ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 339.138
В. Н. ШАПОВАЛОВ
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УНИВЕРСИТЕТА: В НАЧАЛЕ ПУТИ
Предлагается новый взгляд на развитие организационной культуры университета на основе формирования системы корпоративных коммуникаций.
Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг и развитие процесса коммерциализации вузов заставляют по-новому взглянуть на деятельность, связанную с укреплением позитивного восприятия университета в общественном сознании.
Различными подразделениями УлГТУ предпринимаются немалые усилия для создания положительного образа университета в средствах массовой информации, но достигнутые результаты, безусловно, не могут считаться удовлетворительными и ни в коей мере на соответствуют тому огромному интеллектуальному, организационному и техническому потенциалу, который накоплен в нашем вузе.
Каким образом этот потенциал может быть востребован для решения указанной задачи? Ответ на этот вопрос требует, по нашему мнению, определённых изменений в системе сложившихся представлений о такой сфере деятельности, как связи с общественностью.
Позиционирование образа организации во внешнем информационном пространстве обычно воспринимается как проблема продвижения её имиджа. Но такой взгляд на цели внешних коммуникаций представляется сегодня уже недостаточным и упрощённым.
Подобный подход к связям с общественностью во многом обусловлен недооценкой роли процесса формирования и распространения корпоративных ценностей.
С позиций современной науки и практики управления любая организация воспринимается, прежде всего, как некая корпорация, то есть консолидированное сообщество, обладающее своей особой корпоративной субкультурой. Целенаправленное формирование и распространение базовых
© В. Н. Шаповалов, 2005
ценностей данной субкультуры во внутренней и внешней среде и составляет, по существу, главное содержание управленческой функции, которую принято называть связями с общественностью. И, как показывает современная практика, от того, насколько успешно развивается эта новая функция управления, зависит во многом эффективность функционирования всего менеджмента организации.
Поэтому, когда в организации не ведётся целенаправленная работа по созданию своей корпоративной культуры, проблема наполнения имиджевых материалов глубоким позитивным содержанием оказывается практически трудноразрешимой. В таких случаях нередко серьёзный и обстоятельный разговор о происходящем подменяется различными «пиаровскими» выдумками и примитивными шаблонами, что и создаёт нелестную репутацию сотрудникам служб по связям с общественностью.
Существует немало точек зрения на то, с чего следует начинать и каким образом надо направлять процесс развития корпоративной культуры.
Новизна предлагаемого нами подхода к данной проблеме состоит в следующем. Процесс формирования корпоративной культуры необходимо начать с построения системы корпоративных коммуникаций, обеспечивающей максимально полное и достоверное отражение реальных событий, происходящих в организации.
Управляемое развитие корпоративной культуры невозможно без построения новой системы корпоративных коммуникаций, обеспечивающей движение информационных потоков, содержащих социально значимую информацию. Постепенно создаваемая коммуникационная сеть должна охватить все без исключения подразделения организации, а также включить в себя устойчивые связи с возможно большим числом значимых для организации целевых аудиторий во внешней среде.
Подобную сеть можно уподобить «зеркалу», в котором непрерывно отражается социальная жизнь всей организации.
4
Вестник УлГТУ 3/2005
Наличие подобной системы позволяет целенаправленно отбирать и пропагандировать реальные образцы индивидуальной и групповой социальной активности, которые могут стать рекомендуемыми моделями поведения, воплощающими в себе базовые ценности формируемой корпоративной культуры.
При таком подходе развитие корпоративной культуры осуществляется на основе уже имеющегося в организации культурного потенциала, а не посредством внесения в неё неких искусственных, взятых извне, культурных образцов.
Отображаемая информация о реальном позитивном опыте, накопленном в организации, должна лечь и в основу имиджевых материалов, предназначенных для внешней аудитории, что позволяет сделать их бол ее. содержательными и достоверными, а значит, и более убедительными. В этом случае отпадает нужда в создании искусственных имиджевых образов, быстро разоблачаемых и нередко порождающих негативную реакцию в сознании общественности.
В силу специфики высших учебных заведений построение системы корпоративных коммуникаций в них может происходить относительно легко и быстро, не требуя значительных ресурсных вложений.
Основную массу членов вузовской организации составляет учащаяся молодежь, относящаяся к одной из наиболее социально-активных и образованных категорий населения. Поэтому отдельные элементы строящейся системы корпоративных коммуникаций могут быть интегрированы в учебный процесс, приобретая вид научно-учебных мероприятий, связанных с овладением профессиональными навыками в специальностях гуманитарного профиля, таких как «Связи с общественностью», «Менеджмент», «Управление персоналом» и т. д.
Участие в процессе создания и функционирования вузовской системы корпоративных коммуникаций будет способствовать не только быстрому усвоению на практике социальных технологий современного менеджмента, но также будет стимулировать рост социальной активности студентов, аспирантов и молодых сотрудников.
В настоящее время в Ульяновском государственном техническом университете начата работа по построению системы корпоративных коммуникаций на основе интеграции производственного и учебного процессов на специальностях гуманитарного профиля. Роль органа, координирующего деятельность по созданию данной системы, выполняет вновь организованная при кафедре политологии, социологии и связей с общественностью научно-
исследовательская лаборатория «Социальные технологии управления» (НИЛ СТУ).
Такое решение позволяет максимально использовать научно-методический и творческий потенциал сотрудников кафедры и обучающихся на ней студентов в деле решения практических задач в сфере общекорпоративного управления.
В составе лаборатории имеется небольшое число штатных сотрудников, получивших образование по специальности связи с общественностью в УлГТУ. Они выполняют роль организаторов, обеспечивающих развитие и функционирование новой коммуникационной системы. В число внештатных сотрудников лаборатории включены наиболее подготовленные студенты старших курсов, обучающиеся на той же специальности. В их задачу входит информационное сопровождение текущей деятельности тех факультетов, к которым они прикреплены. В круг их обязанностей включены также функции подготовки и обучения корреспондентского актива из числа сотрудников и студентов, курируемых ими факультетов. Последние должны выполнять роль своеобразных пресс-секретарей факультетов и кафедр.
Вся социально значимая информация о жизни университета должна стекаться в НИЛ СТУ, где на её основе идёт подготовка имиджевых материалов для внешних и внутренних СМИ.
С целью увеличения пропускной способности внутренних информационных каналов предполагается рост тиража и изменение формата университетской газеты, а также запуск новых периодических изданий, в частности, литературного сборника, в котором нашли бы свое место художественные зарисовки, отражающие духовный мир сотрудников университета.
Формирование корпоративной культуры университета невозможно без активного участия в этом процессе всех тех, кто заинтересован в развитии нашей организации и её позиционировании в общественном сознании как ведущего образовательного и научного центра региона. Поэтому предлагается данную публикацию рассматривать как начало большого разговора о путях развития организационной культуры университета.
Шаповалов Владимир Николаевичу кандидат экономических наук, и.о. зав. кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ, заведующий лабораторией (НИЛ СТУ).
Вестник УлГТУ 3/2005