Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологический тренинг / методы работы психолога / образовательный процесс / методология высшего образования / практико-ориентированные методы обучения / socio-psychological training / methods of work of a psychologist / educational process / methodology of higher education / practice-oriented teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Дарья Анатольевна

В статье представлен опыт деятельности по разработке и включению в образовательный процесс подготовки магистрантов психологов дисциплины «Методологические аспекты социально-психологического тренинга». Отражены данные опроса обучающихся перед изучением образовательного курса, раскрывающие особенности понимания ими данного метода работы. Выявлена недостаточная информированность об особенностях тренинга. Представлены педагогические наработки, позволяющие овладевать на практике навыками, необходимыми для разработки и проведения тренинга. Описаны особенности изучаемых в рамках дисциплины тем и применяемых активных методов обучения, ориентированных на практику. Представлены варианты промежуточных и контрольных оценочных заданий образовательного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of the development and inclusion in the educational process of training undergraduates psychologists of the discipline "Methodological aspects of socio-psychological training". The data of the survey of students before studying the educational course are reflected, revealing the peculiarities of their understanding of this method of work. Insufficient awareness about the features of the training was revealed. Pedagogical developments are presented, allowing to master in practice the skills necessary for the development and conduct of training. The features of the topics studied within the discipline and the applied active teaching methods focused on practice are described. The variants of intermediate and control assessment tasks of the educational course are presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ»

13. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород, 2021. - С. 132-136

14. Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped learning как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1. -С. 52-58

15. Шаронин, Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507 (дата обращения: 29.07.2023)

16. Samerkhanova, Н.К. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin 11 Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2017. - T.9. - №7S. - C. 1381.

Педагогика

УДК 378.16

кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Дарья Анатольевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В

ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье представлен опыт деятельности по разработке и включению в образовательный процесс подготовки магистрантов психологов дисциплины «Методологические аспекты социально-психологического тренинга». Отражены данные опроса обучающихся перед изучением образовательного курса, раскрывающие особенности понимания ими данного метода работы. Выявлена недостаточная информированность об особенностях тренинга. Представлены педагогические наработки, позволяющие овладевать на практике навыками, необходимыми для разработки и проведения тренинга. Описаны особенности изучаемых в рамках дисциплины тем и применяемых активных методов обучения, ориентированных на практику. Представлены варианты промежуточных и контрольных оценочных заданий образовательного курса.

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, методы работы психолога, образовательный процесс, методология высшего образования, практико-ориентированные методы обучения.

Annotation. The article presents the experience of the development and inclusion in the educational process of training undergraduates psychologists of the discipline "Methodological aspects of socio-psychological training". The data of the survey of students before studying the educational course are reflected, revealing the peculiarities of their understanding of this method of work. Insufficient awareness about the features of the training was revealed. Pedagogical developments are presented, allowing to master in practice the skills necessary for the development and conduct of training. The features of the topics studied within the discipline and the applied active teaching methods focused on practice are described. The variants of intermediate and control assessment tasks of the educational course are presented.

Key words: socio-psychological training, methods of work of a psychologist, educational process, methodology of higher education, practice-oriented teaching methods.

Введение. В настоящее время среди образовательных услуг можно выделить большое количество предложений, ориентированных на подготовку психологов. При этом важно отметить, что в связи с отсрочкой принятия закона об оказании психологической помощи, ряд образовательных ресурсов, дающих документы, с которыми прошедшие обучение могут начать работу психологом, вызывает сомнения относительно качества подготовки специалистов. Переход в дистанционный режим обучения также вызывает опасения относительно возможности освоения ряда дисциплин, особенно практико-ориентированных, без должного опыта работы хотя бы на онлайн сессиях. Подобные дисциплины, позволяющие кроме усвоения теоретических основ осваивать практические навыки работы психолога, требуют особого внимания в рамках реализации любых образовательных программ. Особую значимость, по нашему мнению, имеет разработка образовательных курсов с практической ориентацией для обучающихся по программе магистратуры, где акцент делается на то, что базовая подготовка существует, слушатель углубляет знания, получает психологическую специализацию.

В то же время, требования к образовательным программам включают формирование у обучающихся определенных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных), прописанных в приказе об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки уровня магистратуры [5].

Одним из основных направлений работы психолога является коррекционно-развивающая деятельность. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных методов реализации этого вида деятельности в групповом формате является социально-психологический тренинг. В данной статье представлен наш опыт участия в разработке и реализации программы магистратуры с включением в образовательный процесс дисциплины «Методологические аспекты социально-психологического тренинга», где происходит формирование компетенций, соответствующих освоению обозначенного направления деятельности психолога.

Изложение основного материала статьи. Изучение основ социально-психологического тренинга включено в обязательную часть освоения образовательной программы, реализующей подготовку в магистратуре по направлению «Социальная психология», подобные дисциплины как отдельные учебные предметы или части более крупных обязательны для изучения и в ходе освоения других образовательных программ по психологии. Кроме уже обозначенной цели овладения навыками для реализации коррекционно-развивающего направления деятельности психолога это связано и с все большим количеством мероприятий, именующихся тренингами, запросами клиентов на этот вид деятельности, но, одновременно, смешением понимания целей и требований к их проведению.

В данной статье приведен анализ опроса обучающихся в магистратуре (25 человек) в начале освоения дисциплины, иллюстрирующий их понимание этого метода работы, а также ключевые, с нашей точки зрения, моменты образовательного курса и методические разработки, позволяющие его успешно освоить.

Так, в ходе опроса обучающихся, отмечается, что 100% из них слышали об этом методе психологической работы, некоторые принимали участие в тренингах (40%), но только 20% из них могут пояснить их цели с точки зрения психологического воздействия. При этом остальные 80% отмечают, что тренинг это: «работа в группе», «обучение чему-либо», «работа в определенном коллективе» и т.п.

Конечно, отсутствие четкой дифференциации функционала и определения психологического тренинга связано с частым использованием этого термина, иногда и не совсем правомерным, при описании совершенно разнообразных форм деятельности, в том числе непсихологической. Тренинги продаж, которые иногда проводятся и ведущими, позиционирующими себя психологами, тренинги, с аудиторией концертного зала, лекции с одним-двумя практическими заданиями, но именующиеся тренингом, - все это вносит сумятицу в понимание и оценку возможностей данного вида работы.

Одной из первых задач освоения методологических основ социально-психологического тренинга является как раз выделение его особенностей, разграничение с другими областями практической работы. Приведем примеры, использующиеся нами для решения данной задачи.

Анализируя термин «тренинг» (от англ. training) точки зрения лингвистики, можно отметить как минимум четыре толкования: 1) воспитание, 2) обучение, 3) тренировка, 4) дрессировка. В таблице представлены варианты определения, данные разными авторами [2, С. 7].

Автор Определение

И.В. Вачков - совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии;

С.И. Макшанов - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека;

Ю.Н. Емельянов - метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности;

О.Е. Евтихов - метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Таким образом, социально-психологический тренинг является методом активного обучения, который ориентирован на приобретение в группе навыков взаимодействия и совершенствование социально-психологических качеств, что позволяет его участникам развиваться в различных сферах.

При этом для четкого выделения социально-психологического тренинга из массива методов работы психолога, важно обозначить границы с тремя схожими сферами: психотерапия, психологическая коррекция и обучение.

Если говорить о психотерапии, то исторически обусловлены тесные ее связи с тренинговой работой, ведь именно психотерапевтическими были первые группы встреч. В то же время важное разграничение двух сфер - здоровье клиентов. Психотерапия ориентирована на лечение, а тренинг на оказание психологической помощи здоровым людям.

Психологическая коррекция чаще всего ориентирована на отдельные характеристики, тогда как тренинг работает с развитием личности в целом. В отличие от тренинга коррекция во многом связана с нормами психического развития, в то время как в некоторых тренингах понятие нормы и правильности определенных типов поведения не принимается.

Третья сфера - обучение, цель которого - передача знаний. При этом в тренинге когнитивный компонент не обязательно становится основным, может вообще отсутствовать, а приоритет многие специалисты отдают получению эмоционального опыта. Хотя психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова [1,С. 12].

Вместе с выделением места социально-психологического тренинга и пониманием его терминологии на первом этапе освоения дисциплины важно обозначить особенности проведения тренингов разной направленности, необходимые для этого ресурсы. Важно отметить, что в ходе опроса обучающихся выявлено первоначальное отсутствие понимания того, что нужно для проведения тренинга. Отвечая на этот вопрос, обучающиеся, конечно, выделяют некоторые моменты: удобное помещение (53%), канцелярские товары (43%), стулья (34%). Временные ресурсы проведения занятий оцениваются только с помощью имеющегося небольшого опыта. Пояснить требования к организационным условиям обучающимся сложно. Поэтому здесь важно проиграть ситуации, когда начальник или клиент обращается с запросом на проведение тренинга определенной тематики. Обучающиеся пытаются составить список того, что им для этого необходимо, а также предложить временной формат проведения занятий, ориентируясь на режим и особенности работы конкретной организации. Здесь часто возникает проблемный вопрос: возможно ли проведение тренинга в рабочее время. Конечно, если работа психолога осуществляется по запросу администрации, это решается проще. Хотя часто в процессе трудовой деятельности невозможно сделать необходимый перерыв, даже если речь идет о тренинге в режиме отдельных встреч с продолжительностью каждого занятия 1.5-2 часа. В этом случае возникает необходимость в дополнительной мотивации участников тренинга, ведь тогда время его проведения переносится на до/после рабочего (а это опять трудности с утомлением или врабатываемостью) или выходной.

Условием, на которое стоит обратить внимание участников группы, является ее объем. Специалисты отмечают, что это зависит от целей и задач работы, но в большинстве случаев речь идет о таких параметрах, как: не менее 3-4 и не более 30 участников [4, С. 54]. При этом наиболее оптимальным для периодических групп является объем 8-12 человек, который позволяет в рамках занятий выслушивать всех участников, а ведущему подобрать разнообразные упражнения и при их выполнении держать в фокусе внимания каждого. Если размер группы больше 12 человек, рекомендуется участие ко-тренера, причем позитивный образец поведения видят все участники группы, если ведущие разного пола.

Как подчеркивают исследователи, корректный подбор группы во многом определяет характер групповой динамики и эффективность проведения тренинга в целом [3, С. 136]. При этом при создании группы ориентировка при комплектовании может определяться особенностями программы, уровнем и характером потребности в тренинге, конкретными профессиональными навыками ведущего или группы ведущих. Ответственность за комплектование группы ложится на тренера, учитывающего запросы организации и/или конкретных участников, принимающего собственное решение о включении в группу конкретных участников, определяющего конечный размер и состав группы.

В начале знакомства с психологическим тренингом для преподавателя важно сориентировать обучающихся в многообразии литературных источников, освещающих его особенности и содержащих методические разработки

конкретных тренингов. Только 10% обучающихся в опросе могли отметить авторов, занимающихся освещением данного вопроса, причем в основном это популярная литература, которую можно использовать для примеров и иллюстраций, знакомства с чужим опытом, но трудно для подготовки собственных тренингов. Важно затронуть тему использования интернета в ходе подготовки тренинга, обозначая возможности и делая акцент на ограничениях.

Тема, связанная с разработкой и подготовкой тренингов, одна из тех, где осуществляется практическая подготовка магистрантов. В начале освоения дисциплины 80% обучающихся отмечают, что в своей деятельности психолог должен ориентироваться на уже разработанные программы тренингов, собственная разработка программ видится им менее важной.

Конечно, самостоятельная подготовка целостной программы тренинга требует мастерства психолога и определенного опыта. Но важно понимать, что проведение тренинга мало связано с репродуктивной работой, оно полно творчества. Ведь даже одно и то же упражнение в разных группах может иметь совершенно разные акценты и приобретать новые оттенки.

Использовать опыт, накопленный в сфере подготовки и проведения социально-психологических тренингов, можно и нужно. Но любая программа тренинга, даже опытных профессионалов-специалистов, требует собственной проработки и переработки. Кроме того, многие из разработок не имеют подробных описаний, распределения по времени, четкой дифференциации целевой направленности этапов и упражнений, что является крайне важным для начинающего специалиста психолога. После изучения теоретических основ и знакомства с девятишаговой моделью подготовки тренинга И.В. Вачкова обучающимся в рамках нашего курса предлагается в ходе групповой деятельности работа над программой тренинга, актуального для учебной группы. Это задание проходит через большинство тем дисциплины, давая возможность использовать на практике получаемые знания. При выполнении задания на первом этапе ключевым является подготовка пояснительной записки, в которой отражается актуальность, целевая направленность, принципы, организационные условия, с акцентом на временные ресурсы, условия попадания в группу, критерии эффективности и тематический план занятий тренинга.

Важной темой, прорабатывающейся в ходе изучения учебной дисциплины, является подготовка ведущего тренинговых групп. Опрос до усвоения курса показывает поверхностное представление о требованиях к тренеру. 60% обучающихся среди таких требований выделили психологическое образование, 56% - харизматичность, 47% - развитые коммуникативные навыки, 20% - наблюдательность. При изучении учебного курса и знакомстве с литературой, где обозначены и образовательные, и личностные, и поведенческие аспекты эффективного ведущего групп, важно, чтобы сложилось целостное представление о тренере и появилась оценка значимости его поведения для эффективности тренинга вообще.

В ходе занятий обучающимся предлагается составить модель эффективного ведущего в процессе подготовки коллажа на тему «Идеальный ведущий тренинга». Включение в образовательный процесс арт-терапевтических техник, с одной стороны, позволяет включать творческие ресурсы при усвоении знаний, с другой стороны, позволяет расширять арсенал техник, которые в дальнейшем могут использоваться при работе с группами. Итогом изучения данной темы курса является составление обучающимися программы собственного развития как ведущего социально-психологического тренинга. Туда они могут включить литературу и видео для самостоятельного изучения, возможности участия в тренингах (большинство авторов, и мы вслед за ними, считают необходимым для ведущего опыт участия в группах в качестве клиента), развитие необходимых деловых качеств, работу в качестве ко-тренера и т.п.

Кроме того, в рамках данной темы важно обсудить «трудных» участников группы. Для этого хорошо подходят ролевые игры, где моделируется разнообразное поведение участников группы. В этом случае обучающиеся могут отследить, какие из особенностей поведения потенциальных участников группы вызывают у них отрицательные эмоции, появляется возможность их частичной отработки, осознания того, что «трудный» участник не сам по себе, а только с точки зрения тренера, причем для всех такие участники будут разными. При этом в процессе активных занятий появляется опыт общения с людьми с разными особенностями поведения и возможность обсудить тактики взаимодействия с ними ведущего группы.

В первоначальном опросе 74% обучающихся отметили, что эффективность тренинга определяется тем, насколько довольны его участники, лишь 5% предположили планомерную психологическую диагностику результативности, часть вообще затруднились с ответом на этот вопрос. Следует, конечно, понимать, что по окончанию тренинга для ведущего важно не только добиться расположения группы с позитивными откликами, но и целей, ориентированных на конкретное психологическое воздействие.

При проработке вопроса оценки эффективности тренинга важно, чтобы обучающиеся понимали сложность данной проблемы. Трудности оценки эффективности тренинга связаны с отсроченностью его результатов. Необходимо проговорить возможности диагностики в начале тренинга и после его завершения, особенности получения обратной связи как в процессе работы группы, так и после ее завершения. Преподаватель может провести с обучающимися упражнения, чтобы показать пример получения обратной связи после занятия. Возможен подбор упражнения и на завершающее занятие учебного курса. Преподаватель, демонстрирующий навыки эффективного ведущего, не только расширяет методический арсенал магистрантов, но и демонстрирует модель, дает возможность увидеть моменты, побуждающие участников группы к работе. Важно, чтобы при разработке или переработке тренингов обучающиеся уже на этапе постановки целей задумывались о возможностях отслеживания их достижения.

Отдельно стоит упомянуть не только моменты завершения социально-психологического тренинга, но и его начало. Особенно это актуально для ведущих, начинающих свою профессиональную деятельность, так как в начале работы группы они испытывают закономерное напряжение, а удачное прохождение этого этапа придает им уверенность и позитивный настрой на дальнейшую работу. Обучающимся важно потренироваться в объяснении простыми словами организационных особенностей и целевой направленности работы группы. Кроме того, для стабильной работы группы нужны четкие правила, которые соблюдаются всеми участниками. Здесь наиболее эффективно, чтобы преподаватель на практике показал процесс выработки правил группы, провел в завершении обсуждение с обучающимися важности каждого из них.

Одной из важных тем при изучении методологических основ социально-психологического тренинга является изучение тренинговых методов и техник, упражнений и игр. С нашей точки зрения, наиболее эффективному усвоению данной темы способствует ее практическая проработка. Мы предлагаем обучающимся на практике провести разработанный ими тренинг, распределяя занятия так, чтобы каждый мог побывать в роли ведущего. Необходимо оставить достаточное количество времени и для обсуждения того, насколько ведущий справился с поставленными задачами и как был раскрыт потенциал упражнения, какие еще возможности его использования имеются. Важно, чтобы в ходе проведения тренинга преподаватель был наблюдателем, фиксирующим работу ведущего и группы. Для обучающихся, выступающих в роли ведущего тренинга, ключевыми моментами являются оценка собственных ощущений и трудностей, получение обратной связи от наблюдателя и от участников группы. Подобная тренировка в безопасной среде позволяет получить опыт, необходимый для дальнейшей работы специалиста.

Еще один вариант отработки практических навыков, необходимых специалисту психологу, - зачет посредством выполнения творческого задания, предполагающего разработку программы тренинга. Полезным это задание является для

магистрантов тем, что они не только могут попробовать свои силы и использовать полученные при изучении курса знания, но и готовить тренинг в рамках темы своей выпускной квалификационной работы. Даже если программа магистерского исследования не предполагает проведение формирующего эксперимента, разработка социально-психологического тренинга может стать примером деятельности в рекомендациях по результатам констатирующего исследования, которое на момент изучения дисциплины уже частично или полностью проведено.

Эти и подобные практико-ориентированные задания позволяют повысить эффективность образовательного процесса, способствовать усвоению не только теоретических знаний, но и умений в области разработки и проведения социально-психологического тренинга.

Выводы. Таким образом, для планомерной подготовки специалистов психологов необходимо включение в образовательный процесс дисциплин, позволяющих познакомиться и отработать методы деятельности, в том числе социально-психологический тренинг. В рамках изучения дисциплины «Методологические основы социально-психологического тренинга» важно сделать акцент на четкой дифференциации понятий, практической отработке навыков, в том числе входящих в практическую деятельность психолога. Первоначальные представления обучающихся показывают их недостаточную осведомленность, помогают преподавателю сориентироваться в моментах, на которые необходимо обратить внимание как при изучении теории, так и при отработке практики. Актуализация значимости и возможностей изучаемого метода, а также ориентация на использование тренинга в рамках тем и интересов обучающихся, позволяет им уже в ходе обучения готовить наработки для будущей практической деятельности.

Кроме того, предложенные задания с использование активных методов обучения позволяют лучше усваивать теоретический материал, расширять методический арсенал и в дальнейшем применять полученные знания.

Литература:

1. Бачков, И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп / И.В. Бачков. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 416 с.

2. Кузнецова, Д.А. Социально-психологический тренинг в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / Д.А. Кузнецова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2021. - 99 с.

3. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография / С.И. Макшанов. - Санкт-Петербург: Образование, 1997. -238 с.

4. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. - Санкт-Петербург: Питер, 2006.-224 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».

Педагогика

УДК 37.025.3

старший преподаватель Кузьмина Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость изучения теоретических основ развития эмоциональной сферы обучающихся в педагогической литературе. Цель работы состоит в раскрытии научных педагогических представлений об эмоциональной сфере обучающихся и ее воздействии на развитие, воспитание и образование, как важного элемента организации мотивации учебной деятельности; развитии познавательных интересов; творческого потенциала; формировании нравственных ценностей общества и установлению норм поведения. На основе проведенного теоретического анализа автором представлена обобщенная характеристика понятия «развитие эмоциональной сферы обучающихся» и систематизация подходов ее изучения.

Ключевые слова: эмоциональная сфера обучающихся, мотивация учебной деятельности, обучение, искусство, нравственное воспитание.

Annotation. The article considers the need to study the theoretical foundations of the development of the emotional sphere of students in the pedagogical literature. The purpose of the work is to reveal scientific pedagogical ideas about the emotional sphere of students and its impact on the development, upbringing and education, as an important element of the organization of motivation for educational activities; the development of cognitive interests; creative potential; the formation of moral values of society and the establishment of norms of behavior. Based on the theoretical analysis carried out, the author presents a generalized characteristic of the concept of "development of the emotional sphere of students" and systematization of approaches to its study.

Key words: emotional sphere of students, motivation of educational activity, education, art, moral education.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Исследование особенностей эмоционального развития обучающихся средствами искусства»

(руководитель — И.Н. Кузьмина)

Введение. Развитие эмоциональной сферы обучающихся, является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку создается основа для полноценного развития личности ребенка, воспитания, образования. Развитие эмоциональной сферы имеет большое значение в формировании мотивации учебной деятельности, как основе успешного обучения; развитии познавательных интересов различных видов деятельности (учебной, творческой, исследовательской и т.д.); раскрытии творческого потенциала, развивая способности креативного мышления и находчивости для решения сложных задач; активации созидательных установок и понимании нравственных ценностей общества; овладению механизмов социализации, обеспечивающих присвоение социальных норм для осуществления себя как действенного субъекта.

Феномен «развитие эмоциональной сферы» имеет интегративный характер и находится на пересечении наук педагогики, психологии, философии, культурологии, социологии и т.д. Педагогические теории развития эмоциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.