Научная статья на тему 'Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста'

Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пухов Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается проблема интереса учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений к уроку физической культуры. Обосновывается эффективность использования в образовательном процессе разработанной технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пухов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE USE OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF POSITIVE ATTITUDES TOWARD PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOL AGE CHILDREN

In the article the problem of interest of pupils of 5-9 grades of General education institutions to the lesson of physical culture. Proves the efficiency in the educational process of the developed technology of formation of positive attitudes toward physical education of school age children

Текст научной работы на тему «Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пухов Дмитрий Николаевич Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, г Санкт-Петербург, Россия

EXPERIENCE IN THE USE OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF POSITIVE ATTITUDES TOWARD PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOL AGE CHILDREN

Pukhov Dmitriy Nikolaevich Saint-Petersburg scientific research institute physical culture, Mr. Saint-Petersburg, Russia

Аннотация. В статье рассматривается проблема интереса учащихся 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений к уроку физической культуры. Обосновывается эффективность использования в образовательном процессе разработанной технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста.

Summary. In the article the problem of interest of pupils of 5-9 grades of General education institutions to the lesson of physical culture. Proves the efficiency in the educational process of the developed technology of formation of positive attitudes toward physical education of school age children.

Анализ современных представлений о здоровье человека, формировании потребности в занятиях физической культурой, развитии двигательных способностей и жизненно-важных двигательных умений и навыков, показывает, что люди начинают задумываться о здоровье и им заниматься в большинстве случаев с появлением признаков его снижения, утраты. В процессе воспитания и обучения не уделяется должного внимания вопросам формирования отношения к здоровью как ценности. Причины видятся, прежде всего, в том, что существующая система деления людей на здоровых и больных не стимулирует, не заинтересовывает человека в активном личном участии в формировании и укреплении своего здоровья (А.Г. Комков, 2009).

В профессиональной деятельности перед учителем физической культуры стоит цель, заключающаяся в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности учащихся. Такая всесторонне развитая личность, по сути, должна органично сочетать психическое, социальное и физическое здоровье (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, 1998).

Основанием для проведения исследования послужило противоречие в сфере образования, которое заключается в недостаточном учете в учебно-воспитательном процессе особенностей поведения школьников, их психического, физического и социального здоровья, их самооценки и отношения к физической культуре. Комплексный анализ социального, физического и психологического компонентов здоровья школьников позволяет обосновать эффективные средства и методы формирования позитивного отношения к физической культуре, что в свою очередь

значительно повышает эффективность всего учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Практическая значимость заключается в создании предпосылок дальнейшего развития эффективных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, как для каждого школьника, так и для конкретной группы.

Цель данной работы - формирование позитивного отношения к физической культуре современных школьников, имеющих разнообразные личностные особенности, отличающиеся уровнем физической активности, физической подготовленности и физического развития, на основе обоснования эффективности внедрения программ, основанных на выявлении и анализе данных особенностей.

На данном этапе исследования основной задачей являлось экспериментальное обоснование технологии формирования позитивного отношения к физической культуре учащихся 5-9 классов.

Выборку исследования составили учащиеся Санкт-Петербургских общеобразовательных школ 5-9 классов, различного пола (500 человек). Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе. Для решения поставленных задач и достижения целей исследования в работе использованы разнообразные методики, обеспечивающие получение необходимых данных, а также качественный и количественный анализ данных.

Исследование показало, что в мотивационной сфере школьников все взаимосвязано: при воспитании одних мотивов неизменно затрагиваются и воспитываются другие. Поэтому, при целенаправленном воспитании позитивного отношения к физической культуре и своему здоровью школьников, по всей видимости, педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом.

Результаты анкетирования в разных школах показали, что отношение учащихся к физической культуре носит дифференцированный характер не только в разных школах, но и в разных классах одной школы. Она определяется, по всей видимости, особенностями учебно-воспитательной работы в школе и в каждом конкретном классе: методикой проведения уроков, личностными особенностями и стилем работы учителя и классного руководителя, особенностями воспитательной работы в классе, особенностями взаимоотношений между учащимися и педагогом, особенностями физкультурно-спортивной базы школы.

Однако проведенный кластерный анализ позволил интегрировать социально-психологические факторы мотивационных предпочтений школьников к физкультурно-спортивной деятельности в три блока, отражающих специфику мотивационной сферы школьников, и позволяющего произвести распределение учащихся с целью дальнейшего анализа данной сферы в связи с другими показателями. Каждый блок характеризует особенности и направленность мотивационных компонентов соответствующей группы школьников.

Социальный блок объединяет такие социально-психологические факторы как: социальное признание, социализация, удовольствие, нервное напряжение, соперничество, культура, развитие. Школьники, имеющие выраженность социального блока мотивационной структуры отношения к физической культуре в физкультурно-спортивной деятельности, по сути, ориентированы на самореализацию. Вошедшие в этот блок имеют субъективное стремление проявить свои способности и сравнить их со сверстниками, получить признание своих достижений. Физкультурно- спортивная деятельность может рассматриваться ими, в

данном случае, как возможность провести время с друзьями, проявлять физкультурную активность вместе со сверстниками и наслаждаться результатами этой активности, найти новых знакомых и друзей. В качестве критерия удовлетворенности от деятельности может выступать возможность проявить себя, возможность сбросить накопившуюся напряженность и стресс, успешность в соревновательном компоненте, получение нового опыта и знаний.

Блок здоровья включает в себя такие социально-психологические факторы, как: профилактика болезни, вес тела, факторы риска. Школьники, имеющие выраженность блока здоровья мотивационной структуры отношения к физической культуре в физкультурно-спортивной деятельности, по сути, ориентированы на сохранение и укрепление здоровья, имеют в структуре мотивации потребности в физическом совершенствовании. Так же они могут проявлять тенденцию быть излишне застенчивыми, особенно по отношению к своей внешности и физическому развитию. По всей видимости, имея недостаточную физическую подготовленность, низкий уровень физического развития, низкую самооценку или, возможно, отклонения в здоровье обладают направленностью на поиск и использование эффективных средств компенсации данных показателей. Таким образом, наличие в структуре личности мотивов избегания неудач (возникновение болезни, получение травмы) может обуславливать на объективном уровне снижение физической активности, а на субъективном уровне смещение акцентов в сторону положительно-пассивного и положительно-малоактивного отношения к физической культуре.

Блок развития включает в себя такие социально-психологические факторы, как: крепкое здоровье, телосложение, активность, сила и выносливость, координация и гибкость. Ориентирами в процессе деятельности, в данном случае, могут выступать стерео типизированные ценностные характеристики, такие, как наличие крепкого здоровья (долголетие), обладание хорошим телосложением, активной жизненной позицией, а также силой, ловкостью, гибкостью. В физкультурно- спортивной деятельности, скорее всего, будет проявляться стремление быть здоровым, сильным, красивым, ловким, подвижным.

Таким образом, данный блок может детерминировать положительное отношение к физической культуре. Однако существует большая вероятность смещения акцента отношения в декларативное русло. Такие учащиеся могут посредством социальных стереотипов воспринимать вышеперечисленные ценности, как значимые, но как значимые социально, а не индивидуально. То есть, в данном случае для объективного и эффективного усвоения ценностных характеристик физической культуры необходима личная включенность в данную деятельность. В противном случае, со временем, возможно закрепление, при вербально-положительном отношении и реально-пассивного отношения.

Следующий этап исследования, имея опору на ранее полученные результаты, заключался в экспериментальном обосновании технологии формирования позитивного отношения к физической культуре учащихся 5-9 классов. На первом этапе педагогического эксперимента, используя методику исследования мотивационных предпочтений школьников в физкультурно-спортивной деятельности и разработанную шкалу оценки, проведена дифференциация учащихся экспериментальной группы ориентированных, исходя из специфики их психофизического состояния и особенностей отношения к физической культуре, на: 1) укрепление здоровья; 2) общая физическая подготовка; 3) спортивная тренировка.

Далее в течении учебного года в рамках образовательного процесса на уроке физической культуры внедрены методические указания и рекомендации, регламентирующие особенности педагогических воздействий на школьников соответствующих групп. Для учащихся первой группы, ориентированной на укрепление здоровья использовались методические рекомендации, базирующиеся на опыт адаптивной физической культуры. При работе со школьниками блока развития применялись средства и методы общей физической подготовки. Школьники, имеющие выраженность социального блока мотивационной структуры отношения к физической культуре, по сути, стремящиеся к самореализации, работали по программе спортивно-ориентированного физического воспитания.

В процессе эксперимента проводился сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп, соответственно, в начале и в конце учебного года, в конце полугодия. Прирост показателей физического развития, физической активности, удовлетворенности, отношения и физической подготовленности, выявленный на заключительной стадии внедрения, а также результаты сравнительного анализа представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Профили мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Как видно на рисунке 1, у мальчиков экспериментальной группы по отношению к мальчикам контрольной группы имеется значительный прирост показателей. Характер изменений, прежде всего, выражается повышением уровня физической активности, удовлетворенности и положительного отношения к физической культуре. Вероятно, незначительное увеличение показателей физической подготовленности и физического развития объясняется тем, что эти параметры относятся к объективной сфере и, следовательно, требуют более длительной проработки, чем учебный год, в рамках которого проходил эксперимент.

Схожую картину развития показателей, как видно на рисунке 2, демонстрирует и профиль девочек экспериментальной группы. Различие с профилем мальчиков наблюдается лишь в значительно большем приросте параметров физической подготовленности.

Рисунок 2. Профиль девочек контрольной и экспериментальной групп

Общие закономерности у мальчиков и девочек экспериментальных групп показывают, что с развитием субъективной сферы личности школьников, выражающейся в данном случае в изменении характера отношения к физической культуре и удовлетворенности занятиями физическими упражнениями, происходят значимые изменения на поведенческом уровне, определяющиеся уровнем физической активности. Данные тенденции закрепляются в объективной сфере, определяющейся в свою очередь физическим развитием и физической подготовленностью.

В целом изменения профиля учащихся экспериментальной группы носит позитивный характер и может свидетельствовать об успешном внедрении разработанной технологии. Проведенный педагогический эксперимент показал, что распределение учащихся на типологические группы оптимизирует процесс формирования активного отношения к своему здоровью, что в свою очередь может иметь особое значение на пути укрепления здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.

_Q

Список литературы

1. Филиппов, С.С. Спортивный клуб школы: этап становления: Монография / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева. - М.: Советский спорт, 2012. - 176 с.

2. Филиппов, С.С. Анализ коммерческой физкультурно-спортивной организации как социальной системы / С.С.Филиппов, Н.И.Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - Вып. 5 (87), СПб, 2012.

3. Гаврилов, Д.Н. Движение, здоровье, образ жизни: методическое пособие/Д.Н. Гаврилов, А.В.Малинин. - СПб.: Петрополис, 2010. - 187 с.

S

U3

А

References

1. Filippov, S. S. Sports club schools: stage of development: Monograph / S. S. Filippov, T N. Karamysheva. - M.: Soviet sport, 2012. - 176 p.

2. Filippov, S. S. Analysis of commercial sports organization as a social system / S. S. Filippov, N. And.Antonova // scientific notes of University named after P. F. Lesgaft. - Vol. 5 (87), Saint-Petersburg, 2012.

3. Gavrilov, D. N. Movement, health, lifestyle: methodical manual / D. N. Gavrilov, A.V. Malinin. - SPb.: Petropolis, 2010. - 187 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.