Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО О ЦЕРКВИ И ЕЕ ТАИНСТВАХ'

УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО О ЦЕРКВИ И ЕЕ ТАИНСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ / УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ / УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агеев Иван Викторович

В работе рассматривается учение святителя Кирилла Иерусалимского о Церкви и таинствах Церкви. Статья базируется на трудах святителя, его «Поучениях огласительных и тайноводственных». Реконструируется и осмысляется его богословский вклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО О ЦЕРКВИ И ЕЕ ТАИНСТВАХ»

Агеев Иван Викторович

I Студент з курса Новосибирской православной духовной семинарии

УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО

0 ЦЕРКВИ И ЕЕ ТАИНСТВАХ

Аннотация. В работе рассматривается учение святителя Кирилла Иерусалимского о Церкви и таинствах Церкви. Статья базируется на трудах святителя, его «Поучениях огласительных и тайноводственных». Реконструируется и осмысляется его богословский вклад.

Ключевые слова: Святитель Кирилл Иерусалимский, учение о Церкви, учение о таинствах. Ageev Ivan Viktorovich

1 A 3rd-year student of Novosibirsk Orthodox Theological Seminary

THE TEACHING OF ST. CYRIL OF JERUSALEM ON THE CHURCH AND ITS SACRAMENTS

Abstract. The work examines the teaching of St. Cyril of Jerusalem about the Church and the sacraments of the Church. The article is based on the works of the saint, his "Catechetical and Secret Teachings". His theological contribution is reconstructed and comprehended.

Keywords: St. Cyril of Jerusalem, the doctrine ofthe Church, the doctrine of the Sacraments.

В данной работе речь пойдет о Церкви и ее таинствах по творениям святителя Кирилла, епископа Иерусалимского.

Особую роль в раскрытии и разъяснении богословских истин сыграли Cвв. Отцы IV века, среди которых следует особо назвать свт. Кирилла Иерусалимского. Святитель Кирилл известен нам как правящий архиерей святого града Иерусалима, ревностный пастырь и возделыватель виноградника Христова. В своих трудах он разъясняет смыслы таинств церковных и объясняет, что Церковь — тело Христово, которое пребывает здесь, на земле: именно в Церкви мы подлинно встречаемся со Христом в таинстве Евхаристии; вступить в общину верующих мы можем через таинство Крещения; в таинстве Миропомазания мы получаем печать дара Духа Святого.

Цель данной работы — в некоторой степени обобщить богословский опыт, касающийся Церкви и таинств путем решения следующих задач:

• рассмотреть житие свт. Кирилла Иерусалимского (IV век по Р.Х.) в контексте истории Древней Церкви;

• обобщить учение святителя Кирилла о Церкви и ее таинствах;

• сделать выводы о таинственной жизни Церкви.

Методология исследования включает в себя историко-критический метод и экзегетический метод толкования текста.

Святитель Кирилл родился в то время, когда закончились ужасающие гонения на Церковь императором Диоклетианом. Церковь восстанавливала свои силы для продолжения благо-вестия Евангелия Христова. Христианская Церковь прошла достаточно длинный путь: от малочисленной общины апостолов и их преемников до государственной религии, которую стали исповедовать большинство жителей Византийской империи.

Как известно, история христианской Церкви берёт свое начало в Сионской горнице. С момента схождения Духа Святого на апостолов начинается история благовестия евангельской истины всем людям. Главными проповедниками выступили апостолы — ученики Господа нашего Иисуса Христа, которым была дана благодать совершать таинства Крещения, Евхаристии и хиротонии.

В начале своего существования христианство виделось маленькой сектой внутри иудейства: все массовые восстания того времени списывались на заговор и подстрекательство христиан. В I веке пострадали практически все апостолы за исключением евангелиста Иоанна Богослова, который дожил до II века. К концу I века христианское благовестие трудами апостолов и их сподвижников территориально распространилось очень широко, но самих христиан было не так много. Даже ко времени Константина Великого они составляли не больше ю% всего населения Римской империи: христианство продолжало оставаться «малым стадом», гонимым меньшинством. Те отрывочные сведения, которые дошли к нам от ранней Церкви, прежде всего, говорят о Крещении и Евхаристии. Как и в апостольской общине в Иерусалиме, они остаются главными таинствами.

Для того чтобы понять, что же вынудило святителя Кирилла написать свои труды, попробуем разобраться в основных событиях IV века в истории Древней христианской Церкви, которые относятся ко времени жизни угодника Божия.

В 306 году императором Римской империи становится Константин I Великий (306-337). В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. Во время войны, во сне, императору явился Сам Господь Иисус Христос и повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР (писатели конца IV в. называют эту монограмму «лабарум»), а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!» Это знамя привело Константина к победе в сражении у Мульвийского моста и обратило его к новой вере. В 313 году император издает закон о свободе вероисповедания, и христианство стало обретать статус государственной религии.

В 325 году проходит I Вселенский Собор в Никее, на котором было осуждено арианство и принят Никео-Цареградский Символ веры.

Под давлением императора Константина I масса восточного епископата подписала Никей-ский орос без достаточного внутреннего понимания и убеждения. Смирились пред волей Константина и открытые противники православной веры. Император Константин сильно разочаровался: иллюзия, что посредством Вселенского Собора он умиротворил Церковь и свою империю, не принесла желанного плода. На Западе просто не ощущали ни арианского яда, ни реальной цены никейского противоядия. Вскоре после Никейского собора умер епископ Александр Александрийский. Общим голосом народа без всяких споров в преемники ему был избран знаменитый диакон Афанасий, правая рука владыки Александра уже на I Вселенском Соборе. Будучи умным человеком, Афанасий одарен был еще и неукротимо твердой волей, не робевшей перед бедствиями: он был герой и монах-аскет. Враги Афанасия хорошо знали, что при жизни Константина трудно будет добиваться прямой отмены ни-кейской веры, а потому повели свою антиникейскую и проарианскую борьбу против защитников Никеи, «от них же первый» был епископ Афанасий.

Святитель Кирилл Иерусалимский — епископ Иерусалимской Церкви с 350 года по 386 год. Свт. Кирилл принадлежит к числу замечательнейших мужей христианской Церкви IV века.

Исторические известия о нем не очень обильны. Св. Кирилл родился в 315 году, но о месте рождения, его воспитании и способах образования его ничего достоверного не сохранилось. Его родители были людьми православными и благочестивыми. Предание сообщает, что у святителя была сестра. Ее сын, Геласий, занимал Палестинскую кафедру. В 335 году Кирилл стал диаконом, а в 346 году удостаивается сана пресвитера. Став священником, Кирилл начал выполнять свое послушание, которое на него возложил его правящий архиерей, а именно произнесение проповедей перед таинством Крещения для оглашенных. Здесь и открылся дар, которым Господь наградил своего служителя: Божественная благодать, которая «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» одарила его даром красноречия. Без какой-либо подготовки отец Кирилл произносил свои поучения.

К своему послушанию он отнесся с полной ответственностью. В 350 или 351 году, после смерти архиеп. Максима, он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. Владыка Кирилл был миролюбивым, смиренным и кротким человеком, более занятым обучением паствы, чем бесконечными богословскими спорами, которые вносили разлад в Церковь после Никейского собора. Начало епископского служения свт. Кирилла в 351 году было ознаменовано явлением на небе знамения креста Господня 7 мая, около 9 часов утра. Крест из света простирался от Голгофы до горы Елеон и на столько же в ширину. Сияние его превосходило солнечный свет и было видимо всеми в продолжение нескольких часов. Жители Иерусалима, пораженные изумлением и страхом, с женами и детьми спешили в церковь воздать славу Христу. Многие неверующие люди поспешили принять таинство Крещения. Необычайное событие явления креста описано, кроме некоторых церковных историков, и самим свт. Кириллом.

Святительское служение св. Кирилла было исполнено тревог и бедствий. Рукоположивший его митрополит Акакий был арианином и, чтобы дискредитировать владыку, начал унижать его и его кафедру. Однако владыка Кирилл всегда заботился о возвышении Иерусалимской кафедры. Акакий хотел поставить на Иерусалимскую кафедру более послушного приемника, чем Кирилл, но для этого был нужен удобный случай для созыва собора и смещения святителя с кафедры.

Вскоре в Иерусалиме начался голод, который обретал более широкие масштабы. Этим бедствием Господь укреплял веру своего верного раба и хотел прославить его. Иерусалимская кафедра и ее глава не остались в стороне: владыка открывает социальную программу помощи в бедствии, первой в ход идет казна Иерусалимской кафедры. Раздав все деньги, владыка навлекает на себя недовольство соседних епископов. Понимая, что бедствие не кончилось, святитель начал продавать лишние церковные сосуды на рынках и базарах.

Какой-то гражданин увидел на актрисе одну из тех вещей, которые он пожертвовал в Иерусалимскую церковь, узнал от нее, что она приобрела вещь у купца, а купец сообщил ему, что вещь продана ему свт. Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять св. Кирилла в растрате церковной собственности. В качестве местного митрополита Акакий собрал собор из подвластных ему епископов и заставил их объявить свт. Кирилла низложенным с кафедры.

Иерусалимский святитель принужден был покинуть и кафедру, и свой родной город. Он удалился сначала в Антиохию, а потом в Тарс. Местный епископ Силуан принял его с глубоким уважением и дал приют изгнаннику. Акакий, однако же, не успокоился на этом: он написал, что владыке Силуану не стоит держать у себя изгнанника и иметь с ним какое- либо

общение. Прочитав письмо и видев святость жизни святого Кирилла, Силуан все же оставил в гостях Иерусалимского первоиерарха.

В 359 году состоялся Селевкийский собор, на котором владыка Кирилл был восстановлен на кафедре. Владыка вновь вернулся в свой город в царствование Юлиана, преемника арианина Констанция.

Император Юлиан, язычник, приказал построить заново в Иерусалиме древний иудейский храм. Приказ был отдан для посрамления христиан перед иудеями. Свт. Кирилл же предвидел, что храму не суждено быть восстановленным. Кирилл Иерусалимский многим возвещал, что наступает такое время, когда в иудейском храме не останется камня на камне и исполнится предсказание Христа Спасителя. Слова владыки оправдалось во всей точности. «В одну ночь сильное землетрясение извергло камни древних оснований храма», причем пострадали и рядом стоявшие здания; иудеи пришли в ужас. Так христианская вера вновь восторжествовала, а Юлиан и его замысел были посрамлены.

В 367 году, в царствование императора Валента, святитель вновь был изгнан. Через 12 лет, в 379 году, владыка вновь вернулся на кафедру, но пробыл на ней всего 7 лет. В 381 году свт. Кирилл вместе с другими защитниками православной веры заседал на Втором Вселенском соборе в Константинополе. Иерусалимская Церковь была названа «матерью всех церквей». После Вселенского Собора владыка прожил недолго. Он скончался 18 марта 386 года, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке.

В конце II и в III веке подготовка к Крещению приобретает более определенный характер. Готовящемуся приступить к таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были выходить из храма. Желающие принять христианское крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах. Крещение совершалось в Великую Субботу. Современное пасхальное богослужение содержит в себе элемент, сохранившийся с тех времен: наш ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи. Последование таинства в описываемый период уже включало в себя упоминание о сочетании Христу (ставшее позже частью таинства) и чтение Никео-Цареградского Символа веры. Начиная с конца II века, епископы посвящали на особое служение в Церкви так называемых экзорцистов. Посвященные на это служение читали заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения таинства Крещения в Греческой Церкви также упоминается со II-III веков.

В IV-V веках приступающие ко Крещению исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин свидетельствует, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же утвердился обычай крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими таинства. Но в то же время 124-е правило Карфагенского собора (419 г.) анафематствует тех, кто отвергает необходимость Крещения младенцев, в котором последние освобождаются от первородного греха. Со времени Кон-

стантина Великого совершение таинства Крещения из естественных водоемов переместилось в баптистерии (специально устраиваемые при храмах бассейны). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело крещаемого елеем и облекал его в белые одежды — символ чистоты и праведности, полученные им в таинстве. На крещенного надевали нательный крест. После Крещения новопросвещенного причащали Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление. В IV веке таинство Крещения и Миропомазания распространяются несмотря на запреты их совершения над людьми, которые желают их принять. В таинстве Крещения появляются молитвы, которые дошли до нас и доныне и теперь входят в состав чинопоследования. Великое дело — предстоящее крещение, оно — искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, обновление души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование усыновления.

О практике оглашения в Иерусалимской Церкви известная паломница Этерия (Эгерия) пишет вот что: оглашаемые делились на 2 разряда — тех, кто еще не определился со временем крещения, и тех, кто уже решился креститься на ближайшую Пасху. Последние записывали свои имена за 8 недель до Пасхи, и, испытав свидетельства о них, епископ включал их в число просвещаемых. Затем на протяжении 40 дней поста над просвещаемыми ежедневно произносились экзорцизмы. По прошествии определенного времени просвещаемые «получали Символ веры». Собственно, чин Крещения во времена Кирилла описан в «Тайно-водственных поучениях» — причем независимо от решения вопроса об их авторстве, поскольку, даже если они принадлежат не Кириллу, а его преемнику, описанная в них практика представляет аутентичную картину иерусалимского чина последней трети IV в. Крещению предшествовал чин отречения от сатаны, совершавшийся в преддверии храма. i-е тай-новодственное поучение Кирилла практически полностью посвящено объяснению этого чина. Затем, после перехода во «внутренний притвор», крещаемые снимали с себя одежду и помазывались специальным елеем, «елеем экзорцизма», после чего их вели к крещаль-ной купели, где после исповедания веры — «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (скорее всего, это исповедание нельзя отождествлять с той проверкой знания Символа веры, о которой говорит Этерия) — они «погружались троекратно в воду, и вновь из воды появлялись». За крещением следовало помазание св. миром, которое Кирилл называет «елеем радости». Описанный иерусалимский порядок крещения, обладая сходством с константинопольским, принятым в настоящее время повсюду в Православной Церкви, имеет с ним достаточно существенные различия: в последнем «елеем радования» считается предкре-щальный елей, а исповедание веры происходит не между помазанием и погружением в воду, а до освящения воды. Крещение и миропомазание увенчивала евхаристическая литургия.

В III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью.

Евхаристическая молитва в раннехристианский период всегда завершалась так называемой эпиклезой — молитвой призывания Духа Святого на предложенные Дары. Впоследствии эта молитва сохранилась лишь в Восточной Церкви. В конце средних веков по этому поводу возникла полемика с латинской Церковью, носившая чисто схоластический характер. Западные богословы утверждали, что преложение свв. Даров осуществляется «установи-тельными словами», то есть словами, произнесенными Господом во время Тайной Вечери: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов... Пиите от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, еже за вы изливаемая во оставление грехов».

Введение в употребление лжицы в VII веке было вызвано соображениями предосторожности. Церковь посещали огромные толпы людей, в большинстве своем невежественных и страдающих предрассудками. Это давало серьезные основания опасаться, что освященные Дары могут стать объектами злоупотребления или небрежности. Необходимо было каким-то образом защитить таинства от использования не по назначению, поэтому обычай получения Причастия в руки был упразднен. Нужно заметить, что духовенство по сей день принимает Причастие в руки и отдельно от мирян.

Святителю Кириллу Иерусалимскому общепризнанно принадлежат следующие труды:

• 18 огласительных слов («Поучения огласительные»);

• 5 тайноводственных слов («Тайноводственные поучения»). Также руке святителя приписываются:

• «Беседа о расслабленном при купели» (345 год);

• «Послание к царю Констанцию о явившемся на небесах знамении креста»;

• Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя.

В труде «Поучения огласительные» святитель дает толкование на Символ православной веры. «Тайноводственные поучения» святителя Кирилла истолковывают обряды совершения и смысл таинств Крещения, Миропомазания, Елеосвящения, Евхаристии и проч. Обладавшие огромной популярностью, «Огласительные поучения» святителя Кирилла были переведены на все основные языки христианского Востока, включая сирийский, армянский, грузинский, коптский, арабский.

Как пишет в своей работе протоиерей Василий Мезенцев, главными творениям Св. Кирилла являются «Катехизические беседы», которые состоят из 1-ого предогласительного слова, 18-ти огласительных и 5-ти тайноводственных. Они впервые были произнесены в 348 году в Иерусалимском храме Воскресения для готовившихся принять крещение в пасхальный праздник. Каждое слово предварялось чтением мест Священного Писания, выбранных в соответствии с содержанием слова.

По мысли Н. Сагарды, в основу огласительных слов положен древний символ Иерусалимской Церкви; но в истолковании его сообразно с целью ознакомить просвещаемых прежде всего с тем, что им предстоит пережить и принять при самом вступлении в Церковь, — члены о покаянии и крещении раскрываются прежде других членов Символа веры. Никейский Символ веры был новым и неизвестным документом, для понимания которого нужно было уяснить его смысл и толкование. В труде «Поучения огласительные» святитель и делает попытку написать такое толкование. Таким образом, содержание огласительных и тайноводственных слов св. Кирилла в следующем кратком пересказе представляется так: предо-гласительное слово разъясняет готовящимся ко крещению превосходство нового состояния человека после крещения и соединенные с ним обязанности и указывает, как они должны проводить время до крещения, подготавливаясь к достойному принятию его.

I слово: призыв ко крещению. Крещение для тех, кто истинно поверил в Господа и признал его своим Спасителем.

II слово: необходимость покаяния в грехах. Покаяние способно настроить человека на борьбу против греха и диавола. Для того чтобы человек мог вести эту борьбу, ему нужно средство. Что же это за средство?

III слово: крещение — это средство, благодаря которому человек способен вести борьбу с грехом.

IV слово: начинается объяснение Символа православной веры.

V слово: святитель Кирилл объясняет смысл слова «верую». Владыка советует оглашенным заучить Символ веры.

VI слово: владыка рассказывает о единстве Бога. Эта речь направлена готовящимся ко крещению для того, чтобы они могли различить, где истина, а где ересь.

VII слово: объясняется, что Бог Отец — Родитель Иисуса Христа.

VIII слово: изъясняет термин «Вседержитель», опровергает язычников, иудеев и тех из еретиков, которые признавали два начала в мире и считали всякое богатство собственностью диавола, и раскрывает учение о Божественном Промысле, власти и господстве, распространяющихся на всё в мире.

IX слово: учение о Боге как о Творце и Устроителе всего видимого и невидимого мира. X, XI слова: излагается II член Символа веры

XII слово: защищается истинность воплощения против заблуждений иудеев и еретиков; излагаются причины воплощения Сына Божия и изображаются обстоятельства его, предсказанные пророками, место, время и другие подробности рождения, особенно факт рождения от Девы.

XIII слово: искупительный подвиг Спасителя нашего на Кресте. Святитель говорит, что страдания Господа на Кресте суть исполнение ветхозаветных пророчеств.

XIV слово: Воскресение Иисуса Христа, Вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца.

XV Слово: о Втором Его Пришествии, предшествующих и сопровождающих его знамениях, описывается всемирный Суд и утверждается вечность Царства Христова.

XVI, XVII слова: содержат изложение учения о Святом Духе, Его Божестве и благодатной деятельности в мире.

XVIII слово: защищается воскресение тела против учения язычников, самарян и еретиков и описываются свойства воскресших тел. Затем святитель говорит о Церкви, ее основании, ее признаках, ее имени и достоинстве и, наконец, о вечной жизни, которая предлагается в Церкви всем познавшим истину и живущим праведно, и о многоразличных путях к наследованию этой жизни, дарованных в Церкви людям от Бога по Его бесконечной благости.

В пяти тайноводственных словах новопросвещенным объясняются три таинства, которых они перед этим удостоились: Крещение, Миропомазание и Причащение.

В первом слове св. Кирилл раскрывает символическое значение тех обрядов, которые предшествуют крещению и совершались в преддверии баптистерия, именно — отрицания сатаны и всех дел его, гордыни и служения диаволу и сочетания со Христом через краткое исповедание веры во Св. Троицу и в Крещение.

Второе слово объясняет таинственное значение и благодатную силу действий, совершаемых уже при самом крещении: отложения одежды, помазания освященным елеем, нового исповедания веры и троекратного погружения.

В третьем тайноводстве проповедник говорит о миропомазании, совершавшемся непосредственно после крещения, указывает начало его в сошествии Св. Духа на Иисуса Христа при крещении, объясняет его внутреннее значение, внешний образ совершения и прообразы в Ветхом Завете.

Два последние тайноводственных слова объясняют таинство Евхаристии. Четвертое слово говорит о сущности этого таинства, его элементах и таинственном действии, указывает его ветхозаветные прообразы. Главная цель этого слова — утвердить слушателей в том, что хлеб и вино в Евхаристии истинно прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, хотя вид хлеба и вина и остается.

В пятом слове излагается с необходимыми объяснениями порядок совершения литургии верных: умовение рук священнослужителем, целование мира, «горе имеим сердца», молитва благодарения и освящения Даров, поминовение живых и умерших, молитва Господня (с объяснением каждого ее прошения), «Святая святым», причащение Тела и Крови Господней и благодарение.

Как и все греческие отцы, св. Кирилл понимает крещение как нечто большее, чем просто оставление грехов. Уничтожив власть смерти своей смертью и Воскресением, Христос вывел человечество из плена смерти, незаконно захватившей власть над человеческой природой. Приобщаясь через крещение страданиям Христа, мы приобщаемся этой победе: «Никто да не думает, что крещение есть благодать оставления только грехов, ... как Иоан-ново крещение давало только отпущение грехов. Напротив, мы точно знаем, что оно как служит очищением грехов и сообщает дар Св. Духа. Так бывает и верным изображением Христовых страданий. Посему то и Павел, недавно взывая, сказал; "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть..." (Римл.116:3,4)... Посему да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в воображении, и мы делаемся причастниками Его страданий... Во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом, и погребение было истинное... Но в нас смерти и страданий одно подобие, спасение же не подобие, а самая действительность. Крещаемый во имя Христа погружается вместе с Ним в Иорданские воды, получает власть над грехом и сподобляется сошествия Святого Духа» [о]. Эту мысль мы находим у свт. Кирилла Иерусалимского, наставлявшего оглашаемых: «Крещение прославлено для тебя Самим Единородным Сыном Божиим. <...> Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов, (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, дабы крещаю-щимся даровать Божественную благодать и славу. По словам Иова, в водах был дракон, могший поглотить Иордан. Итак, поелику надлежало сокрушить главы дракона, Он, нис-шедши в воды, связал сильного, дабы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов. Притекла жизнь, дабы наконец прекратилось действие смерти; дабы все мы, быв спасены, могли сказать: "Смерть! где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (1Кор.15:55). Крещением притупляется жало смерти» [о].

В «Тайноводственных поучениях» крещальное водоосвящение не упоминается, но в «Огласительных поучениях» Кирилл говорит о нем в следующих выражениях: «Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, делается святой». Свт. Кирилл подчеркивает и особую святость крещального мира: «Святое миро сие, по призывании Святого Духа, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия божества Его соделавшееся действенным».

Как указывает прот. Иоанн Мейендорф, св. Кирилл, размышляя о смысле таинства Миропомазания, устанавливает связь между «помазать» и «христианин». Быть христианином означает быть помазанником, означает приобщение к помазанию ветхозаветных царей, священников и, наконец, самого Христа: «Во Христа крестившись и во Христа облекшись, со-

делались вы сообразными Сыну Божию. Потому что Бог, предопределивший нас в усыновление, соделал нас сообразными славному телу Христа. Посему, став причастниками Христовыми, справедливо называетесь помазанниками... Помазанниками же соделались вы, приняв изображающее Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов, Как Христос, омывшись в реке Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого (потому что подобное почивает на подобном), так подобно и вам, исшедшим из купели священных вод, дано миропомазание, изображающее собою то же самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой... Ибо Христос не от человека и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым... И как Христос действительно был распят, и погребен, и воскрес, а вы сподобились в крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так и в рассуждении миропомазания: Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, который именуется елеем радости, потому что есть причина духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром. В замечательном описании евхаристии Кирилл говорит, что для преложения св. Даров существенно призывание Св. Духа: Потом ... умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие дары, да сотворит Он хлеб телом Христовым, а вино кровию Христовой. Ибо без сомнения, чего коснется Св. Дух, то освящается и прелагается» [0].

Поводом для написания толкования таинства Евхаристии послужили случаи грубого своевольного искажения некоторыми епископами и священниками литургических текстов и уклонения в различные ереси после дарования христианам в 313 году свободы вероисповедания. Святитель Кирилл, как известно, был предстоятелем Иерусалимской Церкви и, пользуясь авторитетом Иерусалимской кафедры, в письменной форме писал верным чадам Христовой Церкви объяснения о таинстве Причащения, чтобы те не впадали в ереси, которые создавали епископы, не понимавшие истинного значения и смысла таинства для верных. Приведенный ниже текст из св. Кирилла часто цитировался как доказательство того, что в ранней Церкви преложение св. Даров связывалось с призыванием Духа Святого. Такое призывание есть и в нашей литургии. Вся евхаристическая молитва, начиная со слов «Благодарим Господа...», имеет троичный характер: она адресована Отцу через Христа в Духе Святом и составляет единое целое. Нельзя сказать, что преложение св. Даров совершается в какой-то определенный момент этой молитвы. Оно достигается молитвой всей Церкви к св. Троице и без призывания Св. Духа (причем не только на хлеб и вино, но на всю Церковь) эта молитва становится неполной, теряет свой троичный характер. И сам св. Кирилл в другой своей проповеди утверждает то же самое: «Хлеб и вино евхаристии до святого призывания ... Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания хлеб делается телом Христовым, а вино кровию Христовой» [0]. В сочинениях св. Кирилла содержится также важный комментарий на молитву Господню. Особенно интересно его толкование прошения о хлебе насущном: «Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлеб есть насущный, то есть имеющий действие на сущность души. Сей хлеб не во чрево вмещается и потом выходит из него, но сообщается всему твоему составу, к пользе души и тела. А слово "днесь" употреблено вместо "ежедневно", как и Павел сказал: «.заставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне"» (Евр. 3,13)» [0].

«Насущный» по-гречески I1тойоюу, то есть буквально «надсущный» или «сверхсущный». Св. Кирилл считает, что этот хлеб, «.имеющий действие на сущность души», есть не что иное, как Евхаристия. Здесь же мы узнаем, что во времена Кирилла люди принимали причастие не из лжицы (ложечки), но прямо в руки: «Посему, приступая, не с разжатыми дланями рук, не с распростертыми перстами подходи, но левую соделав престолом для пра-

вой... и согнув длань, прими тело Христово и скажи при сем: аминь. Потом, с осторожно-стию освятив очи прикосновением святого тела, приобщись, внимательно наблюдая, чтобы от него не утратить чего-либо. Ибо, если утратишь что, лишишься как бы собственного своего члена... После того, как приобщишься тела Христова, приступи и к чаше с кровию не с распростертыми руками, но в согбенном положении с поклонением и чествованием, говоря: аминь, освятись, причащаясь и крови Христовой. И пока еще на губах твоих остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие орудия чувств. Потом, дождавшись молитвы, благодари Бога, который сподобил тебя толикихтайн» [о].

Учение святителя Кирилла Иерусалимского о Церкви, содержащееся в его писаниях, сохраняет непреходящую важность. «Церковь, - учил святитель Кирилл, - называется соборной (кафолической), потому что она в целой вселенной от пределов земли до пределов ее и по тому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников и подначальных, ученых и неученых, наконец потому, что, как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершенные душою и телом; так в ней же приобретается все именуемое добродетелью какого бы то ни было рода — ив делах, и в словах, и во всяком духовном даровании» [о].

Действие Святого Духа в Церкви св. Кирилл связывает с разнообразием людей, ей принадлежащих, и с великим множеством даров Духа, распределенных между ними: «Велик, все-мощен и чуден в дарованиях Дух Святый. Сочти, сколько вас теперь, какое здесь число душ. Каждому на пользу действует Он, и, пребывая посреди нас, видит нрав каждого, видит и помысел и совет, и что говорим, и что думаем. Велико подлинно сказанное нами, но и сего еще мало. Ибо вникни ты, чей ум просвещен уже Духом, сколько христиан во всей этой пастве, сколько их во всей Палестине, и от сей области прострись мыслью ко всему Римскому царству, а от него обрати взор на целый мир, на племена персов, на индийские народы, на готов, на сарматов, галлов, испанцев, мавров, ливиян, эфиопов и на прочие неизвестные нам и по имени племена, потому что многие из них остаются у нас без наименования. И у каждого народа обрати внимание на епископов, на пресвитеров, на диаконов, на монашествующих, на дев и на прочих мирян. И представь себе великого Снабдителя дарований, который в целом мире дает кому чистоту, кому всегдашнее девство, кому милосердие, кому нестяжательность, кому силу изгонять сопротивных духов. Как свет одним своим лучом все озаряет, так и Святой Дух просвещает имеющих очи. Ибо если кто, слепотствуя, не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в том не Духа, но свое неверие» [о].

В этом отрывке св. Кирилл явно указывает на схождение Духа в Пятидесятницу. Дух Святой всегда приходит лично к каждому из нас. В присутствии Святого Духа сборище людей, толпа превращается в осмысленное собрание — Церковь. Различие дарований служит не к разделению, но к единству. Быть разными — великое благо, и Церковь освящает и воссоединяет людей и народы во всем их разнообразии.

Значение трудов святителя в православном богослужении велико. Последования различных богослужений во времена епископства владыки Кирилла зафиксировала в своих заметках Этерия. По ее словам, «.приятнее всего и наиболее примечательно здесь то, что всегда как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, читаются так, что всегда оказываются приспособленными и подходящими ко дню, который празднуется, и к месту, где совершается служба». Также Этерия отмечает, что епископ Кирилл ввел в своей епархии систему богослужебных чтений, которые тщательно выбирались под праздник, который будет отмечаться. В ночь на Страстную Пятницу, пишет Этерия, народ,

клир во главе с епископом обходили места, которые связаны с последними днями из жизни нашего Спасителя.

Оказавшись одним из первых епископов Иерусалимской Церкви после возрождения города в IV в. и фактически основателем ее обновленной литургической традиции, святитель Кирилл первоначально стал почитаться святым именно в этом контексте. Из жития видно, что святитель показал себя ревностным пастырем, который душу свою положил за овец своих, как и заповедал нам Христос в Евангелии. Владыка мудро противостоял арианской ереси. За правду и стремление спасти людей вверенного ему престольного града Иерусалима от голода, владыка Кирилл неоднократно изгонялся из города и лишался своей кафедры. Но Господь прославил своего верного служителя даром красноречия. Из уст святителя вышли известные труды, которые могут использовать современные священнослужители при подготовке к огласительным беседам к святому таинству Крещения.

Важно сказать, что катехизические беседы были произнесены святителем без какой-либо подготовки и записаны одним из его слушателей. Достоинство этих бесед заключается в том, что они емкие, краткие, написаны на простом языке. Из текста видно, что святитель произносил их с большой отеческой любовью, порой с пренебрежением структурой, но за этим скрывается великое искусство педагога и архипастырская любовь к своей пастве. Подчас трудные догматические истины, на которых нередко спотыкались иные иерархи Церкви, преподносятся просто, без лишнего мудрования и сложности. Этим святитель хотел донести до своего слушателя, да и до нас, простоту, открытость и глубину православной веры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Москва: Благовест, 2010. 349, [i] с. Цит. по: Святитель Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/tajnovodstvennye-pouchenija/ (05.0i.2022).

2. Мезенцев В., прот. Патрология [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/patrologija/2_2_3 (05.0i.2022).

3. Лекции по патрологии, I-IV века : пособие по курсу патрологии для духов. учеб. заведений Рус. Православ. Церкви / Н. И. Сагарда. - М.: Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2004. — XLIV, 752 с. Цит по: Николай Иванович Сагарда. Лекции по патрологии I-IV века [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/lektsii-po-patrologii-i-4-veka/ (05.0i.2022).

4. Лебедев А.П., проф. Краткие сведения о св. Кирилле архиепископе Иерусалимском // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа !ерусалимскаго. — Издание второе. Сергиев Посад: 2=я типография А.И. Снегиревой. Цит. по: А.П. Лебедев, проф. Краткие сведения о св. Кирилле архиепископе Иерусалимском века [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebedev/kratkie-svedenija-o-sv-kirille-arhiepiskope-ierusalimskom/ (05.0i.2022).

5. Введение в святоотеческое богословие: конспекты лекций / Иоанн Мейендорф. Минск: «Лучи Софии», 2007. 384 с. Цит по: протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие [Электронный ресурс] // Азбука.ру [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/i0 (05.0i.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.