УДК 616.6:378.147
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ Лабузов Д.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В сообщении приводится опыт использования дистанционных образовательных технологий на примере обучения и контроля знаний студентов и повышения уровня профессиональной подготовки преподавателя.
Ключевые слова: дистанционное обучение, курс дистанционного образования, электронная учебная история болезни, обучающая группа в социальной сети.
EXPERIENCE OF DISTANCE EDUCATION IMPLEMENTATION
Labuzov D.S.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article presents experience of using distance-education techniques in training and controlling of students' knowledge and improving teacher's skills.
Key words: distance education, distance education course, e-learning medical history, training group in social network.
Развитие телекоммуникационных сетей и их доступность широкому кругу обучающихся создают условия, когда дистанционное образование в вузе становится весьма привлекательной формой обучения [1]. В настоящий момент студенты в подавляющем большинстве имеют стационарные и мобильные устройства для хранения и использования цифровой информации и доступа к Интернет-ресурсам, поэтому их использование в процесс обучения достаточно удобно.
В обучении студентов в настоящий момент используются несколько элементов дистанционной формы. Один из примеров - это электронная история болезни. На занятии обучающимся предлагается сделать выбор между классическим и электронным вариантом написания учебной истории болезни. Здесь можно указать тенденцию к выбору электронной формы. Помимо традиционных источников информации - осмотр и опрос пациента, изучение оригинала истории болезни с результатами лабораторных исследований, студент получает форму истории болезни, принятую на кафедре в формате Word, так же могут пре-
доставляться результаты дополнительных методов исследования в цифровом виде, например фото-сканы рентгенограмм. Готовую для проверки историю болезни студент приносит на электронном носителе или отправляет по электронной почте. В ходе проверки заполняется форма экспертной оценки и выставляется итоговая оценка. Студенту копируется или высылается проверенный вариант, в котором помечены ошибки и недочеты в виде примечаний, дается ссылка на специальную литературу.
Чаты в социальных сетях являются популярной формой общения среди студентов. С точки зрения дистанционного обучения - так же вполне подходящая форма. При подготовке к предстоящим студенческим конференциям, форумам, олимпиадам создается дискуссия в виде темы в группе социальной сети студенческого научного кружка. В чат выкладывается задание и пояснение к нему - схема или рисунок патологического процесса, схематичный ход операции, рентгенограмма, фото местного статуса, ситуационная клиническая задача и др. После обсуждения и по-
лучения ответов от всех участников дается правильный ответ и разъяснение.
Дистанционные формы обучения делают более доступной профессиональную подготовку по специальности для преподавателей клинических кафедр в современных условиях. Ниже приведен личный опыт дистанционного обучения по вопросам детской урологии. Членство в межрегиональной общественной организации «Интернет форум урологов» существенно расширило спектр возможностей к профессиональному развитию, я получил возможность регулярно изучать актуальную информацию из авторитетных зарубежных источников, имею доступ к онлайн-трансляциям и отчетам научно-практических мероприятий со всего мира и возможность освоить образовательные модули системы непрерывного медицинского образования [2]. В рамках проекта профессионального дистанционного образования UroEdu.ru [3] в 2015 году пройдено несколько курсов дистанционного образования по разным тематикам детской урологии. Курс дистанционного образования «Энурез у детей - современные подходы к диагностике и лечению» и образовательный модуль «Гипогонадизм - управление проблемой» позволили получить полную актуальную информацию по данным направлениям. Курс дистанционного образования «Детская урология - 2015» - это
объемный образовательный модуль в который включены материалы практически по всем разделам детской урологии и анд-рологии. Курс представляет собой цикл повышения квалификации - тематическое усовершенствование - 144 часа по специальности «Урология». В ходе обучения прослушаны 45 лекций ведущих российских и мировых специалистов в области детской урологии с контролем после каждой лекции в виде тестовых заданий, сформированы и представлены онлайн собственные клинические наблюдения по тематикам лекции, пройдено итоговое тестирование по курсу. В данное время осваивается дистанционный курс «Нейро-урология и уродинамика». В итоге получены ценнейшая актуальная информация, которая помогает в профессиональной деятельности и преподавании, и документ установленного образца о повышении квалификации.
Необходимо подчеркнуть, что в подготовке специалиста дистанционное обучение ни в коей мере не заменяет очную форму обучения, работу с пациентом, участие в лечебном процессе. Однако тесное взаимодействие очной подготовки и дистанционного обучения повышает его эффективность, доступность, удобство для обеих сторон, уменьшает бумажный оборот, делает процесс обучения более эффективным.
Литература
1. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Современное дистанционного образования в российском вузе [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. // Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20810 (дата обращения: 01.02.2016).
2. Межрегиональная общественная организация «Интернет форум урологов» [Текст]. // Режим доступа: http://reg.forumurology.ru/about (дата обращения: 01.02.2016).
3. Профессиональное образование в урологии [Текст]. // Режим доступа: http://uroedu.ru (дата обращения: 01.02.2016).