Научная статья на тему 'Оценка эффективности формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях СПО'

Оценка эффективности формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях СПО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / ПРАВОВАЯ КЛИНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мищенко Л. И., Мамкин А. Ю.

В статье рассмотрен опыт экспериментального формирования правовой культуры обучающихся в образовательном учреждении системы СПО и дана оценка эффективности данного процесса. Предложены способы формирования элементов правовой культуры обучающихся с выделением в процессе её формирования трех блоков: образовательно-знаниевого, воспитательно-ценностного, социализирующе-поведенческого. Для технологизации и упрощения данного процесса было выделено семь компонентов, поддающихся измерению (когнитивный, оценочный, волевой, эмоциональный, мотивационно-ценностный, первично-практический, поведенческий), и поставлены задачи по формированию данных компонентов. Представлено подробное описание использования метода экспертных оценок на протяжении трех лет эксперимента с представлением динамики изменения уровня сформированности компонентов правовой культуры обучающихся в контрольной в экспериментальной группах. Показаны возможности экспериментальной реализации технологий веб-квест, интеллект-карт и социального проекта «правовая клиника» в деле формирования правовой культуры обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мищенко Л. И., Мамкин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях СПО»

УДК 377.5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

© 2018 Л. И. Мищенко2, А. Ю. Мамкин1

1аспирант кафедры психологии образования и социальной педагогики КГУ, преподаватель Суджанского сельскохозяйственного техникума Курской области

e-mail: [email protected] 2докт. пед. наук, профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail: limzim amail. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрен опыт экспериментального формирования правовой культуры обучающихся в образовательном учреждении системы СПО и дана оценка эффективности данного процесса. Предложены способы формирования элементов правовой культуры обучающихся с выделением в процессе её формирования трех блоков: образовательно-знаниевого, воспитательно-ценностного, социализирующе-поведенческого.

Для технологизации и упрощения данного процесса было выделено семь компонентов, поддающихся измерению (когнитивный, оценочный, волевой, эмоциональный, мотивационно-ценностный, первично-практический, поведенческий), и поставлены задачи по формированию данных компонентов.

Представлено подробное описание использования метода экспертных оценок на протяжении трех лет эксперимента с представлением динамики изменения уровня сформированности компонентов правовой культуры обучающихся в контрольной в экспериментальной группах.

Показаны возможности экспериментальной реализации технологий веб-квест, интеллект-карт и социального проекта «правовая клиника» в деле формирования правовой культуры обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях.

Ключевые слова: правовая культура, уровни правовой культуры, структурные компоненты правовой культуры, веб-квест, интеллект-карты, правовая клиника

С целью поиска действенных путей формирования правовой культуры и проверки эффективности данного процесса была организована опытно-экспериментального работа на базе трех образовательных организаций системы среднего профессионального образования Курской области в период с 2014 по 2018 г. В эксперименте приняли участие обучающиеся и преподаватели следующих организаций: ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум» - 50 человек в экспериментальной группе, 25 в контрольной группе (организатор Мамкин Александр Юрьевич, эксперт Бровкин Сергей Иванович, юрист, преподаватель); ОБПОУ «Курский монтажный техникум» - 25 человек в контрольной группе (эксперт Навоева Инна Валерьевна, преподаватель), ОБПОУ «Рыльский авиационный технический техникум» - 25 обучающихся вошли в состав контрольной группы (эксперт Чаплыгина Светлана Александровна, психолог-организатор).

На первом этапе (2014-2015 гг.) проводилась поисково-теоретическая деятельность: изучались результаты исследований по смежным темам, статьи, диссертации и монографии, посвященные тематике правовой культуры и вопросам ее формирования. Формулировалась гипотеза исследования, уточнялись объект и предмет изучения, ставились цели и задачи исследования, определялись теоретические основы и категориальный аппарат.

На втором этапе (2015-2016 гг.) была разработана модель правовой культуры обучающихся, определены ее критерии. Было проведено констатирующее исследование по определению исходного уровня правовой культуры обучающихся в экспериментальных и контрольных группах обучающихся в учреждениях СПО.

На третьем этапе (2016-2017 гг.) проходил формирующий эксперимент, посвященный определению и уточнению совокупности психолого-педагогических условий, позволяющих эффективно формировать правовую культуру обучающихся, осуществлению экспериментальной деятельности по реализации этих условий в экспериментальной и контрольной группах обучающихся, проходила апробация и внедрение результатов исследования.

В ходе четвертого этапа (2017-2018 гг.) был проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.

В ходе констатирующего этапа исследования необходимо было определить отношение обучающихся к проблеме формирования правовой культуры, а также выявить начальный уровень правовой культуры и динамику его изменений. Нам было крайне важно выявить представления обучающихся о том, насколько значимой для них является правовая культура в образовательном процессе и повседневной жизнедеятельности, а также определить общую направленность правовых интересов обучающихся и источники формирования правовых знаний у обучающихся 1 -го курса. В качестве методов исследования были выбраны анкетирование и метод экспертных оценок.

В ходе анкетирования предлагалось заполнить анкету, содержащую семь пунктов -шесть вопросов и одну таблицу. Для реализации метода экспертных оценок были выбраны эксперты, в роли которых выступили преподаватели ОБПОУ «ССХТ». Эксперты получали разработанный нами опросник, содержащий 190 вопросов, позволяющих установить максимально объективную картину сформированности показателей уровня правовой культуры испытуемых и провести их оценку по 4-балльной шкале. Полученные в ходе исследования данные были собраны, выявлены средние баллы у обучающихся в контрольной и экспериментальной группах по каждому из семи выделенных нами компонентов правовой культуры (см. рис. 1).

Применение метода экспертных оценок осуществлялось на протяжении трех лет в период с 2015 по 2017 г., в результате чего появилась возможность отследить динамику изменения уровня сформированности компонентов правовой культуры обучающихся как в контрольной, так и в экспериментальной группах на протяжении трехгодичного эксперимента.

Рассмотрим подробнее экспериментальный процесс формирования правовой культуры обучающихся. В структуре целостного педагогического процесса, направленного на формирование правовой культуры обучающихся, мы выделяли три блока:

1) образовательно-знаниевый - получение обучающимися правовых знаний, умений и навыков;

2) воспитательно-ценностный - формирование у обучающихся уважительного отношения к праву как мере социальной справедливости, позволяющей сохранить права и свободы человека;

3) социализирующе-поведенческий - формирование у обучающихся правовых компетенций, то есть навыков решения правовых задач и закрепления на практике полученных умений и навыков.

На рисунке 1 наглядно представлены формируемые компоненты правовой культуры обучающихся в экспериментальных группах ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)

Формирование компонента

Задачи

Формирование ценностного компонента

Формирование поведенческого компонента

ш т о с

о ас

• Когнитивный компонент (знание и понимание основных правовых понятий и норм )

• Оценочный компонент (оценка социальных явлений с точки зрения закона)

• Волевой компонент (направленность на развитие правовой культуры, духовный иммунитет к правонарушениям)

• Эмоциональный компонент (позитивные эмоции при соблюдении права и негативные при его нарушении)

• Мотнвацнонно- ценностный (интериоризация нормативных предписаний в личностную сферу)

• Первнчно-практнческнй (владение правовой терминологией, работа с правовыми источниками, правовой анализ, составление правовой документации ) •Поведенческий компонент (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм)

Рис. 1. Компоненты формирования правовой культуры обучающихся

Эксперимент по формированию правовой культуры испытуемых был ориентирован на реализацию вышеописанных структурных модулей правовой культуры. Другими словами, в рамках процесса по формированию правовой культуры обучающихся были выделены три вида задач, соответствующих этим модулям: формирование знаниевого компонента, формирование ценностного компонента и формирование поведенческого компонента. В ходе опытно-экспериментальной деятельности наши усилия были направлены на измерение и формирование семи структурных элементов правовой культуры обучающихся экспериментальной группы: когнитивного, оценочного, волевого, эмоционального, мотивационно-ценностного, первично-практического, поведенческого.

При формировании знаниевого компонента перед педагогом стоял обширный круг задач. Обучающиеся должны были узнать историю возникновения и развития системы законодательства и осознать его роль в социальных отношениях. Перед обучающимися стояла задача освоить знания об основных типах правовых источников международного и российского права, получить представления о различных типах правовых систем, основах конституционного строя страны и основных правах и свободах человека, гарантированных в Российской Федерации.

Перед ними стояла сложнейшая задача по освоению языка юриспруденции, который отличается сложностью лингвистических конструкций.

На основании изученного обучающиеся должны были получить представление об основных принципах и нормах гражданского, экологического, трудового, административного и уголовного права.

Наличие постоянных правовых преобразований порождало задачу поиска, анализа и обработки новейших правовых норм. Мы исходили из того, что на протяжении трудовой жизни специалиста изменения законодательства могут затронуть не только содержание правовых норм, но и сами принципы права. Следовательно, специалист должен уметь быстро находить правовую информацию, отвечающую требованиям современности, анализировать ее, выбирать наиболее подходящий способ действий и на этом основании строить свою правовую активность (когнитивный компонент).

Помимо этого, обучающимся необходимо было привить основы критического мышления и научить оценивать требования законодательства, поведение окружающих и собственные поступки с точки зрения гарантий прав человека, защиты справедливости, целесообразности и разумности (оценочный компонент).

Ценностный компонент предполагал формирование определенных эмоциональных отношений личности по отношению к правовой действительности. Обучающиеся должны были осознать, что право есть формальное мерило справедливости, что российское законодательство построено на принципах справедливости, целесообразности, равенства всех перед законом, главенства прав и свобод человека и гражданина, гуманизма и справедливости [Альбеева 2016]. При формировании эмоционального компонента студенты должны научиться оценивать поведение, как свое, так и окружающих, с позиций справедливости, законности, целесообразности.

Высокий уровень ценностного компонента предполагал, что обучающиеся должны в случаях обнаружения недостаточности правовых знаний и умений у себя и у окружения испытывать негативные эмоции и желание повысить свой уровень правовой культуры, испытывать стыд в случаях, когда они совершают или видят противоправные действия, радоваться эффективному применению правовых способов решения социальных проблем и восстановлению справедливости (мотивационно-ценностный компонент) [Григорьева, Зайцева 2014].

В рамках формирования правовой культуры обучающихся предполагалось формировать волевую составляющую - направленность на повышение уровня правовых знаний, умений и навыков как у себя, так и у окружающих, желание активно реализовывать правовые компетенции в повседневной, образовательной и профессиональной деятельности. Одна из немаловажных задач при формировании правовой культуры обучающихся - создание духовного иммунитета к совершению противоправных поступков, потребности поступать согласно требованиям закона даже в тех случаях, когда его нарушение может принести выгоду и есть чувство, что отсутствует неминуемость наказания. Можно сказать, что высокий уровень правовой культуры сформирован тогда, когда законопослушное поведение происходит не под влиянием страха наказания за правонарушения, а как изъявление свободной воли человека, наличия у него внутренней потребности поступать в соответствии с внутренней убежденностью в справедливости закона (волевой компонент).

Знаниевый и ценностный составляющие необходимо было реализовать в поведенческом компоненте, в котором можно выделить направления первично-практическое и поведенческое. На первично-практическом уровне обучающийся должен освоить правовые навыки, умения, компетенции. Ему необходимо овладеть правовой терминологией, навыками выделения правовой составляющей в жизненных событиях, составлять линию по поиску, проверке и реализации наиболее эффективного решения правовой задачи, научиться составлять простейшую юридическую документацию, знать, где можно получить помощь профессиональных юристов, и уметь выделить ситуации, когда к данной помощи необходимо прибегнуть. Испытуемые должны уметь пользоваться информационным потенциалом справочных правовых систем (таких как «Гарант» или «Консультант плюс»), осуществлять поиск правовых консультаций, судебной практики и юридических комментариев в системе Интернет; уметь определить актуальность и адекватность ситуации у найденных источников правовой информации.

На вышеописанных компонентах строился поведенческий компонент, когда будущие специалисты, освоив знания, навыки, умения, компетенции и «встроив» правовые ценности в личностные структуры, начинали применять полученные знания на практике. На этом этапе важно было сформировать и оценить законопослушность поведения, отсутствие «комплекса жертвы», то есть готовность защищать свои законные интересы правовыми методами, проявление творческого и инициативного правового поведения, активное участие в пропаганде правовых знаний, оказание в случае необходимости помощи Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)

правоохранительным органам, автоматизм правового поведения, эффективность правоприменительной деятельности в повседневной, образовательной и профессиональной (в рамках производственной и преддипломной практики) деятельности.

Повторим, что мы исходили из того, что структура правовой культуры обучающихся включает в себя семь компонентов, поддающихся измерению: когнитивный, оценочный, волевой, эмоциональный, мотивационно-ценностный, первично-практический и поведенческий. Соответственно, в рамках целостного педагогического процесса по формированию правовой культуры стояла цель -повышение уровня сформированности данных компонентов. Эту цель можно было достичь при выделении и разрешении в ходе опытно-экспериментальной работы задач по проведению первоначальной оценки уровня сформированности данных компонентов; осуществления работы, направленной на повышение данного уровня; отслеживания при этом динамики изменений уровня их сформированности.

Формы деятельности, формирующие правовую культуру обучающихся, мы разделили на три группы - аудиторная деятельность, самостоятельная работа студентов и воспитательная работа с обучающимися. В рамках аудиторной работы был раскрыт правовой потенциал дисциплины «Основы философии», нацеленный на создание прочной и глубокой основы правосознания личности. В рамках самостоятельной работы студентов стояла цель по формированию не только правовых знаний и умений, но и компетенций, направленных на навыки самостоятельного поиска, систематизации и анализа правовой информации, способов и средств решения правовых задач, возникающих перед будущими специалистами. С этой целью были использованы современные инновационные технологии.

Среди современных образовательных технологий, способствующих формированию правовой культуры обучающихся, мы выделили построение интеллект-карт, которые порой называют не иначе, как карты ума или карты памяти -«mind-maps». Интеллект-карты - это способ представления процесса мышления или структурирования информации в графической, визуальной форме. Изучаемая тема превращается в центральное понятие, и от него радиально исходят структурные элементы, которые затем делятся как ветви дерева. В сущности, интеллект-карта является привычной древовидной схемой, однако существует ряд особенностей: ветви в ней чаще всего располагаются не в одном направлении, а по кругу. При этом для увеличения наглядности используется цветовая маркировка и условные рисунки. Интеллект-карта довольно близка к опорным конспектам В.Ф. Шаталова, который для максимальной наглядности и интуитивной понятности изучаемого материала стремился свести к минимуму сухой текст и наполнял опорный конспект условными обозначениями, логическими связями, схематичными рисунками. Однако, в отличие от творческих опорных конспектов, интеллект-карта подчиняется формализованным правилам построения. Отметим, что в некоторых случаях более разумно использовать не радиальную, а горизонтально или вертикально ориентированную схему. К примеру, организационная схема предприятия более наглядна в виде вертикальной схемы. При демонстрации интеллект-карты во время лекции легче воспринимается горизонтально ориентированная карта, развивающаяся в правую сторону.

Благодаря применению интеллект-карт обучающиеся формируют компетенции по работе с большими объемами информации, получают навыки «отсечения» лишнего и выделения правовой сути явлений. Практикующие юристы говорят о том, что выделение правовой основы в рассказе пришедшего к ним человека нередко представляет собой нетривиальную задачу. При помощи интеллект-карт обучающиеся учатся убирать лишнее, отвлекаться от эмоций и сосредотачиваться на сути жизненных событий, в которых необходимо выделить правовую основу.

Веб-квест - это технология, предполагающая поиск информации в сети Интернет, ее обработку и создание нового интеллектуального продукта. Веб-квест является одним из возможных способов обучения навыкам эффективной и правомерной работы с информаций.

В современных социально-экономических условиях от человека требуется наличие большого объема правовых знаний и умений, касающихся практически всех сторон социального взаимодействия в сфере брачно-семейных, трудовых, административно-правовых, гражданско-правовых и других отношений. Эти отношения во многом регламентируются законом и молодой человек должен уметь самостоятельно защищать свои права. Однако процесс исполнения правовых предписаний изрядно осложнен правовыми реформами, которые не только меняют нормы права, но иногда затрагивают и правовые принципы. Если в советском прошлом можно было в студенческие годы усвоить основные требования законодательства и потом только углублять знания, то сейчас правовые нормы меняются слишком стремительно, и даже профессиональные юристы уже не могут полностью доверять своей памяти и должны постоянно сверяться с изменениями законодательства. От человека, не являющегося юристом, также требуется умение ориентироваться в изменяющихся правовых условиях. В этих ситуациях технология веб-квест помогает будущему специалисту сформировать компетенции, нацеленные на поиск правовой информации, проверку ее достоверности и нахождение решения правовых задач, которые ставит перед нами жизнь.

После освоения навыков поиска, анализа, систематизации и проведения верификации правовой информации необходимо закрепить полученные компетенции опытом их практического применения. Эту задачу помогла нам решить правовая клиника, которая была организована в ОБПОУ «ССХТ». Одновременно она стала средством повышения правовой культуры обучающихся. В результате проведённого нами констатирующего эксперимента был выявлен низкий рейтинг компьютерных информационных средств в качестве источника формирования правовой культуры среди анкетируемых. Это послужило основанием для привлечения студентов ОБПОУ «ССХТ» к изучению курсов «Консультант Плюс» и углубленному изучению особенностей поиска правовой информации в СПС и системе Интернет в рамках работы социального проекта «Правовая клиника».

Отметим, что согласно Федеральному закону № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21.11.2011 юридическая клиника представляет собой собрание студентов юридического вуза, которые под руководством преподавателя оказывают юридическую помощь населению. Однако, к сожалению, в малых городах России юридические вузы - редкость, и население часто лишается возможности получения регулярной бесплатной юридической поддержки. С этой целью мы посчитали необходимым создание социального проекта «Правовая клиника», в ходе которого студенты образовательного учреждения СПО, обучающиеся по неюридической специальности, под руководством преподавателя с юридическим образованием изучают основы права, осваивают процедуры выделения правовой составляющей в жизненной ситуации, получают навыки поиска и проверки правовой информации в сети Интернет и оказывают бесплатные юридические консультации, а также помогают клиентам в сложных ситуациях найти профессиональных юристов для разрешения сложных ситуаций.

В рамках работы проекта была оказана помощь более чем сотне граждан, а так как для проекта был создан сайт сообщества в социальных сетях, то некоторые вопросы приходили из других регионов России. Данный проект позволил не только получить знания и закрепить их на практике, но и повысить мотивацию к обучению благодаря тому, что обучающиеся видели за задачами реальных людей. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)

Проверка эффективности данной инновационной технологии в рамках деятельности правовой клиники проходила на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в период с 2016 по 2017 г.

В процессе опытно-экспериментального исследования нами была создана и апробирована методика диагностирования исходного уровня правовой культуры обучающихся техникума и динамики ее изменения; разработан и проведен комплекс диагностических процедур, позволивших получить информацию о направленности правовых интересов обучающихся техникума; был определен начальный уровень правовой культуры обучающихся; выявлено, что целевой, мотивационно-потребностный, содержательно-деятельностный, контрольный и результативный компоненты процесса формирования правовой культуры обучающихся находятся в неразрывном единстве; было выявлено содержание данных компонентов, представленное как единство общего (присущего процессам формирования правовой культуры в организации СПО), особенного (т.е. профессиональной составляющей) и единичного (личностного подхода, учитывающего личностные особенности конкретных обучающихся, и возможности конкретных образовательных организаций); был предложен комплекс педагогических условий, позволяющих оптимизировать процесс формирования правовой культуры обучающихся; диагностирована действенность инноваций с использованием представленных возможностей диагностики.

При подведении итогов нашего исследования мы пришли к выводу, что предложенные условия формирования правовой культуры обучающегося в образовательной организации СПО продемонстрировали свою действенность. Это наглядно подтверждено итоговыми результатами диагностики сформированности правовой культуры испытуемых контрольной и экспериментальной групп (см. табл. 1)

Визуализация полученных данных в виде гистограммы на рисунке 2 наглядно показывает, что можно отметить положительную динамику показателей компонетов правовой культуры обучающихся как в контрольной, так и в экспериментальной группах, однако если на первом курсе показатели практически идентичны, то на втором и третьем году эксперимента показатели в экспериментальной группе показывают более высокий рост показателей.

Таблица 1

Итоговые результаты диагностики сформированности правовой культуры испытуемых контрольной и экспериментальной групп (обучающихся ОБПОУ «ССХТ»

Название блока Контр. группа I курс Эксп. группа I курс Контр. группа II курс Эксп. группа II курс Контр. группа III курс Эксп. группа III курс

1-й этап Адаптационный (начальный) 11-й этап Стабилизационно- развивающий (промежуточный) Ш-й этап Итоговый (заключительный)

Когнитивный 1,1 1,1 1,6 1,7 2,1 3,0

Оценочный 1,2 1,2 2,2 2,2 2,4 3,0

Эмоциональный 1,7 1,7 2,0 2,0 2,4 3,0

Мотивационно-ценностный 1,2 1,3 2,1 2,1 2,3 3,0

Волевой 0,9 0,9 1,1 1,2 1,4 2,4

Первично-практический 0,14 0,16 0,8 0,8 1,5 2,3

Поведенческий 0,7 0,7 0,9 0,9 1,3 2,0

Рис. 2. Динамика показателей компонентов правовой культуры обучающихся на протяжении опытно-экспериментальной работы

Полученные результаты были подвергнуты процедуре корреляционного анализа с целью ответа на вопрос, можно ли делать вывод о наличии взаимосвязи предложенных компонентов правовой культуры. В качестве системы подсчета использовался коэффициент корреляции Пирсона (г), исчисляемый по нижеприведенной формуле, где «х» и «у» - полученные данные, проверяемые на предмет наличия или отсутствия зависимости между ними. Полученные результаты представлены в таблице 3. Отметим, что с целью определения силы связи в теории корреляции применяется шкала английского статистика Чеддока: слабая — от 0,1 до 0,3; умеренная — от 0,3 до 0,5; заметная — от 0,5 до 0,7; высокая — от 0,7 до 0,9; весьма высокая (сильная) — от 0,9 до 1,0.

Проверка корреляции между показателями в контрольной и экспериментальной группах показала высокую степень корреляции, уменьшающуюся на протяжении исследуемого периода. Тем не менее даже на третьем этапе эксперимента уменьшившаяся корреляция между показателями компонентов правовой культуры показывает сильную взаимосвязь. Из этого можно сделать вывод, что процессы формирования правовой культуры, проходя с разной скоростью, подчиняются одним законам.

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей компонентов правовой культуры контрольной и экспериментальной групп по этапам

Этапы эксперимента Коэффициент Пирсона

Г-й этап 0,997077

П-й этап 0,996668

Ш-й этап 0,954745

Рис. 3. Гистограмма корреляционного анализа показателей компонентов правовой культуры контрольной и экспериментальной групп по этапам

Результаты математической обработки данных показали оптимистические результаты.

Помимо этого была проведена объемная работа по определению взаимосвязи между изменениями показателей компонентов правовой культуры в экспериментальной и контрольной группах. Были вычислены коэффициенты Пирсона для определения связи каждого показателя с любым другим.

Таблица 3

Коэффициенты Пирсона для показателей уровня связи

Сравниваемые компоненты Коэффициент Пирсона

Когнитивный - Оценочный 0,942134624

Когнитивный - Эмоциональный 0,995544375

Когнитивный - Мотивационно-ценностный 0,965904553

Когнитивный - Волевой 0,974921072

Когнитивный - Первично-практический 0,993907855

Когнитивный - Поведенческий 0,983943859

Оценочный - Эмоциональный 0,916344604

Оценочный - Мотивационно-ценностный 0,994633192

Оценочный - Волевой 0,859191761

Оценочный - Первично-практический 0,947451575

Оценочный - Поведенческий 0,871303397

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационно-ценностный - Волевой 0,901268281

Мотивационно-ценностный - Первично-практический 0,96618405

Мотивационно-ценностный - Поведенческий 0,908979932

Волевой - Первично-практический 0,950467026

Волевой - Поведенческий 0,988323487

Первично-практический - Поведенческий 0,975747862

Из данных таблицы 3 можно видеть, что результаты корреляционного анализа по определению наличия связи между показателями правовой культуры показывают результаты от 0,859 (связь между оценочным и волевым компонентами) до 0,994 (связь между оценочным и мотивационно-ценностным компонентами), что, согласно шкале Чеддока, показывает наличие сильной взаимосвязи между полученными результатами.

Результаты сравнительного анализа полученных результатов убедительно демонстрируют тот факт, что общий уровень правовой культуры обучающихся из экспериментальной группы превысил показатели контрольной группы.

Результаты корреляционного анализа по определению взаимосвязи между показателями компонентов правовой культуры показывают, что выявлена сильная взаимосвязь между показателями всех компонентов правовой культуры при сравнении динамики изменения этих показателей в контрольной и экспериментальной группах, что доказывает верность выбора критериев и наличие общих законов развития правовой культуры.

Данные результаты позволяют говорить о явно выраженной положительной динамике всех показателей оценки эффективности экспериментального исследования поформированию правовой культуры обучающихся экспериментальных групп ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум».

Библиографический список

Альбеева А.Ю. Правовая политика России в отношении инвалидов (1917 -начало ХХ1 века): историко-правовое исследование. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та; Благовещенск, 2016. 140 с.

Владимирова Е. В. Правовая культура старшеклассников на примерах её формирования в Курганской области // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342) [Элеткронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-starsheklassnikov-na-primerah-eyo-formirovaniya-v-kurganskoy-oblasti (дата обращения: 27.05.2018).

Григорьева Е.И., Зайцева С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №12 [Электронный документ]. URL: https://cyb erleninka. ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-pravovoy-kultury-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 27.05.2018).

Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность структура, социальные функции: дис. ...канд. филос. наук. Чебоксары, 2007. 32 с.

Денисенко И.К. Влияние институтов правовой социализации на формирование правовой компетентности и правового поведения личности // ИСОМ. 2012. №1 [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-institutov-pravovoy-sotsializatsii-na-formirovanie-pravovoy-kompetentnosti-i-pravovogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 10.10.2017).

Жинкин С.А., Головченко Г.А. Ценностные аспекты стратегии формирования

правовой культуры личности // Вестник КРУ МВД России. 2016. №1 (31) [Электронный

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)

документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-strategii-

formirovaniya-pravovoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 27.05.2018).

Ильин О.Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи // Власть. 2015. №1 [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-pravosoznaniya-i-pravovoy-kultury-v-predstavlenii-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 27.05.2018).

Кожевников В.В. Проблема понятия правовой активности личности: общетеоретический аспект // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2007. №2 [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-ponyatiya-pravovoy-aktivnosti-lichnosti-obscheteoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 17.09.2017).

Кожевников В.В. Интерес как структурный компонент индивидуального правосознания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №3 (66) [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interes-kak-strukturnyy-komponent-individualnogo-pravosoznaniya (дата обращения: 10.10.2017).

Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // Вестник ТГУ. 2013. №5 (121) [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-v-rossii-i-ego-znachenie-v-formirovanii-pravovoy-kultury (дата обращения: 27.05.2018).

Мищенко Л. И., Мамкин А. Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2018. №2 (16) [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-formirovaniya-pravovoy-kultury-obuchayuschihsya-spo (дата обращения: 10.9.2018).

Мищенко Л.И., Мамкин А.Ю. Роль справочных правовых систем в формировании правовой культуры граждан России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. Т. 3. №1. С. 35-37.

Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 520 с.

Сангинов К.Х. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2013. №3 (36) [Электронный документ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-kultury-molodezhi-suschnost-i-problemy (дата обращения: 27.05.2018).

Ядрышников К.С. Проблемы формирования правовой культуры у студентов среднего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №8 [Электронный документ]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-pravovoy-kultury-u-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.7.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.