Научная статья на тему 'Опыт использования технологии интеллект-карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования'

Опыт использования технологии интеллект-карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / MIND-MAPS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Л. И., Мамкин А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы применения технологии интеллект-карт в процессах формирования правовой культуры обучающихся. Отмечено, что технология интеллект-карт нацелена на формирование компетенций по анализу, систематизации и трансформации информации, повышение качества обработки путем выделения наиболее значимых моментов и визуализации полученного результата. Данная технология развивает логичность и последовательность мышления, необходимые при правовом анализе. Рассмотрены вопросы создания интеллект-карт и позитивные результаты от их применения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования технологии интеллект-карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования»

УДК 377.5

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018 Л. И. Мищенко1, А. Ю. Мамкин2

1докт. пед. наук, профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail: limzim amail. ru аспирант кафедры психологии образования и социальной педагогики КГУ, преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума Курской области

e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы применения технологии интеллект-карт в процессах формирования правовой культуры обучающихся. Отмечено, что технология интеллект-карт нацелена на формирование компетенций по анализу, систематизации и трансформации информации, повышение качества обработки путем выделения наиболее значимых моментов и визуализации полученного результата. Данная технология развивает логичность и последовательность мышления, необходимые при правовом анализе. Рассмотрены вопросы создания интеллект-карт и позитивные результаты от их применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: интеллект-карты, mind-maps, правовая культура обучающихся.

На сегодняшний день состояние правовой жизни в нашем государстве можно охарактеризовать как переходное, реформационное. Право меняется под результатом воздействия массы факторов: социальных, экономических, политических и иных. Не последнюю роль в трансформации нормативной жизни играют интеграционные процессы, характерные всему международному сообществу. Как известно, в Российской Федерации наибольшую юридическую силу имеют международные акты, хотя необходимо отметить, что не могут быть ратифицированы международные акты, входящие вразрез с Конституцией РФ. Сегодня для нас вопрос о том, что имеет большую силу - Конституция или международные акты, является дискуссионным. В связи с этим возникает ситуация, когда Россия, вступив в Совет Европы, взяла на себя обязательство исполнять решения Европейского суда по правам человека, который определяет значение международных конвенций, касающихся прав и свобод человека. В своем исследовании судья Верховного суда РФ Г.А. Гаджиев отметил, что принятые решения Европейского суда разрушают саму систему российского права [Гаджиев 2001].

Помимо недостаточной развитости российского права, исследователи отмечают также такое опасное явление, как правовой нигилизм, который, по словам Н.И. Матузова, представляет собой «общее негативно-отрицательное отношение к праву, законам, нормативному порядку». В правовом нигилизме он выделяет несколько форм: нарушение существующего законодательства; повсеместные и многочисленные несоблюдения норм права; противоправное поведение, ставшее нормой; возникновение коллизий - противоречивых нормативных актов; нарушение прав человека; подмена законности определенного вида целесообразностью; и, наконец, потеря веры в закон и справедливость и то, что государство в состоянии обеспечить соблюдение законодательства на своей территории [Матузов 2003].

Для обеспечения социально-правовой стабильности правового государства необходимо повышать уровень правовой культуры членов общества. Правовая культура личности, по нашему мнению, - это ценностное ядро общественной правовой культуры; степень и характер правового развития личности, основанного на определённом уровне позитивного правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятельности. Можно сказать, что правовая культура личности есть показатель уровня правового развития человека в социальной правовой культуре, целостное ядро, формируемое на определенном этапе развития позитивного правового сознания, являющее себя в активной творческой правоприменительной практике.

В условиях постоянного правового реформирования в Российской Федерации требуют от человека не только крепко знать правовые принципы и нормы, но и уметь ориентироваться в условиях изменяющегося правового права.

Как показывает наш опыт, в деле формирования основ правовой культуры обучающихся значительное место занимает технология использования интеллект-карт как одна из современных инновационных технологий в профессиональной образовательной деятельности.

Технология использования интеллект-карт нацелена на формирование компетенций по анализу, систематизации и трансформации информации, повышение качества её обработки путем выделения наиболее значимых моментов и визуализации полученного результата. Данная технология развивает логичность и последовательность мышления, необходимые при правовом анализе.

В отечественной педагогике в последние годы появилось значительное количество работ, посвященных тематике применения интеллект-карт. Многие исследователи анализировали опыт обучения иностранному языку при помощи интеллект-карт, среди них можно выделить О.Н. Чувашину, Е.А. Щукину, А.Н. Корниенко, Н.В. Камышанскую.

О развитии творческого мышления с помощью интеллект-карт писали Н.В. Белоусова, Ю.А. Власова, И.А. Озолина, Г.Р. Хусаинова, И.О. Цыброва и др.

М.Б. Дьякова, А.В. Зайцева, А.С. Косогова, Е.П. Рязанцева, Ж.Г. Орноева, А.В. Соколова изучали интеллект-карты с позиций компетентного подхода:

О перспективах применения интеллект карт в гуманитарном образовании писали Е.И. Белянкова, С.Г. Новикова, Т.В. Никишина, И.А. Щуринова.

Возможность использования интеллект-карт в практикоориентированном обучении анализировали С.С. Быкова, Л.М. Ильязова, А.Е. Ильин, Г.И. Якушева.

Однако вопросы формирования основ правовой культуры обучающихся в системе среднего профессионального образования с использованием интеллект-карт практически не изучены.

В ходе эксперимента по формированию основ правовой культуры у обучающихся Суджанского сельскохозяйственного техникума в рамках организации самостоятельной работы студентов была поставлена цель по формированию не только правовых знаний и умений, но и компетенций, направленных на навыки самостоятельного поиска правовой информации, способов и средств решения правовых задач, возникающих перед будущими специалистами. С этой целью использовалось применение некоторых инновационных технологий обучения.

Технология интеллект-карт была нацелена на формирование компетенций по анализу, систематизации и трансформации информации, повышение качества её обработки путем выделения наиболее значимых моментов и визуализации полученного результата. Данная технология развивает логичность и последовательность мышления, необходимые при правовом анализе.

В сущности, интеллект-карта является привычной древовидной схемой, однако существует ряд особенностей её построения: ветви в ней чаще всего располагаются не в одном направлении, а по кругу [Бехтерев 2009]. Для увеличения наглядности используется цветовая маркировка и условные рисунки, в этом интеллект-карта довольно близка к опорным конспектам В.Ф. Шаталова, который для максимальной наглядности и интуитивной понятности изучаемого материала стремился свести к минимуму сухой текст и наполнял опорный конспект условными обозначениями, логическими связями, схематичными рисунками [Шаталов 1996]. Однако, в отличие от творческих опорных конспектов, интеллект-карта подчиняется формализованным правилам построения. Отметим, что в некоторых случая более разумно использовать не радиальную, а горизонтально или вертикально ориентированную схему. К примеру, организационная схема предприятия более наглядна в виде вертикальной схемы, при демонстрации интеллект-карты во время лекции легче воспринимается горизонтально ориентированная карта, развивающаяся в правую сторону.

По сути, интеллект-карта - это предельно сжатое изложение материала, которое должно быть интуитивно понятным [Бьюзен Т. и Б. 2003]. В своей работе со студентами мы, как правило, придерживаемся следующего алгоритма построения интеллект-карты.

1. Выделение ключевого понятия исследуемой темы, которое размещается в центре интеллект-карты. Его обычно называют центральным понятием.

2. От центрального понятия проводятся линии, напоминающие лучи солнца или ветви дерева. Эти линии приводят взгляд к связанным главной темой понятиям, идеям, логически подчиненным изучаемой теме, они называются ветвями первого уровня.

3. Из ветвей первого уровня выводятся логически подчиненные им идеи следующего иерархического уровня (ветви третьего уровня). Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. Этот процесс может продолжаться до полного раскрытия темы.

4. Чтобы легче было увидеть логику построения, между различными ветвями могут быть проведены дополнительные связи.

5. После построения каркаса древовидной структуры можно сделать следующий шаг, который ускорит ее восприятие. Для этого используются условные цвета, рисунки, обозначения, которые добавляются в структуру интеллект-карты [Мищенко, Мамкин 2016].

В некоторых отечественных источниках, рассматривающих интеллект-карты, указывается, что понятия должны быть сокращены до одного слова, однако наш опыт показал, что подобный метод подходит для записи относительно простых вещей, в то время как для адекватной передачи юридической информации необходимо иногда размещать в интеллект-карте целые определения и предложения, от этого уменьшается лаконичность структуры, но увеличивается ее информативность и точность, а процесс усвоения знаний становится более простым и не происходит потерь информации.

В 1981 г. доктор Роджер Спири получил Нобелевскую премию в области физиологии за исследования по специализации правого и левого полушарий мозга. Он пришел к выводу, что левое полушарие отвечает за линейное и последовательное мышление, в то время как в правом осуществляются процессы целостного восприятия мира. Интеллект-карты позволяют воспринимать информацию как абстрактно-логическим мышлением, так и пространственно-образным. Чаще всего мы думаем не последовательно, а образами, ассоциациями. Интеллект-карта строится как на выстраивании четкой

логической структуры материала, так и на использовании ассоциаций и образов. По сути, интеллект-карта - это способ сделать материал предельно сжатым, предельно логичным и в то же время наглядным и интуитивно понятным. Один из способов проверить понятность интеллект-карты - предложить ее прочитать человеку, далекому от изложенной темы. Если ему все понятно, значит - карта готова.

Эта форма обучения даёт возможность в короткие сроки освоить большой объем информации, в том числе правовой, а затем научиться эффективно его использовать. Как показала практика, студенты легко усваивают такие вопросы основ правовой культуры, как правовая идеология, правовые понятия, механизмы поиска решения в сложных ситуациях, основные принципы консультирования и т.д. В таких ситуациях особенно важным становится изложение материала в интуитивно понятной форме, максимально логично и лаконично.

Как видно, изучаемый материал размещается в виде логически подчиненной схемы. По мере движения по раскрывающимся интерактивным ветвям возможно все более основательное изучение рассматриваемой темы. При этом материалы в интеллект-карте должны быть размещены согласно логике, предлагаемой автором. Как известно, для студентов, получающих юридическое образование, обязательной дисциплиной является логика. Именно логика позволяет в сложных структурах житейских и профессиональных проблем выделить юридически значимые элементы и создать на этой базе правовую конструкцию. Необходимо заметить, что умение логично мыслить для юриста не менее важно, чем обширность правовых знаний. Именно логика позволяет понять юриспруденцию и эффективно использовать правовые механизмы. Разбор юридических ситуаций требует отказаться от эмоций и выделить в конкретном случае юридически важные аспекты. Интеллект-карты - это один из способов показывать логику изложения материала и прививать логичность мышления обучающимся.

Благодаря регулярному построению интеллект-карт, студенты привыкают к определенной дисциплине ума. Они учатся логично излагать свои мысли на бумаге и проводить исследования новой темы, создавая последовательно изложенный продукт, в которорм мысли, понятия, идеи изложены в строгой последовательности. При формировании правовой культуры обучающихся по неюридическим специальностям важным является не только помочь им освоить правовые знания, но и научить их логике мышления и изложения материала.

Цветовое выделение понятий и логических связей позволяет выделить главное и сократить время поиска необходимых данных. Профессионалы, много работающие с информацией, применяют разнообразные средства визуального маркирования: разнообразные подчеркивания, выделение цветовыми маркерами, использование в документах цветовых закладок и т.д. Посмотрите на бумаги в руках опытного адвоката во время суда: из стопки бумаг видны разноцветные закладки, в документах подчеркнуты важные места, бумаги пестрят разнообразными отметками. Маркирование в создании интеллект-карт позволяет студентам освоить навыки визуального структурирования материала, что не только дисциплинирует ум, но и позволяет ускорить время обработки информации, в том числе правового характера

Также интеллект-карты позволяют студентам за счет интуитивной понятности заниматься самостоятельно. Как мы знаем, при переходе к новой модели образования больший акцент делается на самостоятельную деятельность обучающихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Преподаватель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности обучающихся.

Применение интеллект-карт в обучении позволяет учитывать разную скорость восприятия материала студентами. Известно, что караван идет со скоростью самого медленного верблюда. Нередко во время занятия преподаватель дает знания с такой скоростью, которая позволит каждому обучающемуся успевать, то есть со скоростью самого медленного студента. И студенты, которые обладают более быстрым умом или большими знаниями, вынуждены слушать то, что они уже и так поняли или знают, а интерактивные технологии позволят каждому обучаться с той скоростью, которая будет ему комфортна. Забыл - вернись к изученному. Не успеваешь - изучи еще раз. Уже изучил - можешь пройти вперед и изучить курс раньше остальных. Естественно, при этом возникает небольшая проблема, так как разная скорость обучения порождает необходимость в изменении зачетных схем, то есть тот, кто уже изучил курс, должен иметь возможность пройти промежуточную аттестацию раньше других и заняться в освободившееся время другой, интересной ему деятельностью.

Интеллект-карты могут быть использованы в качестве краткой инструкции или руководства к действию. Четкая регламентация действий (пусть даже и не всегда осознаваемая) свойственна большинству хороших специалистов. Любой специалист, часто методом проб и ошибок, составляет для себя свой регламент, свой порядок действий для большинства повторяющихся ситуаций. Схемы могут позволить обучающимся быстро освоить регламенты, предложенные кураторами, и составить свои собственные.

Интеллект-карты позволяют оптимизировать трудозатраты на изучение учебного материала. Мы знаем, что один из первоочередных вопросов современной дидактики -вопрос о том, как с наименьшими усилиями передать наибольшее количество знаний, умений и навыков. Известно, что в ряде немецких вузов обучение строится на базе самообучения. Во время подготовки к лекционному курсу студенты должны изучить все необходимые учебные материалы и на лекциях идет не повторение основ, изложенных в учебниках, а освещение сложных моментов и углубленное изучение разделов курса, так как базовую часть курса студенты уже изучили самостоятельно.

Согласимся, что зачастую на занятиях преподаватели очень много усилий тратят на то, чтобы рассказать основы знаний по изучаемой науке, а студенты - на то, чтобы это выслушать, и только после этого начинается собственно углубленное изучение дисциплины. Использование кратких и логичных схем значительно сокращает время усвоения материала и оставляет больше возможности для практической деятельности или для расширенного изучения материала. Данный прием по визуализации информации и передаче информации в предельно сжатом и понятном виде активно используют в международном образовательном проекте «Академия Хана», число пользователей которой измеряется десятками миллионов.

Использование интеллект-карт («карт ума») позволяет перейти от субъект-объектных отношений, когда обучающиеся пассивно принимали знания, к субъект-субъектной структуре дидактического взаимодействия. Один из основных плюсов схем -их понятность, наглядность с сохранением научности. Поэтому роль педагога при использовании электронных интерактивных материалов меняется. Теперь уже сами студенты активно получают знания, могут возвращаться к уже изученному или заглянуть вперед, а преподаватель при этом выступает в роли консультанта, помощника. Теперь педагог уже не «детоводитель», а помощник, консультант, который не учит, а помогает обучающемуся учиться самостоятельно. Теперь уже не вчерашнему подростку выдают знания, а будущий профессионал самостоятельно приобретает знания, необходимые ему в дальнейшей профессиональной и социальной жизни. Субъект-субъектные взаимоотношения помогают студентам интеллектуально повзрослеть, осознать ответственность перед своим будущим и более осознанно приобретать правовые знания.

Сейчас многие согласны с тем, что перед современным педагогом в условиях быстротечно изменяющегося мира стоит задача не столько дать готовые знания, умения и навыки, которые могут быстро устареть, а научить учиться, то есть научить ученика, как субъекта собственной познавательной деятельности, способам умственных действий, чтобы он владел надпредметными (метапредметными) интеллектуальными умениями и знал, как можно постоянно повышать собственный уровень образованности.

Опыт профессионального обучения показывает, что использование «карт ума» позволяет повысить скорость получения практических навыков. Метод применения интеллект-карт широко распространен в профессиональном и тренинговом обучении, в бизнес-обучении, то есть в тех структурах, где необходимо быстро и эффективно обучить людей конкретным навыкам и умениям, дать им применимые знания. Многие практикующие тренеры указывают на то, что использование схем позволяет облегчить и ускорить процесс подготовки спортсменов.

Использование при изучении учебного материала интерактивных методов - одно из неотъемлемых качеств современного образования. На это нам указывают современные образовательные стандарты профессиональной подготовки специалистов. Именно в них указывается на необходимость использования интерактивных технологий в образовательной практике. По мнению С.Б. Ступиной, интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику проектирования образовательного процесса, то есть идти не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Она также указывает, что личный опыт и знания, которые имеются у участников образовательного процесса, служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения [Ступина 2009].

Интерактивные образовательные технологии мы использовали во внеучебной работе со студентами в форме клубных занятий. Эти технологии позволяли обучающимся, помимо усвоения информации по основам правовой культуры, еще и овладевать целым рядом социальных компетенций, повышать навыки взаимодействия и работы в команде.

Интерактивные технологии дают возможность обучающимся в любой момент вернуться к ранее изученному материалу или, если скорость обучения ему это позволяет, учиться с опережением и самостоятельно прорабатывать материалы, которые будут изучаться в дальнейшем. Интерактивные электронные схемы позволяют сделать обучение интерактивным и значительно повысить уровень активности обучающихся. К сожалению, необходимо отметить, что многие студенты легкомысленно относятся к персональным компьютерам и карманным компьютерам (смартфонам). В сознании большинства школьников и студентов компьютеры в первую очередь - способ развлечения, а уже затем - средство научиться чему-то новому. Конечно, количество обучающих программ довольно велико, однако чаще всего они мало применяются самими обучающимися. Активное использование интеллект-карт позволяет студентам осознать значимость и удобство обучающих программ и начать их активнее использовать, чтобы применять персональные компьютеры и планшеты не только для развлечений, но и для повышения уровня обучения.

В Суджанском сельскохозяйственном техникуме был реализован социальный проект «Правовая клиника», целью которого было помочь студентам неюридических специальностей освоить основы правовых знаний и умений, а также принять участие в помощи социально незащищенным слоям населения в решении сложных правовых вопросов. Естественно, что при создании правовой клиники возникли сложности.

Студенты неюридических специальностей в короткие сроки должны были освоить знание основ права, научиться искать правовые решения в непростых случаях, оказывать консультативную помощь и определять случаи, когда они могут найти решение самостоятельно, а когда необходимо перенаправить обратившегося в специальные органы.

В ходе реализации социального проекта «Правовая клиника» нашли применение интеллект-карты, которые позволили убрали всю возможную «воду» из обучающих текстов и превратили памятки в интерактивные схемы, опираясь на которые можно было легко найти и провести необходимые правовые действия. Для этого основные правовые принципы и знания, необходимые для участия студента в проекте «Правовая клиника», были переработаны в интерактивное учебное пособие, помогающее студентам быстро уяснить для себя основы права и регламент действий при опросе, поиске правовой информации и проведении консультирования.

Повторим основные мысли: интеллект-карты вырабатывают необходимую в правовых вопросах логику мышления, приучают излагать материал в виде логичных структурированных блоков, помогают быстро осваивать правовую информацию и, что особенно важно для студентов неюридических профилей подготовки, использовать интерактивные памятки при решении правовых ситуаций, возникающих в профессиональной и повседневной практике.

Библиографический список

Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / под ред. Г. Архангельского. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 308 с.

Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт. Минск: Попурри, 2018. 270 с.

Гаджиев Г.А. Каким быть законам ХХ века // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 17

Гомзякова Н.Н. Формирование приемов запоминания у студентов с помощью майнд-мэпс (mind maps) // Образование, наука, культура: традиции и современность : материалы VII Всерос. науч.-практич. конф. (2-3 марта 2017 г.) / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Краснодар: Издат. дом «Юг», 2017. С. 9-11

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2003. С. 22-23.

Мищенко Л.И., Мамкин А.Ю. К вопросу об использовании интерактивных технологий в формировании основ правовой культуры обучающихся ССУЗа // Социальное воспитание молодежи на основе традиционных ценностей Русского мира: материалы XII междунар. науч.-практич. конф. / под ред. А.В. Репринцева: в 2 т. Т.2. Курск: ООО «Мечта», 2016. С. 271-276.

Мищенко Л.И., Мамкин А.Ю. Применение интеллект карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в средних профессиональных организациях // Научные ведомости БелГУ. Раздел: Гуманитарные науки . 2018. №2. С. 22-41

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.

Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 52 с.

ШаталовВ.Ф. Путь поиска. СПб.: Лань, 1996. 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.