Научная статья на тему 'Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции'

Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING / EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / EUROPEAN CREDIT SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING / INTERNATIONAL COOPERATION / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайденко Н.А., Кутепов С.Н.

В статье обобщен опыт Франции, касающийся реформ професси онального образования в контексте Копенгагенского процесса. Проанализированы основные достижения развития ПОО, касающиеся общеевропейских векторов: качество, прозрачность, мобильность, а также его национальные и региональные особенности: сохранение традиционно высоких требований к присуждаемым квалификациям при участии широкого круга социальных партнеров, точечная стратегия. Представлены конкретные направления развития ПОО, которые могут оказаться полезными для отечественной системы профессиональной подготовки в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайденко Н.А., Кутепов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Priorities of Vocational Education and Training in the Context of European Integration: the Experience of France

The experience of France, concerning the reform of vocational education in the context of the Copenhagen process is generalized in the article. The basic achievements of the development of vocational education and training, concerning the pan-European vectors as quality, transparency, mobility are analyzed. The na tional and regional peculiarities of vocational education and training as the preservation of traditionally high requirements for the awarded qualification with the participation of a wide range of social partners and as the targeted strategy are analyzed. The specific directions of development of vocational education and training, which may be useful for the domestic vocational training system in the current conditions are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

С.Н. Кутепов

Ключевые слова:

профессиональное образование и обучение, европейская рамка квалификаций, национальная рамка квалификаций, европейская кредитная система профессионального образования и обучения, международное сотрудничество, мобильность.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОПЫТ ФРАНЦИИ

В статье обобщен опыт Франции, касающийся реформ профессионального образования в контексте Копенгагенского процесса. Проанализированы основные достижения развития ПОО, касающиеся общеевропейских векторов: качество, прозрачность, мобильность, а также его национальные и региональные особенности: сохранение традиционно высоких требований к присуждаемым квалификациям при участии широкого круга социальных партнеров, точечная стратегия. Представлены конкретные направления развития ПОО, которые могут оказаться полезными для отечественной системы профессиональной подготовки в современных условиях

Профессиональное образование и обучение в Европе переживает многолетний кризис. Главные проблемы касаются его качества, доступности, валидности (значимости), портативности ( удобной перемещаемости). Профессиональное образование и обучение (ПОО) повсеместно признается не соответствующим современным требованиям рынка труда, быстро меняющейся экономической и политической конъюнктуре, требованиям социального порядка. Это отмечают исследова-

тели ПОО [1; 5; 6; 7; 8], об этом говорят документы и институции общеевропейских структур [2; 10], статистика также свидетельствует о наличии не решенных до сих пор проблем [4].

При этом в большинстве стран, считающихся лидерами в области современного ПОО (Франция, Финляндия, некоторые страны Бенилюкса, Италия), пытаются модернизировать национальные ПОО. И этот процесс двунаправленный. С одной стороны - децентрализация управления, регионализация, передача главных функций на местный уровень. С другой - деятельность в направлении евроинтеграции, единства стандартов, требований и сертифицирования.

Общеевропейская стратегия реформирования профессионального образования, процесс его интернационализации, а, точнее, европеизации начался достаточно давно. Магистральные направления были обозначены в 2000 г. Лиссабонской стратегией. Начатый в 2002 г. Копенгагенский процесс объединил национальные органы власти и социальных партнеров из 33 европейских стран в совместных усилиях по модернизации национальных систем ПОО. Европейская стратегия в области ПОО направлена главным образом на выработку единых магистральных направлений его развития: единые критерии оценки качества, единые квалификационные рамки, единые инструменты оценивания, признания и сертифицирования, а также прозрачность и мобильность как неотъемлемые характеристики европейского направления развития образования в целом.

23 апреля 2008 г. Европейским Парламентом и Советом принимается Европейская рамка квалификаций (EQF), которая является эффективным инструментом для сравнения, подтверждения и признания академических степеней и других квалификаций в странах ЕС. Основным принципом признания квалификаций является оценка результатов обучения, выраженных в компетенциях [3].

Таблица 1

Европейская рамка квалификаций

Уровень Знания Умения Компетенции

1 Базовые общие знания Базовые умения, требующие выполнения простых заданий Работать или обучаться под непосредственным руководством в структурированной среде

2 Знания базовых фактов в области трудовой деятельности Базовые когнитивные и практические умения, требующие использования соответствующей информации для выполнения простых заданий и решения задач с применением простых правил и инструментов Работать и обучаться под руководством с некоторой степенью автономности

3 Знание фактов, принципов, процессов и общих концепций в области трудовой деятельности или обучения Набор когнитивных и практических умений, необходимых для выполнения заданий и решения задач путем отбора и применения базовых методов, инструментов, материалов и информации Брать на себя ответственность за выполнение заданий в трудовой деятельности или при обучении. При решении задач адаптировать свое поведение к существующим обстоятельствам

4 Фактические или теоретические знания в области трудовой деятельности или обучения Набор когнитивных и практических умений, необходимых для нахождения решений конкретных проблем в сфере трудовой деятельности или обучения Осуществлять самоменеджмент в пределах, ограниченных инструкциями в условиях трудовой деятельности или обучения, которые, как правило, являются предсказуемыми, но подвержены изменениям

5 Всесторонние специализированные фактические и теоретические знания в области обучения или трудовой деятельности и понимание ограниченности этих знаний Широкий диапазон когнитивных и практических умений, необходимый для выработки решений абстрактных проблем/задач Управлять и руководить в условиях трудовой деятельности или обучения при наличии непредсказуемых изменений. Анализировать и совершенствовать собственную деятельность и деятельность других

6 Передовые знания в области трудовой деятельности или обучения, критическое осмысление теорий и принципов Продвинутые умения, демонстрирующие мастерство и инновации, необходимые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области трудовой деятельности или обучения Управлять сложной профессиональной деятельностью или проектами, нести ответственность за принятие решений в непредсказуемых условиях трудовой деятельности или обучения. Нести ответственность за управление профессиональным развитием отдельных лиц и групп

7 Высокоспециализированные знания, часть из которых относится к последним достижениям в области трудовой деятельности или обучения и является основой формирования оригинальных идей и/или проведения исследований; критическое осмысление вопросов в смежных областях знания Умения решать специализированные проблемы, необходимые для проведения исследований и/или внедрения инноваций с целью создания новых знаний и процедур, а также интегрировать знания из различных областей Управлять и преобразовывать контексты трудовой деятельности или обучения, которые являются непредсказуемыми и требуют новых стратегических подходов. Нести ответственность за вклад в профессиональные знания и практическую деятельность и/или за оценку стратегической деятельности команд

8 Самые передовые знания в области трудовой деятельности или обучения в смежных областях Самые передовые и специализированные умения и методы, в том числе синтез и оценка, необходимые для решения важнейших проблем в области исследований и/ или инноваций, а также для решения и переосмысления существующих знаний или профессиональной практики Демонстрировать значительный авторитет, автономию и инновационность, научную и профессиональную цельность, а также устойчивую приверженность разработке новых идей или процессов в передовых областях трудовой деятельности или обучения, включая исследования

В этом же году была разработана и принята европейская кредитная система профессионального образования и обучения ^ОУ^), позволяющая облегчить передачу, признание и накопление приобретенных в течение жизни знаний, умений и компетенций в области профессионального образования и подготовки, подлежащих сертифицированию.

На примере Франции предлагаем проанализировать, каким же образом национальные системы ПОО участвуют в Копенгагенском процессе, в чем состоят успехи, где кроются просчеты и неудачи. В чем состоит их национальный интерес и продвижение ПОО при реализации европейской стратегии.

Традиционно являясь флагманом общеевропейских реформ в области образования последних десятилетий, возглавив Болонский процесс, Франция не смогла остаться в стороне и от Копенгагенского. Основные реформы пришлись на 2002-2014 гг. Именно в этот период принимаются наиболее значимые решения и проводятся реформы ПОО в стране. В 2002 г. на волне модернизации ПОО во Франции была начата национальная программа сертификации, а к 2009 г. была создана Национальная рамка квалификаций (RNCP) нового поколения с учетом европейских тенденций развития ПОО, продиктованных Копенгагенским процессом, тенденций к открытости, прозрачности, мобильности.

Таблица 2

Национальная рамка квалификаций

Уровень Характеристика Индикаторы

V Персонал, выполняющий работу, требующую квалификации, подтвержденной профессиональными дипломами САР, ВЕР, ŒPA Этот уровень соответствует квалификации, требующей выполнения определенной деятельности с использованием инструментов и технологий, которые ей соответствуют. Эта деятельность касается работы под руководством, которая содержит элементы автономности в использовании инструментов и технологий

IV Персонал, занимающий должность мастера или высококвалифицированного рабочего, обладающего подготовкой, соответствующей диплому ВР, ВТ, ВАС PRO, BAC TECHNO Этот уровень соответствует квалификации, требующей большего объема теоретических знаний, чем на предыдущем уровне. Эта деятельность относится главным образом к самостоятельному выполнению технической работы, включающему ответственность, руководство и координацию

III Персонал, выполняющий работу, требующую квалификации, подтвержденной дипломами IUT, BTS или диплома первого цикла высшего образования Квалификация соотносится со знаниями и умениями высокого уровня, требующими постижения научных основ в определенной области для осуществления автономной деятельности руководителя, отвечающего за принятие независимых и взвешенных решений

II Персонал, обладающий дипломами первого и второго цикла высшего образования (Licence, Maitrise) На этом уровне осуществляется профессиональная деятельность наемного работника или работника свободной профессии, предусматривающая владение научными основами профессии, что ведет к автономности в указанной деятельности

I Персонал, обладающий дипломами второго третьего цикла высшего образования (Maitrise; Doctorat) В дополнение к владению научными основами профессиональной деятельности данная квалификация предполагает руководство научными исследованиями

Эта рамка предъявляет единые требования к квалификациям, получаемым как в государственном, так и в частном секторе ПОО, на различных уровнях (начальное профессиональное, непрерывное профессиональное, высшее профессиональное образование), на различных траекториях обучения (формальное, неформальное, информальное образование, обучение на протяжении всей жизни).

При создании RNCP были учтены интересы основных субъектов, наделенных полномочиями присваивать квалификации и выдавать дипломы в стране: Министерства образования, профильных министерств, различных палат и профессиональных партнерских структур.

Директива об автоматической транскрипции национальных квалификационных документов в европейское приложение в системе Europass (www. ploteus.net) демонстрирует, что использование ECVET в ПОО страны к этому времени стало неоспоримым фактом. Прогрессивное внедрение системы ECVET совместно со странами-партнерами (Германией, Бельгией, Испанией и др.) в рамках проекта Леонардо да Винчи особенно касается IV EQF (BAC PRO) контекста следующих направлений подготовки: туристиче-ско-гостиничный сервис, бухгалтерия и секретариат, уход и обслуживание населения, электроника, строительство.

Следующим этапом реализации общеевропейских стратегий явился эксперимент по приведению в соответствие национальной и европейской

рамки квалификаций. Работа была закончена в 2010 г. и осуществлялась, в том числе, посредством участия в проекте Леонардо да Винчи «EQF network testing». Несмотря на стремление разработчиков скрупулезно установить соответствие между французскими и европейскими уровнями, что называется «тютелька в тютельку», этого не получилось. Основные трудности, с которыми столкнулись разработчики, касались непосредственно структуры и содержания национальной рамки. Ее дескрипторы были разработаны в дискурсе рынка труда, тогда как дескрипторы европейской рамки начинались со «знаний». Французская специфика состояла и в том, что национальная 5-уровневая рамка не позволила даже самым низшим ее уровням найти соответствия с 1-м и 2-м уровнями 8-уровневой европейской рамки. Дело в том, что во Франции никакой, даже самый низший уровень квалификации не может быть ниже уровня, который определен Министерством образования. При этом существовали некоторые трудности, касающиеся традиционно сложившейся во Франции системы исчисления уровней. Самый высший - это первый, затем счет идет по убывающей. Особого решения потребовали поиски соответствия, касающиеся сравнения квалификаций среднего медицинского персонала, дипломы которого во Франции очень высокого уровня. Также специальное решение потребовалось для позиционирования национального диплома мастера, находящегося в ведении Промышленно-ремесленной палаты. Несмотря на то, что национальная рамка расположила его на 3-м уровне, соответствие ему нашлось на 6-м уровне европейской рамки. При этом было принято решение, что за основу принимаются европейские дескрипторы (знания, умения, компетенции) с элементами национальной интерпретации. В процессе согласования квалификаций были обнаружены возможности в разных профессиональных контекстах использовать разные наборы дескрипторов, причем даже разных уровней квалификации. В основном это касается согласования между 3-5-м уровнями. Уровни 7 и 8 RQF однозначно соответствовали второму и третьему циклу высшего образования во Франции в контексте Болонских рекомендаций и национальной стратегии LMD развития высшего образования в стране.

Таким образом, сопоставление состоялось. Национальная квалификационная рамка представлена в соответствии с RQF в таблице 3.

Таблица 3

Соответствие национальной и европейской рамки квалификаций

RNCP RQF

1 8

1 7

2 6

3 5

4 4

5 3

Нет эквивалента 2

Нет эквивалента 1

Хотелось бы также остановиться и на реальной практике международного сотрудничества Франции в области профессионального образования. Так в октябре 2008 г. в Берси под Парижем прошел беспрецедентный по масштабам форум учащихся системы ПОО Франции и Европы. В форуме приняли участие 12500 учащихся из 27 стран ЕС, члены французской постоянно действующей ассамблеи при Ремесленной палате (APCM), члены художественной палаты, педагогическое сообщество, члены правительств и чиновники ЕС высокого ранга - Кристин Лагар и Эрве Новели. Участников приветствовал президент Н. Саркози, который предложил сделать девизом форума в Берси мобильность ПОО.

Обсуждаются вопросы расширения вертикальных рамок программы Еразмус, которая должна быть сориентирована не только на студентов, но и на учащихся профессиональных учебных заведений. На повестке дня -организация ученических обменов в таких специализациях, как художественный промысел, коммерция, гостиничное дело, строительство, сфера обслуживания и т.д.

Дело в том, что во Франции малый и средний бизнес в области ремесленного производства является одним из самых динамично развивающихся секторов промышленности и сельского хозяйства. В структуре национальной системы ПОО прочное место занимают центры производственного ученичества (CFA) наряду с профессиональными лицеями (LP). Именно они удовлетворяют потребность в профессиональных кадрах. Именно эти учебные заведения оказываются в зоне повышенного внимания форума в Берси. Было заявлено, что, несмотря на участие Франции в европейской программе «Обучение и образование на протяжении всей жизни 2007-2013» (FTLV), проведение общенациональных реформ системы ПОО, для вышеназванных учебных заведений существуют большие проблемы в

области внедрения ECVET, что затрудняет прозрачность, сопоставимость результатов обучения и тем самым затрудняет процесс мобильности. Для решения обозначенных проблем европейский союз малых и средних ремесленных предприятий (UEAPME) в лице председателя комиссии UEAPME по профессиональному образованию и подготовке Алена Гризе (Франция) предложил ряд мер, касающихся согласования учебных планов учебных заведений ПОО, разработки критериев эквивалентности дипломов, что должно активизировать процесс мобильности учащихся ПОО [9].

Таким образом, была предложена точечная стратегия, направленная на «прицельное» совершенствование системы ПОО в отдельных странах и регионах в зависимости от потребностей выхода на международный уровень сотрудничества. Регионализация мобильности становится во Франции ведущим трендом в реализации Копенгагенского процесса и характеризует тенденцию к децентрализации международного сотрудничества.

Результатом данной стратегии явился договор между австрийской, болгарской сторонами и CFA департамента Эндр и Луара (Indre-et-Loire). Речь идет о подготовке специалистов в области кондитерского дела и хлебопечения. Этот договор был заключен не случайно. Департамент верхней Луары исторически знаменит своим кондитерским производством, пекарями и кондитерами, а также связанными с этим достопримечательностями, например, музеем сахара. Венская традиция кондитерства равно, как и болгарская культура производства сладостей, явились прочным фундаментом в развитии сотрудничества в подготовке специалистов в данной области с выходом данной деятельности на межгосударственный уровень. Это явно положительная тенденция в децентрализованном процессе развития французских территорий. Экономические традиции регионов зачастую тормозят профессиональную мобильность и во многом не отвечают современным запросам молодежи в области профессионального образования. Наш пример показывает, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

Сотрудничество между сторонами было осуществлено на основе программы Леонардо да Винчи, которая направлена на содействие трансграничному профессиональному обучению. Для проходящих профессиональную подготовку или уже закончивших ее предоставляется возможность углубления своих знаний за границей. Такая возможность предоставляется и преподавателям, которые в рамках проектов по обмену знакомятся с системами и практикой ПОО в других странах ЕС. При этом проекты организуются не самим ЕС, а учреждениями или организациями в конкретных

странах. Затем они получают финансирование из Брюсселя. В рассматриваемом случае это предполагало партнерское участие не только субъектов ПОО, т.е. учащихся и педагогов CFA, но и представителей промышленных предприятий, задействованных в программе европейской мобильности ПОО. Политическое и экономическое руководство обеспечивается на уровне ЕС, региональных административных органов каждой из стран, представителей ремесленных палат и администрации проекта Леонардо да Винчи. На уровне департамента Эндр и Луара была обеспечена вся инфраструктура реализации соглашений: кампус для проживания делегаций, производственные площадки предприятий с самыми высокими рейтингами производства и качества продукции. Информация о возможностях и путях реализации сотрудничества была размещена на порталах www.euronaver. net; www.apprentieneurope.fr.

Учащимся CFA, как и производственным подмастерьям, стремящимся получить дипломы III и IV уровней в соответствии с EQF (французский уровень 5-4: CAP, BP, BAC PRO), предлагалось пройти часть обучения (от двух недель до трех месяцев) в аналогичных учебных заведениях стран-партнеров. Этот период обучения включал и время производственного обучения. Результаты обучения в установленные сроки в соответствии с общеевропейскими соглашениями по ПОО накапливаются, переводятся и признаются.

Количественные показатели изменений системы ПОО во Франции в сторону мобильности говорят о следующем. Ежегодно в стране насчитывается порядка 400000 учащихся системы ПОО. Каждый год 1000 французских учащихся ПОО, стремящихся к получению дипломов III (30% учащихся), IV (70% учащихся)) уровня EQF, выезжают за рубеж и проходят часть обучения в странах-партнерах. Более трети из них получают стипендию. 500 человек ежегодно принимает Французская сторона. Среди стран-партнеров: Германия, занимающая 30% сотрудничества в области мобильности ПОО, Великобритания (20%), Италия (15%), Испания (15%), Финляндия (6%). Наиболее востребованные направления подготовки - кулинария (26%), пищевая отрасль (24%), обслуживание населения, мода, красота, медицина (20%), автомобильный транспорт (15%), художественный промысел (9%), дерево и металлообработка (4%), строительство (2%).

Таким образом, очевидно: Франция активно участвует в Копенгагенском процессе, реализуя общеевропейские принципы и рекомендации в области ПОО. Сотрудничество главным образом осуществляется со странами-партнерами, которые граничат с Францией, что облегчает передвижение и

сокращает время перемещения. Однако искомого количественного показателя, который обозначен в Стратегии 2020, она пока не достигла. Это открывает новые горизонты для активизации данной деятельности.

Литература

1. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социокультурной сфере: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008. - 24 с.

2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. 2006 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum. html дата обращения: 30.09.2014

3. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А. А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

4. Обучение на протяжении всей жизни в условиях новой экономики: Доклад Всемирного банка. Предисловие к русскому изданию. М.: Алекс, 2006.

5. Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования. Копенгагенский процесс. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. - 70 с.

6. Орехова Е.Я., Полунина Л.Н. Стратегии модернизации образования в глобальном мире/ Университеты мира как центры научных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции, 2013. С.66-70

7. Raff D. What is the evidence for the impact of National Qualifications Frameworks/ Comparative Education. 2013. С. 143-162

8. Young M. FD. National Qualifications Frameworks as a Global Phenomenon: A comparative perspective. Journal of Education and Work, 16:3, 223-237. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tandfonline.com/loi/cjew20 дата обращения: 30.09.2014;

9. Assemblée permanente des chambres de métiers (APCM) [Электронный ресурс]. URL: http://creation-reprise.artisanat.fr дата обращения: 30.09.2014

10. Le Journal officiel de l'Union européenne (JO) C 100 du 30.04.2009, p. 140. [Электронный ресурс]. URL: publications.europa.eu>official/index_fr.htm дата обращения: 30.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.