Научная статья на тему 'Опыт изложения учения о единстве Церкви на основе Литургического Предания'

Опыт изложения учения о единстве Церкви на основе Литургического Предания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единство Церкви / таинство Евхаристии / благодать мира / кафолическое единство / церковная жизнь / unity of the Church / sacrament of the Eucharist / grace of peace / catholic unity / church life

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белик Кирилл Дмитриевич

Укрепление церковного единства, его сохранение через исполнение Церкви Святым Духом в совместной молитве всей Церкви о ее членах и о всем мире является главным смыслом и содержанием литургии. Особое место в ней занимают прошения о подаянии благодати мира, сохраняющей непрерывающееся единство верующих и приобщающей к Церкви тех, кто не имеет с ней полноценного общения. Особое значение в благодатном исполнении Церкви имеют прославляющие Пресвятую Троицу возгласы священника. По образу жизни Пресвятой Троицы верующие совершают свою жизнь в ходе литургии, осуществляя кафолическое единство в Церкви. Литургия поэтому является средоточием церковной жизни, единства верующих в любви. Выражением церковной жизни на литургии является лобзание мира. Его осуществление перед пением Символа веры, показывает единство в любви как основу для сохранения единства в учении. И только пребывая в едином истинном вероучении, человек может участвовать в таинстве Евхаристии. Чинопоследование таинства Евхаристии — божественная литургия, таким образом, является живым и полным в условиях земной жизни выражением учения о единстве Церкви, которое берет свое начало в таинствах Крещения и Миропомазания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of an exposition of the doctrine of the unity of the Church on the basis of Liturgical Tradition

The strengthening of Church unity, its preservation through the filling of the Church with the Holy Spirit in the joint prayer of the whole Church for its members and for the whole world, is the main meaning and content of the Liturgy. A special place in the liturgy is given to praying for the grace of peace, which preserves the unbreakable unity of the faithful and communicates to the Church those who have no full communion with it. The exclamations of the priest glorifying the Most Holy Trinity have a special significance in the gracious filling of the Church. In the manner of the life of the Most Holy Trinity, the faithful live out their lives in the liturgy, realizing katholic unity in the Church. The Liturgy is therefore the focus of the life of the Church, the unity of the faithful in love. The expression of ecclesial life in the Liturgy is the embracing of peace. Its exercise before the singing of the Creed, shows unity in love as the basis for maintaining unity in doctrine. It is only by being in one true doctrine that one can participate in the sacrament of the Eucharist. The liturgy of the sacrament of the Eucharist, the Divine Liturgy, is thus a living and full, in the conditions of earthly life, expression of the doctrine of the unity of the Church, which has its origin in the sacraments of Baptism and Chrismation.

Текст научной работы на тему «Опыт изложения учения о единстве Церкви на основе Литургического Предания»

УДК 260.1, 265.33

Белик Кирилл Дмитриевич

Новосибирская православная духовная семинария Кандидат технических наук, доцент 633103, Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, 127

Опыт ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ НА ОСНОВЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

Аннотация: укрепление церковного единства, его сохранение через исполнение Церкви святым духом в совместной молитве всей Церкви о ее членах и о всем мире является главным смыслом и содержанием литургии. особое место в ней занимают прошения о подаянии благодати мира, сохраняющей непрерывающееся единство верующих и приобщающей к Церкви тех, кто не имеет с ней полноценного общения. особое значение в благодатном исполнении Церкви имеют прославляющие пресвятую троицу возгласы священника. по образу жизни пресвятой троицы верующие совершают свою жизнь в ходе литургии, осуществляя кафолическое единство в Церкви. литургия поэтому является средоточием церковной жизни, единства верующих в любви. выражением церковной жизни на литургии является лобзание мира. Его осуществление перед пением символа веры, показывает единство в любви как основу для сохранения единства в учении. и только пребывая в едином истинном вероучении, человек может участвовать в таинстве Евхаристии.

чинопоследование таинства евхаристии — божественная литургия, таким образом, является живым и полным в условиях земной жизни выражением учения о единстве Церкви, которое берет свое начало в таинствах крещения и миропомазания.

Ключевые слова: единство Церкви, таинство Евхаристии, благодать мира, кафолическое единство, церковная жизнь.

Belik Kirill Dmitrievich

Novosibirsk Theological Orthodox Seminary Candidate of technological sciences, associate professor 633103, Novosibirsk oblast, Ob, Voenny Gorodok, 127

EXPERIENCE OF AN EXPOSITION OF THE DOCTRINE OF THE UNITY OF THE CHURCH ON THE BASIS OF LITURGICAL TRADITION

Abstract: The strengthening of Church unity, its preservation through the filling of the Church with the Holy Spirit in the joint prayer of the whole Church for its members and for the whole world, is the main meaning and content of the Liturgy. A special place in the liturgy is given to praying for the grace of peace, which preserves the unbreakable unity of the faithful and communicates to the Church those who have no full communion with it. The exclamations of the priest glorifying the Most Holy Trinity have a special significance in the gracious filling of the Church. In the manner of the life of the Most Holy Trinity, the faithful live out their lives in the liturgy, realizing katholic unity in the Church. The Liturgy is therefore the focus of the life of the Church, the unity of the faithful in love. The expression of ecclesial life in the Liturgy is the embracing of peace. Its exercise before the singing of the Creed, shows unity in love as the basis for maintaining unity in doctrine. It is only by being in one true doctrine that one can participate in the sacrament of the Eucharist.

The liturgy of the sacrament of the Eucharist, the Divine Liturgy, is thus a living and full, in the conditions of earthly life, expression of the doctrine of the unity of the Church, which has its origin in the sacraments of Baptism and Chrismation.

Key words: unity of the Church, sacrament of the Eucharist, grace of peace, catholic unity, church life.

Созидание церковного единства начинается в таинствах Крещения и Миропомазания. Евхаристия же, как жертва, сохраняет присутствие благодати Святого Духа в Церкви через благодарение и прославление Бога, примирение как живущего, так и усопшего человека с Богом, очищение от грехов, соединение всех усопших и живых верных в единое Тело во Христе, в «теснейшее соединение с Господом»1. Она будет действительна только при ее совершении правящим епископом либо, с его согласия, викарным епископом или священником, находящимся в единстве с ним. Как богослужение Евхаристия представляет собой единое священнодействие Церкви Небесной и земной. Она есть «дар подлинного соединения со Христом»2.

Обратимся к чинопоследованию Евхаристии в литургии святителя Иоанна Златоуста. Наиболее полно значение евхаристической жертвы в соединении человека с Господом Иисусом Христом раскрывается здесь в чине проскомидии. Текст молитвы, читаемой при входе в алтарь после входных молитв, показывает роль священнослужителя в Церкви и состояние людей в Церкви и вне ее: «Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой...» (из последования проскомидии). В тексте читаемой перед предложением молитвы раскрывается причина, по которой становится возможным соединение верующих в Церкви: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» (из последования проскомидии).

После приготовления агнца совершается смешение вина и воды, которое является образом соединения Христа и соборной полноты Его Церкви: как вода и вино нераздельно соединены между собой в чаше, так и народ, составляющий Церковь, «твердо и непоколебимо пребывающий в вере и связаннный всегдашнею нераздельной любовию...» ничто не может отделить от Христа, как пишет сщмч. Киприан Карфагенский3. Единственно своей святостью и стремлением к святости верующий может нерасторжимо соединиться со Христом, пребывая в истинном учении и в соблюдении жизни по Его заповедям.

После вливания в потир вина и воды совершается поминовение Церкви. На дискосе, справа и слева от святого агнца, располагаются частицы, вынутые из просфор в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, святых в соответствии с их чином; в честь живых: Патриарха, правящего архиерея, священнического чина, власти и народа, живых по имени; в честь усопших: Патриархов, создателей храма, усопших по имени.

Смысл, содержащийся в текстах молитв, совершаемых на покрытии Святых Даров, также можно отнести к действию Господа Иисуса Христа и Святого Духа в Церкви.

Священник, являясь преподателем благодати на верующих и образом Христа в Церкви, в таинстве Евхаристии является Самим Христом, Который есть Глава Церкви, соединяющий Церковь в Себе. Поэтому освящение верующих благодатию Христовой и через это укрепление церковного единства и является главным смыслом и содержанием литургии.

Освящающая верующих благодать мира пребывает со всеми членами Церкви, имеющими волю к ее сохранению. Поэтому первая общая молитва, возглашаемая диаконом на мирной ектении, начинается со слов: «Миром Господу помолимся» (из последования литургии оглашенных по чину свт. Иоанна Златоуста), — на что мы отвечаем: «Господи, помилуй!», — то есть «сохрани на нас, Господи, действие Твоей благодати. Подаяния соединяющей благодати на находящихся в Церкви и на тех, кто не имеет подлинного церковного общения, мы просим и в других прошениях мирной ектении: «О свьшнем мире и спасении душ наших...», «О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех.», «О Богохранимей стране нашей.», «О граде сем.» (из последования литургии оглашенных по чину свт. Иоанна Златоуста). Святой праведный Иоанн Кронштадтский называет мирную ектению «ектенией любви», в которой все христиане представляются «одним великим соединением Тела Иисуса Христа»4. Прошение «... сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» подчёркивает единство в Церкви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Благодать мира со словами «Мир всем!» преподается непосредственно перед частями литургии, когда между верующими необходимо единодушие для соединения со Христом через причащение Его Тела и Крови и усвоение и исповедание единого вероучения: непосредственно слова Божия или Символа веры. Святые отцы относились к слушанию Священного Писания как к вниманию Слову Самого Бога воплотившегося, и, по видимому, как к соединению с Ним во Святом Духе: «Будем прибегать к Евангелию как к Плоти Иисуса»5. Более полное, по видимому, определение этих слов передается в возгласе «Благодать

1 Давыденков О., прот. Догматическое богословие: учебное пособие. Москва, 2014. С. 563.

2 малков Ю.п. введение в литургическое предание. таинства православной Церкви: курс лекций. москва, 2011. с. 264.

3 Цит. по: малков Ю.п. указ. соч. с. 224-225.

4 Цит. по: Малков Ю.П. Указ. соч. С. 273.

5 сщмч. игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. послание к филадельфийцам [электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/#0_5.

Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами» перед совершением центральной части Евхаристии — возношением Святых Даров, анафорой, и в возгласе «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» по завершении анафоры, перед просительной ектенией и причащением, когда требуется непрерывающееся молитвенное единение всей предстоящей Церкви. Ранее молитва анафоры читалась священником гласно и верующие согласно повторяли ее слова: «Достойно и праведно есть...», «Свят, свят, свят.. ,»6 и другие.

Ответ верующих «И Духови Твоему» и «И со Духом Твоим», по словам преподобного Исидора Пелуси-ота, представляет собой моление о даровании Святого Духа всей предстоящей на литургии Церкви.

После сугубой ектении на ектении об оглашенных совершается всецерковное моление об оглашении их словом истины и соединении с Церковью, то есть соединении их через вероучение со Христом и ниспослании на них Святого Духа. О соединении достойных оглашенных с Церковью молится в это время и священник. Это соединение, по видимому, может осуществиться только при согласном молении Церкви. Завершающий это моление, как и другие моления, возглас, призывающий к прославлению и прославляющий Пресвятую Троицу, приводит к ниспосланию даров Святого Духа на молящихся.

О единстве Церкви в святости говорится в словах молитвы на Херувимской песни: «...иже Един свят, и во святых почиваяй» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста). На Великом входе совершается поминовение всех, за кого приносится евхаристическая жертва, то есть о всей Церкви.

О ниспослании на Дары и на народ Святого Духа, совершающего Божественное приобщение, молится священник на просительной ектении. На ней совершаются прошения: о даровании мирного и безгрешного дня; мирного Ангела для сохранения душ и телес; мирного скончания живота, от чего зависит наше исповедание на Страшном суде. Моление о ниспослании Святого Духа на Святые Дары и на верующих в храме священник совершает на молитве приношения по поставлении Божественных Даров на Престоле. Евхаристия является одним из совершеннейших путей единения христианина со Святым Духом, укореняющим его во Христе.

Перед пением Символа веры священник со словами «Мир всем!» преподает благословение находящимся в храме верующим. При возглашении «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы...» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста) и исповедании Символа веры любовь к Богу, любовь к ближнему и исповедание веры понимаются как взаимосвязанные. В этот момент происходит взаимное целование — лобзание мира, со словами «Христос посреди нас» (из последования Литургии по чину свт. Иоанна Златоуста). По слову преподобного Максима Исповедника, это духовное лобзание есть прообраз единомыслия и разумного тождества в вере и любви в Царстве Небесном. Совместное пение Символа Веры выражает пребывание в единстве вероучения. Только пребывая в едином истинном вероучении, человек может участвовать в таинстве Евхаристии: вспомним слова сщмч. Иринея Лионского о взаимосвязи учения и Евхаристии.

Возглас диакона «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста), как поясняет святой праведный Николай Кавасила, призывает, не смущаясь, стоять в истинном исповедании веры.

По его учению, следующие за этим слова, которые поет хор: «Милость мира», — означают возвещение, что милосердие есть плод чистейшего и крепчайшего мира в душе, не колеблемой страстями, милосердное, святое состояние души, а также милосердие к нам Бога, приносящего Себя за нас в Жертву. Начинается совершение анафоры, которая обращена к Богу Отцу.

В молитве на анафоре: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и оттадшия возставил еси таки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста), по видимому, описывается соединение людей в Церкви.

После прошения о преложении святых Даров Святым Духом священник молится: «Якоже быти причащающимся.» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста), — совершается поминовение Богородицы, всех святых, усопших, вселенной, Церкви, страны, властей, воинства, Патриарха, правящего архиерея. Молитва о Патриархе и правящем архиерее возглашается вслух. Далее совершается молитва о всем мире, после которой священник возглашает: «И даждь нам единеми и усты и единем сердцем воспевати святое и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста). Этим возгласом за-

6 Цит. по: Малков Ю.П. Указ. соч. С. 297.

вершается анафора. Далее, после преподания благословения молящемуся народу, совершается подготовка к причащению.

Священник при подготовке к причащению на просительной ектении молится о удостаивании верующих в храме неосужденного приобщения причащения посредством благодати Святого Духа и о наследовании ими вечной жизни.

Возглашаемая в это время просительная ектения начинается прошением: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Диакон в конце ектении свидетельствует: «Соединение веры и причастие Святого Духа испросивше, сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» (из по-следования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста). Подтверждая готовность верующих в храме полностью предать себя Спасителю, хор отвечает: «Тебе, Господи». Завершает приготовление ко причащению всенародным пением молитвы «Отче наш» с евхаристическими по своему смыслу словами «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»7, в которых хлеб, то есть Тело Господа, есть оказывающий действие на сущность души человека, пересозидающий его в «новую тварь». После чтения молитвы «Отче наш» священник возглашает «Мир всем!».

Следующий возглас священника «Святая святым» означает, что Евхаристия преподаётся только тем, кто стремится к единению с Богом, к святости. Церковь есть «собрание святых, соединенных правою верою и доблестным житием», говорит преподобный Исидор Пелусиот8. «Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого»9, говорит святитель Кирилл Иерусалимский. В словах «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, причащающаяся освещаяй» (из последования Литургии верных Божественной Литургии свт. Иоанна Златоустого) содержится указание на Христа как на Главу Церкви и одновременно на неразрушимое единство Церкви как её существенное свойство. Святитель Евтихий Константинопольский пишет: «Христос разделяется во всех по причине со-единения»10.

Как отмечает св. Николай Кавасила, о единстве в вере святых в Церкви и их исполнении Святым Духом и соединении со Христом и во Христе говорится в словах: «Благословенна теплота святых Твоих ныне и присно и во веки веков. Аминь» и «Теплота веры исполнь Духа Святого. Аминь» (из последования Литургии верных по чину свт. Иоанна Златоуста).

Через Святые Дары происходит оставление грехов человека при его стремлении к избавлению от них и преосуществление его души и тела. Тело причастившихся начинает принадлежать не только им самим, но и Христу. В Евхаристии Слово пребывает в причащающихся не только по Божеству через Святого Духа, но и по человечеству. Через Евхаристию они становятся сотелесными Христу и через это приобщаются пребывающей в Нем Его Божественной энергией во всей, свойственной только Слову, их полноте. Способ приобщения Христу через пресуществляемые хлеб и вино необходим по причине грубой телесности человека. После Его Второго Пришествия этот способ должен будет перемениться.

После причащения вспоминается вся Церковь и упоминается ходатайство святых в Церкви при опускании в Чашу частиц. Словами «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое» отмечается пребывание Пресвятой Троицы в принявших Святое Причастие людях при их укорененности в Боге.

Выходя на заамвонную молитву, словами «С миром изыдем» священник призывает причастившихся по выходе из храма сохранять дар мира, единства во Христе.

По рассмотрении чинопоследования Таинства Евхаристии необходимо отметить, что его действие, а следовательно, по словам Господа, и спасение человека, достигается только в его единении с Церковью в жизни по образу Святой Троицы, как этому учили отцы периода Вселенских Соборов. По-видимому, наиболее полно литургическое осуществление церковного единства выражают учения св. Василия Великого и Кирилла Александрийского.

Божественная Литургия, таким образом, является в условиях земной жизни живым и полным выражением учения о единстве Церкви.

В связи с этим евхаристическое единство кафолической Церкви имеет общее с литургическим единством основание — устроение по образу Лиц Пресвятой Троицы. Этим определяется не тождественность, но полное выявление кафолической Церкви, Главой которой является Христос, в каждой из Поместных Церквей. Каждая Поместная Церковь является евхаристическим собранием и Церковью по причине того,

7 Малков Ю.П. Указ. соч. С. 315.

8 Цит. по: Малков Ю.П. Указ. соч. С. 317-318.

9 Там же. С. 318.

10 Там же. С. 310.

что ее главой является епископ, находящийся в единении с епископами других Поместных Церквей. «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как, где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь»11. Здесь «народ», находящийся с ним в согласии, как отмечает и архиеп. Василий (Кривошеин) в своем произведении «Кафоличность и структуры Церкви. Некоторые мысли в связи с вступительным докладом проф. С.С. Верховского»12, понимается как Поместная Церковь. Наиболее полным выявлением кафолической Церкви в Поместной Церкви является соборное участие церковной полноты Поместной Церкви в жизни своей Церкви в соединении со Христом через подчинение епископу и преодоление своей природы во Христе.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: учебное пособие. Москва, 2014. 622 с.

2. Малков Ю.П. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви: курс лекций. Москва, 2011. 352 с.

3. Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к филадельфийцам [Электронный ресурс] // Азбука.ру [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/#0_5.

4. Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Послание к смирнянам [Электронный ресурс] // Азбука.ру [Сайт]. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-smirnjanam/#0_8.

5. Василий (Кривошеин), архиеп. Кафоличность и структуры Церкви. Некоторые мысли в связи с вступительным докладом проф. С. С. Верховского [Электронный ресурс] // Азбука.ру [Сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/kafolichnost-i-struktury-tserkvi-nekotorye-mysli-v-svjazi-s-vstupitelnym-dokladom-prof-s-s-verhovskogo/.

REFERENCES

1. Davy'denkov O., prot. Dogmaticheskoe bogoslovie: uchebnoe posobie. Moskva, 2014. 622 s.

2. Malkov Yu.P. Vvedenie v Liturgicheskoe Predanie. Tainstva Pravoslavnoj Cerkvi: kurs lekcij. Moskva, 2011. 352 s.

3. Sshhmch. Ignatij Bogonosecz, episkop Antioxijskij. Poslanie k filadelfijczam [E'lektronny'j resurs] // Azbuka.ru [Sajt]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-filadelfijtsam/#0_5.

4. Sshhmch. Ignatij Bogonosecz, episkop Antioxijskij. Poslanie k smirnyanam [E'lektronny'j resurs] // Azbuka.ru [Sajt]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-smirnjanam/#0_8.

5. Vasilij (Krivoshein), arxiep. Kafolichnost" i struktury" Cerkvi. Nekotory'e my'sli v svyazi s vstupitePny'm dokladom prof. S. S. Verxovskogo [E'lektronny'j resurs] // Azbuka.ru [Sajt]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Vasilij_Krivoshein/kafolichnost-i-struktury-tserkvi-nekotorye-mysli-v-svjazi-s-vstupitelnym-dokladom-prof-s-s-verhovskogo

11 сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. послание к смирнянам [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-smirnjanam/#0_8.

12 Василий (Кривошеин), архиеп. Кафоличность и структуры Церкви. Некоторые мысли в связи с вступительным докладом проф. с. с. Верховского [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/kafolichnost-i-struktury-tserkvi-nekotorye-mysli-v-svjazi-s-vstupitelnym-dokladom-prof-s-s-verhovskogo/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.