ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ
А.А. Филиппов
ФИЛИППОВ Анатолий Анатольевич -
кандидат
социологических
наук, доцент
Поволжской
академии
государственной
службы
им. П.А. Столыпина
Консолидация политических сил страны наряду с инерционностью кризисных процессов, противоречивостью формирования рыночных отношений, трудностями создания децентрализованной управленческой инфраструктуры и достижения нормальной экономической открытости регионов - все эти и другие факторы сопровождают сложный этап становления демократического общества в России.
Серьезные недостатки в деятельности органов государственного и муни-
4 4 2002 • ВЕСТНИК ПАГС
4 4
ципального управления и низкий социально-экономический результат проводимых реформ кроются в ряде причин: относительно низком профессионализме кадров властно-управленческих структур; нарушении и прямом невыполнении органами власти, организациями и их руководителями законов, постановлений, распоряжений центральных и местных властей; бюрократизме, волоките, коррумпированности, а также отсутствии социального контроля за деятельностью руководителей.
Возрастающая потребность органов управления в подготовленных квалифицированных кадрах, способных разрешить противоречие между характером и классом задач управления, с одной стороны, и уровнем готовности работников к их решению - с другой, сопровождается своеобразным дефицитом компетентности у работников, отсутствием психологической готовности к профессиональной деятельности. Типичная ситуация, когда сложившийся профессионализм сочетается с неумением работать в новых условиях («психологический барьер к инновациям»), а энтузиазм молодых работников из-за недостатка профессиональных умений, навыков и ответственности не дает положительных результатов.
В связи с этим все большее значение приобретает качественно новый подход к повышению квалификации и переподготовке кадров государственных и муниципальных служащих. На протяжении последних десяти лет Поволжская академия государственной службы уделяла большое внимание этой сфере своей деятельности. За период с 1991 г. прошли переподготовку и повысили квалификацию более 16 тысяч государственных и муниципальных служащих. Только за последние пять лет на курсах повышения квалификации обучились более 3500 руководителей и специалистов органов государственной власти, 1800 муниципальных служащих органов местного самоуправления; прошли переподготовку 650 руководящих работников федеральной государственной службы.
В учебном процессе на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы и местного самоуправления постоянно задействованы ведущие ученые ПАГС и других вузов Саратовской области. Налажено тесное сотрудничество с органами государственной власти Саратовской, Самарской и Тамбовской областей. К проведению занятий привлекаются практические работники, имеющие большой опыт в своих сферах деятельности. В различных формах учебного процесса принимают участие губернатор и члены Правительства Саратовской области, руководи-
тели территориальных структур федеральных органов власти. Тесная связь теоретических и практических знаний слушателей позволила поднять на качественно новую ступень уровень подготовки специалистов.
На факультете разработаны и реализуются профессиональные образовательные программы для высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей. Кроме этого, разработана программа для лиц, впервые принятых на государственную службу. Она базируется на интенсивных методах обучения, рассчитана на активную самостоятельную работу слушателей.
Наряду со специальной профессиональной тематикой основу учебных планов факультета составляют такие курсы: государственное и муниципальное управление, теория и практика управленческой деятельности, государственная кадровая политика, правовые основы деятельности администрации, социально-экономический мониторинг, новые информационные технологии в управлении. В учебный процесс внедряются образовательные программы с использованием современных информационных технологий. Целевые и тематические программы предусматривают обучение руководящих работников коммуникабельности, руководству персоналом, управлению структурными подразделениями, кадровыми и организационными процессами. Разработка таких программ базируется на инновационных методических принципах обучающих технологий.
На факультете широко используются активные формы обучения -«круглые столы», деловые игры. Современными методами интенсивного обучения слушателям оказывается интеллектуальная поддержка в проведении экономических, политических и административных реформ. Так, например, апробирована обучающая программа «Модернизация администрации (инновационные процессы в госслужбе)» для глав администраций городов, которая прошла экспертизу с участием экспертов национальной и региональной структур обучения госслужащих Франции. На ее основе разработана концепция, методологические принципы и рекомендации, освещающие проблемы инновационной деятельности в управлении, издано учебное пособие «Инновации в управлении», в котором представлены теоретические и методологические статьи, раскрывающие профессионально-содержательные аспекты программы.
С 1998 г. по настоящее время ПАГС реализует Президентскую программу переподготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ. За это время по программе «Менеджмент» обу-
чено 78 человек, из них 50 прошли зарубежные стажировки. В текущем году принято на обучение еще 20 специалистов.
Обучающая программа для лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы, рассчитана на широкий круг специалистов так называемых «сквозных должностей» (кадровая служба, организационные и общие отделы, контрольно-ревизионные аппараты, канцелярия и делопроизводство). Для обучения специалистов одного профиля предусматривается блок специализации по должности.
Учебный процесс на факультете построен на новейших достижениях науки управления, критическом анализе самого современного зарубежного и отечественного опыта. Основой его организации являются кафедры академии, ведущие ученые, специалисты-практики. С участием ведущих ученых академии была создана и апробирована инновационная модель развития и обучения государственных и муниципальных служащих, руководителей бизнеса, которая основана на социоцентрической парадигме управления, пришедшей на смену техноцентрической.
Инновационная модель обучения управленцев включает в себя следующие этапы:
I. Предварительная подготовка: первичный аудит организационной подготовки; определение проблемного поля и технологии обучения совместно с заказчиком; активизация самостоятельной подготовки слушателей.
II. Базовое и информационное обучение.
III. Моделирование управленческих ситуаций. Проектирование.
IV. Дополнительная углубленная профессиональная подготовка.
V. Стажировка.
VI. Творческая индивидуальная работа участников. Оценка участников: самооценка, групповая оценка, оценка экспертов.
VII. Прогнозирование перспективного обучения.
Несмотря на содержательную технологическую насыщенность этапов обучения, сам обучающий процесс реализуется в две недели, подготовительный этап занимает от одной до трех недель, этап внедрения инноваций и корректирующего управленческого консультирования -от одного до трех месяцев. Обучающий процесс базируется на различных современных технологиях, таких, как: разработка конкретных этапов и методов решения проблемы, критерии оценки эффективности (управленческий тренинг, кейс-стади, деловая игра и тд.).
Использование инновационных технологий профессионального обу-
чения руководителей позволяет актуализировать творческий потенциал обучаемых, освоить методологии успешного поиска решения проблем организации. Рекомендации, разработанные в ходе научно-практических семинаров, имеют высокую степень реализации в управленческих процессах, служат толчком к внедрению инноваций в практику управления. Апробация новой модели обучающего процесса продемонстрировала высокую эффективность творческой работы в группе совместного обучения государственных служащих федеральной власти и органов государственной власти субъектов РФ Поволжского региона.
В Поволжской академии государственной службы на основе использования отечественного и зарубежного опыта по управленческому и организационному проектированию разработаны эффективные обучающие программы: «Управленческий тренинг-отбор работников и персонала администраций Поволжского региона для федерального кадрового резерва» и «Консолидация и тренинг управленческих команд: концепция и опыт реализации», которые успешно используются на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Разработанный подход позволяет определить уровень развития профессионально значимых качеств обучающихся на момент начала обучения; ограничения эффективности деятельности и саморазвития; направления индивидуальной подготовки; создать мотивацию к обучению.
Востребованными стали формы целевой подготовки специалистов по узким направлениям (например, «Применение нового Трудового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях», «Антикризисное управление и финансовое оздоровление предприятий и организаций» и др.).
Большой эффект дают встречи и контакты слушателей с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избранными от Саратовской области, полномочными представителями Президента РФ в Поволжском регионе и Саратовской области, руководящими работниками структур федеральных органов власти и субъектов РФ. Активно сотрудничают с академией и факультетом повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы и местного самоуправления: Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Саратовской области; Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области; Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ по Саратовской области.
Большую методическую помощь оказывают ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Их участие в на-
учно-практических конференциях, чтениях, семинарах всегда является событием как для профессорско-преподавательского состава академии, так и для слушателей и студентов.
Дальнейшее совершенствование обучения слушателей предполагает решение ряда проблем. Первоочередные среди них следующие:
1. Структурные подразделения, занимающиеся повышением квалификации и переподготовки служащих органов государственной власти и местного самоуправления, должны выступать в качестве «заказчиков» перед кафедрами по проблемам, интересующим слушателей с учетом динамики экономических и социальных процессов, происходящих в обществе и экономике страны.
2. Принимая во внимание противоречивость современного развития общества, особое внимание факультету предстоит обратить на проблемы, связанные с управлением в условиях «неопределенности», с антикризисным управлением, финансовым оздоровлением, управлением государственной собственностью и т.д.
3. Приоритетным направлением факультета становится обучение в области правового обеспечения управления, применения законодательства РФ на практике.
4. В интересах дальнейшего повышения уровня обучения слушателей требуется шире привлекать ведущих ученых и практиков; использовать активные методы обучения в целях разработки конкретных проектов по различным направлениям; больше внимания уделять психологической подготовке, особенно для вновь назначенных на должность.
5. В целях оценки результативности усвоения курсов, начального уровня подготовки результатов обучения применять входное и выходное тестирование.
Реализация задачи по интеграции учебно-методического, научноинформационного, программно-аналитического и интеллектуального потенциала Поволжской академии государственной службы позволит повысить уровень повышения квалификации и переподготовки кадров органов государственного и муниципального самоуправления.
2002 • ВЕСТНИК ПАГС 4 9
4 9