Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА А.Г. КНОРРЕ СПбГПМУ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА А.Г. КНОРРЕ СПбГПМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
цифровизация медицинского образования / цифровая педагогика / дистанционное обучение / комбинированная модель обучения / цифровая образовательная среда / видеолекции
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галина Николаевна Визичканич, Марина Юрьевна Скворцова, Владимир Гарибальдиевич Кожухарь, Мария Владимировна Петялина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА А.Г. КНОРРЕ СПбГПМУ»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА А.Г. КНОРРЕ СПбГПМУ

© Галина Николаевна Визичканич, Марина Юрьевна Скворцова, Владимир Гарибальдиевич Кожухарь, Мария Владимировна Петялина

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

E-mail: vizichkanich@rambler.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация медицинского образования; цифровая педагогика; дистанционное обучение; комбинированная модель обучения; цифровая образовательная среда; видеолекции.

Введение. Процесс цифровизации активно идет в учебных заведениях России [2, 4]. Под цифровизацией понимают процесс трансформации информации в цифровую форму для ее более эффективного использования в разных областях человеческой деятельности и формирования новых коммуникативных и познавательных возможностей [1]. Резкая полная цифровизация образовательного процесса вынужденно произошла на фоне пандемии COVID-19 [2], рядом авторов проанализированы положительные и отрицательные аспекты такого резкого перехода [5, 6]. Результаты этих исследований показали, что для оптимизации учебного процесса целесообразно использовать комбинированный подход [3].

Целью данной работы является анализ опыта реализации комбинированной модели обучения в сфере университетского медицинского образования путем внедрения цифровых технологий и интернет-ресурсов.

Материалы и методы. Цифровая образовательная среда на кафедре гистологии и эмбриологии им. профессора А.Г. Кнорре реали-зовывалось различными способами:

1. Демонстрация фотографий гистологических препаратов. Сотрудниками кафедры были оцифрованы микропрепараты из кафедральной коллекции. Некоторые из них уникальны, сделаны еще во времена А.Г. Кнорре. Занятия стали сопровождаться презентациями, которые студенты видят на большом экране [3].

2. Запись учебных видеоматериалов (видеолекций) по темам практических занятий. Нами были выбраны следующие программы: Power Point для создания презентаций,

графические редакторы Paint и Gimp для создания схем, OBS Studio для записи видеоматериала, OpenShot Video Editor для редактирования видеофайла.

3. Использование интернет-площадок для контроля усвоения материала. С этой целью для студентов создавались задания при помощи интернет-ресурса Google Формы.

4. Использование социальной сети и видеохостинга для взаимодействия со студентами. Используя группу ВКонтакте, кафедра может своевременно передавать необходимую информацию студентам. В группе ВКонтак-те, помимо видео, размещались также схемы, иллюстрации, опросники, расписания отработок и пересдач и т.д. Видео были размещены также на видеохостинге YouTube, канал назван Osteoclassno. Студенты охотно пользуются этим ресурсом. Сейчас на канале более 8000 подписчиков, среди них не только студенты нашего университета. Для получения обратной связи со студентами мы использовали методику социологического опроса. Опросник заполняли студенты первого курса лечебного и педиатрического факультетов. Всего было опрошено 98 студентов первого курса лечебного и педиатрического факультетов. Студентам предлагались следующие вопросы:

1. Считаете ли вы качество микрофотографий, используемых на кафедре, приемлемым для обучения гистологии?

2. Помогают ли вам видеолекции в освоении материала?

3. Какие типы видеолекций вы бы хотели использовать в будущем?

4. На какие темы?

FORCIPE

ТОМ 6 СПЕЦВЫПУСК 3 2023

ISSN 2658-4174

5. Считаете ли вы, что внедренные на кафедре цифровые методы обучения повысили эффективность учебного процесса?

6. Какие недостатки, на ваш взгляд, имеет комбинированный подход в образовании?

7. Какие рекомендации и пожелания по организации на кафедре комбинированного подхода есть у вас?

Результаты. По результатам опроса 95% студентов оценивают качество микрофотографий препаратов кафедры как «отличное». 5% оценили качество препаратов как «нормальное».

100% опрошенных студентов первого курса утвердительно ответили на вопрос о том, помогают ли им видеолекции в освоении курса.

По мнению 55% опрошенных студентов тип видео, в котором преподаватель рисует в графическом редакторе и одновременно рассказывает, более эффективен и нагляден, чем простое видео с презентацией. 10% опрошенных хотели бы помимо озвученной презентации видеть и самого преподавателя. 35% студентов считают, что все форматы видеозаписей приемлемы, главное их содержание.

Вопрос о темах новых видеолекций у студентов вызвал затруднение, они выразили это разными формами ответа «на усмотрение преподавателя» (40%); среди пожеланий были такие как видео об эмбриональном развитии систем органов, о разных типах барьеров в организме и гистофизиологии отдельных клеток тканей, а также увеличение количества видеолекций по цитологии.

Все опрошенные студенты поддерживают внедренные на кафедре цифровые методы обучения и считают, что они повысили эффективность учебного процесса.

Среди недостатков цифровизации образования 20% студентов отметили следующие: необходимость наличия Интернета и оборудования для просмотра видео, усталость от компьютера — проблемы, с которыми сталки-

ваются многие пользователи. Остальные 80% опрошенных считают, что у комбинированного метода нет недостатков.

На вопрос о пожеланиях и рекомендациях по организации комбинированного обучения студенты не смогли дать конкретного ответа.

Все опрошенные студенты поддержали курс кафедры на создание своей цифровой образовательной среды.

Заключение. В результате, созданная нами модель комбинированного обучения была успешно интегрирована и позволила создать на кафедре свою цифровую образовательную среду. Студенты позитивно восприняли переход кафедры на комбинированную модель. Повысилась эффективность работы кафедры и качество учебного процесса.

Литература

1. Гнатушина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты. Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №8.

2. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1.

3. Кожухарь В.Г., Скворцова М.Ю. Учебный процесс на кафедре гистологии и эмбриологии им. Профессора А.Г. Кнорре: традиции, современность и перспективы. Медицина и организация здравоохранения. 2021. Том 6, № 1. С. 26-33.

4. Петришев И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ. МНКО. 2019. № 6 (79).

5. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. № 1.

6. Скворцова М.Ю., Визичканич Г.Н., Кожухарь В.Г. Положительные и отрицательные моменты дистанционного обучения по опыту преподавания кафедры гистологии и эмбриологии им. профессора А.Г. Кнорре СПбГПМУ. Медицина и организация здравоохранения. 2022. Т. 7, № 2.

FORCIPE

VOLUME 6 SUPPLEMENT 3 2023

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.