Параметры токсичности (> мг/кг) и опасности динитрофенольных пестицидов для крыс при пероральном введении
Вещество LD,. LD,. LD,. LD„ 1 LD„ s 1
LD,. LD,. LD..S
2,4-ДНФ 102 122±6,66 142 168 0,0082 1,3921 1,18 0,0069
ДНО К 52 59±2,09 66,5 75,67 0,0169 1,2788 1,1308 0,0149
Диносеб 21 41± 4.70 61 87 0,0243 2,9047 1,72 0,0141
Акрекс 83 127± 10,84 167 223,6 0,0079 2,0120 1,42 0,0055
если токсичность промежуточного продукта обезвреживания 2,4-ДНФ (2,4-диамннофенола, образующегося лишь на стадии восстановления пестицида) ниже, чем исходного пестицида в 2,76 раза, то конечного (IV) — в 95,62 раза. Следовательно, для полного обезвреживания пестицида одной стадии восстановления нитрогрупп до аминогрупп крайне недостаточно и требуется последующее окис-ние диаминофенолов до триаммониевых солей 6-алкил-1,2,4-триоксибензолов, что приводит к резкому снижению токсических свойств пестицидов.
Оценивая опасность возникновения острых отравлений при пероральном поступлении в организм ПХО пестицидов, следует отметить, что они безопасны по всем показателям: абсолютной токсичности (1/ЬОм), суммарному показателю токсичности (1/1-В50-5) и вариабельности смертельных доз (Ь081/Ь0)б и Б). При этом наиболее широкий диапазон токсического действия имеют продукты обезвреживания 2,4-ДНФ и акрекса.
Таким образом, предложенный способ химической детоксикации динитрофенольных пестицидов на основе доступных и эффективных реагентов приемлем для практического применения, так как продукты обезвреживания обладают относительно низкой токсичностью. Применение данного способа будет способствовать предупреждению загрязне-
ния динитрофенолами объектов окружающей среды, улучшению условий труда работающих и охране здоровья населения от вредного воздействия пестицидов.
Литература
1. Клисенко М. А., Шмигидина А. М. Методические указания по определению микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде. М., 1983, ч. 13, с. 119—124.
2. Лукьянчук В. Д. — Докл. АН УССР, Серия «Б», 1983, № 11, с. 70—72.
3. Прозоровский Б. В. — Фармакол. и токсикол., 1962, № 1, с. 115—119.
4. Розвага Р. И. — В кн.: Проблемы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев, 1981, ч. I, с. 163—168.
5. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве. М., 1975, с. 30—33.
6. BachisevG. N.. Rozvaga R. J. — Acta epidemiol. (Praha), 1983, N 10, p. 10—12.
Поступил» 21.01.85
Summary. Data on the decontamination of dinitro-phenol pesticides by the known reducers and oxidizers are presented. The products of decontamination, triammonium salts of 6-alkyl-l,2,4-trioxibenzenes, proved to be by 1-2 orders less toxic than the initial pesticides. By its hygienic and technological characteristics, the method meets the needs of practical experience.
УДК 613.955-07
Г. Н. Сердюковская, Е. К. Глишкова, В. А. Доскин, Т. Н. Сорокина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ОПТИМИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УРОКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
В основных направлениях школьной реформы подчеркивается, что главная задача современной школы — совершенствование всех учебных дисциплин и каждого отдельного урока как основной формы организации учебных занятий. Разработка эффективных мер по оптимизации учебного процесса тесно связана с организацией обучения школьников и является одним из основных факторов, влияющих на весь процесс усвоения знаний [6).
Многочисленные исследования гигиенистов позволили наметить ряд мер, способствующих улучшению организации процесса обучения детей в школе, уменьшению их утомления. Однако до
недавнего времени гигиенические разработки ограничивались в основном регламентацией длительности учебных занятий, рекомендациями по использованию наглядных и технических средств обучения, целесообразному чередованию «трудных» и «легких» предметов и др. [1—3, 5, 7, 8).
В настоящее время перед гигиеной обучения и воспитания стоит задача гигиенической оптимизации основной организационной формы школьного обучения — урока, так как без соответствующей оценки и анализа его трудности и утомляемости невозможно предложить такое содержание, объем и организацию педагогического процесса, которые
Таблица 1
Система оценок различных факторов учебного процесса, определяющих утомляемость урока в начальной школе
Основные факторы учебного процесса, определяющие утомительность урока в начальной школе
Укрупненные интервалы 20-балльной шкалы для число учебных элементов
экспертной оценки факторов учебного процесса трудность урока чтение русский язык эмоциональное состояние учащихся
1—5 Воспроизведение знаний без изменений 1—3 1-5 В учебной работе заняты лишь учащиеся, выполняющие какое-либо задание. Настроение большинства определяется мерой ответственности за выполняемую учебную работу В учебной работе заняты все учащиеся, но их настроение обусловлено лишь ответственностью или боязнью плохой оценки. Эмоционально, с увлечением работает не более Ча учащихся Эмоционально, с увлечением работает не более школьников, в основном получивших определенное задание Более */, учащихся эмоционально, с радостью и готовностью участвуют в учебном процессе. Все происходящее на уроке им очень нравится
6—10 11—15 16—20 Воспроизведение знаний с решением логического задания Решение логических задач Творческое применение знаний 4—5 6—7 8—12 6—7 8—10 11—16
обеспечили бы сохранение высокой работоспособности, оптимального функционального состояния и в конечном итоге здоровья учащихся [4].
Настоящая работа посвящена гигиенической оптимизации уроков в младших классах общеобразовательной школы. Для решения этой задачи были разработаны новые методические подходы к определению утомительности урока и отдельных его частей, изучено влияние различных уровней учебной нагрузки на функциональное состояние организма учащихся младших классов.
Для комплексной количественной характеристики основных факторов учебного процесса, определяющих утомленность школьного урока, предложена шкала экспертных оценок (табл. 1). В основу этой шкалы положены концепции С. М. Громба-ха |4], касающиеся изучения утомительности урока. Несколько экспертов (педагоги и гигиенисты), присутствуя на школьном занятии, по 20-балльной шкале оценивала трудность урока, его насыщенность учебными элементами и положительное эмоциональное состояние школьников. Весь урок по 10-минутным периодам и целиком характеризовался по трем основным факторам: трудность (Т) оценивали в зависимости от характера мыслительной деятельности школьников; насыщенность учебными элементами (Н) устанавливали по числу видов учебной деятельности — элементов урока, которыми были заняты школьники (списывание с доски или из учебника, чтение, ответы на вопросы и др.); характеристика эмоционального состояния учащихся (Э) складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенности изложения материала учителем, формы и характера учебного задания и т. п.
Под наблюдением в течение 2 лет находилось 60 учащихся 3-х классов. Исследования проводили на уроках русского языка и чтения, которые со-
ставляют 45—50% общего числа уроков в младших классах.
В течение всех уроков проводили хронометраж учебной деятельности детей (определение учебной активности и двигательного беспокойства) и осуществляли непрерывную запись частоты сердечных сокращений (ЧСС) одновременно у нескольких (2—8) школьников. Помимо этого, до и после каждого урока у всех детей изучали динамику работоспособности с помощью корректурной методики, ЧСС, у 10—20 учащихся измеряли латентный период зрительно-моторной реакции и точность ответа на зрительные стимулы (на белый сигнал ребенок должен нажимать левую кнопку на пульте хроно-рефлексометра, красный сигнал — правую кнопку).
Для сравнительной оценки уроков русского языка и чтения были проанализированы результаты экспертных оценок 86 занятий с помощью квартиль-ного метода, в соответствии с которым вся выборка делилась на 4 равные части — квартили. Второй и третий квартили были объединены и использовались для характеристики средней степени выражен-
Таблица 2
Степень выраженности факторов, определяющих утомительность уроков (группировка по квартилям)
Фактор, определяющий утомительность урока Степень выраженности факторов Чтение Русский язык
количественая оценка, баллы
Трудность Насыщенность учебными элементами Эмоциональное состояние учащихся Ниже средней Средняя Выше средней Ниже средней Средняя Выше средней Ниже средней Средняя Выше средней До 4 4 — 7 7, 1 и более До 4 4—6.5 6 . 6 и более Дс 9—1 12 и До 4.6 4.5-6.9 7 и более До 6 6 — 8.9 9 и более 9 1.9 более
Изменения показателей функционального состояния организма школьников под влиянием уроков чтения и русского языка
Показатель Чтение Русский язык V»
1 3 4
Число школьников 00 60
Число проанализированных уроков 86 86 —
Трудность урока, баллы 5,8±0,46 6,0±0,57 >0,05
Насыщенность урока учебными элементами, баллы 7,4±0,52 5,3±0,41 <0,01
Эмоциональное состояние учащихся, баллы 10,3±0,61 10,45±0,42 >0,05
Учебная активность, % 89,8±0,25 91,5±0,26 <0,001
Двигательное беспокойство, % 11,4±0.27 7,5±0,24 <0,001
Показатели умственной работоспособности:
число просмотренных знаков:
до урока 217,4±3,6 227,3±4,05 >0,05
после урока 210,2±4,1 221,5±3,5 >0,05
число ошибок на 500 знаков:
до урока 5,7±0,45 4,4±0,33 <0,05
после урока 6,7±0,41 5,6±0,32 >0,05
процент работ без ошибок:
до урока 22,4± 1,59 30,4± 1,76 <0,01
после урока 20,1 ±1,54 21,2± 1,57 >0,05
коэффициент П: 2,25
до урока 1,01 —
после урока 0,74 1,02 —
процент неблагоприятных сдвигов 42,4± 1,9 40,2± 1,89 >0,05
Латентный период зрительно-моторной реакции, мс:
до урока 604,0±7,5 607,0±5,3 >0,05
после урока 605,0± 7,7 609,0±8,9 >0,05
Средний процент ошибок при дифференцировании световых
сигналов:
до урока 32,0±0,03 20,0±0,03 >0,05
после урока 26,0±0,03 32,0±0,04 >0,05
Средняя ЧСС в минуту: >0,05
до урока 91,0±0,5 92,7± 1,04
после урока 90,1±0,38 90,9±0,89 >0,05
ности факторов, определяющих утомительность урока, первый квартиль определял выраженность ниже средней, а четвертый — выше средней (табл. 2). Как следует из табл. 2, трудность уроков русского языка и чтения и эмоциональное состояние учащихся на этих уроках имели примерно равную балльную оценку. Насыщенность же учебными элементами урока чтения оказалась выше, чем урока русского языка. Здесь следует подчерк-нуть, что в проанализированной выборке уроки с высокой степенью выраженности Т, Н и Э встречались лишь в единичных случаях.
Анализ показателей работоспособности и функционального состояния организма школьников на уроках русского языка показал (табл. 3), что к концу занятий достоверно (/>•<(),05) возрастает число ошибок при выполнении дозированных заданий (с 4,4 до 5,6 на 500 просмотренных знаков), снижается число работ, выполненных без ошибок, и в 2 раза уменьшается (с 2,25 до 1,02) комплексный показатель работоспособности — коэффициент П. После урока чтения эти показатели изменяются в том же направлении, но на уроке статистической тенденции (0,2<Р<0,05). После уроков русского языка в 1,6 раза повышается (с 20 до 32%) среднее число ошибочных реакций детей при дифференцировании светового раздражителя. Необходимо под-
черкнуть, что перед уроком русского языка имелись более высокие показатели работоспособности (Я<0,05) и несколько более высокая ЧСС, чем перед уроком чтения, что, вероятно, свидетельствует о более выраженных эрготропных сдвигах функционального состояния организма младших школьников перед данными занятиями. Это обеспечивало большую функциональную готовность детей к урокам русского языка, более высокий уровень вегетативного обеспечения функций и, как видно из табл. 3, большую учебную активность при меньшем двигательном беспокойстве детей на уроке русского языка. На уроке чтения двигательное беспокойство школьников в 1,5 раза (11,4 против 7,5%) больше, что может быть также связано с большей насыщенностью занятий учебными элементами.
Анализ показателей работоспособности в зависимости от степени выраженности факторов, определяющих утомительность школьных уроков, показал, что повышение эмоциональности на уроке русского языка обусловливает четко выраженную положительную динамику показателей работоспособности и функционального состояния ЦНС школьников (см. рисунок). При этом сохраняется положительная направленность изменений параметров ее функционального состояния и после уроков.
D 1,4 Шг.5 ib,<?
Изменение показателей работоспособности младших школьников в зависимости от степени выраженности основных факторов учебного процесса, определяющих
утомительность школьного урока. Но оси абсцисс: а — урок чтения, б — урок русского языка; по оси ординат — изменение показателей работоспособности (в %) по отношению к фоновым: / — при разной степени трудности школьного урока. // — при разной насыщенности занятия учебными цементами. /// — при разном эмоциональном состоянии учащихся; 1—3 — коэффициент П; 4 — 6 — неблагоприятные сдвиги работоспособности; степень ныраженности Т. Н и Э: 1.4 — ниже средней; 2,6 — средняя. 3,6 — выше средней.
Увеличение насыщенности урока чтения учебными элементами и возрастание их трудности обусловливает благоприятный характер изменений показателей функционального состояния организма школьников. На уроке русского языка увеличение насыщенности занятий учебными элементами и повышение его трудности проявляется двояко: функциональное состояние организма детей либо не меняется, либо происходят отрицательные изменения показателей работоспособности и функционального состояния ЦНС, увеличивается двигательное беспокойство детей, они быстрее устают, чаще отвлекаются. При этом после урока в них отмечается тенденция к брадикардии, в то время как на уроке чтения повышение трудности занятий ведет к увеличению ЧСС.
Для оптимизации урока, т. е. наиболее рационального сочетания различных уровней эмоционального состояния школьников, трудности и насыщенности учебными элементами уроков русского языка и чтения, проанализированы занятия, которые вызывали четкую либо положительную, либо отрицательную динамику работоспособности и
функционального состояния организма младших школьников. При этом к благоприятной динамике относили колебания показателей функционального состояния организма и работоспособности школьников, которые варьировали в пределах М±о от фоновых величин, неблагоприятной же динамикой считали их изменения, выходящие за эти границы.
Как следует из табл. 4, благоприятную динамику функционального состояния организма младших школьников вызывало лишь определенное сочетание различной выраженности основных характеристик урока. Анализ экспериментального материала показал, что на уроке чтения положительная динамика функционального состояния организма учащихся отмечалась в первую очередь при трудности занятий выше средней, сочетающейся со средней и выше средней насыщенностью занятий учебными элементами и средней или ниже средней выраженностью эмоционального состояния учащихся.
На уроке же русского языка эмоциональное состояние школьников играло ведущую роль в формировании характера ответной реакции организма на учебную нагрузку. Средняя и выше средней выраженность эмоционального состояния учащихся в сочетании со средней и выше средней насыщенностью этих уроков учебными элементами и средней и ниже средней трудностью обеспечивала необходимый уровень работоспособности и благоприятную динамику функционального состояния организма школьников. Средняя и ниже средней выраженность эмоционального состояния учащихся при любой степени насыщенности урока учебными элементами, а также средней и выше средней трудности урока вызывала лишь отрицательные
Таблица 4
Оптимальное соотношение выраженности основных факторов учебного процесса, определяющих утомительность школьного урока
Динамика функционального состояния организма школьников
Урок благоприятней неблагоприятная
факторы учебного процесса н степень их выраженности*
Чтение Русский язык Тв—Нв—Э„. с тв—нс—эв тс—Н в—эс тс-н„-э. Т„—нс—э. Тс—Н„—Эс Tu—Нв—Эв Ти-нс—эс Тс—Нс—Эн Тс—И», в—Эв Тс—Нс—Эс Тв—Н в—Э„ Тн.с—Нс—Эс тс—нн—эс Тв—Нв—Эн Тс—Нс—Э,, Тв—На—Эн
* В индексе средней. — выше средней, с — средняя, н — ниже
физиологические реакции детского организма. Эмо-^ циональное состояние учащихся, достигающее выраженности выше средней, в сочетании с такой же степенью трудности и насыщенности урока учебными элементами приводила к снижению работоспособности и неблагоприятным изменениям функционального состояния организма младших школьни ков.
Проведенные исследования позволили установить оптимальное соотношение выраженности основных факторов учебного процесса, определяющих утомительность урока в школе. Важно отметить, что высокая трудность учебного материала или большая насыщенность урока учебными элементами может нивелироваться соответствующей эмоциональностью и наоборот. Обеспечивая оптимальное соотношение различной степени выраженности трех основных факторов урока (Т, Н и Э), можно сохранить высокую работоспособность учащихся, снижая утомляющий эффект достаточно высокой учебной нагрузки.
Приведенные в работе материалы объясняют, почему одинаковые по содержанию уроки могут обусловить разные по характеру изменения функционального состояния организма школьников и позволяют выявлять причины утомления школьников, а также прогнозировать динамику функцио-
нального состояния организма учащихся под влиянием различных учебных занятий.
Литература
1. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974.
2. Глушкова Е. К. — В кн.: Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982, с. 9—20.
3. Глушкова Е. К. Гигиенические основы применения технических средств обучения в современной школе. Ав-тореф. дне. докт. М., 1983.
4. Громбах С. М. — Сов. педагогика, 1982, № 10. с. 58— 61.
5. Еремеев А. М. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке. Автореф. дне. канд. М., 1982.
6. Почсрнина Е. А., Рейнгард И. А. — Нов. исследования н педагог, науках. 1979, № 2, с. 37—41.
7. Сапожникоаа Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.
8. Усищсва Ц. Л. — В кн.: Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982, с. 85—93.
Поступила 08.01.85
Summary. The effects of school load on the functional state of junior schoolchildren were studied. Specific rating scale was devised for an overall quantitative assessment of the major school factors contributing to school fatigue. The data obtained make a basis for improvement, in hygienic terms, of a lesson in junior school forms.
УДК 613.95:362.7
А. Д. Димитриев, Ю. Д. Шербин
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ влияния СОВОКУПНОСТИ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Сахалинская областная санэпидстанция
Среди широкого круга задач, стоящих перед санэпидстанциями, важное место занимает контроль за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости населения. Для оценки эффективности всех этих мероприятий должна быть получена информация о влиянии факторов внешней среды на здоровье населения, что требует разработки и применения таких методов, которые отличаются доступностью, простотой, точностью и дают возможность оперативного получения информации.
Современные методические подходы к гигиенической оценке влияния совокупности отрицательных факторов основаны на использовании следующих критериев: 1) наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии;
2) функциональное состояние органов и систем;
3) резистентность и реактивность организма;
4) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития. По этим критериям рекомендуется выделить 5 групп здоровья 13). Однако охват всех критериев в полном объеме весьма трудоемок. Поэтому в практике работы санэпидстан-
# ций может быть использован принцип выбора наи-
более информативных показателей, характеризующих как окружающую среду, так и состояние здоровья детского населения.
Исходя из основных принципов данного методического подхода и собственных предварительных данных, мы нашли целесообразным по первому из указанных критериев использовать общую заболеваемость болезнями органов дыхания и аллергическую патологию, по второму оценивать состояние сердечно-сосудистой системы по гемодннамиче-ским и электрокардиографическим показателям, иммунной системы — по аутомнкрофлоре и аллергической реакции на лекарства и вакцины, по третьему выявлять особенности реакций сердечнососудистой системы на функциональные пробы, по четвертому изучать физическое развитие новорожденных и детей первого года жизни с учетом возраста матери.
Исследования проведены в трех населенных пунктах, характеризующихся различными санитарно-ги-гиеническими условиями проживания. Для оценки состояния окружающей среды в обследованных населенных пунктах были проанализированы многолетние данные о степени загрязненности атмос-
2 Гигиена н санитария № G
- 33 —