Научная статья на тему 'ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерещенко Ю.В., Борисова И.В., Зюзя А.А.

В статье представлены результаты исследования психологических отношений к личности с нарушением психического здоровья (НПЗ). Выборку составили обучающиеся по педагогическим специальностям университета студенты в возрасте 18-19 лет. Параметры опроса были сформированы на основании теоретического анализа. При обработке результатов был применён статистический пакет SPSS. На основании кластерного анализа выделены типы психологических отношений: «помощь других», «помощь семьи», «помощь «я»», которые демонстрируют особенности развития профессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ерещенко Ю.В., Борисова И.В., Зюзя А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL ATTITUDES TO THE PERSONALITY OF A TEENAGER WITH A MENTAL HEALTH DISORDER

The article presents the results of a study of psychological attitudes towards a person with a mental health disorder. The sample was made up of students studying in pedagogical specialties of the university aged 18-19 years. The survey parameters were formed based on theoretical analysis. When processing the results, the SPSS statistical package was used. Based on the cluster analysis, the types of psychological relationships are identified: "help of others", "help of family", "help of "I"", which demonstrate the features of the development of professional competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

опыт воспитания приемных детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совладающее поведение родителей является ключевым фактором успешной адаптации ребенка в замещающей семье. Влияние факторов, таких как поддержка со стороны окружающих, личностные и типологические особенности родителей, эмоциональный интеллект и способность к эмпатии, могут способствовать развитию навыков совладающего поведения.

Методы поддержки и помощи, такие как тренинги, психологическая профилактика и просвещение, могут помочь родителям в этом процессе. Работа с замещающими семьями требует от специалистов особого внимания к проблематике способов совладания со стрессовыми ситуациями, которые непременно возникают в данного типа семьях. В этом случае необходимо отталкиваться от методологических постулатов зарубежных и отечественных ученых, в частности, от теоретических воззрений Р. Лазаруса и С. Фолкман.

Совладающее поведение замещающих родителей залог не только успешной адаптации приёмного ребёнка, но и его дальней социализации, поэтому необходимы дальнейшие теоретические и эмпирические исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска / Т.В. Корнилова . - Москва : Нестор-История, 2016. - 334 с.

2. Либина А.В. Совладающий интеллект / А.В. Либина. - Москва : Эксмо, 2008. - 400 с.

3. Малиновская Е.Л. Совладающее поведение как предмет исследования психологии личности / Е.Л. Малиновская // Вестник университета Российской академии образования. - 2016. - № 2. - С.134-138

4. Трущенко М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М.Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика : материалы Междунар. науч. конф. - Москва : Буки-Веди, 2012. - С. 13-16.

5. Щербина С.М. Отношение приемной матери к ребенку в профессиональной замещающей среде : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Щербина Сусанна Музекировна. - Краснодар, 2017. - 29 с.

REFERENCES

1. Komilova, T.V. (2016), Intellectual and personal potential of a person in conditions of uncertainty and risk, Nestor-Istoriya, Moscow.

2. Libina, A.V. (2008), Coping intelligence, Eksmo, Moscow.

3. Malinovskaya, E.L. (2016), "Coping behavior as a subject of personality psychology research", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No. 2, pp. 134-138.

4. Trushchenko, M.N. (2012), "The problem of coping behavior in psychological literature", Psychological sciences: theory and practice, materials of the International Scientific Conference, Moscow, pp. 13-16.

5. Shcherbina, S.M. (2017), The attitude of the foster mother to the child in professional substitute environment, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: tanja.panteleimonova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2023

УДК 159.9.072

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Юлия Владимировна Ерещенко, кандидат психологических наук, доцент, Ирина Вадимовна Борисова, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя,

кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования психологических отношений к личности с нарушением психического здоровья (НПЗ). Выборку составили обучающиеся по педагогическим специальностям университета студенты в возрасте 18-19 лет. Параметры опроса были сформированы на основании теоретического анализа. При обработке результатов был применён статистический пакет SPSS. На основании кластерного анализа выделены типы психологических отношений: «помощь других», «помощь семьи», «помощь «я»», которые демонстрируют особенности развития профессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: психологические отношения, нарушение психического здоровья, личность подростка, социализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p513-518

EXPERIENCE IN THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL ATTITUDES TO THE PERSONALITY OF A TEENAGER WITH A MENTAL HEALTH DISORDER

Yulia Vladimirovna Ereshchenko, candidate of psychological sciences, docent, Irina Va-dimovna Borisova candidate of psychological sciences, docent, Anna Alekseevna Zyuzya, candidate of pedagogical sciences, docent, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University

Abstract

The article presents the results of a study of psychological attitudes towards a person with a mental health disorder. The sample was made up of students studying in pedagogical specialties of the university aged 18-19 years. The survey parameters were formed based on theoretical analysis. When processing the results, the SPSS statistical package was used. Based on the cluster analysis, the types of psychological relationships are identified: "help of others", "help of family", "help of "I"", which demonstrate the features of the development of professional competencies of future teachers.

Keywords: psychological relationships, mental health disorders, adolescent personality, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

В.Н. Мясищев относит психологические отношения к системе временных связей человека как личности - субъекта со всей действительностью или с её отдельными сторонами [6]. Нарушение психического здоровья создаёт трудности в переживании уверенности и благополучия в жизненных ситуациях, ведёт к нарушению продуктивной трудовой деятельности, делает затруднённым социальное взаимодействие. Психологические отношения к личности с нарушением психического здоровья особенно актуальны среди обучающихся по педагогическим специальностям студентов, профессиональной компетентностью которых является формирование «нормативно-благоприятной» социальной среды в образовательных организациях [3, 4].

Целью исследования выступило изучение психологических отношений обучающихся по педагогическим специальностям университета студентов в возрасте 18-20 лет к личности подростка с НПЗ. Методом исследования послужил опрос, построенный на оценке (с применением десятибалльной шкалы) психологических отношений к личности подростка с НПЗ. Студентов попросили выразить своё отношение к личности с НПЗ, используя предложенные параметры. Параметры вычленены в теоретическом анализе научных источников [1-6]. Выборка обучающихся студентов в возрасте 18-20 лет составила 157 человек. Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с использованием следующих методов: описательная статистика, корреляционный, факторный, кластерный анализ. При обработке данных был применён статистический пакет SPSS

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА СТАТЬИ

Обработка результатов исследования психологических отношений к личности подростка с НПЗ позволила определить следующие группы факторов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Факторное выражение психологических отношений к личности подростка с

НПЗ

Параметры Группа студентов

1 2 3

Благодушное отношение 067 -276 431

Общение и взаимодействие друг с другом 615 143 358

Жить в семье 165 812 -935

Подготовка и обучение кадров 865 137 371

Общение в широком социальном окружении 385 384 685

Жить в пансионате 112 581 135

Место проживания закрытого типа 412 265 033

Получать помощь общественных организаций 049 613 142

Место проживания открытого типа 138 -047 756

Получать личную (адресную) помощь -017 461 096

Стремление дистанцироваться 714 177 236

Обучение навыкам саморегуляции 039 184 738

Жить под опекой 438 311 -026

Наблюдение в диспансере -274 591 376

Обучение трудовым навыкам 372 165 492

Примечание: нули и запятые опущены. Жирным шрифтом обозначены значимые факторные коэффициенты.

Содержанием первого фактора выступили следующие психологические отношения: «общение и взаимодействие друг с другом», «подготовка и обучение кадров», «место проживания закрытого типа», «стремление дистанцироваться», «жить под опекой». Фактор получил название «внешнее делегирование».

К содержанию второго фактора были отнесены отношения: «жить в семьях», «жить в пансионате», «получать помощь общественных организаций», «получать личную (адресную) помощь», «наблюдение в диспансере». Фактор был назван «семейное делегирование».

Третий фактор включил в себя следующие параметры: «благодушное отношение», «общение в широком социальном окружении», «место проживания открытого типа», «обучение навыкам саморегуляции», «обучение трудовым навыкам». Фактор был назван «я -делегирование».

Результаты проведённого анализа не выявили гендерных различий, что может свидетельствовать о сходстве позиций между юношами и девушками сравниваемых возрастных групп.

По итогам математической обработки данных были определены некоторые одинаковые выборы, демонстрирующие сходство психологических отношений, а именно: «получать денежную поддержку со стороны государства» и «получать лекарственное обеспечение со стороны государства».

С целью выделения типов психологических отношений среди студентов был проведён кластерный анализ. Проведённый анализ выявил наличие трех кластеров. Первый кластер был назван «помощь других», второй - «помощь семьи», третий - «помощь «я»».

Для сравнения кластеров между собой был применён Ь критерий Стьюдента. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Данные, полученные в исследовании, выявили особенности психологических отношений студентов к личности подростка с НПЗ.

Психологические отношения «помощь других» студентов первой группы выражены высокими оценками параметров «место проживания закрытого типа», «стремление дистанцироваться» и низкими «жить под опекой», «общение и взаимодействие друг с

другом». Результаты свидетельствуют о стремлении делегировать решение проблем социализации личности подростка с НПЗ закрытым профильным учреждениям. На эту же особенность психологических отношений студентов указывают низкие оценки по параметрам «место проживания открытого типа, «обучение навыкам саморегуляции», «обучение трудовым навыкам».

Таблице 2 - Статистически значимые различия психологических отношений между группами студентов_

Помощь других Помощь семьи Помощь «я»

Параметры I кластер II кластер III кластер

Группа студентов

Общение и взаимодействие друг с другом Н С В

Подготовка и обучение кадров С В Н

Место проживания закрытого типа В С Н

Стремление дистанцироваться В С Н

Жить под опекой Н В С

Внешнее делегирование Полное Осторожное Излишнее

Жить в семьях Н В С

Жить в пансионате Н С В

Получать помощь общественных организаций С В Н

Получать личную (адресную) помощь С В Н

Наблюдение в диспансере Н В С

Семейное делегирование Безразличие Принятие Эмансипация

Благодушное отношение Н С В

Общение в широком социальном окружении С Н В

Место проживания открытого типа Н С В

Обучение навыкам саморегуляции Н В С

Обучение трудовым навыкам Н С В

Я делегирование Недоверие Сомнение Интеграция

Примечание: буквами В, С, Н обозначены уровни (оценки) выраженности параметров психологических отно-

шений. Между высокими и низкими уровнями наблюдаются статистически значимые различия.

Параметр «подготовка и обучение кадров» набрал средние оценки. Несмотря на то, что личности с НПЗ придаются особые черты, увеличения ресурсов медицинских психиатрических учреждений, по -видимому, не представляется необходимым выше уровня обеспечения медицинской помощью населения в целом. Такие же средние оценки наблюдаются по параметрам «получать помощь общественных организаций» и «получать личную (адресную) помощь», что также отражает общую тенденцию воспринимать материальные ресурсы помощи личности подростков с НПЗ «лишенными специфичности».

Психологические отношения, составившие содержание второго кластера, были названы «помощь семьи». Такие параметры, как «подготовка и обучение кадров», «жить под опекой», получили высокие оценки, низкие оценки были даны параметру «общение и взаимодействие подростков друг с другом», что свидетельствуют об осторожности, доверии узкому кругу лиц.

Высокие оценки параметрам «жить в семьях», «получать помощь общественных организаций», «получать личную (адресную) помощь», «наблюдение в диспансере» демонстрирую доверие к семье и профильным учреждениям. Солидарность членов семьи опосредует вовлеченность общества в решение проблем личности подростка с НПЗ. По-видимому, высокая активность семьи предполагает увеличение вероятности получения доступа к социальным ресурсам. Студенты высоко оценивают «обучение навыкам саморегуляции» и низко «общение в широком социальном окружении», что также может косвенно отражать предпочтение более узкого семейного круга общения.

Третий кластер представлен низкими значениями следующих параметров психологических отношений: «подготовка и обучение кадров», «место проживание закрытого типа», «стремление дистанцироваться», «получать помощь общественных организаций», «получать личную (адресную) помощь». Высокие оценки получили следующие

параметры: «общение и взаимодействие друг с другом», «жить в пансионате», «благодушное отношение, «общение в широком социальном окружении», «место проживания открытого типа», «обучение трудовым навыкам. В описываемой группе студентов профильные закрытые лечебные учреждения (стационары) с их жестким ограничительным режимом, распорядком дня не представляется необходимым для личности подростка с НПЗ. Психологические отношения отражают, эмансипацию, стремление к полной интеграции без учёта специфичности проблематики подростков с НПЗ.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявленные в исследовании три типа психологических отношений включают факторы, анализ содержания которых позволяет вычленить как слабые, так и сильные стороны психологических отношений студентов к личности подростка с НПЗ.

2. Сходство психологических отношений проявились по параметрам «получать денежную поддержку со стороны государства» и «получать лекарственное обеспечение со стороны государства».

3. Наименее благоприятным типом в сфере социализации подростка с НПЗ выступает параметр «помощь других». Безразличие и недоверие, продемонстрированные студентами данной группы, отражают стремление делегировать решение проблем социализации личности подростка с НПЗ закрытым профильным учреждениям. Нежелание вступать в непосредственный контакт, завязывать дружеские отношения показывают непринятие нового опыта.

4. Тип психологических отношений, получивший название «помощь семьи» и «помощь «я»», имеют как сильные, так и слабые стороны, соответствующие формируемым компетенциям педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Психологические отношения параметра «помощь семьи» демонстрируют высокий уровень доверия к семье, общественным организациям, любым видам адресной помощи, что отражает профессиональную направленность студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Отношение к собственным возможностям «Я» социализироваться за пределами семейного и профессионального круга характеризуется сомнением.

6. Психологические отношение студентов типа «отношение «я»» отражают стремление к интеграции подростка с НПЗ в социум. Выражены отношение к внешнему делегированию как к излишнему, эмансипации как предпочтительной форме социализации. Психологические отношения студентов к личности подростка с НПЗ не учитывают специфику нарушения психического здоровья, что. по - видимому, свидетельствует о недостаточном опыте профессионального взаимодействия.

По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости информационно - просветительной работе среди студентов относительно личности подростка с НПЗ и требуют активизации профилактической работы среди населения

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.А. Воронова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.

2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 384 с.

3. Ерешенко Ю.В. Особенности ценностей старших подростков с выраженными положительными и отрицательными эмоциями в межличностных отношениях / Ю.В. Ерешенко // Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 2 (62). - С. 360-367. -URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/203 (дата обращения: 06.07.2022).

4. Ерешенко Ю.В. Опыт применения педагогической системы Леона Батиста Альберти для изучения семейных ценностей студентов педагогических специальностей / Ю.В. Ерешенко // Учёные записки ЗабГУ - 2021. - Т. 16, № 1. - С. 50-68.

5. Каннабих Ю.В. История психиатрии / Ю.В. Каннабих. - Москва : Академический проект, 2019. - 426 с.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Москва : МОДЭК, 2011. - 399

с.

REFERENCES

1. Andreeva, A.D, Vokhmyanina, T. V. and Voronova, A.A. (2000), Mental health of children and adolescents in the context of psychological service, Delovaya kniga, Ekaterinburg.

2. Ananiev, V.A. (2006), Fundamentals of health psychology. Book 1, Rech, St. Peterburg.

3. Ereshenko, Yu.V (2022), "Features of values of older adolescents with pronounced positive and negative emotions in interpersonal relationships", Electronic scientific journal of Kursk State University, Vol. 62, No. 2, pp. 360-367, available at: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/203 (date accessed: 6 July 2022).

4. Ereshenko, Yu. V (2021), "The experience of using Leon Baptiste Alberti's pedagogical system to study the family values of students of pedagogical specialties", Uchenye zapiski ZabGU, Vol. 16, No. 1, pp. 50-68.

5. Kannabikh, Yu. V. (2019), History of psychiatry, Academic project, Moscow.

6. Myasishchev, V.N. (2011), Psychology of relations, MODEK, Moscow.

Контактная информация: erho11@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2023

УДК 159.9:796.01

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Константинович Беловолов, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева; Александр Сергеевич Шилихин,

капитан полиции, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Анатольевич Иванов, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

Баскетбол - командная спортивная игра с мячом, где каждый член команды выполняет определенную роль. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором складываются определенные отношения между членами команды и непосредственно командой и тренером. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и построили правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд. А в современных условиях победы и успешность спортивной команды во многом зависят от эффективных лидеров в данной команде.

Однако, несмотря на изучение данного вопроса со стороны ученых, у практиков спорта остаются не решенные вопросы. А если учесть тот факт, что человек - это биосоциальное существо, со своим характером, амбициями, уровнем притязания и т. д., то изучение проблемы роли лидера в спорте остается актуальным и в настоящее время. Объектом исследования является спортивно-тренировочный процесс в баскетбольных командах. Предмет исследования - влияние лидера на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортивной команды и взаимоотношений в ней. Цель исследования - выявить и проанализировать роль лидера: в деятельности спортивной команды и в поддержании внутреннего равновесия, и в самой команде.

На основе проведенного эксперимента авторы пришли к выводу, что для достижения высоких результатов, эффективного руководства и предотвращения внутригрупповых конфликтов необходимо учитывать дифференциацию лидерских ролей.

Ключевые слова: лидер, лидерство в команде, действия последователей лидера, баскетбольная команда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.