КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 8 • август 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
экспериментальный подход к формированию модели компетенций инновационного специалиста
Шаповалов В.Н. \ Петрова О.А.1, Ровенская А.И.
1 Ульяновский государственный университет
АННОТАЦИЯ:_
В статье предложен новый подход к формированию модели компетенций специалиста инновационного типа, в основе которого лежит интеграция образовательной и инновационной деятельности. Описан опыт применения данного подхода на примере специальности «Связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета. Определены социокультурные компетенции, составляющие модель инновационного специалиста. Проведен сравнительный анализ предложенного перечня компетенций с другими исследованиями. Представлена разработанная авторами методика оценки социокультурных компетенций. Приведены результаты апробации методики на примере специальности «Связи с общественностью». Выделены и описаны с точки зрения функциональных и социокультурных характеристик студентов-участников эксперимента уровни развития их социокультурных компетенций. Проанализированы результаты применения авторской методики на гуманитарных, экономических и технических специальностях вузов Ульяновской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель компетенций, инновационный специалист, интеграция образовательной и инновационной деятельности
Experimental approach to the formation
of a model of competencies of the innovative expert
Shapovalov V.N. \ Petrova O.A. \ Rovenskaya A.I.
1 Ulyanovsk State University
введение
Современная экономика требует от сотрудников предприятий качественно нового уровня работы, способности заниматься проектной и инновационной деятельностью. Перед вузами стоит задача создания нового типа специалиста, который обеспечил бы инновационный путь развития страны.
В настоящее время среди теоретиков и практиков идет поиск эффективных моделей специалистов, а также методик их оценки и условий для их формирования.
В литературе мы чаще встречаем подход, который строится на отборе лучших образцов инновационной деятельности, с использова-
нием различных опросов (экспертных интервью, анкетирования, тестирования), их выделении, описании и систематизации.
В данной статье описывается новый подход к формированию модели компетенций инновационного специалиста на основе полученных результатов от интеграции инновационной и образовательной деятельности.
В статье также представлена оригинальная методика оценки социокультурных компетенций, разработанная авторами на основе предложенной модели этих компетенций.
В поисках новых форм организации образовательной деятельности с 2005 по 2011 гг. на базе Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) проводился эксперимент, направленный на изучение и апробацию возможностей для соединения образовательного процесса и проблемно-ориентированных практик, связанных с задачами развития вуза.
Первоначально главной целью эксперимента было создание системы корпоративных коммуникаций вуза (СКК) имеющимися силами, т.е. силами студентов и сотрудников специализированной кафедры «Политология, социология и связи с
ABSTRACT:_
The article suggests the new approach to the formation of a model of competencies of the expert of innovative type, which is based on the integration of educational and innovation activities. We describe the experience of the application of this approach using the example of specialty "Public Relations" of Ulyanovsk State Technical University. The paper defines socio-cultural competencies that make up the model of an innovative expert. We've made a comparative analysis of the list of competences with other studies. The author presents his method for assessing socio-cultural competences. We show the results of approbation of the methodology by the example of the specialty "Public Relations". From the point of view of functional and sociocultural characteristics we mark out and describe students participating in the experiment and the levels of development of their sociocultural competencies. We analyze the results of the application of author's methodology on humanitarian, economic and technical specialties of higher educational institutions of Ulyanovsk region.
KEYWORDS: model of competencies, innovative specialist, integration of educational and innovation activities.
IJEL Classification: I00, I23, 000 Received: 08.08.2017 / Published: 31.08.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shapovalov V.N. (shapovalov730list.ru)
CITATION:_
Shapovalov V.N., Petrova O.A., Rovenskaya A.I. (2017) Eksperimentalnyy podkhod k formirovaniyu modeli kompetentsiy innovatsionnogo spetsialista [Experimental approach to the formation of a model of competencies of the innovative expert]. Kreativnaya ekonomika. 11. (8). - 825-838. doi: 10.18334/ce.11.8.38215
общественностью» (ПСиСО). Для студентов при этом открывалась возможность непосредственного участия в построении корпоративных коммуникаций вуза, отвечающих современным требованиям. Учитывая отсутствие опыта создания подобной системы у участников эксперимента, изначально задача построения СКК являлась не просто проблемой, а проблемой, для решения которой надо было применить творческий нестандартный подход.
Стандартный подход, т.е. привлечение необходимого количества опытных специалистов по связям с общественностью, не был возможен из-за ограниченности ресурсов, выделенных для решения указанной задачи. Подробное, а значит, длительное по времени, изучение и копирование чужого опыта также было минимально возможно из-за жестких требований по срокам решения поставленной задачи.
Поэтому формирование новой СКК вуза происходило в режиме постоянного и интенсивного творческого поиска и апробации нестандартных решений реальных проблем при самом активном участии самих студентов. Обстоятельства сложились так, что процесс профессионального становления учащихся происходил в условиях напряженной инновационной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что основная нагрузка в этой работе легла на плечи студентов, и они с ней успешно справились.
Этот опыт не был экспериментом в его классическом смысле, в виде спланированного заранее мероприятия с четко выделенными этапами и утвержденным бюджетом.
По мере накопления опыта и развития инновационных способностей студентов и сотрудников рос потенциал коллектива, позволявший браться за решение более сложных и масштабных задач.
Можно выделить несколько этапов в ходе проведения данного эксперимента. Отправной точкой стало создание на базе кафедры ПСиСО научно-исследовательской лаборатории, взявшей на себя разработку и реализацию функций пресс-службы университета.
Так как эта деятельность являлась во многом новой для УлГТУ, студентам приходилось участвовать в решении реальной профессиональной задачи с использованием
ОБ АВТОРАХ:_
Шаповалов Владимир Николаевич, доцент кафедры управления, кандидат экономических наук (shapovalov730list.ru)
Петрова Ольга Анатольевна, ассистент кафедры управления, магистр менеджмента по направлению «Менеджмент» (Olga5482OO60yandex.ru)
Ровенская Алия Исмаиловна, магистр менеджмента по направлению «Менеджмент»; PR-менеджер, сеть супермаркетов «Гулливер» ( aal-19880yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Шаповалов В.Н., Петрова О.А., Ровенская А.И. Экспериментальный подход к формированию модели компетенций инновационного специалиста // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 8. - С. 825838. doi: 10.18334/се.11.8.38215
принципа разработки и внедрения новых подходов в сфере формирования и развития системы корпоративных коммуникаций.
Начиная с подготовки простейших информационных продуктов, студенты -сотрудники лаборатории - творчески применяли знания, полученные в основном образовательном процессе, выступая инициаторами создания новых форм аудио- и видеоматериалов об университете, становились организаторами новых корпоративных коммуникаций сначала в масштабе вуза, а затем на городском и региональном уровнях. Результаты этой деятельности получили признание у руководства вуза и профессионального сообщества.
В эксперименте принимали участие студенты 1-5 курсов специальности «Связи с общественностью». В процессе практической деятельности сформировалось ядро экспериментальной группы (команда из шести человек) - штатные сотрудники лаборатории, разрабатывавшие самые сложные инновационные проекты и получившие наибольший опыт инновационной деятельности.
В 2009 эта команда на основе своего личного опыта участия в инновационных проектах выделила и описала перечень социокультурных компетенций, присущих специалисту, активно участвующему в инновационном процессе в сфере корпоративных коммуникаций. Этот перечень и стал первым вариантом формализованной модели данных компетенций.
Потребность в разработке данной модели возникла в связи с необходимостью дать качественную и количественную оценку нового подхода к профессиональному развитию обучаемых по указанной специальности. Данная модель легла в основу оригинальной методики оценки уровня развития социокультурных компетенций, разработанной членами этой же команды.
В структуру модели вошли следующие компетенции: коммуникабельность, ответственность, инициативность, изобретательность, работоспособность, осмысленность деятельности, самостоятельность, преданность организации, умение работать в команде.
Значимость этих компетенций для специалиста инновационного типа была подтверждена при опросе двадцати экспертов, работающих в сфере массовых коммуникаций и включенных в процесс профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей, а также в ходе шести фокус-групповых дискуссий со студентами гуманитарного и экономико-математического факультетов в 2009-2011 гг.
По мере расширения круга рассматриваемых профессий модель была дополнена компетенциями «лидерство» и «гибкость ума».
Проведенные фокус-групповые дискуссии и экспертный опрос позволили уточнить содержание и дать определение для каждой компетенции (табл. 1).
В настоящее время проводится масса исследований, направленных на изучение и поиск модели компетенций студентов и специалистов. Одной из наиболее интересных по масштабам и результатам мы считаем оценку общекультурных компетенций
Таблица 1
определение социокультурных компетенций
№ социокультурные компетенции определение
1 Коммуникабельность Способность людей устанавливать и поддерживать деловые контакты, связи, отношения
2 Изобретательность Способность творчески подходить ко всем вопросам, умение создавать нечто новое, уникальное и воплощать это в реальность
3 Умение работать в команде Способность взаимодействовать с членами коллектива, выстраивая диалог при реализации совместной деятельности, и достигать наилучшего результата в общем деле
4 Осмысленность деятельности Четкое понимание цели деятельности, представление результата работы
5 Самостоятельность Способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и посторонней помощи
6 Преданность организации Понимание сотрудником значимости своего труда в развитии организации на основе совпадения личных целей и целей организации
7 Инициативность Способность работника, проявляющаяся в активной и смелой позиции, гибкости действий и поступков, высказывании творческих идей и практических предложений
8 Работоспособность Способность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности или более того в течение определенного времени
9 Ответственность Понимание необходимости выполнять договоренности и обязательства точно в срок и в надлежащем качестве
10 Лидерство Способность влиять на личности и группы, направляя их деятельность на достижение цели
11 Гибкость ума Способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления
Источник: [1; 27]
студентов, проводимую Институтом национальных проектов совместно с «Тюнинг-центром» экономического факультета МГУ.
Модель общекультурных компетенций Института национальных проектов по многим показателям имеет сходство с разработанной нами моделью компетенций инновационного специалиста (табл. 2), что доказывает актуальность последней.
Как было сказано выше, для проведения исследования, направленного на сравнительную оценку уровня развития рассматриваемых компетенций, командой, в состав которой вошли авторы статьи, была разработана специальная методика, представля-
Таблица 2
Сравнение социокультурной и общекультурной моделей компетенций
Социокультурные компетенции по нашей методике Общекультурные компетенции Института национальных проектов
Схожее Коммуникабельность Навыки межличностного общения Способность разрешать конфликты и вести переговоры Способность к критике и самокритике
Осмысленность деятельности Нацеленность на достижение результата
Умение работать в команде Командная работа и сотрудничество
Лидерство Лидерство Способность разрабатывать проекты и управлять ими
Самостоятельность Способность работать самостоятельно
Изобретательность Креативность
Различное Работоспособность Ответственность Преданность организации Инициативность Гибкость ума Способность к аналитическому мышлению Способность планировать и распределять свое время Нацеленность на достижение качества Способность находить, обрабатывать информацию Клиентоориентированность, понимание и уважение разнообразия и мультикультурности общества
Источник: составлено авторами
Таблица 3
Показатели и индикаторы компетенции «ответственность»
Ответственность 1. Выполнение работы в срок 1. Я не возьмусь за дело, если будет вероятность не закончить его к заданному сроку.
2. Предпочитаю выполнять работу заблаговременно, нежели оставлять на последний момент.
3. Для меня главное - выполнить работу качественно, даже если я выбьюсь из графика.
2. Качественное выполнение работы 1. Я тщательно выполняю свою работу.
2. Мне не бывает стыдно за результат своей работы.
3. Я стараюсь выполнять работу качественно, но мне это тяжело дается.
3. Готовность отвечать за результат 1. Я чувствую себя лучше до принятия решения, нежели после.
2. Мои неудачи связаны с не зависящими от меня обстоятельствами.
3. Я готов признать свою ошибку, даже если знаю, что меня могут наказать.
Источник: [1; 27]
ющая собой тест из 99 вопросов. Каждая компетенция описана тремя показателями. Каждый показатель представлен тремя индикаторами, которые оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов. Таким образом, отвечая на вопросы теста, респонденты могут набрать от 0 до 27 баллов по каждой компетенции, демонстрируя при этом низкий (0-9), средний (10-18) и высокий (19-27) уровни развития измеряемых компетенций, где 0 и 27 - минимальные и максимальные значения соответственно.
Рассмотрим показатели и индикаторы на примере компетенции «ответственность» (табл. 3).
Для измерения степени развития компетенций выбрана порядковая четырехбалльная шкала: «да» - согласие, «нет» - несогласие, «скорее да, чем нет» - сомнение при большей склонности к согласию, «скорее нет, чем да» - сомнение при большей склонности к несогласию. Выбор данной шкалы объясняется ее универсальностью и простотой. «Упрощенная» шкала (с наименьшим количеством вариантов) позволяет рассматривать специалистов разных профилей с одних позиций.
Поскольку эксперимент по формированию специалиста инновационного типа проводился на специальности «Связи с общественностью» УлГТУ, первоначальная методика (тест, состоящий из 81 вопроса) была апробирована на студентах всех курсов данной специальности. Выборка основного массива составила 100 человек (57% от генеральной совокупности).
Проведенное исследование показало существенные различия в уровне развития социокультурных компетенций студентов. При этом было замечено, что уровень в целом выше у студентов, имеющих опыт практической работы (табл. 4).
Этот факт лег в основу предположения о наличии тесной связи между уровнем развития функциональных компетенций (профессионально-технических) и уровнем развития социокультурных характеристик.
Таблица 4
Сравнение уровня социокультурных компетенций «учащихся» и «работающих» студентов
Условия/ Параметр Учащиеся Работающие
Коммуникабельность 16,1 18,7
Преданность организации 18,4 20,9
Самостоятельность 14,5 11,8
Инициативность 15,4 18,0
Умение работать в команде 16,5 16,9
Изобретательность 17,6 21,0
Ответственность 15,7 17,2
Осмысленность деятельности 14,5 12,4
Работоспособность 15,4 18,1
Всего 16,0 17,1
Источник: составлено авторами
Также на уровень социокультурных компетенций влияет и характер выполняемой работы. Качественно более сложная в творческом плане работа дает прирост по всем показателям.
Так, студенты из экспериментальной группы, имеющие опыт инновационной деятельности, существенно отличаются от остальных. Практически все компетенции находятся на высоком уровне (рис. 1).
Дальнейшие исследования, проводимые на других специальностях в различных вузах г. Ульяновска, подтвердили полученные ранее результаты. Это дало основание говорить о достаточно универсальном характере предложенной модели компетенций и описанной методики сравнительной оценки уровня их развития для обучаемых по различным профессиям.
В частности, сравнение студентов и магистрантов строительного факультета УлГТУ показало, что магистранты, имеющие опыт инновационной деятельности,обладают наиболее высоким уровнем социокультурных компетенций (рис. 2).
Исследование, проведенное среди представителей Совета молодых ученых Ульяновской ГСХА и УлГТУ (112 человек), подтвердило положительное влияние инновационной деятельности на развитие социокультурных компесенций. Респонденты были поделены на две группы: разработчики «продвинутых» проектов (молодые ученые, имеющие высокий уровень разработки идеи; внедренческий потенциал разрабатываемого проекта; наличие достижений в научной сфере) и разработчики проектов.
коммуникабельность
осмысленность деятельности
ответственнос
работоспос
изобретательность
умение работать в команде
преданность организации
инициативность
самостоятельность
Рисунок 1. Социокультурные компетенции студентов экспериментальной группы Источник [3; 7] (Shapovalov, Pаtrova, 200122)
студенты магистранты
25 20 15 10
IIIIII 11Мт
СО си
го га
Рисунок 2. Сравнение уровня социокультурных компетенций студентов и магистрантов строительного факультета Источник: составленоавторами
0
25 20 15 10 5 О
ъ
ш>
о.
I
> разработчики 'продвинутых* проектов
разработчики проектов
Рисунок 3. Сравнение уровня компетенций разработчиков «продвинутых» проектов и разработчиков проектов
Источник: [4; 99] (Ziyazetdinova, Parygina, 2011)
Как показало исследование, уровень развития всех компетенций у разработчиков «продвинутых» проектов выше, чем у другой группы молодых ученых, что представлено на рисунке 3.
Накопленный в ходе эксперимента материал позволил авторам не только наглядно увидеть связь между развитием функциональных и социокультурных характеристик, но и предпринять попытку выделения уровней развития функциональных и социокультурных компетенций в их взаимосвязи.
Эти уровни мы выделили на основе фиксации качественно отличных результатов функциональной деятельности и социокультурных (поведенческих) характеристик на различных этапах профессионального становления студентов экспериментальной группы.
С точки зрения функциональной подготовки студентов и их участия в инновационной деятельности были выделены три этапа.
На первом этапе студенты начинают впервые практически осваивать основные коммуникационные технологии. Но особенность эксперимента заключалась в том, что уже на этом этапе студенты получали творческие задания для решения простейших практических проблем. Эти задания были достаточно свободны и не требовали предварительного теоретического обоснования. Главным был конечный практический результат.
На втором этапе постепенно происходит переход к разработке собственных проектов все большей сложности, что предполагает уже создание простейших формализованных продуктов в виде схем или сценариев.
Наконец на третьем этапе накопленный опыт проектной деятельности и определенный уровень методологической подготовки позволяют перейти к созданию более сложных интеллектуальных продуктов в виде простых аналитических моделей. Примером такой модели является описанная выше модель социокультурных компетенций инновационного специалиста. Потребность в данных теоретических моделях вызвана необходимостью разработки обоснований для масштабных проектов стратегической направленности.
Таким образом, при переходе от одного уровня к другому, наряду с приобретенными на предыдущем этапе навыками студенты осваивают новые, более сложные виды инновационной деятельности.
С позиций развития социокультурных характеристик обучаемых эти уровни можно описать следующим образом:
Ученик-инноватор. В большинстве случаев выполняемая работа представляет собой действие по готовому шаблону, c оглядкой на мнение окружающих. При этом ученик ищет и использует новаторские решения. Имеется интерес к инновационной деятельности, но инициатива проявляется редко по причине неуверенности в своих силах, отсутствия полноценных знаний и какого-либо опыта. Характерны: исполнительность, четкое выполнение поручений. Однако в критических ситуациях проявляется некоторая доля креативности и самостоятельности мышления. Работа в коллек-
тиве продиктована желанием получить помощь других для реализации своих целей.
Инноватор - член команды. Благодаря усложнению задач и расширению полномочий (возможность разрабатывать и вести собственный проект), возрастает уверенность в себе, желание узнавать больше информации и делиться ей с другими. Полученный опыт стимулирует к творческой активности, большему энтузиазму в работе, самостоятельности в принятии решений. Готовность к работе в команде появляется, когда личные цели совпадают с целями коллектива. При этом в коллективе обучаемый нередко сам берет на себя роль наставника, передающего опыт и знания другим членам проектной группы.
Наставник-инноватор. Характерны: уверенность в своих силах, желание быть в центре событий, способность легко находить общий язык с людьми разных должностей и специалистами различных сфер деятельности. Работа в команде рассматривается как возможность, объединив усилия, создать новый, более сложный интеллектуальный продукт, проявить свои лучшие качества, получить бесценный опыт от коллег и передать свои знания менее опытным коллегам. Нередко возникает ситуация, когда сотрудник выступает лидером и организатором команды для нового проекта. Студенты, достигшие этого уровня, отличаются особой активностью и инициативностью. Они часто творчески подходят к решению сложных проблем. В работе руководствуются принципом - не копировать прошлый опыт, а создавать нечто новое.
Для количественной оценки этих трех уровней развития компетенций можно использовать данные, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Уровни социокультурных компетенций студентов специальности «связи с общественностью» в зависимости от степени интеграции образовательной и инновационной деятельности (в баллах)
степень
"~^^^интеграции компетенции 1-ый уровень 2-ой уровень 3-ий уровень
Коммуникабельность 16,1 17,3 18,9
Преданность организации 18,4 19,4 22,9
Самостоятельность 14,5 15,3 17,4
Инициативность 15,4 17,4 20,9
Умение работать в команде 16,5 17,1 20,3
Изобретательность 17,6 18,8 20,6
Ответственность 15,7 15,7 13,9
Осмысленность деятельности 14,5 14,2 16,1
Работоспособность 15,4 16,7 18,9
Средняя по компетенциям 16,0 16,9 18,9
Источник: составлено авторами
Стоит отметить, что сравнение первого и третьего уровней демонстрирует наибольший рост таких компетенций, как инициативность, преданность организации, умение работать в команде и работоспособность. Данные компетенции возрастают и при переходе от первого уровня ко второму, но их значения не превышают среднего уровня. Значительный их рост происходит при переходе от второго уровня к третьему.
Заключение
К основным результатам исследований можно отнести следующие выводы: Интеграция образовательной и инновационной деятельности положительно влияет на развитие функциональных и социокультурных компетенций студентов.
Существует взаимосвязь между социокультурными и функциональными компетенциями.
Существует как минимум три уровня развития социокультурных и функциональных компетенций. Инновационный характер деятельности дает прирост среднего уровня всех показателей.
Описываемая в статье модель компетенций инновационного специалиста сформировалась в процессе приобщения студентов к инновационной деятельности. Проведенные исследования показали актуальность и универсальность сформулированной на основе экспериментального подхода модели социокультурных компетенций, а также разработанной на ее основе методики оценки уровня их развития.
Эксперимент показал, что данный подход имеет право на существование и может быть рекомендован как один из эффективных наряду с другими подходами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Измерение социокультурных компетенций студентов вузов // Высшее образование
сегодня. - 2012. - № 2. - с. 24-28.
2. Бахтигараева А., Золотов А., Никишина Е. Результаты оценки общекультурных
компетенций у студентов Ульяновского государственного университета (вторая волна). / Материалы исследования Института национальных проектов совместно с «Тюнинг-центром» экономического факультета МГУ, 2016. - 4 с.
3. Шаповалов В.Н., Петрова О.А. Опыт интеграции учебного и производственного
процессов // Вестник ульяновского государственного технического университета. - 2012. - № 2(58). - с. 4-10.
4. Зиязетдинова А.И., Парыгина Д.В. Измерение социокультурных компетенций сту-
дентов и молодых ученых Ульяновской ГСХА // Управление качеством: формирование компетенций выпускников вузов: Материалы первой региональной научно-практической конференции. 2011. - с. 95-99.
5. Митрофанова А.Ю., Щеглова Е.Д., Шаповалов В.Н., Гильмитдинов Ш.Г. Опыт раз-
работки моделей компетенций студентов управленческого профиля // Креативная экономика. - 2015. - № 1(97). - с. 101-110. - url: http://www.creativeconomy.ru/ journals/index.php/ce/article/view/81/.
REFERENCES:
Izmerenie sotsiokulturnyh kompetentsiy studentov vuzov [Measuring the sociocultural competencies of students].(2012). Vysshee obrazovanie segodnya. (2). 24-28. (in Russian).
Bakhtigaraeva A., Zolotov A., Nikishina E. (2016). Rezultaty otsenki obschekulturnyh kompetentsiy u studentov Ulyanovskogo gosudarstvennogo universiteta (vtoraya volna) [Results of the assessment of general cultural competencies among students of Ulyanovsk State University (second wave)] Moscow. (in Russian).
Mitrofanova A.Yu., Scheglova E.D., Shapovalov V.N., Gilmitdinov Sh.G. (2015). Opyt razrabotki modeley kompetentsiy studentov upravlencheskogo profilya [Experience in Developing Competency Models for Students Majoring in Management]. Creative economy. 9 (1(97)). 101-110. (in Russian).
Shapovalov V.N., Petrova O.A. (2012). Opyt integratsii uchebnogo i proizvodstvennogo protsessov [Experience of integration of educational and manufacturing processes]. Vestnik ulyanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (2(58)). 4-10. (in Russian).
Ziyazetdinova A.I., Parygina D.V. (2011). Izmerenie sotsiokulturnyh kompetentsiy studentov i molodyh uchenyh Ulyanovskoy GSKhA [Measuring the sociocultural competencies of students and young scientists of Ulyanovsk State Agricultural Academy] Quality management: forming the competencies of graduates of universities. 95-99. (in Russian).