ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
4/2019 | 51
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии
ГОЛУБЕВА
Тамара Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, Тверь
ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор Центра изучения проблем профессионального образования, Москва
Аннотация
Статья посвящена анализу методологических основ и практики интернационализации профессионального образования Финляндии. На основе анализа государственных документов и научных исследований представлен опыт формирования рамки интернационализации национальной системы образования в условиях его интеграции в европейскую систему образования. Рассмотрены особенности планирования и реализации стратегии интернационализации на уровне государства и отдельных учреждений, возможность применения опыта интернационализации высшего образования в профессиональном образовании
Ключевые слова:
интернационализация профессионального образования, европейское профессиональное образование, профессиональное образование Финляндии, образовательная мобильность, экспорт образования
Динамичное развитие современного социума и национальных экономик, рост конкуренции, изменения в сфере занятости населения, новые требования к качеству подготовки рабочих кадров, возрастающая потребность в повышении их мобильности и квалификации являются отражением процессов интернационализации всех сфер жизни общества, в том числе образования.
Современное отечественное среднее профессиональное образование развивается под влиянием процессов глобализации экономики и развития новейших технологий, экономики знаний и интернационализации рынка труда, что во многом определяет его цели, содержание и результат.
Интернационализация представляет собой «объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия» [1, с. 5].
Сущность и проблемы интернационализации профессионального образования в условиях экономики знаний освещены
Голубева Т. А., Олейникова О. Н. Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 51-59. — 001 10.24411/2307-4264-2019-10405.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
в работах отечественных и зарубежных исследователей (Н. М. Аксенова, А. П. Бутенко, Л. А. Вербицкая, А. Г. Грязнова, С. А. Бордунова, В. А. Дер-гачев, К. К. Колин, Н. А. Зима, В. Зуева, В. А. Мау, А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, И. В. Пенькова, М. В. Ченцова, А. А. Ремнев, Ф. Ф. Серебряков, Э. И. Хайруллина, М. Д. Щелкунов и др.).
Сравнительные исследования процессов интернационализации национальных систем профессионального образования для определения сущностных характеристик, методологического обоснования и выявления их адаптационных механизмов с целью внедрения в отечественную систему СПО являются чрезвычайно актуальными.
Основы интернационализации финского профессионального образования и обучения
Первые стратегические шаги в направлении интернационализации профессионального образования и обучения (ПОО) Финляндия сделала еще в 1988-1989 годах, в связи с явным проявлением потребностей национального развития, во многом определивших направление и особенности этого процесса:
- необходимостью устранения разрыва между предложением квалификаций и умений со стороны ПОО и спросом на них на национальном рынке труда;
- возрастанием зависимости финского общества от международных производственных технологий;
- ростом потребности в компетенциях работников для осуществления профессиональной деятельности в международной производственной среде;
- потребностями бизнеса в квалифицированных работниках, подготовленных с учетом международного опыта.
В настоящее время интернационализация декларирована Министерством образования и культуры Финляндии (ФНСО) в качестве неотъемлемой части ПОО. Основанием для планирования и реализации ее стратегии служит анализ состояния внутреннего и международного рынков труда и образовательных услуг.
Весомые выгоды от продвижения стратегии интернационализации финского образования опосредованы весьма значимыми для государства стимулами.
1. Инвестиции в образование для освоения квалификаций высокого уровня в условиях быстро изменяющихся производственных технологий обеспечивают успешное экономическое развитие страны.
2. С помощью интернационализации государство обеспечивает развитие сбалансированного поликультурного финского общества в открытой международной среде.
3. Реализация эффективной стратегии интернационализации обеспечивает возможность активного участия Финляндии в решении современных глобальных проблем.
4. С помощью интернационализации государство осуществляет активную и успешную деятельность в международном бизнесе и промышленности [3].
О
Этапы интернационализации финского образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Этапы Цели Финансирование Достижения
1-й этап 1995-2005 гг. Налаживание взаимодействия партнеров в отдельных проектах Программы: Leonardo da Vinci, Nordplus Государственное финансирование Первые государственные программы развития образования с учетом интернационализации ПОО
2-й этап 2006-2011 гг. Развитие мобильности студентов и преподавателей, формирование сетей ПОО Программы: Lifelong Learning Programme (LLP), Leonardo da Vinci, Nordplus Государственное финансирование Организация партнерств. Определение стратегических целей интернационализации ПОО в государственных программах
3-й этап 2012-2016 гг. Повышение долгосрочной мобильности студентов и преподавателей Программы: Erasmus+, Nordplus Государственное финансирование Интернационали-зация и интеграция активных учебных заведений
4-й этап с 2017 г. по настоящее время Развитие интернационализации в глобальном масштабе Программы: Erasmus+ Государственное финансирование, в том числе за счет экспорта ПОО Расширение международной мобильности студентов ПОО, экспорт образования
Стратегия интернационализации
Разработка стратегии интернационализации ПОО Финляндии осуществляется как на национальном уровне, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. Согласно рекомендациям Финского национального совета по образованию, в каждом учебном заведении разрабатывается собственная стратегия интернационализации и организуется стратегическое планирование. Систематическое планирование международной деятельности и реализация стратегического плана усиливает мотивацию преподавателей и студентов к участию в интернационализации, повышает качество образования, формирует положительный имидж образовательного учреждения.
Как правило, в стратегических планах по интернационализации отражаются практические цели и действия, ресурсы, роли участников и учитываются следующие принципы:
- понимание студентами и преподавателями особенностей поликультурной среды;
- знание ими иностранных языков;
- их способность к работе в разных социокультурных условиях [10, с. 34].
Этапы интернационализации профессионального образования и обучения
В истории интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии можно выделить четыре основных этапа на основании трансформации цели, финансирования и достигнутых результатов (табл.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Как видно из таблицы, первые стратегические шаги в направлении интернационализации образования были предприняты в середине 90-х годов прошлого века. Они были нацелены на формирование взаимодействия учебных заведений, заинтересованных в международном сотрудничестве, что нашло отражение в стратегических государственных программах развития образования. В правительственных документах середины 1990-х и начала 2000-х годов уже появились задачи развития мобильности учащихся и персонала в ПОО для расширения партнерских отношений как в Европе, так и за ее пределами.
Цели, поставленные на период 2011-2016 годов, были направлены на увеличение долгосрочной мобильности студентов на 30% и мобильности преподавателей и тренеров на 20% [7].
Следует отметить, что развитие мобильности всегда находило поддержку со стороны социальных партнеров учебных заведений, ориентированных на экспорт финских промышленных товаров, и студенческих союзов. Мобильности обучающихся ПОО способствовало и то обстоятельство, что национальные квалификационные требования с середины конца прошлого столетия учитывали умения обучающихся для интернационализации.
Долгосрочной мобильности студентов и персонала учебных заведений содействовало включение принципов Европейской системы зачетных единиц (ЕСУЕТ) в финскую систему ПОО и признание Европейской рамки квалификаций, что нашло отражение в учете требований Европейской рамки квалификаций и Национальной рамки квалификаций и способах описания результатов обучения (знаний, умений и компетенций) в учебных программах профессионального образования. При этом признается, что единицы результатов обучения являются неотъемлемой частью квалификаций, освоенных в профессиональном образовании и обучении.
Становлению такой системы содействовало участие Финляндии в 2011 году в европейском проекте апробации ЕСУЕТ, в ходе которой странам-участникам проекта удалось измерить добавленную стоимость, которую создает ЕСУЕТ для мобильности в виде повышения прозрачности результатов обучения и развития партнерских отношений между сферой ПОО и внешней средой. Итоги проекта способствовали повышению качества образования в Финляндии, развитию инновационности и интернационализации образовательных учреждений, модернизации образовательных систем путем обмена передовым опытом и результатами, использованию европейских инструментов, признанию квалификаций, развитию европейского измерения образования и обучения [2]. Достижения предыдущих этапов обеспечили условия для реализации стратегии экспорта финского образования.
Финансирование интернационализации
Финансирование интернационализации ПОО Финляндии осуществляется из государственного бюджета и за счет международных программ.
Международное сотрудничество в ПОО является главным направлением государственного финансирования со стороны Финского нацио-
нального совета по образованию. Оно предоставляется финским образовательным учреждениям ежегодно, начиная с середины 1990-х годов, и является особенно важным стимулом для развития ими международного сотрудничества [9].
Субсидии государства направляются также на развитие мобильности студентов и преподавателей, интернационализацию программ обучения и международные проекты [8]. Обязательным условием при этом должно быть соответствие целей и содержания проектов потребностям развития поликультурного европейского общества и международного рынка труда.
Гранты различных проектов по интернационализации, финансируемые ЕС, координирует Центр международной мобильности. Популярны проекты в области мобильности, целью которых является ознакомление обучающихся и преподавателей с опытом образовательной деятельности в других странах [9].
Первостепенными схемами финансирования интернационализации финского ПОО были и остаются международные программы Erasmus+ и Leonardo da Vinci, которые не только обеспечивают денежные средства для мобильности и сотрудничества, но и способствуют долгосрочному планированию и деятельности партнерств. В установлении сотрудничества стран Северной Европы и стран Балтии также следует отметить существенную роль международной программы Nordplus.
Учет опыта интернационализации высшего образования
В течение нескольких десятилетий интернационализация является одной из ключевых целей финской науки и высшей школы. Государственная политика в области образования, а также собственные стратегии учебных заведений гарантируют результативность и эффективность этого процесса. Опыт интернационализации высшего образования активно применяется в процессе интернационализации ПОО в Финляндии в силу следующих причин.
1. На уровне ЕС цели высшего образования, обозначенные в Болон-ском процессе, соответствуют целям Копенгагенского процесса.
2. Оба процесса учитывают значимость международной мобильности и сотрудничества на уровне ЕС.
3. Оба уровня образования рассматривают интернационализацию в качестве важного фактора повышения качества образования и внедрения международных понятий в национальную систему образования. Мобильность студентов и преподавателей формирует и развивает международные умения, необходимые для рынка труда, и знания, необходимые для меняющегося общества [5].
Вывод о том, что инвестиции в образование имеют положительные эффекты на уровне страны и отдельных граждан, был сделан на основе многолетних исследований о связи между образованием и экономическим ростом государства и общества. Кроме того, исследования позволили сделать заключение о том, что конкурентоспособность рабочей силы Финляндии зависит от качественного образования, которое вносит вклад в экономический рост общества. Немаловажным фактором мотивации к развитию интернационализации стало определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
имиджа вузов с помощью международных рейтингов, информирования в СМИ и осведомленности об этом студентов.
Долгосрочные инвестиции в высшее образование и научно-исследовательскую деятельность привели к росту уровня финских вузов и научных исследований, расширению международного сотрудничества. В начале 21 века Финляндия заняла высокое место в международном рейтинге образовательной, научно-исследовательской, технологической и инновационной деятельности и рассматривается ныне как один из самых успешных примеров в мире в области развития информационного общества и национальной инновационной системы образования.
Сложные функции, связанные с взаимодействием различных субъектов общественной системы, такими как правительства, компании, университеты, научно-исследовательские организации и институты, а также государственная политика и социальные нормы, являются составляющими инновационных систем. Среди них вузы считаются одними из самых важных участников сетевого взаимодействия, поскольку вносят основной вклад в развитие инновационного общества и технологический прогресс Финляндии [6].
Экспорт образования
Очевидно, что Финляндия имеет ряд преимуществ для экспорта своего образования, которые состоят в признании международным сообществом отличных образовательных и научно-исследовательских достижений (например, PISA — Programme for International Student Assessment, Aalto Executive Education); передовых образовательных технологий; результатов в области мониторинга грамотности, счета и решения проблем; успехов в реализации международных программ для иностранных студентов; высоких международных показателей инновационного потенциала страны; в рейтинге глобальной конкурентоспособности финского образования.
В то же время в стране признается, что экспорт образования — это сложный процесс, связанный с переходом от традиции к инновации в условиях рынка.
Опрос провайдеров ПОО, участвующих в экспорте образования из Финляндии, выявил следующие проблемы.
1. Отсутствие у участников процесса опыта и знаний в области маркетинговой деятельности.
2. Недостаточная мотивация ряда учебных заведений к экспортной деятельности.
3. Отсутствие национального координатора.
4. Отсутствие сетевого взаимодействия в процессе экспорта образования.
5. Отсутствие ясного видения процесса экспорта образования [4, с. 37].
Кроме того, одной из проблем Финляндии, сдерживающей экспорт
образования, являлось несовершенство законодательства, устанавливающего определенные ограничения на степень и объем реализации образовательных программ внутри и за пределами страны, что приводило к невозможности создания кампусов за границей и предоставления образовательных сертификатов. Другим заметным препятствием
явилось относительно небольшое количество ресурсов для ведения надлежащей экспортной деятельности. Дискуссионным остается вопрос оплаты обучения иностранных студентов, получающих образование в Финляндии.
Высшие и профессиональные учебные заведения в Финляндии сталкиваются с проблемами интернационализации, аналогичными для малых и средних предприятий, которые выступают в качестве барьеров этого процесса. К ним относятся:
- нехватка оборотных средств для финансирования экспорта образования;
- недостаточное раскрытие возможностей для иностранного бизнеса;
- ограниченная информация для поиска/анализа рынков;
- недостаточные возможности для коммуникации с потенциальными зарубежными клиентами;
- отсутствие надежного иностранного представительства для сопровождения процесса интернационализации образования;
- нехватка управленческого времени для решения проблемы интернационализации;
- недостаточное количество подготовленного персонала для интернационализации;
- сложность согласования интересов конкурентов;
- отсутствие помощи/стимулов со стороны правительства страны;
- чрезмерные транспортные расходы.
К этим проблемам добавляются лингвистические различия и трудности перевода, культурные (социальные нормы, уровень индивидуализма или коллективизма, ценности и обычаи) и экономические факторы (существующие торговые отношения, связи, инфраструктура, местные условия, конкуренция и доверие инвесторов), особенности правовых систем, государственная стабильность и риск нестабильности, импортные тарифы, уровень правовой защиты и налогообложения [6].
В то же время отношение к экспорту образования в стране остается неоднозначным в силу следующих причин:
1. Различные заинтересованные стороны имеют различные определения и видение экспорта образования.
2. Финское образование конкурентоспособно, но процесс его экспорта очень сложен, требует больших человеческих и финансовых ресурсов.
3. Важную роль при экспорте образовательных услуг играют деловые связи и личные контакты, в частности необходимость налаживания конструктивных партнерских отношений и выхода на устойчивые рынки.
4. Отношение к экспорту образования в Финляндии является как негативным, так и позитивным, что свидетельствует о стремлении финских экспортеров добиться успеха в интернационализации финского образования.
5. Поскольку клиенты являются наиболее важным элементом в процессе интернационализации образования, финские экспортеры должны сосредоточиться на создании и поставке продуктов, которые отвечают потребностям и ожиданиям клиентов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таким образом, Финляндия имеет сильные и слабые стороны ноу-хау процесса интернационализации на национальном уровне, в нем участвует много заинтересованных сторон, что свидетельствует о значительном потенциале страны для осуществления образовательной экспортной деятельности [4].
Перспективы развития интернационализации ПОО
Наиболее актуальным вопросом для провайдеров финского ПОО в процессе интернационализации является начавшееся в 2018 году реформирование системы ПОО и квалификаций, а также сокращение национального финансирования ПОО. Результаты таких изменений оказывают негативное влияние на способность учреждений ПОО предоставлять за счет собственных средств возможность мобильности обучающимся.
Однако негативные последствия, как ожидается, будут краткосрочными, а реформа позволит обеспечить большую индивидуализацию и гибкость программ, создать универсальные условия обучения, сделать систему более привлекательной и в долгосрочной перспективе повысить возможности для мобильности.
Прогнозируется увеличение финансирования по программам Егазшш+ и новым международным программам Европейского Союза в 2021-2027 годах. Кроме того, новые подходы к интернационализации, например виртуальное сотрудничество, могут смягчить последствия сокращения государственного финансирования.
Растет интерес и к совместным квалификациям двойных степеней с другими европейскими странами, что позволяет улучшить долгосрочную мобильность студентов и углубить сотрудничество между учреждениями. Такой опыт уже имеется в сфере гостиничного и туристического бизнеса и управления, он интересен и для новых секторов, таких как музыка и искусство, а также для некоторых технических секторов.
Идеология и практика интернационализации ПОО Финляндии основана на согласовании европейских и национальных целей развития профессионального образования. В настоящее время экспорт обучения и образования ПОО из Финляндии увеличивается, интерес к обучению и квалификации, предоставляемым финскими колледжами ПОО, растет во всем мире. По оценкам, эта тенденция будет развиваться, оказывая влияние и на сами колледжи, привнося еще одно измерение в международную деятельность финских учреждений ПОО [7].
Опыт стратегического планирования и реализации интернационализации в ПОО имеет свои особенности, обусловленные его органической связью с потребностями национальных производителей. Российским исследователям необходимо сосредоточиться на определении теоретических подходов для использования интернационализации в отечественной системе профессионального образования.
Литература
1. Аксенова Н. М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования. — М.: Логос, 2014. — 120 с.
2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. Система зачетных единиц для профессионального образования: метод. рекомендации. — СПб.: Вектор Два, 2014. — 104 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ido.spbstu.ru/userfiles/files/pdf/science/Sistema-ZE.pdf (дата обращения — 11.07.19).
3. Cedefop. Vocational education and training in Finland: short description. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. — 79 p.
4. El Cheikh W. Productising Finnish education for export: The barriers and enablers of internationalisation. A multiple case study: Fifteen members of future learning Finland. — Aalto University, 2015. — 127 p. Available from: https://aaltodoc.aalto.fi/bitstream/handle/123456789/19271/hse_ ethesis_14170.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения — 09.08.19).
5. Eurypedia. European Encyclopedia on National Education Systems, 2014. Available from: https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index. php/Finland:Early_Childhood_and_School_Education_Funding (дата обращения — 16.07.19).
6. Key figures on Vocational Education and Training in Finland. Reports and surveys 2019:7. — Finnish National Agency for Education, 2019. — 82 p. Available from: https://www.oph.fi/sites/default/files/documents/key_figures_ on_vocational_education_and_training_in_finland_0.pdf (дата обращения — 11.08.19).
7. Saarinen M. Internationalisation of vocational education and training in Finland. Available from: https://www.bibb.de/en/83146.php (дата обращения — 11.08.19).
8. The Finnish National Board of Education, 2014. Available from: http:// www.oph.fi/rahoitus/valtionavustukset (дата обращения — 29.07.19).
9. The Finnish National Board of Education, 2014. Available from: http:// www.oph.fi/saadokset_ja_ohjeet/laadunhallinnan_tuki/laatupalkinnot/ ammatillisen_koulutuksen_laatupalkinto (дата обращения — 11.05.19).
10. The Finnish National Board of Education, HAMK University of Applied Sciences, CIMO Laatua ja vaikuttavuutta kansainvalistymisen johtamiseen. Ammatillisen peruskoulutuksen kansainvalistymisen nykytila, 2008. Available from: http://www.oph.fi/download/46482_laatua_ja_vaikuttavuutta_kansain-valistymisen_johtamiseen.pdf (дата обращения — 07.05.19).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА