Научная статья на тему 'РОЛЬ МАТЕРИ КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РОЛЬ МАТЕРИ КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
мать / роль / стабилизирующий фактор / социальная адаптация / подростки / ограниченные возможности здоровья / mother / the role of the stabilizing factor / social adaptation / adolescents / disabilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадикова Г.М.

В статье исследована роль матери как основного стабилизирующего фактора в социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что психологическое исследование специфики материнской позиции по отношению подростку с ОВЗ имеет большое практическое значение. Знание закономерностей формирования материнской позиции важно для оказания психологической помощи матери при решении ею проблем лечения, обучения, воспитания подростка с ОВЗ, управлении собственным эмоциональным состоянием, при выработке рационального отношения к своей профессиональной и семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MOTHER AS THE MAIN STABILIZING FACTOR IN THE SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS WITH DISABILITIES

The article examines the role of the mother as the main stabilizing factor in the social adaptation of teenagers with disabilities. It is established that psychological research specificity of the parent against teen with disabilities is of great practical importance. Knowledge of the regularities of formation of maternal position, it is important to provide psychological support to the mother in solving her problem treatment, training, education of teenagers with disabilities, managing their own emotional state in the development of a rational attitude to his professional and family life.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАТЕРИ КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

той непосредственной выгоде, которую из них могут извлекать компании уже сегодня.

Использованные источники

1.Бауэрсокс Д. Дж., Класс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-бизнес, 2015, 85с.

2.Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.

3.Токаревская Н.Г,. Иконников В.Ф,. Седун А.М, Максимишин Сергей. Информационные технологии и системы в логистике. Изд-во БГЭУ, 2012, 88с.

УДК 376.22

Кадикова Г.М. студент магистратуры 2 курс ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический

университет им. М. Акмуллы» факультет психологии Россия, г.Уфа Научный руководитель: Шурухина Г.А., кандидат психологических наук

доцент

РОЛЬ МАТЕРИ КАК ОСНОВНОЙ СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация: в статье исследована роль матери как основного стабилизирующего фактора в социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что психологическое исследование специфики материнской позиции по отношению подростку с ОВЗ имеет большое практическое значение. Знание закономерностей формирования материнской позиции важно для оказания психологической помощи матери при решении ею проблем лечения, обучения, воспитания подростка с ОВЗ, управлении собственным эмоциональным состоянием, при выработке рационального отношения к своей профессиональной и семейной жизни.

Ключевые слова: мать, роль, стабилизирующий фактор, социальная адаптация, подростки, ограниченные возможности здоровья.

Kadikova G.M.

THE ROLE OF THE MOTHER AS THE MAIN STABILIZING FACTOR IN THE SOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS WITH DISABILITIES Abstract: the article examines the role of the mother as the main stabilizing factor in the social adaptation of teenagers with disabilities. It is established that psychological research specificity of the parent against teen with disabilities is of great practical importance. Knowledge of the regularities of formation of

maternal position, it is important to provide psychological support to the mother in solving her problem treatment, training, education of teenagers with disabilities, managing their own emotional state in the development of a rational attitude to his professional and family life.

Key words: mother, the role of the stabilizing factor, social adaptation, adolescents, disabilities.

В первой части статьи 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается такое определение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как физического лица, который имеет нарушения в общем развитии, и данные особенности должны быть подтверждены психолого-педагогической комиссией. Определенные особенности детей с ОВЗ не позволяют им получать образование в обычных условиях, поэтому для них необходимо создавать среду, которая поможет получать знания на уровне со своими сверстниками. В современном мире каждому десятому дана какая-либо ограниченность в здоровье, которая связана либо с физическим, либо с психическим отклонением. Пятая часть людей с ограниченными возможностями здоровья - это дети, поэтому в мире каждая четвертая семья знает, что такое инвалидность не понаслышке [1]. Доминируют дети с такими врожденными заболеваниями, как глухота, ДЦП, слепота и др.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов является актуальной во всем мире. Рождение ребенка с ОВЗ травмирующий фактор для семьи, связанный: с изменением семейного уклада и мировосприятия; необходимостью решения многих специфических проблем, в том числе связанных с лечением, воспитанием и образованием ребенка; повышением физической и психологической нагрузки на семью и прежде всего на мать ребенка с ОВЗ.

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую зависит от позитивного родительского, прежде всего материнского, поведения. Поэтому исследования роли матери в социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальной научной проблемой.

Основными проблемами социальной адаптации подростков с ОВЗ являются:

- неумение оценить длительные перспективы своего поведения, причинно-следственные связи своего поведения, например, ребенок не может оценить последствий кражи красивого телефона у одноклассницы или шоколадки в супермаркете;

- неопределенное восприятие будущего, например, физически и психически здоровый подросток на вопрос о будущем уверенно ответит, что будет банкиром (даже при плохой успеваемости в школе) для ребенка с ОВЗ характерно отсутствие внятного и положительного образа будущего и его обесценивание;

- ранняя сексуализация, особенно у девочек подростков с ОВЗ связанная с внушаемостью, некрититчностью мышления, инфантильностью, незрелостью и поиском одобрения;

- алкоголизация.

Важно обратить внимание на то, то подростки с ОВЗ из-за особенностей развития личности и ограниченности социального опыта испытывают затруднение по всем направлениям успешной социализации: осознание норм общества (гласных, негласных, законодательно утвержденных или интуитивно подразумевающихся); осознание себя частью общества; принятие нормы общества как свои.

Семья, в первую очередь мать, подростка с ОВЗ это основное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Полноценное общение матери и подростка с ОВЗ способствует приобретению таких качеств: способность принимать решения; умение общаться с людьми и уважать их точку зрения.

При этом нарушения материнской позиции, связанные с психологическим неблагополучием матери, являются основным патогенетическим фактором неврозов у детей с ОВЗ. Если у ребенка с рождения имеется неустранимый физический дефект, например детский церебральный паралич (ДЦП), у матери реакция на его болезнь может выражаться в виде психогенных, главным образом депрессивных, расстройств, формирования неправильных взглядов на воспитание, выливающихся, в частности, в гиперопеку. Эти особенности воспитания с раннего возраста препятствуют социальной адаптации ребенка, являются одним из важнейших механизмов формирования личности дефицитарного типа.

Для матери важно помочь подростку с ОВЗ осознать себя частью общества, в том числе:

- минимизировать, по возможности пребывание подростка в специальных учреждениях, в которых ограничиваются или исключаются возможности общения со здоровыми людьми своего возраста, в связи с чем у детей с ОВЗ задерживается развитие определенных социальных способностей и навыков, также может сформироваться неадекватное представление об окружающих людях;

- минимизировать ощущение беспомощности, с максимальным (насколько это возможно) развитием самостоятельности ребенка и сглаживанием демонстративной помощи окружающих. Дети с ОВЗ особенно чувствительны к музыке, данный факт также можно использовать при обучении [2,3];

- дать возможность подростку почувствовать себя частью семьи и общества, быть полезным, научить его брать ответственность за старших членов семьи. Общение с собственной семьей у особых подростков омрачается тем, что члены семьи, не имеющие физических ограничений, не могут их понять полностью и могут даже тяготиться заботами о них;

- дать подростку общаться по интересам с другими подростками, посещать специализированные клубы и секции. В подобном общении подросток может встретить больше взаимопонимания, но может и выйти из зоны комфорта в плане потери своей исключительности;

- дать возможность подростку адекватно воспринимать окружающую его среду, в которой есть и хорошее и плохое и соответственно навыки принятия ситуации;

- организовать максимально эффективное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. Единство педагогического воздействия в семье и в школе, взаимное уважение педагогов и родителей, частые встречи родителей с учителями и воспитателями, посещение родителями школы, а педагогами семей. Педагоги могут посоветовать родителям, как лучше помогать детям в выполнении домашних заданий;

- создать условия для полной интеграции подростка в общество в безбарьерной среде и возможности трудиться и проявлять свои творческие и спортивные способности. При этом движение общества навстречу подросткам с ОВЗ должно быть обоюдным, т.е. должно быть и желание подростка идти навстречу обществу, уходя от деструктивного поведения.

При этом необходимо обратить внимание на то, что мать ребенка с ОВЗ чаще всего изнурена бытовыми проблемами, такими как: зарабатывание денег на обеспечение ребенка, в том числе на покупку аппаратных средств, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности; добычей льготных лекарств и медицинских услуг и сама нуждается в психологической помощи, за которой ей необходимо обратиться. У матери ребенка с ОВЗ чувство глубокой привязанности сочетается с явным или скрываемым чувством вины перед ним, которое имеет весьма сложную структуру, включая в себя и жалость к своему ребенку, и определенную неприязнь к другим детям, чувство беспомощности и неокупаемости громадных нравственных и физических усилий. Исследования личностных особенностей матерей, имеющих ребенка с ОВЗ, показало наличие внутренних конфликтов, сомнений, противоречий. Матери склонны к самокопанию и рефлексии на фоне негативного эмоционального отношения к себе, субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Матери подростков с ОВЗ ставят себе в вину рождение такого ребенка, замыкаются в себе, считают, что отношение к ним и их деятельности вызывают у окружающих людей негативизм и непонимание. Взаимодействуя с матерью, имеющей вышеприведенные психологические проблемы подросток с ОВЗ не будет прикладывать усилий, чтобы адаптироваться в обществе, которое доводит его мать до психологических срывов и может упустить массу возможностей из-за неуверенности и страхов, которые внушены ему матерью. Подросток может не принять правил такого общества и вступить с ним в борьбу, например в виртуальном пространстве. Матери рекомендуется посещать специализированные психологические группы. Отечественные специалисты придают особое значение проведению разъяснительных мероприятий для

родителей, включая в лекции сведения о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания.

Профилактические меры по отношению к формирующейся личности ребенка осуществляются посредством влияния на мать с учетом ее позиции. Кроме того, изучение динамики отношения матери к подростку с ОВЗ, особенностей восприятия его здоровья, перспектив развития и социальной адаптации - важное дополнение к клиническим наблюдениям при решении повседневных проблем медицинской этики.

В то же время влияние патологического фактора, характер реагирования в условиях психопатогенного стресса существенно опосредуются специфическими индивидуально-типологическими особенностями личности матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Авторами исследована роль матери как основного стабилизирующего фактора в социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что психологическое исследование специфики материнской позиции по отношению подростку с ОВЗ имеет большое практическое значение. Знание закономерностей формирования материнской позиции важно для оказания психологической помощи матери при решении ею проблем лечения, обучения, воспитания подростка с ОВЗ, управлении собственным эмоциональным состоянием, при выработке рационального отношения к своей профессиональной и семейной жизни.

Использованные источники:

1.Уксусова М. Ю. Толерантное отношение к детям с ОВЗ и ООП и их семьях в условиях инклюзивного образования [Текст]/ Уксусова М.Ю. // Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 32. С. 15-22.

2.Науменко Ю., Науменко О. ФГОС начального общего образования и дети с ОВЗ: образ выпускника [Текст]/ Науменко Ю., Науменко О. // Коррекционно-развивающее образование. 2014. № 1. С. 56-64.

3.Новоселова О.А. Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях ФГОС ДО [Текст]/ Новоселова О.А. // Молодой ученый. - 2016. - № 7-6 (111). - С. 162-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.