физиологические реакции детского организма. Эмо-^ циональное состояние учащихся, достигающее выраженности выше средней, в сочетании с такой же степенью трудности и насыщенности урока учебными элементами приводила к снижению работоспособности и неблагоприятным изменениям функционального состояния организма младших школьни ков.
Проведенные исследования позволили установить оптимальное соотношение выраженности основных факторов учебного процесса, определяющих утомительность урока в школе. Важно отметить, что высокая трудность учебного материала или большая насыщенность урока учебными элементами может нивелироваться соответствующей эмоциональностью и наоборот. Обеспечивая оптимальное соотношение различной степени выраженности трех основных факторов урока (Т, Н и Э), можно сохранить высокую работоспособность учащихся, снижая утомляющий эффект достаточно высокой учебной нагрузки.
Приведенные в работе материалы объясняют, почему одинаковые по содержанию уроки могут обусловить разные по характеру изменения функционального состояния организма школьников и позволяют выявлять причины утомления школьников, а также прогнозировать динамику функцио-
нального состояния организма учащихся под влиянием различных учебных занятий.
Литература
1. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974.
2. Глушкова Е. К. — В кн.: Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982, с. 9—20.
3. Глушкова Е. К. Гигиенические основы применения технических средств обучения в современной школе. Ав-тореф. дне. докт. М., 1983.
4. Громбах С. М. — Сов. педагогика, 1982, № 10. с. 58— 61.
5. Еремеев А. М. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке. Автореф. дне. канд. Л\., 1982.
6. Почсрнина Е. А., Рейнгард И. А. — Ион. исследования в педагог, науках, 1979, № 2, с. 37—41.
7. Сапожникопа Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.
8. Усищсва Ц. Л. — В кн.: Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982, с. 85—93.
Поступила 08.01.85
Summary. The effects of school load on the functional state of junior schoolchildren were studied. Specific rating scale was devised for an overall quantitative assessment of the major school factors contributing to school fatigue. The data obtained make a basis for improvement, in hygienic terms, of a lesson in junior school forms.
УДК 613.95:362.7
А. Д. Димитриев, Ю. Д. Шербин
опыт изучения влияния совокупности средовых факторов на здоровье детского населения
Сахалинская областная санэпидстанция
Среди широкого круга задач, стоящих перед санэпидстанциями, важное место занимает контроль за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости населения. Для оценки эффективности всех этих мероприятий должна быть получена информация о влиянии факторов внешней среды на здоровье населения, что требует разработки и применения таких методов, которые отличаются доступностью, простотой, точностью и дают возможность оперативного получения информации.
Современные методические подходы к гигиенической оценке влияния совокупности отрицательных факторов основаны на использовании следующих критериев: 1) наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии;
2) функциональное состояние органов и систем;
3) резистентность и реактивность организма;
4) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития. По этим критериям рекомендуется выделить 5 групп здоровья 13). Однако охват всех критериев в полном объеме весьма трудоемок. Поэтому в практике работы санэпидстан-
# ций может быть использован принцип выбора наи-
более информативных показателей, характеризующих как окружающую среду, так и состояние здоровья детского населения.
Исходя из основных принципов данного методического подхода и собственных предварительных данных, мы нашли целесообразным по первому из указанных критериев использовать общую заболеваемость болезнями органов дыхания и аллергическую патологию, по второму оценивать состояние сердечно-сосудистой системы но гемодннамиче-ским и электрокардиографическим показателям, иммунной системы — по аутомнкрофлоре и аллергической реакции на лекарства и вакцины, по третьему выявлять особенности реакций сердечнососудистой системы на функциональные пробы, по четвертому изучать физическое развитие новорожденных и детей первого года жизни с учетом возраста матери.
Исследования проведены в трех населенных пунктах, характеризующихся различными санитарно-ги-гиеническими условиями проживания. Для оценки состояния окружающей среды в обследованных населенных пунктах были проанализированы многолетние данные о степени загрязненности атмос-
2 Гигиена и санитария № G
- 33 —
Условия среды и показатели здоровья детского населения
Характеристика среды Характеристика состоиния здоровья
сравнение условий среды сравнение показателей здо-
показатели населенных пунктов показатели ровья детей в населенных
А, Ca В пунктах А, Б и В
Жесткость погодных условий А=Б<В Физическое развитие детей:
Патогенность погодных условий А=Б<В от первых родов А=Б=В
Питьевая вода: от повторных родов А>Б>В (мальчики)
А=Б=В Иммунобиологическая реактив- А<Б<В (девочки)
жесткость ность:
содержание фтора А=Б=В аутомикрофлора кожи А<Б<В
Загрязненность атмосферного воз- А<Б<В аллергические реакции А<Б<В
духа Показатели сердечно-сосудистой
Число бессолнечных дней А=Б<В системы:
Жилищные условия д=Б=В артериальное давление А=Б<В
пульс А=Б<В
Общая заболеваемость Л<Б<В
Заболеваемость болезнями орга- Л<Б=В
нов дыхания
Примечание. »= отсутствие достоверной разницы сравниваемых показателей (Я> 0,05), > и < соответственно более и менее (Я<0,05).
ферного воздуха, жесткости и патогенности погодных условий, химическом составе питьевой воды и др. При изучении влияния факторов окружающей среды на организм мы руководствовались принятыми методическими рекомендациями [11.
Из представленных результатов (см. таблицу) следует, что совокупное действие неблагоприятных факторов в населенном пункте Б больше, чем в А, а в пункте В больше, чем в Б. На основе данных литературы [21 и с учетом реальных различий сравниваемых факторов среды в указанных населенных пунктах следует ожидать определенных изменений показателей здоровья. Применительно к данным условиям это было подтверждено в отношении физического развития детей первого года жизни, родившихся от повторных беременностей (возраст матери 29 лет и старше). При этом следует отметить, что изменения физического развития детей этой группы в условиях более загрязненного атмосферного воздуха характеризуются выраженными половыми различиями: процессы роста у девочек усиливаются, а у мальчиков снижаются. Установлено также, что иммунобиологические характеристики и показатели сердечно-сосудистой системы детского населения в населенных пунктах с относительно более неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями достоверно отличаются от аналогичных показателей детей населенного пункта А. Полученные данные свидетельствуют о том, что в населенных пунктах с большей отрицательной совокупностью средовых факторов увеличивается кратность заболеваний всеми изученными нозологическими формами. Ухудшение показателей состояния здоровья детей зависит не только от интенсивности неблагоприятных факто-
ров окружающей среды, но и от биологического статуса матерей. Оказалось, что наиболее чувствительными к воздействию неблагоприятных факторов являются дети женщин 29 лет и старше.
Приведенные данные, с одной стороны, показывают, что в изученных населенных пунктах имеется разное наслоение негативных факторов среды, а с другой — свидетельствуют о том, что чем больше совокупность вредных факторов, тем больше вероятность нарушения нормальных физиологических процессов и снижения общей резистентности организма.
Таким образом, принцип выбора наиболее информативных показателей позволяет выявить неблагоприятное влияние совокупности средовых факторов на здоровье детского населения.
На основании результатов исследований санэпидстанцией внесены конкретные предложения по охране атмосферного воздуха.
Литература
1. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., 1979.
2. Паутов Ф. Ф., Яруллин А. X. — Гиг. и сан., 1977, № 7, с. 107—108.
3. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. М., 1982.
Поступила 30.10.84
Summary. Studies were made on the health status of children's populations in 3 settlements with different environmental conditions. It has been established that the choice of the most informative variables makes it possible to identify the impact of environmental factors on the children's health.