Научная статья на тему 'ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОЙ ОКРУГЕ - ЮГРЕ'

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОЙ ОКРУГЕ - ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
273
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE POLICY ON THE DISABLED / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / INCLUSIVE EDUCATION / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брагина Е.М.

В статье рассмотрен опыт организации государственной системы социальной реабилитации детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. На основе статистических данных проанализировано современное состояние, выявлены проблемные вопросы, сформулированы предложения по совершенствованию государственного управления в данной сфере, направленные на увеличение финансовой, организационной помощи семьям с детьми - инвалидами, развитием доступной среды, инклюзивного образования, активизацией взаимодействия с общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брагина Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN REGARD TO DISABLED CHILDREN IN KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

The article discusses the experience of organizing the state system of social rehabilitation of disabled children in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The actual state was analyzed on the basis of statistical data, problematic issues were identified, proposals were formulated to improve public administration in this area, aimed at increasing financial and organizational assistance to families with disabled children, developing an accessible environment, inclusive education, and enhancing interaction with public organizations.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОЙ ОКРУГЕ - ЮГРЕ»

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОЙ

ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Е.М. Брагина, канд. ист. наук, доцент Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10762

Аннотация. В статье рассмотрен опыт организации государственной системы социальной реабилитации детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Юг-ре. На основе статистических данных проанализировано современное состояние, выявлены проблемные вопросы, сформулированы предложения по совершенствованию государственного управления в данной сфере, направленные на увеличение финансовой, организационной помощи семьям с детьми - инвалидами, развитием доступной среды, инклюзивного образования, активизацией взаимодействия с общественными организациями.

Ключевые слова: государственное управление, государственная политика в отношении инвалидов, доступная среда, инклюзивное образование, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Конституцией России закреплен принцип приоритетности социальной политики, одним из направлений которой является создание равных условий для развития всех граждан, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья.

Тема социальной реабилитации детей-инвалидов в разных аспектах изучалась социологами, педагогами, психологами. Выделим лишь некоторые направления исследований: интеграция и социализация личности (М.М. Кабанов, С.Н. Кавокин, А.И. Ковалева, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др.); социальная поддержка инвалидов (МП. Безруков, В.И. Жуков, Г.И. Осадчая, И.В. Мкртумова и др.); создание безбарьерной среды (Н.Ю. Гаубрих, Н.Ф. Дементьева, Ю.В. Колосов, Е.Г. Леонтьева, И.И. Рыбакова и др.); инклюзивное образование (Д.В. Зайцев, Г.Г. Карпова, С.С. Лебедева, Ю.Н. Мануйлова, К.С. Ощепкова, Л.Н. Смирнова, Э.Е. Чеканова, Д.Б. Шевченко); развитие адаптивного спорта (А.И. Копытин, С.С. Кучинский, С.В. Смирнов, Е.В. Таранова и др.); реализации региональной политики в отношении инвалидов (Ю.С. Васютина, Ю.Н. Гладкова, А.В. Евченко, В.И. Жуков, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапина и др.).

В настоящее время в практике государственного управления начинает реализо-

вываться комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов, под которой понимается «сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений» [1]. Одним из первых субъектов РФ, начавших выстаивать региональную систему на основе комплексного сопровождения инвалидов, стал Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Анализ положительного опыта Югры, выявление проблемных вопросов, разработка предложений по их решению могут быть востребованы субъектами публичного управления всех уровней.

Организационная структура реализации государственной политики в отношении детей-инвалидов в Югре

В Югре создана эффективная нормативно-правовая и организационная системы реабилитации инвалидов. Реализация государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) проходит в рамках государственных программ автономного округа «Современное здравоохранение», «Развитие образования», «Социальное и

демографическое развитие», «Доступная среда», «Культурное пространство», «Развитие физической культуры и спорта» и других. В их реализации участвуют 7 органов исполнительной власти, уполномоченных в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, занятости населения, информация.

При Губернаторе автономного округа работает Совет по делам инвалидов, по решению которого в 2018 году создан Штаб действий в интересах инвалидов. В 2020 году 1192 организации Югры предоставляют реабилитационные и абилитаци-онные услуги. В реестре поставщиков социальных услуг состоит 159 социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги инвалидам [2].

Степень удовлетворенности потребителей осуществляется по результатам независимой оценки качества оказания услуг организациями. В 2019 году 99,9% опрошенных инвалидов были удовлетворены

деятельностью органов социального обеспечения, 97% - органов труда и занятости населения [2]. В соответствии с методикой оценки региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.06.2017 №545, автономный округ в 2019 году получил достаточно высокий балл - 9,1 (в 2018 -8,5). Однако на основании данной оценки необходимость совершенствования региональной системы остается актуальной [2].

Анализ основных направлений государственной политики по социальной интеграции детей - инвалидов в Югре

Численность детей - инвалидов в автономном округе растет (за 2017 - 2019 год она увеличилась на 9%), также как и процент инвалидизации. Это полностью соответствует тенденциям, наблюдаемым как в целом в России, так и в Уральском федеральном округе. В Югре процент инвалидизации один из самых низких по стране.

Таблица 1. Численность детей - инвалидов и процент инвалидизации в Югре в сравне-

нии с данными по РФ и Уральскому федеральному округу [3]

Показатель 2017 год 2018 год 2019 год

Численность детей - инвалидов в Югре, чел. 6059 6450 6602

Процент инвалидизации в Югре 1,44 1,53 1,57

Процент инвадидизации в РФ 2,17 2,24 2,29

Процент инвалидизации в Уральском федеральном округе 1,83 1,9 2,0

Дети-инвалиды получают социальные выплаты, как из федерального, так и из регионального бюджетов (табл. 2). В автономном округе установлена практика пре-

доставления сертификатов (8 сертификатов) на оплату реабилитационных услуг (приобретение технических средств реабилитации, уход за тяжелобольным и др.).

Таблица 2. Размер и численность получателей социальных выплат для детей- инвалидов [4]_

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год

Размер социальной пенсии детям-инвалидам (с учетом районного коэффициента), руб. 17855 18123 18648

Численность получателей социальной пенсии, чел. 3806 4514 5903

Численность получателей ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами, чел. 828 846 867

В основе социальной реабилитации детей-инвалидов лежит индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), в составлении и реализации которой в Югре участвуют не только учрежде-

ния медико-социальной экспертизы и медицинские учреждения, но и организации системы образования, адаптивного спорта, труда и занятости. Рассмотрим некоторые из этих направлений.

В Югре создана необходимая нормативная база и организационная структура для получения образования детьми с ОВЗ, представленная вариативной сетью дошкольных и школьных образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы. В нее входят 18 общеобразовательных организаций и 174 коррекционных класса, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, 60 классов для детей с умственной отсталостью, 2890 классов

общеобразовательных организаций, работающих на основе принципов инклюзивного образования [4]. Основные показатели деятельности данной системы представлены в таблице 3, на основе анализа которых очевидно, что значительно растет численность детей с ОВЗ, получающих разные виды общего образования (за 3 анализируемых года рост составил 33%); увеличивается (на 37%) численность обучающихся на основе принципов инклюзивного образования.

Таблица 3. Показатели развития системы общего образования для детей с ОВЗ в Юг-

ре [4]

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год

Численность детей с ОВЗ, получающих общее образование в Югре, в т.ч. по адаптивным образовательным программам, чел 6079 7433 9014

892 1039 1268

Численность коррекционных классов/ численность детей с ОВЗ, обучающихся в них 171/ 1272 126/ 1337 174/ 2325

Численность обучающихся на основе принципа инклюзивного образования/ в т.ч. детей-инвалидов 2456/ 767 3519/ 935 3883/ 840

Количество исполненных ИПРА детей-инвалидов 70 1733 3680

Обучение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В организациях, работающих по адаптивным образовательным программам, реализуются программы профессиональной подготовки для детей с ОВЗ. Для повышения мотивации к данному виду деятельности проводится региональная олимпиада по трудовому обучению.

В автономном округе создана многоуровневая система психолого-педагогического сопровождения, включающая психолого-медико-педагогические комиссии, 192 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, консилиумы образовательных организаций. Региональный центр психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования» разрабатывает индивидуальные перечни мероприятий, обеспечивающих психолого-педагогическую реабилитацию и/или аби-литацию детей - инвалидов (ИПРА). Количество исполненных ИПРА детей-

инвалидов за 2016-2018 годы увеличилось более чем в 50 раз (табл. 3).

В Югре уделяется большое внимание созданию универсальной безбарьерной среды, прежде всего в рамках государственной программы автономного округа «Доступная среда», которая является основой для финансирования мероприятий по дооборудованию и адаптации социальной значимых объектов, приобретению автотранспорта, комплектов специализированной учебной мебели, оснащению современным реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием.

Дополнительным образованием охвачено более 35% детей с ОВЗ. 13% из них обучаются с использованием сертификата дополнительного образования [5]. Наиболее востребованными являются художественное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое направления, по которым также реализуются дополнительные предпрофессиональные программы. Более 160 организаций осуществляют работу с людьми с ОВЗ по развитию адаптивного спорта по 27 видам [5]. В Ханты-Мансийском центре адаптивного спорта

создан отдел по социальному сопровождению и реабилитации на основе ИПРА. Среди молодежи активно развивается волонтерское движение в сфере адаптивного спорта, охватывающее более 400 человек.

Проблемы и перспективы реализации государственной политики по социальной реабилитации детей - инвалидов

1. Для реализации идеи комплексного подхода в системе реабилитации необходимо совершенствование организационной структуры с учетом уже имеющегося в округе позитивного опыта. Так, в Нижневартовске был создан многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов с участием в его работе врачей, психологов, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре [2]. Он работает по «семейному графику», что позволяет организовать реабилитационные мероприятия с детьми и родителями в вечернее время и выходные дни. Очевидно, что целесообразно создание таких комплексных центров в Сургуте, Нефтеюганске, Ханты-Мансийке, других городах Югры, а также распространение и адаптация опыта их работы на муниципальные районы.

2. Дальнейшего внимания со стороны органов государственной власти требует разработка механизмов привлечения к участию в комплексном сопровождении детей-инвалидов некоммерческих организаций, родительских объединений, благотворительных фондов и бизнес-структур.

3. Как уже говорилось выше, оценка системы реабилитации и абилитации инвалидов, осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.06.2017 № 545. Однако в данной методике нет отдельных показателей, характеризующих положение детей-инвалидов. Считаем, что целесообразно включить в систему оценки такие критерии, как «Организация доступной среды в образовательных учреждения, % от общей численности», «Численность образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования».

4. Значительной проблемой является низкий уровень доходов семей, имеющих детей - инвалидов, особенно в регионе,

который отличается высоким показателем величины номинальных денежных доходов населения, занимая 7 место среди субъектов РФ (в 2019 году она составляла более 70 тыс. руб., среднедушевой доход населения - более 50 тыс. руб.). Для сравнения - ежемесячная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, устанавливается в размерах: родителю или опекуну - 8250 рублей, другим лицам - 1800 рублей [4; 5]. Получателями этого пособия являются более 860 человек (табл. 2), т.е. каждый седьмой родитель ребенка-инвалида.

Необходимо повысить уровень доходов у родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, например, содействуя их трудоустройству. Однако, только 34% родителей, воспитывающих

несовершеннолетних детей, смогли быть трудоустроены с помощью органов занятости населения [4]. Понятно, что для родителей с детьми - инвалидами этот показатель значительно ниже. (Он, кстати, органами занятости, вообще не учитывается).

Считаем, что целесообразно на данную категорию населения распространить мероприятия госпрограммы автономного округа «Поддержка занятости населения». Среди них:

- проведение социологического опроса, анализ статданных для определения потребности родителей детей с ОВЗ в трудоустройстве, в профессиональном обучении, а также в организации присмотра за детьми;

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование родителей детей-инвалидов;

- содействие в поиске работы с особыми требованиями (гибкий график, неполная занятость, удаленное рабочее место и т.д.), правовое, методическое консультирование при поиске и трудоустройстве;

- стимулирование организации коллективных офисов для работы и совмещенного общения для родителей детей с ОВЗ, с привлечением социально

ориентированных некоммерческих

организаций.

5. Вопрос трудоустройства родителей, тесно связан с проблемой организации присмотра за детьми с ОВЗ. Считаем, что целесообразно расширить проекты, реализующиеся в Югре, и на данную категорию населения. С 2019 года на пилотных площадках началась разработка проекта «Профессиональная няня -детям», задача которого организация профессиональной подготовки, стажировки и сертификации лиц, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми [5]. Очевидно, что в рамках данного проекта нужно рассмотреть возможность подготовки и сертификации профессиональных нянь для детей-инвалидов, а также возмещение затрат их услуг как за счет «Сертификата дошкольника», так и специально планируемого государственного финансирования.

Необходимо рассмотреть возможность более активного целевого

государственного и муниципального финансирования (не только в рамках грантов для СОНКО), общественных проектов, ориентированных на помощь семьям с детьми с ОВЗ. Например, в Югре развивается проект «Передышка»: ребенка - инвалида можно на несколько часов оставить на попечение дежурных мам и волонтеров, для того, чтобы его родители смогли отдохнуть, полечиться, решить бытовые и социальные проблемы. Это также хорошая возможность для социализации как детей, так и родителей [6].

6. Дальнейшего развития требует материально-техническая база для организации доступной среды для детей-инвалидов. Для многих из них является проблемой перемещение в подъездах многоэтажных домов старой застройки, не имеющих лифтов, пандусов. Эффективным решением этого вопроса будет являться не дооборудованием подъездов (что чаще всего невозможно), а организационная помощь в обмене квартиры семьи, имеющей ребенка-инвалида, на жилплощадь, соответствующую ее потребностям.

Доля образовательных организаций Югры, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, составляет 16,4%. Универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования создана в 22% общеобразовательных и в 17% дошкольных организациях [4; 5]. Здания образовательных учреждений, построенные более 15-20 лет назад, не имеют лифтов. Кабинетная система обучения подразумевает постоянное перемещение по школе, что для детей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, часто просто невозможно. Обучение этих детей в современных образовательных учреждениях затрудняется организацией их ежедневного подвоза от школы до дома и обратно по индивидуальному графику. Имеющиеся школьные автобусы для этой цели не приспособлены. Выходом из данного положения может стать развитие сети социального такси, приспособленных для нужд детей-инвалидов, а также финансовая, организационная помощь семье в приобретении транспорта для обслуживания ребенка-инвалида.

Организация инклюзивного обучения детей-инвалидов по группам заболеваний в одном учебном учреждении позволит поставить вопрос о выделении дополнительных ставок специальных помощников, содействующих в перемещении по зданию, налаживании коммуникаций, организации режима питания, выполнении медицинских предписаний.

7. Далека от совершенства система обеспечения детей - инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и расходными материалами для лечения и ухода (низкое качество ТСР, несоответствие цены производителя и суммы сертификата, отсутствие сервисного обслуживания, недостаточный перечень необходимых средств ухода и т.д.). В настоящее время ТСР можно получить только по месту прописки. Намного целесообразнее организовать их выдачу по месту фактического пребывания ребенка, чтобы была возможность выезжать в другие населенные пункты для длительного лечения, получения образования, пребывания у родст-

венников. мости ухода и т.д. Очевидно, что решение

8. Отдельной темой является проблемы этих проблем связано с дальнейшим раз-жизни семей с детьми-инвалидами в сель- витием мобильности те только инвалидов, ской местности. Хотя Югра является ур- но и организаций, осуществляющих их об-банизированным регионом (городское на- служивание, с совершенствованием систе-селение составляет более 92%), по нашим мы дистанционного профессионального подсчетам около 30-40% обращений в образования и дистанционной занятости. Штаб действий в интересах инвалидов по- Ожидаемым результатом предлагаемых

ступают именно из городских и сельских мероприятий является создание механизма поселений [7]. В них затрагиваются вопро- межведомственного взаимодействия при сы прохождения медико-социальной экс- комплексном сопровождении детей с ин-пертизы, курсового лечения, реабилитации валидностью, создание условий для обес-(как добраться с ребенком-инвалидом до печения доступности, результативности и места, где проживать, как получить ТСР и эффективности не только медицинской, но сервисное обслуживание по месту житель- и социальной реабилитации, привлечение ства), получения ребенком профессио- общественных организаций, действующих нального образования, невозможного из-за в интересах инвалидов, к реализации мер отрыва от семьи по причинам необходи- по социальной защите граждан.

Библиографический список

1. Концепция развития системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov (дата обращения: 12.08.2020).

2. Отчет о результатах оценки системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры за 2019 год. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/otchet-o-rezultatakh-otsenki-sistemy-reabilitatsii-i-abilitatsii-invalidov

3. Федеральный реестр инвалидов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sfri.ru/ (дата обращения: 12.08.2020).

4. Доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2018 год». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/doklad (дата обращения: 12.08.2020).

5. Итоги работы Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2019 году, задачи и приоритетные направления деятельности на 2020 и последующие годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti/2019-god (дата обращения: 12.08.2020).

6. Проект «Передышка». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dobro.ru/projects/ (дата обращения: 12.08.2020).

7. Штаб действий в интересах инвалидов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/shtab-deystviy-v-interesakh-invalidov (дата обращения: 13.08.2020).

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN REGARD TO DISABLED CHILDREN IN KHANTY-MANSIYSK

AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

E.M. Bragina, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstracts. The article discusses the experience of organizing the state system of social rehabilitation of disabled children in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The actual state was analyzed on the basis of statistical data, problematic issues were identified, proposals were formulated to improve public administration in this area, aimed at increasing financial and organizational assistance to families with disabled children, developing an accessible environment, inclusive education, and enhancing interaction with public organizations.

Keywords: public administration, state policy on the disabled, accessible environment, inclusive education, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.