Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
МИКРОПРЕПАРАТЫ / СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП / ЦИФРОВОЙ ФОРМАТ / АНИМАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Скворцова Марина Юрьевна, Кожухарь Владимир Гарибальдиевич, Миронов Тимофей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ НА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ»

Abstracts Nationwide Scientific Conference "Anatomy and Surgery: 22 The common path of development - the heritage of national medicine"

использование инновационных методов в преподавании на морфологических кафедрах

Скворцова Марина Юрьевна, Кожухарь Владимир Гарибальдьевич, Миронов Тимофей Иванович

Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет. 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2 Ключевые слова: микропрепараты, световой микроскоп, цифровой формат, анимация.

В течение многих лет основным методом изучения препаратов на микроскопическом уровне являлось их рассмотрение и зарисовка с использованием светового микроскопа. Этот метод имеет свои преимущества, т.к. студенты получают навыки самостоятельной работы с микроскопом. Однако, в связи с тем, что микроскопы быстро выходят из строя, а микропрепаратов высокого качества, на которых хорошо различимы необходимые структуры, недостаточно и, кроме того, они недолговечны, поскольку выцветают, разбиваются в процессе использования и теряются студентами, целесообразно применение современных инновационных технических средств, таких как мультимедиа и анимация. На практических занятиях возможно использование метода "микроскоп — окуляр — камера — проектор" с выведением изображения на экран. Для этого необходимо перевести в цифровой формат микропрепараты хорошего качества, которые предстоит изучать и зарисовывать студентам после выведения изображений этих препаратов на большой экран. Данный метод имеет свои недостатки, в частности, студенты не приобретают навыков самостоятельной работы с микроскопом и микропрепаратами. В то же время, студенты видят и зарисовывают препараты в наилучшем качестве. На зачетных и диагностических занятиях также возможно проводить опрос студентов по цифровым изображениям микропрепаратов, выведенных на экран монитора или плазменную панель, но для этого необходимо иметь большой набор отцифрованных изображений препаратов по различным темам при разных увеличениях и методах обработки и окраски. Конечно, для студентов, которые в дальнейшем планируют работать гистологами, патоморфологами и лаборантами, обучение с использованием микроскопа безусловно является необходимым и обязательным. На лекциях демонстрация отцифрованных препаратов имеет еще большее значение, т.к. бумажные таблицы и плакаты плохо видны студентам с последних рядов и, кроме того, в ряде случаев трансляция лекций идет и на другую аудиторию.

Особенно важно использование на лекциях качественной анимации. Например, можно наглядно продемонстрировать механизм сокращения мышечного волокна, начиная с выделения ионов кальция из саркоплазматической сети, в результате чего изменяется конфигурация тро-понинового комплекса и формируются актиново-миозиновые контакты, после чего головки молекул миозина отклоняются и происходит скольжение актиновых филаментов вдоль миози-новых филаментов. Все эти процессы в их реальной последовательности можно показать в движении в трехмерном пространстве с помощью метода анимации. Такое изображение более понятно для восприятия студентов, вызывает интерес аудитории и лучше запоминается. С помощью анимации также возможно продемонстрировать перемещение клеток в различных эпителиальных тканях в процессе физиологической и репаративной регенерации, механизмы миграции макрофагов и первичных половых клеток, деление клеток, различные сложные морфо-генетические процессы при развитии зародыша (в разделе эмбриологии) — т.е. все процессы, при которых происходят перемещения различных структур относительно друг друга, процессы, понимание которых требует хорошего пространственного воображения.

forcipe

том 2 спецвыпуск 2 2019

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.