Научная статья на тему 'Корпоративные СМИ: тенденции развития и перспективы'

Корпоративные СМИ: тенденции развития и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
545
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБМЕНЫ / АССОЦИАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаповалов Владимир Николаевич, Имаева Наталья Робертовна

Рассматриваются новейшие тенденции развития корпоративных СМИ, даётся анализ причин, порождающих эти тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративные СМИ: тенденции развития и перспективы»

Несомненно, подобное практическое задание потребовало от студентов и умения найти нужную организацию, и умения вести переговоры, и навыка в установлении контакта, и творческого подхода к решению проблемы, и умения достичь нужного результата. А также понять и прочувствовать на практике, какие теоретические и практические пробелы им предстоит ещё восполнить.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гоношилина, И. Г. Эффективные формы проведения практических занятий по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» / И. Г. Гоношилина // Современные технологии

учебного процесса в вузе. - Ульяновск : УлГТУ, 2006. - С.53-55.

2. Связи с общественностью в современном гражданском обществе : методологические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Связи с общественностью в современном гражданском обществе» / сост. И. Г. Гоношилина. -Ульяновск, 2004. - 16 с.

Гоношилина Ирина Глебовна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ. Имеет публикации по проблеме экологического сознания и методике преподавания учебных дисциплин в высшей школе.

.УДК 001.2:08+37

В. Н. ШАПОВАЛОВ, Н. Р. ИМАЕВА

КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются новейшие тенденции развития корпоративных САШ, даётся анализ причин, порождающих эти тенденции.

Ключевые слова: корпоративные СМИ, информационные обмены, ассоциация корпоративных медиа.

На эффективность деятельности организации всё большее влияние начинает оказывать степень развития системы массовых корпоративных коммуникаций, одним из ключевых элементом которой выступает корпоративная пресса.

В настоящее время корпоративные медиа переживают этап своего бурного развития: растут тиражи изданий, появляются всё новые виды и формы, расширяются функции.

По данным зарубежных исследователей в конце 20-го века в США насчитывалось примерно 20 000 корпоративных изданий, в Японии около 95% крупных фирм имеют от одной (ежемесячной) до нескольких ежедневных газет. Во Франции 80% предприятий обладают своими внутренними изданиями.

По оценкам специалистов в Европе, годовой оборот корпоративных СМИ составляет около 4.5 млрд евро. Совокупный разовый тираж корпоративных изданий, включающий в себя в нут-

©В. Н. Шаповалов, Н. Р. Имаева, 2006

рикорпоративные, клиентские и отраслевые газеты и журналы, превышает в несколько раз общие тиражи традиционной прессы. В 2004 году, по данным немецкой ассоциации корпоративных медиа (FCP), лидером европейского рынка по объёму тиража стал клиентский журнал немецкой автомобильной ассоциации ADAC - «ADAC Motorwelt» - 16,5 млн экземпляров.

Российский рынок корпоративной прессы также начинает интенсивно развиваться. По данным Ассоциации менеджеров, на сегодняшний день насчитывается приблизительно 5 тыс. корпоративных изданий разной направленности (около 2 тыс. - в Москве и Санкт-Петербурге). Совокупный тираж корпоративной прессы превышает десятки миллионов экземпляров, а ежегодные затраты на производство и распространение превысили 1 млрд долларов.

О развитии рынка корпоративных изданий с в и детел ь ствует п о я в л е н и е про фес сиси а i ь и ы х конкурсов (ежегодный Всероссийский конкурс корпоративной прессы, конкурсы «Лидер корпо-

ративной прессы России», «Лучшее корпоративное издание в металлургической отрасли», «Серебряные нити» и т. д.) и номинаций по корпоративной прессе в рамках конкурсов по журналистике, связям с общественностью, а также проведение конференций, выставок, круглых столов и форумов: «Роль корпоративных СМИ в управлении компанией», круглый стол «Корпоративные СМИ как эффективный инструмент управления внутренними и внешними коммуникациями», международная конференция «Роль коммуникаций и корпоративных СМИ в стратегическом управлении компанией» и многие другие.

Сегодня в России существуют два профессиональных объединения, организованных с целью обмена опытом создания и распространения корпоративных средств массой информации. Одним из них является Ассоциация корпоративных медиа, которая призвана объединить усилия компаний, выпускающих корпоративную периодику, для повышения общественного статуса и профессионального уровня корпоративных СМИ. Решение о создании Ассоциации корпоративных медиа было принято 6 октября 2004 года на круглом столе «Корпоративные СМИ - второе медиапространство», организованном издательским домом «Медиахаус» и Агентством коммуникационного менеджмента «Принцип PR». В оргкомитет Ассоциации вошли представители таких компаний, как ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «РУСАЛ», ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», ОАО «АВТОВАЗ», НК «ЛУКОЙЛ», Шереметьево, ФК «УРАЛСИБ», Shell Exploration & Production Servies (RF) BV, ООО «Данон Индустрия », Philip Morris Sales & Marketing, ИД «МедиаХаус», Агентство коммуникационного менеджмента «Принцип PR», а также Российской Ассоциации по связям с Общественностью (РАСО).

К числу задач, которые ставит перед собой Ассоциация корпоративных медиа, относятся:

1) создание единой площадки специалистов для обмена опытом в сфере внутрикорпоративных коммуникаций и корпоративных СМИ;

2) мониторинг развития рынка корпоративных СМИ, формирование единой базы издаваемых в России корпоративных СМИ и базы аутсорсин-говых компаний, работающих в данном секторе рынка;

3) формирование критериев эффективности внутрикорпоративных коммуникаций и корпоративных СМИ;

4) налаживание регулярного информирования заинтересованных компаний в развитии новых технологий адресных корпоративных коммуникаций;

5) повышение статуса корпоративных СМИ, занятие ими адекватного места в медиапростран-стве и медиасообществе;

6) повышение квалификации специалистов в области внутрикорпоративных коммуникаций и корпоративных СМИ;

7) налаживание постоянных связей со специализированными объединениями на Западе.

Кроме того, в ноябре 2004 года создана Гильдия корпоративных СМИ - совместный проект «МедиаСоюза» и Ассоциации менеджеров в России. В неё вошли представители 37 корпоративных изданий крупнейших компаний страны, в том числе: Сбербанк России, АФК «Система», РУСАЛ, Норильский никель, Магнитогорский металлургический комбинат, «Росгосстрах». ФГУП «Почта России», ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Силовые машины» и другие.

Стремительное увеличение рынка корпоративной прессы многие специалисты объясняют тем, что российские компании постепенно переходят на новые стандарты управления, которые подразумевают открытость и прозрачность ведения бизнеса. Особенно это характерно для фирм, которые работают не только на российском, но и на зарубежных рынках.

Большинство российских компаний в настоящее время ограничивается одним или двумя корпоративными изданиями, обычно направленными на персонал предприятия, с целью его информирования и укрепления корпоративного духа. Но постепенно увеличивается число компаний, как правило, достаточно крупных, выстраивающих целую систему корпоративных изданий, нацеленных на формирование позитивного имиджа организации в различных группах общественности, с учётом их особенностей.

По мере развития корпоративной прессы на её страницах получает своё отражение не только производственная деятельность предприятия, но и информация социокультурного плана, раскрывающая неизвестные ранее стороны жизни корпоративного сообщества. Всё более многогранно изображается образ человека на производстве, да и само восприятие организации становится более динамичным и многоликим.

В качестве факторов, вызывающих подобное явление можно назвать возрастание роли рядового сотрудника во всех внутриорганизацион-ных процессах, включая управление, а также неизмеримо выросшие возможности производства, тиражирования и передачи информации в самых разнообразных её формах. Демократизация внутрикорпоративных норм жизни создаёт предпосылки для более полной реализации творческого потенциала сотрудников в самой

организации, а не только за ее пределами, как это было раньше. Поэтому феномены внутрикорпоративной среды, отражаемые в корпоративных СМИ, становятся привлекательными и для внешних медиаструктур, особенно если речь идёт о деятельности больших компаний. Можно уверенно прогнозировать рост общественного интереса к корпоративным изданиям, учитывая тот факт, что внутрикорпоративная среда остаётся во многом закрытой для обычных СМИ, не имеющих свободного доступа на территорию предприятия.

Быстрое развитие корпоративных средств массовой информации создаёт качественно новую ситуацию на медиарынке. Если раньше для продвижения своего имиджа организация искала выход на целевые общественные группы, формируемые традиционными СМИ, то теперь появляется возможность выхода на внутренние аудитории, контролируемые корпоративными средствами информации. Возникает потенциальная возможность обмена информацией, в том числе и имиджевой, между различными предприятиями и организациями на двусторонней и многосторонней основе в договорном режиме. Формирование встречных информационных потоков между заинтересованными сторонами, а это могут быть предприятия, вузы, госструктуры и другие организации, позволит качественно изменить информационную среду внутри самих организаций, наполняя и обогащая её полезной информацией самого разного свойства: научной, производственной, культурной и т. д. При этом сохраняется контроль над информационными потоками.

В русле описанных тенденций происходит развитие информационного пространства в УлГТУ. В соответствии с принятой Учёным Советом университета в феврале 2006 года программой формирования корпоративных массовых коммуникаций идёт процесс создания многоуровневой системы корпоративной прессы охватывающий кафедры, факультеты и университет в целом. Происходит интеграция традиционных средств массовых коммуникаций с корпоративной локальной компьютерной сетью и Интернет.

Координатором указанных процессов выступает созданная на базе кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» научно-исследовательская лаборатория «Социальные технологии управления», выполняющая одновременно функции пресс-службы университета.

Накопив определённый потенциал в рассматриваемой области, УлГТУ выступил инициатором проведения круглого стола, посвященного вопросам развития корпоративных средств массовых коммуникаций и их роли в формировании имиджа организации. В работе круглого стола, который проходил 5 декабря 2006 года в конфе-ренц-зале в УлГТУ, приняли участие представители региональных органов управления, федеральных СМИ, а также руководители пресс-служб и отделов по связям с общественностью ведущих предприятий области. Поделившись собственным опытом развития корпоративных СМИ, участники совещания поддержали предложение о создании региональной ассоциации корпоративной прессы, которая, по их мнению, могла бы стать инициатором и координатором разнообразных проектов развития многосторонних информационных обменов между предприятия и организациями региона.

На базе Ульяновского государственного технического университета прошёл и первый региональный конкурс корпоративной прессы «РЯесса-2006», в котором приняли участие корпоративные издания многих ведущих предприятий Ульяновской области. Конкурс наглядно продемонстрировал растущие возможности корпоративных СМИ. Таким образом, сделан новый шаг в организационном оформлении регионального медиарынка.

Шаповалов Владимир Николаевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Политология, социология и свят с общественностью» УлГТУ.

Имаева Наталья Робертовна, ассистент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью», УлГТУ\

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.