Научная статья на тему 'Опыт интеграции учебного и производственного процессов'

Опыт интеграции учебного и производственного процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССОВ / ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Владимир Николаевич, Петрова Ольга Анатольевна

Описан опыт интеграции учебного и производственного npoijeccoe на специальности «Связи с общественностью» УлГТУ. Показано положительное влияние интеграции учебной и производственной деятельности на развитие социокультурных компетенций студентов на примере технических, экономических и гуманитарных специальностей УлГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Владимир Николаевич, Петрова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт интеграции учебного и производственного процессов»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37.012

В. Н. ШАПОВАЛОВ, О. А. ПЕТРОВА

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССОВ

Описан опыт интеграции учебного и производственного процессов на специальности «Связи с общественностью» УлГТУ. Показано положительное влияние интеграции учебной и производственной деятельности на развитие социокультурных компетенций студентов на примере технических, экономических и гуманитарных специальностей УлГТУ.

Ключевые слова: интеграция учебного и производственного процессов, перечень социокультурных компетенций, методика и результаты измерения социокультурных компетенций.

В связи с переходом к инновационному развитию экономики возникает потребность в специалистах нового типа, обладающих не только всеми необходимыми профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и способных к проектированию, разработке и внедрению новых технологий.

Данная проблема носит дискуссионный характер, поэтому интерес представляют не только теоретические модели, но и опыт подготовки специалиста инновационного типа.

В статье описаны некоторые результаты такого опыта. В 2005-2011 гг. в Ульяновском государственном техническом университете (УлГТУ) проводился эксперимент, цель которого - формирование инновационных качеств будущих специалистов на основе интеграции учебного и производственного процессов в сочетании с проблемно-ориентированными практиками.

В середине прошлого десятилетия в вузе назрела необходимость серьёзной модернизации системы корпоративных коммуникаций. Было принято стратегическое решение, что реализация пятилетней программы развития системы внутренних и внешних корпоративных коммуникаций должна осуществляться с использованием потенциала преподавателей и студентов гуманитарных специальностей. Так, в 2005 году на базе кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» была создана научно-исследовательская лаборатория, которая выполняла функции пресс-службы университета.

О Шаповалов В. Н. Петрова О. А., 2012

Интеграция учебного и производственного процессов заключалась в том, что студенты могли получать практический опыт, развивать профессиональные знания и навыки уже во время обучения, занимаясь поиском решения реальных задач, связанных с формированием системы корпоративных коммуникаций вуза.

Встраиваясь в этот процесс с первого курса, студенты осваивали техники написания текстов для корпоративных изданий. По мере накопления опыта в сфере массовых коммуникаций студенты выступили инициаторами создания новых форм аудио- и видеоматериалов об университете.

Сотрудники лаборатории стали организаторами новых литературных конкурсов и фотовыставок, корпоративных мероприятий на уровне вуза и региона.

Поскольку деятельность по формированию системы корпоративных коммуникаций являлась во многом новой для вуза и осуществлялась в условиях ограниченной ресурсной базы, она способствовала активизации творческого процесса, генерированию творческих идей и развитию командного принципа организации труда.

В результате в кратчайшие сроки была создана многоуровневая система корпоративных изданий, включавшая 13 газет университетского, факультетского и кафедрального уровней. В это же время начался выпуск регулярных тематических видеопередач как для внутренней, так и для внешней аудиторий, произошла реорганизация работы корпоративного сайта вуза.

Проблема дальнейшего наполнения и улучшения содержательного контента корпоративных изданий привела к необходимости поиска новых форм взаимодействия вуза с

предприятиями и организациями региона. В результате был реализован проект совместных изданий, а также создана специальная вкладка на сайте университета, где публиковалась информация об информационных партнерах, преобразованная позже в отдельный сайт (ccc.ulstu.ru).

Это способствовало дальнейшему развитию интеграции теоретического и практического обучения. Студенты в ходе прохождения производственной практики на предприятиях региона участвовали в поиске и подготовке материалов для совместных изданий, ориентированных одновременно на вузовскую и заводскую аудитории.

Показателем определённой профессиональной «зрелости» участников эксперимента стала организация медийных фестивалей. Ежегодно, с 2006 года, на базе УлГТУ проводился фестиваль корпоративных медиа «Волжский Венец», который в 2009 году получил статус межрегионального.

«Волжский Венец» - диалоговая площадка между представителями вуза и предприятий, занятых в сфере связей с общественностью, превратился в кульминационное событие, имеющее значение для всего профессионального сообщества региона. В 2010 году фестиваль был дополнен молодёжной площадкой -кинофестивалем «Приближение», в котором за два года его проведения приняло участие более 30 организаций из Ульяновска и других городов России. Отзывы участников о высоком уровне проведения фестивалей свидетельствует о хорошей профессиональной подготовке его организаторов.

По мере развития деятельности, усложнения задач и их увеличения росла и численность сотрудников лаборатории, которая была преобразована сначала в Центр, а затем - в Управление корпоративных коммуникаций (УКК) УлГТУ, в структуре которого были выделены: отдел информации, отдел телевидения и отдел прессы. Это позволило увеличить количество студентов, вовлечённых в эксперимент.

В процессе создания системы коммуникаций происходило не только накопление теоретических знаний и усвоение практических навыков, но и изменение поведенческих характеристик самих участников, и повышение уровня их профессиональной подготовки.

Накопленные теоретические знания и практический опыт организации инновационных проектов позволили перейти к решению проблем более высокого уровня. С 2009 года стало возможным включение научной компоненты в

интеграцию учебного и производственного процессов.

Первой научно-прикладной задачей стала фиксация изменений поведенческих характеристик студентов, участвующих в эксперименте. В качестве таких характеристик были выбраны социокультурные компетенции, формирующие модель поведения человека в конкретных ситуациях, в том числе и при решении профессиональных задач. Сотрудниками УКК, получившими наибольший опыт инновационной деятельности в сфере проектирования корпоративных коммуникаций, были выделены наиболее значимые для этой деятельности социокультурные компетенции и разработана оригинальная методика их измерения.

В число указанных компетенций вошли: коммуникабельность, ответственность, инициативность, изобретательность, работоспособность, осмысленность деятельности, самостоятельность, преданность организации, умение работать в команде.

Значимость этих компетенций для специалиста инновационного типа была подтверждена в ходе шести фокус-групповых дискуссий со студентами гуманитарного и экономико-математического факультетов в 2009-2011 гг., а также при опросе двадцати экспертов, работающих в сфере массовых коммуникаций и включённых в процесс профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей.

Для измерения уровня компетенций был разработан специальный тест. Каждая компетенция была описана тремя конкретными показателями, отобранными по принципу непротлворечивости. Для измерения уровня компетенции по каждому из показателей были разработаны три вопроса, оцениваемых по шкале от 0 до 3. Таким образом, каждая компетенция по сумме всех своих показателей оценивалась по шкале: низкий уровень (0-9); средний уровень (10-18); высокий уровень (19-27), где 0 и 27 - минимальные и максимальные значения соответственно.

Первоначально с помощью этого теста был проведён опрос учащихся всех курсов специальности «Связи с общественностью» УлГТУ. Выборка основного массива составила 100 человек.

Поскольку интеграция учебного и производственного процессов шла по нарастающей: от простых форм к более сложным, то для оценки влияния этого фактора на развитие социокультурных компетенций из общего числа студентов были выделены студенты, сочетающие учёбу и работу, а из числа «работающих»

студентов - работающие по специальности (в УКК) и имеющие большой опыт разработки новых коммуникационных средств.

Далее представлена таблица 1, демонстрирующая прирост уровня социокультурных компетенций в зависимости от степени интеграции учебного и производственного процессов: группа А - отсутствие интеграции (студенты не работают, а только учатся), группа В - слабая степень интеграции (студенты работают, но не по специальности), группа С - средняя степень интеграции (студенты работают по специальности), группа О - высокая степень интеграции (студенты работают по специальности и имеют опыт разработки новых коммуникационных средств).

Исследование показало, что выделенные социокультурные компетенции «работающих» (группа В) студентов выше, чем у студентов, которые только учатся. Они более работо-способны, изобретательны, коммуникабельны, инициативны.

Студенты, которые работают по специальности (штатные и внештатные сотрудники УКК -группа С) также отличаются от студентов, которые только учатся, но ещё важнее то, что они имеют отличие от «работающих» (группа В) студентов. Уровень их компетенций по среднему значению всех компетенций выше уровня

«работающих не по специальности» (группа В) на 0,4 балла. В целом они более самостоятельны, обладают отчётливо выраженной способностью к работе в команде, более изобретательны.

Но самая большая разница наблюдается в сравнении всех остальных выделенных групп со студентами, имеющими опыт разработки новых коммуникационных средств (группа D), это преимущественно студенты пятого курса. Их компетенции в основном находятся на уровне выше среднего (рис. 1).

Наиболее высокий балл выявлен по таким компетенциям, как преданность организации, инициативность, изобретательность, умение работать в команде и коммуникабельность.

Сравнивая показатели студентов группы D со студентами группы В, приходим к выводу, что больше половины показателей первых превышают показатели вторых (рис. 2).

Важно отметить то, что студенты, не работающие в УКК, видя перед собой образцы поведения сотрудников, имеющих опыт разработки новых коммуникационных средств, также стараются вести себя более новаторски.

Для проверки полученных результатов на следующем этапе была расширена эмпирическая база. В 2009 году были опрошены студенты 1-5 курсов других специальностей гуманитарного факультета. Выборка составила 178 человек.

Таблица 1

----Степень ^—нтеграци и Компетенции — Группа А Группа В Группа С Группа D

Коммуникабельность 16,1 18,0 17,3 18,9

Преданность организации 18,4 18,9 19,4 22,9

Самостоятел ьность 14,5 13,1 15,3 17,4

Инициативность 15,4 17,1 17,4 20,9

Умение работать в команде 16,5 16,6 17,1 20,3

Изобретательность 17,6 18,6 18,8 20,6

Ответственность 15,7 15,6 15,7 13,9

Осмысленность деятельности 14,5 13,2 14,2 16,1

Работоспособность 15,4 17,3 16,7 18,9

Средняя по компетенциям 16,0 16,5 16,9 18,9

Уровни социокультурных компетенций студентов специальности «Связи с общественностью» в зависимости от степени интеграции учебного и производственного процессов (в баллах)

работоспособность

осмысленность деятельности

ответственность

коммуникабельность 21

изобретательность

преданность организации

самостоятельность

инициативность

умение работать в команде

Рис. 1. Социокультурные компетенции студентов группы Э специальности «Связи с общественностью»

ШЗ студенты группы D

□ студенты группы В

27 -24 -21 -18 -15 -12 -9 ^ 6 -3 -О

ш

ж

■ВЯ

ш Ш ж

о

Я

rPv

и

V

I

vr

т

•I >

хЧ> <0 ¿д хЧ> хЧ? хф

/ / / о/ / / / J?

^ .о* еГ

V & хГ Ж ^ Л? ^ &

Л»4" f Ж &

^ о/

* if ,t!J ■ о

5Г #

<8

Л

<г.

чо

V

/ л40 <Ь°

&

Рис. 2. Социокультурные компетенции студентов групп В и О специальности «Связи с общественностью»

В 2011 году в результате фокус-групповых дискуссий со студентами 5 курса экономико-математического факультета опросник был дополнен двумя новыми компетенциями -лидерством и гибкостью ума и на его основе проведено исследование. Объектом исследования стали студенты преимущественно 4-5 курсов экономико-математических и технических специальностей, обучающиеся в УлГТУ. Всего опрошены 186 человек. В структуре выборки в обоих случаях были выделены студенты, совмещающие работу и учёбу.

В результате для сравнения были выделены две группы студентов: «учащихся» (соответствует группе А таблицы 1) и «работающих», т. е. совмещающих учебную и производственную деятельность по специаль-

ности/не по специальности (соответствует группам В и С таблицы 1). В среднем почти по всем опрошенным специальностям сложилась одинаковая ситуация: уровень компетенций «работающих» студентов выше уровня студентов, не имеющих опыта работы (табл. 2). Исключение составили только те специальности, на которых количество «работающих» или «учащихся» студентов было слишком мало для получения достоверных результатов.

Феномен работающего студента изучается уже давно, и описываются преимущества как для будущего места работы, так и для учебы в целом.

Так, например, в работе В. И. Герчикова, написанной по результатам выполнения I этапа исследовательского проекта «Working Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Средний уровень компетенций студентов технических, экономических и гуманитарных специальностей в зависимости от степени интеграции учебного и производственного процессов

(в баллах)

интеграции

Специальности ^ — Группа А Группа В+С

Технические

Теплогазосиабжение и вентиляция 16,1 17,1

Электронно-вычислительные машины, комплексы, 15,8 16,2

системы и сети

Информационные системы и технологии 16,0 16,2

Экономические

Управление персоналом 15,1 18,5

Управление качеством 15,9 16,3

Гуманитарные

Издательское дело и редактирование 14,4 15,3

Лингвистика 15,2 17,3

(Работающий студент вуза)», выполняемого Институтом «Открытое Общество», был сделан следующий вывод:

«Если студент был занят на регулярной работе во время учебы в вузе, из него через сравнительно короткое время получается работник, обладающий заметными преимуществами по сравнению как с неработавшим выпускником вуза, так и с работником, не получившим полноценного высшего образования. От первого его отличает, во-первых, большая активность, а во-вторых, потребность и умение подкреплять теоретические знания и положения практическими примерами и опытом; а от второго - стремление и навык к систематизации и теоретическому обоснованию практических наблюдений и методических (инструментальных) находок, а также приверженность к демократическим, партнерским отношениям в работе» [6].

Отмечено также, что, если работа соответствует профилю обучения в вузе, студент приобретает во время работы новые знания практического характера, которые дополняют и конкретизируют знания и навыки, получаемые им в процессе учёбы.

Как показывают результаты нашего исследования, студенты, вовлечённые в профессиональную деятельность, более коммуникабельны, самостоятельны, инициативны и изобретательны, работоспособны и лучше срабатываются в команде.

Высокий уровень социокультурных компетенций подтверждается и оценками деятельности студентов экспериментальной группы со стороны экспертов. Об этом свидетельствуют также положительные отзывы участников мероприятий, организованных сотрудниками УКК.

К результатам, демонстрирующим высокий уровень развития интеграции учебного, производственного и научного процессов, достигнутый в ходе эксперимента, можно отнести проекты, созданные участниками экспериментальной группы и получившие награды на конкурсах, олимпиадах и форумах. Так, в 2010 году проекты «Волжский Венец» и «Приближение» были представлены в молодёжном инновационном форуме «Селигер 2010» и стали победителями в направлении «Информационный поток», войдя в девятку лучших проектов.

Результаты исследований социокультурных компетенций студентов апробированы на международных и всероссийских конференциях и конкурсах, отмечены дипломом первой степени Открытого конкурса 2009/2010 учебного года на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации по итогам регионального тура, а также дипломом лауреата по итогам всероссийского тура.

В целом результаты эксперимента показывают: интеграция учебного и производственного процессов с акцентом на решение всё более сложных проблемных ситуаций может рассматриваться как процесс, развивающийся от простых форм к сложным, результатом которого является непрерывный рост социокультурных компетенций студентов, участвующих в этом процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильева, А. А., Измерение социокультурных компетенций студентов вузов / А. А. Васильева, А. И. Зиязетдинова, Д. В. Парыгина,

B. Н. Шаповалов // Высшее образование сегодня. -2012. - №2. - С. 26-30.

2. Петрова, О. А. Место новых форм профессиональной подготовки в процессе формирования специалиста / О. А. Петрова // Корпоративная культура: от теории к практике : сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. -

C. 79-81.

3. Петрова, О. А. Организация проблемно-ориентированных практик на примере системы корпоративной прессы / О. А. Петрова, А. В. Гаранина // Материалы ХЬУП Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», секция «Управление» (11-15 апреля 2010 года). - Новосибирск : НГУ, 2010. - С. 214-215.

4. Шаповалов, В. Н. Модель специалиста как инструмент управления качеством образовательного процесса в вузе / В. Н. Шаповалов // Современные технологии учебного процесса в вузе: тезисы докладов научно-методической конференции» (1-2 февраля 2011 года). - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - С. 44-46.

5. Шаповалов, В. Н. Формирование модели специалиста в сфере управления массовыми коммуникациями / В. Н. Шаповалов // Современные технологии учебного процесса в вузе : тезисы докладов научно-методической конференции (1-2 февраля 2010 года). - Ульяновск : УлГТУ, 2010.-С. 67-68.

6. Герчиков, В. И. Феномен работающего студента вуза / В. И. Герчиков // СОЦИС. -1999.-№8.- С. 87-94.

Шаповалов Владимир Николаевич, доцент кафедры «Управление качеством» УлГТУ, кандидат экономических наук. Сфера научных интересов: общая теория управления, коммуникационный менеджмент, государственное и муниципальное управление, изучение социокультурных компетенций специалистов. Петрова Ольга Анатольевна, ассистент кафедры «Управление качеством» Ульяновского государственного технического университета. Сфера научных интересов: коммуникационный менеджмент, изучение социокультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.