of care. Keywords: preventive work, school, health promotion.

Важнейшими задачами общеобразовательных школ являются создание благоприятных условий обучения и реализация медико-профилактических и педагогических программ, направленных на формирование здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью, повышение гигиенической грамотности и профилактической активности учащихся. Итоговые результаты реализации оздоровительной работы школ, ориентированных на укрепление здоровья, могут в значительной степени зависеть от работы учителей, организации работы школы в целом, взаимоотношений с родителями и более широким сообществом [1, 3, 4].

Проведено исследование с целью изучить организацию оздоровительной работы в общеобразовательных школах и определить основные направления профилактической работы с учащимися.

Материалы и методы. В качестве объекта исследования выступили 57 средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Для характеристики оздоровительной работы школы использовали методику и Протокол, предложенные В.Н. Касаткиным и соавт. [2], согласно которым работа школ в области укрепления здоровья учащихся оценивалась по 11 направлениям (разделам работы), а каждое из них, в свою очередь, по определенным критериям (от 4 до 18). Протокол включал следующие разделы: материально-технические условия, кадровое обеспечение, медицинское обслуживание, физическое воспита-

ние, организация питания, политика содействия здоровью в школе, гигиеническое обучение и воспитание, превентивные меры, укрепление здоровья сотрудников, взаимоотношения школы с родителями и внешние связи школы. Каждый раздел работы школы оценивался в баллах. Данная методика также предполагает интегральную оценку по всем направлениям работы с присвоением школе соответствующего уровня: «бронзового», «серебряного» или «золотого». «Бронзовый» уровень означает наличие минимально необходимых условий обучения в образовательных учреждениях в соответствии с гигиеническими требованиями. «Серебряный» уровень, кроме минимально необходимых условий, предполагает наличие политики укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении и системы обучения школьников здоровью. «Золотой» уровень присваивается при наличии благоприятных условий обучения, системы обучения здоровью учащихся и наличии школьных профилактических программ, а также подтверждении эффективности оздоровительной работы в виде положительной динамики показателей здоровья.

Результаты и обсуждение. Оздоровительная работа в школах находится на разном методическом уровне. Более половины школ имеют отдельные недостатки в работе, которые связаны с недостаточным уровнем образования учителей в области профилактики (медиана — 1,5 балла при максимально возможных 4), недостатками в организации физической активности учащихся (медиана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.