Научная статья на тему 'Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии'

Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернационализация профессионального образования / европейское профессиональное образование / профессиональное образование Финляндии / образовательная мобильность / экспорт образования / internationalization of vocational education / European vocational education / Finnish vocational education / educational mobility / export of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Тамара Алексеевна, Олейникова Ольга Николаевна

Статья посвящена анализу методологических основ и практики интернационализации профессионального образования Финляндии. На основе анализа государственных документов и научных исследований представлен опыт формирования рамки интернационализации национальной системы образования в условиях его интеграции в европейскую систему образования. Рассмотрены особенности планирования и реализации стратегии интернационализации на уровне государства и отдельных учреждений, возможность применения опыта интернационализации высшего образования в профессиональном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Vocational Education and Training in Finland

The article is devoted to the analysis of methodological foundations and practice of internationalization of professional education in Finland. Based on the analysis of state documents and research presents the experience of forming the frame of internationalisation of the national education system in terms of its integration into the European education system. The features of planning and implementation of the strategy of internationalization at the level of the state and individual institutions, the possibility of applying the experience of internationalization of higher education in vocational education are considered.

Текст научной работы на тему «Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

4/2019 | 51

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии

ГОЛУБЕВА

Тамара Алексеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, Тверь

ОЛЕЙНИКОВА Ольга Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор Центра изучения проблем профессионального образования, Москва

Аннотация

Статья посвящена анализу методологических основ и практики интернационализации профессионального образования Финляндии. На основе анализа государственных документов и научных исследований представлен опыт формирования рамки интернационализации национальной системы образования в условиях его интеграции в европейскую систему образования. Рассмотрены особенности планирования и реализации стратегии интернационализации на уровне государства и отдельных учреждений, возможность применения опыта интернационализации высшего образования в профессиональном образовании

Ключевые слова:

интернационализация профессионального образования, европейское профессиональное образование, профессиональное образование Финляндии, образовательная мобильность, экспорт образования

Динамичное развитие современного социума и национальных экономик, рост конкуренции, изменения в сфере занятости населения, новые требования к качеству подготовки рабочих кадров, возрастающая потребность в повышении их мобильности и квалификации являются отражением процессов интернационализации всех сфер жизни общества, в том числе образования.

Современное отечественное среднее профессиональное образование развивается под влиянием процессов глобализации экономики и развития новейших технологий, экономики знаний и интернационализации рынка труда, что во многом определяет его цели, содержание и результат.

Интернационализация представляет собой «объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия» [1, с. 5].

Сущность и проблемы интернационализации профессионального образования в условиях экономики знаний освещены

Голубева Т. А., Олейникова О. Н. Опыт интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 51-59. — 001 10.24411/2307-4264-2019-10405.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

в работах отечественных и зарубежных исследователей (Н. М. Аксенова, А. П. Бутенко, Л. А. Вербицкая, А. Г. Грязнова, С. А. Бордунова, В. А. Дер-гачев, К. К. Колин, Н. А. Зима, В. Зуева, В. А. Мау, А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова, И. В. Пенькова, М. В. Ченцова, А. А. Ремнев, Ф. Ф. Серебряков, Э. И. Хайруллина, М. Д. Щелкунов и др.).

Сравнительные исследования процессов интернационализации национальных систем профессионального образования для определения сущностных характеристик, методологического обоснования и выявления их адаптационных механизмов с целью внедрения в отечественную систему СПО являются чрезвычайно актуальными.

Основы интернационализации финского профессионального образования и обучения

Первые стратегические шаги в направлении интернационализации профессионального образования и обучения (ПОО) Финляндия сделала еще в 1988-1989 годах, в связи с явным проявлением потребностей национального развития, во многом определивших направление и особенности этого процесса:

- необходимостью устранения разрыва между предложением квалификаций и умений со стороны ПОО и спросом на них на национальном рынке труда;

- возрастанием зависимости финского общества от международных производственных технологий;

- ростом потребности в компетенциях работников для осуществления профессиональной деятельности в международной производственной среде;

- потребностями бизнеса в квалифицированных работниках, подготовленных с учетом международного опыта.

В настоящее время интернационализация декларирована Министерством образования и культуры Финляндии (ФНСО) в качестве неотъемлемой части ПОО. Основанием для планирования и реализации ее стратегии служит анализ состояния внутреннего и международного рынков труда и образовательных услуг.

Весомые выгоды от продвижения стратегии интернационализации финского образования опосредованы весьма значимыми для государства стимулами.

1. Инвестиции в образование для освоения квалификаций высокого уровня в условиях быстро изменяющихся производственных технологий обеспечивают успешное экономическое развитие страны.

2. С помощью интернационализации государство обеспечивает развитие сбалансированного поликультурного финского общества в открытой международной среде.

3. Реализация эффективной стратегии интернационализации обеспечивает возможность активного участия Финляндии в решении современных глобальных проблем.

4. С помощью интернационализации государство осуществляет активную и успешную деятельность в международном бизнесе и промышленности [3].

О

Этапы интернационализации финского образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Этапы Цели Финансирование Достижения

1-й этап 1995-2005 гг. Налаживание взаимодействия партнеров в отдельных проектах Программы: Leonardo da Vinci, Nordplus Государственное финансирование Первые государственные программы развития образования с учетом интернационализации ПОО

2-й этап 2006-2011 гг. Развитие мобильности студентов и преподавателей, формирование сетей ПОО Программы: Lifelong Learning Programme (LLP), Leonardo da Vinci, Nordplus Государственное финансирование Организация партнерств. Определение стратегических целей интернационализации ПОО в государственных программах

3-й этап 2012-2016 гг. Повышение долгосрочной мобильности студентов и преподавателей Программы: Erasmus+, Nordplus Государственное финансирование Интернационали-зация и интеграция активных учебных заведений

4-й этап с 2017 г. по настоящее время Развитие интернационализации в глобальном масштабе Программы: Erasmus+ Государственное финансирование, в том числе за счет экспорта ПОО Расширение международной мобильности студентов ПОО, экспорт образования

Стратегия интернационализации

Разработка стратегии интернационализации ПОО Финляндии осуществляется как на национальном уровне, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. Согласно рекомендациям Финского национального совета по образованию, в каждом учебном заведении разрабатывается собственная стратегия интернационализации и организуется стратегическое планирование. Систематическое планирование международной деятельности и реализация стратегического плана усиливает мотивацию преподавателей и студентов к участию в интернационализации, повышает качество образования, формирует положительный имидж образовательного учреждения.

Как правило, в стратегических планах по интернационализации отражаются практические цели и действия, ресурсы, роли участников и учитываются следующие принципы:

- понимание студентами и преподавателями особенностей поликультурной среды;

- знание ими иностранных языков;

- их способность к работе в разных социокультурных условиях [10, с. 34].

Этапы интернационализации профессионального образования и обучения

В истории интернационализации профессионального образования и обучения Финляндии можно выделить четыре основных этапа на основании трансформации цели, финансирования и достигнутых результатов (табл.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Как видно из таблицы, первые стратегические шаги в направлении интернационализации образования были предприняты в середине 90-х годов прошлого века. Они были нацелены на формирование взаимодействия учебных заведений, заинтересованных в международном сотрудничестве, что нашло отражение в стратегических государственных программах развития образования. В правительственных документах середины 1990-х и начала 2000-х годов уже появились задачи развития мобильности учащихся и персонала в ПОО для расширения партнерских отношений как в Европе, так и за ее пределами.

Цели, поставленные на период 2011-2016 годов, были направлены на увеличение долгосрочной мобильности студентов на 30% и мобильности преподавателей и тренеров на 20% [7].

Следует отметить, что развитие мобильности всегда находило поддержку со стороны социальных партнеров учебных заведений, ориентированных на экспорт финских промышленных товаров, и студенческих союзов. Мобильности обучающихся ПОО способствовало и то обстоятельство, что национальные квалификационные требования с середины конца прошлого столетия учитывали умения обучающихся для интернационализации.

Долгосрочной мобильности студентов и персонала учебных заведений содействовало включение принципов Европейской системы зачетных единиц (ЕСУЕТ) в финскую систему ПОО и признание Европейской рамки квалификаций, что нашло отражение в учете требований Европейской рамки квалификаций и Национальной рамки квалификаций и способах описания результатов обучения (знаний, умений и компетенций) в учебных программах профессионального образования. При этом признается, что единицы результатов обучения являются неотъемлемой частью квалификаций, освоенных в профессиональном образовании и обучении.

Становлению такой системы содействовало участие Финляндии в 2011 году в европейском проекте апробации ЕСУЕТ, в ходе которой странам-участникам проекта удалось измерить добавленную стоимость, которую создает ЕСУЕТ для мобильности в виде повышения прозрачности результатов обучения и развития партнерских отношений между сферой ПОО и внешней средой. Итоги проекта способствовали повышению качества образования в Финляндии, развитию инновационности и интернационализации образовательных учреждений, модернизации образовательных систем путем обмена передовым опытом и результатами, использованию европейских инструментов, признанию квалификаций, развитию европейского измерения образования и обучения [2]. Достижения предыдущих этапов обеспечили условия для реализации стратегии экспорта финского образования.

Финансирование интернационализации

Финансирование интернационализации ПОО Финляндии осуществляется из государственного бюджета и за счет международных программ.

Международное сотрудничество в ПОО является главным направлением государственного финансирования со стороны Финского нацио-

нального совета по образованию. Оно предоставляется финским образовательным учреждениям ежегодно, начиная с середины 1990-х годов, и является особенно важным стимулом для развития ими международного сотрудничества [9].

Субсидии государства направляются также на развитие мобильности студентов и преподавателей, интернационализацию программ обучения и международные проекты [8]. Обязательным условием при этом должно быть соответствие целей и содержания проектов потребностям развития поликультурного европейского общества и международного рынка труда.

Гранты различных проектов по интернационализации, финансируемые ЕС, координирует Центр международной мобильности. Популярны проекты в области мобильности, целью которых является ознакомление обучающихся и преподавателей с опытом образовательной деятельности в других странах [9].

Первостепенными схемами финансирования интернационализации финского ПОО были и остаются международные программы Erasmus+ и Leonardo da Vinci, которые не только обеспечивают денежные средства для мобильности и сотрудничества, но и способствуют долгосрочному планированию и деятельности партнерств. В установлении сотрудничества стран Северной Европы и стран Балтии также следует отметить существенную роль международной программы Nordplus.

Учет опыта интернационализации высшего образования

В течение нескольких десятилетий интернационализация является одной из ключевых целей финской науки и высшей школы. Государственная политика в области образования, а также собственные стратегии учебных заведений гарантируют результативность и эффективность этого процесса. Опыт интернационализации высшего образования активно применяется в процессе интернационализации ПОО в Финляндии в силу следующих причин.

1. На уровне ЕС цели высшего образования, обозначенные в Болон-ском процессе, соответствуют целям Копенгагенского процесса.

2. Оба процесса учитывают значимость международной мобильности и сотрудничества на уровне ЕС.

3. Оба уровня образования рассматривают интернационализацию в качестве важного фактора повышения качества образования и внедрения международных понятий в национальную систему образования. Мобильность студентов и преподавателей формирует и развивает международные умения, необходимые для рынка труда, и знания, необходимые для меняющегося общества [5].

Вывод о том, что инвестиции в образование имеют положительные эффекты на уровне страны и отдельных граждан, был сделан на основе многолетних исследований о связи между образованием и экономическим ростом государства и общества. Кроме того, исследования позволили сделать заключение о том, что конкурентоспособность рабочей силы Финляндии зависит от качественного образования, которое вносит вклад в экономический рост общества. Немаловажным фактором мотивации к развитию интернационализации стало определение

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

имиджа вузов с помощью международных рейтингов, информирования в СМИ и осведомленности об этом студентов.

Долгосрочные инвестиции в высшее образование и научно-исследовательскую деятельность привели к росту уровня финских вузов и научных исследований, расширению международного сотрудничества. В начале 21 века Финляндия заняла высокое место в международном рейтинге образовательной, научно-исследовательской, технологической и инновационной деятельности и рассматривается ныне как один из самых успешных примеров в мире в области развития информационного общества и национальной инновационной системы образования.

Сложные функции, связанные с взаимодействием различных субъектов общественной системы, такими как правительства, компании, университеты, научно-исследовательские организации и институты, а также государственная политика и социальные нормы, являются составляющими инновационных систем. Среди них вузы считаются одними из самых важных участников сетевого взаимодействия, поскольку вносят основной вклад в развитие инновационного общества и технологический прогресс Финляндии [6].

Экспорт образования

Очевидно, что Финляндия имеет ряд преимуществ для экспорта своего образования, которые состоят в признании международным сообществом отличных образовательных и научно-исследовательских достижений (например, PISA — Programme for International Student Assessment, Aalto Executive Education); передовых образовательных технологий; результатов в области мониторинга грамотности, счета и решения проблем; успехов в реализации международных программ для иностранных студентов; высоких международных показателей инновационного потенциала страны; в рейтинге глобальной конкурентоспособности финского образования.

В то же время в стране признается, что экспорт образования — это сложный процесс, связанный с переходом от традиции к инновации в условиях рынка.

Опрос провайдеров ПОО, участвующих в экспорте образования из Финляндии, выявил следующие проблемы.

1. Отсутствие у участников процесса опыта и знаний в области маркетинговой деятельности.

2. Недостаточная мотивация ряда учебных заведений к экспортной деятельности.

3. Отсутствие национального координатора.

4. Отсутствие сетевого взаимодействия в процессе экспорта образования.

5. Отсутствие ясного видения процесса экспорта образования [4, с. 37].

Кроме того, одной из проблем Финляндии, сдерживающей экспорт

образования, являлось несовершенство законодательства, устанавливающего определенные ограничения на степень и объем реализации образовательных программ внутри и за пределами страны, что приводило к невозможности создания кампусов за границей и предоставления образовательных сертификатов. Другим заметным препятствием

явилось относительно небольшое количество ресурсов для ведения надлежащей экспортной деятельности. Дискуссионным остается вопрос оплаты обучения иностранных студентов, получающих образование в Финляндии.

Высшие и профессиональные учебные заведения в Финляндии сталкиваются с проблемами интернационализации, аналогичными для малых и средних предприятий, которые выступают в качестве барьеров этого процесса. К ним относятся:

- нехватка оборотных средств для финансирования экспорта образования;

- недостаточное раскрытие возможностей для иностранного бизнеса;

- ограниченная информация для поиска/анализа рынков;

- недостаточные возможности для коммуникации с потенциальными зарубежными клиентами;

- отсутствие надежного иностранного представительства для сопровождения процесса интернационализации образования;

- нехватка управленческого времени для решения проблемы интернационализации;

- недостаточное количество подготовленного персонала для интернационализации;

- сложность согласования интересов конкурентов;

- отсутствие помощи/стимулов со стороны правительства страны;

- чрезмерные транспортные расходы.

К этим проблемам добавляются лингвистические различия и трудности перевода, культурные (социальные нормы, уровень индивидуализма или коллективизма, ценности и обычаи) и экономические факторы (существующие торговые отношения, связи, инфраструктура, местные условия, конкуренция и доверие инвесторов), особенности правовых систем, государственная стабильность и риск нестабильности, импортные тарифы, уровень правовой защиты и налогообложения [6].

В то же время отношение к экспорту образования в стране остается неоднозначным в силу следующих причин:

1. Различные заинтересованные стороны имеют различные определения и видение экспорта образования.

2. Финское образование конкурентоспособно, но процесс его экспорта очень сложен, требует больших человеческих и финансовых ресурсов.

3. Важную роль при экспорте образовательных услуг играют деловые связи и личные контакты, в частности необходимость налаживания конструктивных партнерских отношений и выхода на устойчивые рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отношение к экспорту образования в Финляндии является как негативным, так и позитивным, что свидетельствует о стремлении финских экспортеров добиться успеха в интернационализации финского образования.

5. Поскольку клиенты являются наиболее важным элементом в процессе интернационализации образования, финские экспортеры должны сосредоточиться на создании и поставке продуктов, которые отвечают потребностям и ожиданиям клиентов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таким образом, Финляндия имеет сильные и слабые стороны ноу-хау процесса интернационализации на национальном уровне, в нем участвует много заинтересованных сторон, что свидетельствует о значительном потенциале страны для осуществления образовательной экспортной деятельности [4].

Перспективы развития интернационализации ПОО

Наиболее актуальным вопросом для провайдеров финского ПОО в процессе интернационализации является начавшееся в 2018 году реформирование системы ПОО и квалификаций, а также сокращение национального финансирования ПОО. Результаты таких изменений оказывают негативное влияние на способность учреждений ПОО предоставлять за счет собственных средств возможность мобильности обучающимся.

Однако негативные последствия, как ожидается, будут краткосрочными, а реформа позволит обеспечить большую индивидуализацию и гибкость программ, создать универсальные условия обучения, сделать систему более привлекательной и в долгосрочной перспективе повысить возможности для мобильности.

Прогнозируется увеличение финансирования по программам Егазшш+ и новым международным программам Европейского Союза в 2021-2027 годах. Кроме того, новые подходы к интернационализации, например виртуальное сотрудничество, могут смягчить последствия сокращения государственного финансирования.

Растет интерес и к совместным квалификациям двойных степеней с другими европейскими странами, что позволяет улучшить долгосрочную мобильность студентов и углубить сотрудничество между учреждениями. Такой опыт уже имеется в сфере гостиничного и туристического бизнеса и управления, он интересен и для новых секторов, таких как музыка и искусство, а также для некоторых технических секторов.

Идеология и практика интернационализации ПОО Финляндии основана на согласовании европейских и национальных целей развития профессионального образования. В настоящее время экспорт обучения и образования ПОО из Финляндии увеличивается, интерес к обучению и квалификации, предоставляемым финскими колледжами ПОО, растет во всем мире. По оценкам, эта тенденция будет развиваться, оказывая влияние и на сами колледжи, привнося еще одно измерение в международную деятельность финских учреждений ПОО [7].

Опыт стратегического планирования и реализации интернационализации в ПОО имеет свои особенности, обусловленные его органической связью с потребностями национальных производителей. Российским исследователям необходимо сосредоточиться на определении теоретических подходов для использования интернационализации в отечественной системе профессионального образования.

Литература

1. Аксенова Н. М., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Интернационализация, международная интеграция и сотрудничество в области профессионального образования. — М.: Логос, 2014. — 120 с.

2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Аксенова Н. М. Система зачетных единиц для профессионального образования: метод. рекомендации. — СПб.: Вектор Два, 2014. — 104 с. [Электронный ресурс]. URL: https://ido.spbstu.ru/userfiles/files/pdf/science/Sistema-ZE.pdf (дата обращения — 11.07.19).

3. Cedefop. Vocational education and training in Finland: short description. — Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. — 79 p.

4. El Cheikh W. Productising Finnish education for export: The barriers and enablers of internationalisation. A multiple case study: Fifteen members of future learning Finland. — Aalto University, 2015. — 127 p. Available from: https://aaltodoc.aalto.fi/bitstream/handle/123456789/19271/hse_ ethesis_14170.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения — 09.08.19).

5. Eurypedia. European Encyclopedia on National Education Systems, 2014. Available from: https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/index. php/Finland:Early_Childhood_and_School_Education_Funding (дата обращения — 16.07.19).

6. Key figures on Vocational Education and Training in Finland. Reports and surveys 2019:7. — Finnish National Agency for Education, 2019. — 82 p. Available from: https://www.oph.fi/sites/default/files/documents/key_figures_ on_vocational_education_and_training_in_finland_0.pdf (дата обращения — 11.08.19).

7. Saarinen M. Internationalisation of vocational education and training in Finland. Available from: https://www.bibb.de/en/83146.php (дата обращения — 11.08.19).

8. The Finnish National Board of Education, 2014. Available from: http:// www.oph.fi/rahoitus/valtionavustukset (дата обращения — 29.07.19).

9. The Finnish National Board of Education, 2014. Available from: http:// www.oph.fi/saadokset_ja_ohjeet/laadunhallinnan_tuki/laatupalkinnot/ ammatillisen_koulutuksen_laatupalkinto (дата обращения — 11.05.19).

10. The Finnish National Board of Education, HAMK University of Applied Sciences, CIMO Laatua ja vaikuttavuutta kansainvalistymisen johtamiseen. Ammatillisen peruskoulutuksen kansainvalistymisen nykytila, 2008. Available from: http://www.oph.fi/download/46482_laatua_ja_vaikuttavuutta_kansain-valistymisen_johtamiseen.pdf (дата обращения — 07.05.19).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.