Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра в ХМАО - Югре (вертикальные связи)'

Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра в ХМАО - Югре (вертикальные связи) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЛИЦА С РАС / ДЕТИ С РАС / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SUPPORT / SUPPORT MODELS / PEOPLE WITH ASD / CHILDREN WITH ASD / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова Н. П., Капустина Н. Г.

Авторы рассматривают и характеризуют опыт Ханты-Мансийского округа - Югры по организации сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС). В статье представлены структура, условия, направления, модели межведомственного взаимодействия. В данной статье речь идет о вертикальных связях межведомственного взаимодействия. Основная цель публикации - осмысление и диссеминация опыта по организации сопровождения лиц с РАС. Перспективу развития изложенных в статье позиций авторы видят в переносе опыта сопровождения лиц с РАС на работу с людьми с другими нарушениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказова Н. П., Капустина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPARTMENTAL COOPERATION ON SUPPORT OF PEOPLE WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN KHMAO-YUGRA (VERTICAL COMMUNICATION

The authors consider and characterize the experience of the Khanty-Mansiysk district of Ugra in organizing support for people with autism spectrum disorders (ASD). The article presents the structure, conditions, directions, and models of interdepartmental interaction. The article touches upon the vertical relations in interdepartmental interaction. The main purpose of the publication is to understand and disseminate the experience of organizing support for people with ASD. The authors see the prospect for the development of the issues described in the article in transferring the experience of accompanying people with ASD onto the work with people with other developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра в ХМАО - Югре (вертикальные связи)»

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.012 YAK 376.5 (571.122) ББК 74.59 (2 Poc-6 Хан)

Н.П. РАССКАЗОВА, МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Н.Г. КАПУСТИНА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ЛИЦ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ХМАО-ЮГРЕ (ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ)

N.P. RASSKAZOVA, INTERDEPARTMENTAL COOPERATION

N.G. KAPUSTINA ON SUPPORT OF PEOPLE

WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN KHMAO-YUGRA (VERTICAL COMMUNICATION

Статья написана

на основе методических рекомендаций «Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра» [5].

Режим доступа: http://stud.surgpu.ru/edu/metodicheskie-rekomendacii)

The article is based on the methodological guidance «Interdepartmental interaction on the support of people with autism spectrum disorders» [5].

Mode of access: http://stud.surgpu.ru/edu/metodicheskie-rekomendacii)

Авторы рассматривают и характеризуют опыт Ханты-Мансийского округа - Югры по организации сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС). В статье представлены структура, условия, направления, модели межведомственного взаимодействия. В данной статье речь идет о вертикальных связях межведомственного взаимодействия. Основная цель публикации - осмысление и диссеминация опыта по организации сопровождения лиц с РАС. Перспективу развития изложенных в статье позиций авторы видят в переносе опыта сопровождения лиц с РАС на работу с людьми с другими нарушениями в развитии.

The authors consider and characterize the experience of the Khanty-Mansiysk district of Ugra in organizing support for people with autism spectrum disorders (ASD). The article presents the structure, conditions, directions, and models of interdepartmental interaction. The article touches upon the vertical relations in interdepartmental interaction. The main purpose of the publication is to understand and disseminate the experience of organizing support for people with ASD. The authors see the prospect for the development of the issues described in the article in transferring the experience of accompanying people with ASD onto the work with people with other developmental disabilities.

Ключевые слова: сопровождение, модели сопровождения, лица с РАС, дети с РАС, межведомственное взаимодействие.

Key words: support, support models, people with ASD, children with ASD, interdepartmental interaction.

Введение. Оказание комплексной помощи лицам с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) в последнее время становится все более обсуждаемым вопросом. Это обусловлено двумя причинами. Первая - это непрерывно возрастающие проявления РАС. Вторая - утверждение специалистов разных сфер (медицины, биологии, педагогики, психологии и т.д.), что раннее выявление РАС является одним из основных условий эффективности помощи детям с таким диагнозом. В настоящее время признано, что помощь детям с РАС требует интеграции нескольких сфер: медицины, социальной сферы, педагогики, психологии и других. Следовательно, помощь, которая требуется детям с РАС, должна быть комплексной, что обусловливает необходимость взаимодействия структур и специалистов разных ведомств. Это делает актуальным рассмотрение вопроса организации и осуществления

межведомственного взаимодействия при сопровождении лиц с РАС. Ответ на поставленный вопрос должен быть дан как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. На уровне опыта решение данного вопроса можно проследить на примере содействия детям с РАС и родителям, их воспитывающих, в ХМАО-Югре. По данным официальной статистики, на этой территории помощь оказывается 319 детям с таким диагнозом [4].

Цель статьи заключается в осмыслении и описании вертикальных связей межведомственного взаимодействия по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре и диссеминации опыта организации подобного взаимодействия.

Материалы и методы. Материалом для осмысления стали результаты анализа документов по работе с людьми с РАС, действующих на территории ХМАО-Югры, и опыта работы Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, БУ «Сургутский государственный педагогический университет» при реализации мероприятий государственного задания на оказание государственных услуг. Материалы по итогам выполнения государственного задания представлены на сайте БУ «Сургутский государственный педагогический университет» в кластере «Центр образования детей с ОВЗ» (режим доступа: http://stud.surgpu.ru).

Результаты и их обсуждение. Важность изучения феномена взаимодействия заключается в том, что взаимная обусловленность действий создает единое ресурсное пространство, позволяющее оптимизировать решение многокомпонентных и многоуровневых задач деятельности.

Исследователи, изучающие феномен межведомственного взаимодействия, подчеркивают, что необходимость в нем возникает при наличии двух условий. Первое - наличие общего для обеих сторон предмета взаимодействия. Второе условие тесно связано с первым. У субъектов появляются пересекающиеся точки общего участия в решении определенных проблем относительно предмета взаимодействия и идентичные цели деятельности (в известной мере или тотально), связанные с ним [1, 3, 9].

При соблюдении названных условий преодолевается ведомственная ограниченность, исключается управленческое дублирование, появляются действенные технологии работы, основывающиеся на едином информационном пространстве и суммарных сопряженных усилиях в работе с предметом взаимодействия.

В основе межведомственного взаимодействия лежит понятие «сеть». Это способ совместной деятельности, который направлен на решение определенной проблемы.

Важным для управления межведомственным (сетевым) взаимодействием является разработка его модели. Базовыми в менеджменте считаются три типа моделей сетевого взаимодействия: концентрированная сеть (ресурсная, координационная), распределенная (инструментальная, идентичная) и модель цепи. Концентрированная предполагает наличие единого центра межведомственного взаимодействия. В модели распределенной сети взаимодействие происходит на основе саморегуляции. В модели цепи каждое из звеньев последовательно решает поставленную перед ним задачу, ориентируясь на собственные ресурсы [1, 3, 6, 13].

В исследовании С.В. Белобородова установлено, что обеспечивает качество межведомственного взаимодействия координатор, которому необходимо правильно определить его вид, форму и направление (вертикальное, диагональное, горизонтальное). Названный автор дает характеристику трем основным стадиям организации этого процесса. На первой стадии определяется предмет и границы деятельности субъектов представителей разных структур и виды их взаимодействия. На второй описываются процедуры совместной работы. На третьей разрабатываются документы, регламентирующие межведомственное взаимодействие [1].

В связи с ограничением объема изложения в данной статье рассмотрим только вертикальные связи межведомственного взаимодействия по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре, поскольку оно является одним из основополагающих видов в его системе. Вертикальное межведомственное (сетевое) взаимодействие обеспечивает дифференциацию и конкретизацию управленческой информации, принятой на верхней точке власти, ее прохождения по всем уровням иерархии, доведения до исполнителя и подчинение его поведения соответствующим требованиям [5, 6].

Лидирующими во взаимодействии по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре являются три департамента: социальной защиты, здравоохранения и образования. Выделение названных департаментов как центральных логично и обосновано: РАС - это медицинский диагноз, устанавливаемый только специалистами соответствующей сферы. После его установления требуется обеспечение системы мер, направленных на обеспечение прав лиц с РАС, самым важным из которых является образование. К функциям департамента социальной защиты относится социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, а также проведение медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. Это необходимо не только для выплаты социальных пособий, но и для разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации лица (ИПРА), признанного инвалидом. В ведении данного департамента находятся также программы социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации лиц с РАС, организация сопровождаемого трудоустройства и поддерживаемого проживания.

Кроме того, во взаимодействие по сопровождению лиц с РАС включены общественные организации: Региональная общественная организация ХМАО-Югры помощи детям, взрослым и инвалидам с расстройствами аутистическо-го спектра «Дети Дождя», фонд поддержки людей с РАС и другими ментальными нарушениями «Город Солнца».

Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре осуществляется в одной из трех моделей межведомственного взаимодействия, а именно - распределённой, которая представлена ее идентичным вариантом, созданным на основе формулирования общей цели и задач при совместном использовании ресурсов. Субъектами являются организации, заинтересованные в решении проблемы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями.

Модель межведомственного (сетевого) взаимодействия по реализации Концепции построенная в ХМАО-Югре опирается на следующие принципы: государственно-общественный подход, самоорганизация, опережающая инновационная стратегия управления, непрерывность и преемственность, иерархичность, открытость связей и обмена опытом (как внутри структуры, так и с внешними субъектами) [5]. Основой функционирования модели межведомственного взаимодействия в ХМАО-Югре является Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года [4]. В ней определена цель межведомственного взаимодействия, которая заключается в охвате группы процессов при работе с лицами с РАС и другими ментальными нарушениями. Иерархия субъектов межведомственного взаимодействия представлена на рисунке 1.

Для упорядочения связей межведомственного взаимодействия в ХМАО-Югре разработаны, приняты и реализуются Регламент и Порядок межведомственного взаимодействия по развитию региональной системы комплексного сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями [11, 12].

Куратором межведомственного взаимодействия по сопровождению людей с РАС является заместитель губернатора ХМАО-Югры (руководитель коллегиального совещательного органа). Действует коллегиальный (совещательный) орган - региональная рабочая группа по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными

нарушениями. Методолог Концепции - правительство ХМАО-Югры и губернатор. Технолог Концепции - орган исполнительной власти, ответственный за техническое сопровождение и реализацию Концепции - Департамент социального развития ХМАО-Югры. Участники реализации Концепции - органы исполнительной власти, представляющие государственные (муниципальные) услуги, управления, комитеты [4, 5, 10, 11].

Рис. 1 Иерархия субъектов межведомственного взаимодействия

В процессе построения региональной системы межведомственного (сетевого) взаимодействия по реализации Концепции использованы следующие формы: обмен информацией, используемой, в том числе в электронной форме; осуществление совместных действий (мероприятий); создание межведомственных рабочих групп, комиссий, координационных советов, межведомственных совещательных органов; соглашения о взаимодействии, заключенные между организациями, осуществляющими межведомственное (сетевое) взаимодействие, в которых определяются порядок и условия по вопросам предоставления комплексной помощи лицам с расстройством ау-тистического спектра; межведомственное (сетевое) взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности; совместное формирование и использование банков данных, автоматизированных информационно-аналитических систем [5, 10, 11].

В ХМАО-Югре разработаны региональные нормативные документы, позволяющие грамотно и продуктивно организовать комплексную помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Они представлены на сайте администрации ХМАО-Югры (Режим доступа: https://admhmao.ru/) и включенных во взаимодействие департаментов.

Работу с детьми с РАС осуществляют высококвалифицированные педагоги, владеющие современными педагогическими технологиями. В штат специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования обучающихся с РАС, входят учителя-дефектологи, педагоги-психологи, логопеды, воспитатели, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники, тьюторы [5].

В ХМАО-Югре предусмотрена и осуществляется организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая использование сетевых ресурсов и технологий разных ведомств, включенных во взаимодействие.

А

А

к

Материально-техническое обеспечение дошкольного, школьного и дополнительного образования в целом отвечает не только общим, но их особым образовательным потребностям детей с РАС. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования.

В структуру учебно-методического обеспечения комплексного сопровождения детей с РАС входят не только организация рабочего места и оснащение его техническими средствами для комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС, к образованию (ассистирующие средства и технологии), но и другое оснащение (специализированные компьютерные инструменты обучения, специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) [5].

По данным мониторинга, проведенного РРЦ СурГПУ, в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры реализуются разные модели образования детей с РАС: «Инклюзивный класс», «Ресурсный класс», модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в классе для обучающихся с задержкой психического развития, модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в классе для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, модель индивидуального образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра на дому. В каждой образовательной организации разработаны адаптированные образовательные программы, отвечающие особым образовательным потребностям детей с РАС [2, 5].

Специфика требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре ориентирована на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования

Финансовое обеспечение обучающихся с РАС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона.

Итак, резюмируя все изложенное выше, можно дать следующую характеристику межведомственному взаимодействию по сопровождению лиц с РАС в ХМАО-Югре. По количеству участвующих в межведомственном взаимодействии - это многостороннее межведомственное взаимодействие, позволяющее объединить усилия нескольких ведомств разной подчиненности в направлении решения общей задачи сопровождения лиц с РАС. По степени участия - это активное межведомственное взаимодействие: коммуникативный процесс происходит по инициативе большого количества заинтересованных ведомств в диалоговом режиме и реальном времени. По характеру связей межведомственное взаимодействие в ХМАО-Югре осуществляется как формальное, осуществляемое между государственными служащими различных ведомств, контактирующих по поводу решения общей проблемы. Оно представлено как документально регламентированное взаимодействие различных органов исполнительной власти, опосредованное созданием межведомственных структур (рабочих групп). По регулярности осуществления -регулярное, а по срокам - долгосрочное (с 2017 г. до 2020 г.).

Межведомственное (сетевое) взаимодействие по оказанию комплексной помощи людям с РАС в ХМАО-Югре на уровне вертикальных связей осуществляется на трех уровнях разграничения полномочий: региональном, муниципальном и уровне образовательной организации.

Охарактеризуем два вертикальных уровня межведомственного взаимодействия.

Первый вертикальный уровень межведомственного (сетевого) взаимодействия - уровень региона представлен следующими структурными подразделениями:

- координатором межведомственного взаимодействия (Правительство ХМАО-Югры, заместитель губернатора);

- межведомственной рабочей группой по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями;

- региональными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, экономическим развитием региона и иные заинтересованные ведомства (департаменты образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, экономического развития региона и иные заинтересованные ведомства);

- Региональным ресурсным центром для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС в автономном округе Югре;

- сетевым компетентностным центром инклюзивного образования;

- некоммерческие общественные организации (НКО) и общественными организациями;

- центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее -ЦПМПК);

- опорными образовательными центрами, обеспечивающими работу с детьми, имеющими особенности развития, созданные на базе государственных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций;

- ресурсными центрами по сопровождению образовательных организаций Югры по вопросам инклюзивного образования [5, 6, 8, 9, 10].

Охарактеризуем компоненты модели.

Заместитель Губернатора ХМАО-Югры является координатором межведомственного взаимодействия. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы, включающее информирование о времени и месте проведения заседаний рабочей группы, обеспечение необходимыми информационными материалами, организацию подготовки заседаний рабочей группы. В свою очередь, рабочая группа осуществляет управление и координацию деятельности. В рабочую группу входят представители заинтересованных ведомств, а также представители неправительственных негосударственных организаций. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На этом уровне межведомственного (сетевого) взаимодействия - это управляющая и координирующая структура, реализующая принцип общественно-государственного управления и осуществляющая свою деятельность под началом заместителя губернатора ХМАО-Югры. Выполняемые ею функции включают управление и координация деятельности субъектов партнерства на уровне региона; организационное, информационное, кадровое, программно-методическое и иное ресурсное обеспечение функционирования межведомственного взаимодействия, включая нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов; мониторинг эффективности межведомственного взаимодействия [5, 6, 8, 9, 10].

Рабочая группа осуществляет свою деятельность на принципах равноправия ее членов, коллегиальности принятия решений и гласности.

Контроль над исполнением мероприятий по межведомственному взаимодействию возложен на руководителей соответствующих департаментов.

Важнейшим структурным элементом межведомственного взаимодействия является центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), созданная в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, их комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

В автономном округе функционирует одна центральная и двадцать две территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (далее -ПМПК), действующие на постоянной основе. Наиболее развита практика межведомственного взаимодействия в деятельности ЦПМПК, поскольку в ее состав включены педагог-дефектолог, педагоги-психологи, детский психиатр, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, олигофре-нопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог (по согласованию с Департаментом здравоохранения ХМАО-Югры). ЦПМПК взаимодействует с учреждениями здравоохранения и социальной защиты, сотрудничают с учреждениями образования, организуют свою работу с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС в автономном округе определен Региональный ресурсный центр, функционирующий на базе бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

Направления работы Регионального ресурсного центра по реализации Концепции: научно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с РАС; обучение специалистов в области оказания комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра; психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей, воспитывающих детей с РАС; информационно-просветительское сопровождение педагогов и родителей, воспитывающих детей с РАС.

Обсужден план работы сетевого взаимодействия Регионального ресурсного центра СурГПУ и Опорных образовательных центров ХМАО-Югры (рис. 2).

Рис. 2 Взаимодействие РРЦ с опорными образовательными центрами

и школами-спутниками

На территории автономного округа функционируют опорные образовательные центры, обеспечивающие работу с детьми, имеющими особенности развития. Деятельность центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа

по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с РАС. В целях создания сети (ассоциации) школ инклюзивного образования в каждом муниципальном образовании автономного округа созданы «Школы-спутники» пилотных опорных образовательных центров [2, 5].

В процесс оказания помощи лицам с РАС включены некоммерческие организации нескольких типов: родительские объединения (родители детей с РАС, члены семей); творческие коллективы (инклюзивные и экспериментальные); профессиональные сообщества (медицинских работников педагогов, деятелей культуры); корпоративные благотворительные фонды; волонтерские объединения; правозащитные организации.

Второй вертикальный уровень межведомственного (сетевого) взаимодействия - уровень муниципалитета. Этот уровень представлен муниципальными органами управления образованием, различными учреждениями образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения, а также неправительственными негосударственными организациями, расположенными на территории данного муниципалитета.

На муниципальном уровне осуществляет работу Межведомственная рабочая группа по развитию муниципальной системы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями.

Муниципальный уровень межведомственного взаимодействия представлен следующими структурными подразделениями: территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПк); департаменты, комитеты; образовательные организации; управления и комитеты; общественные организации и НКО; ресурсные центры инклюзивного образования; центры дополнительного образования; опорные школы и школы-спутники.

Третий уровень межведомственного взаимодействия - уровень конкретной организации (службы/отдела ранней помощи, лекотеки, консультационного центра и др.), участвующей в процессе взаимодействия и партнерства. Этот уровень рассматривается в исследованиях как горизонтальный, поэтому в данной статье он не охарактеризован.

Выводы. Итак, система межведомственного взаимодействия в ХМАО-Югре обрела устойчивость благодаря наличию и оптимальному соотношению множества связей в сфере взаимодействия (социальное, ресурсное, экономическое); направлении взаимодействия (вертикальное, горизонтальное); активное по степени участия; долгосрочное по срокам взаимодействия; межотраслевое в зависимости от объекта.

Изучение и осмысление опыта Ханты-Мансийского округа - Югры по межведомственному взаимодействию в целях сопровождения лиц с РАС позволяет сделать следующие выводы [5]:

1. Комплексный характер проблем лиц с РАС обусловливает необходимость использования межведомственного взаимодействия по их сопровождению.

2. Под межведомственным взаимодействием целесообразно понимать процесс объединения ресурсов ведомств различной подчиненности, организаций и учреждений для достижения единой цели определенного направления деятельности. В первую очередь оно должно организовываться на уровне вертикальных связей.

3. Генеральным направлением и способами повышения эффективности межведомственного взаимодействия при решении проблем сопровождения лиц с РАС являются: разработка необходимой законодательной базы; научно-методическое обоснование комплексной работы; четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы; предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами; обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; ор-

ганизация единого информационного пространства; создание общей концепции совместных действий; оптимизация работы межведомственного координирующего звена и др. [5, 10, 11, 12].

4. Положительные тенденции развития системы помощи и сопровождения людей с РАС в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:

- разработана и осуществляется реализация Концепции комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями:

- разработаны нормативно правовые акты, определяющие полномочия и обязанности органов государственной власти автономного округа, подведомственных им учреждений и организаций по реализации Концепции, определен координирующий орган - Региональная рабочая группа по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями;

- разработана модель межведомственного взаимодействия организаций, участвующих в программе комплексного сопровождения детей с РАС;

- разработана методическая база по организации комплексного сопровождения детей, с расстройствами аутистического спектра;

- создана единая система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра;

- обеспечена подготовка квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями;

- проводится работа по укреплению базы, связанной с материально-техническими ресурсами.

5. Целесообразно рассмотреть возможность диссеминации опыта ХМАО-Югры по межведомственному взаимодействию по сопровождению сопровождения лиц с РАС. Для этого необходимо активизировать публикационную активность и тиражирование результатов деятельности по реализации Концепции комплексного сопровождения лиц с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе (издание монографий, учебных пособий, методических рекомендаций, статей и др.).

7. Опыт ХМАО-Югры по межведомственному взаимодействию по сопровождению сопровождения людей с РАС целесообразно транслировать на оказание помощи лицам с другими нарушениями развития.

Литература

1. Белобородов С.В. Повышение качества межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 25 с.

2. Богатая О.Ф., Рассказова Н.П., Капустина Н.Г. Роль регионального ресурсного центра в реализации «Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и лиц с ментальными нарушениями» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 58-66.

3. Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2011. 247 с.

4. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре до 2020 года. Режим доступа: https://depsr. admhmao.ru/pomoshch-lyudyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/normativnye-pravovye-akty/840927/ kontseptsiya-kompleksnogo-soprovozhdeniya-lyudey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi.

5. Межведомственное взаимодействие по сопровождению лиц с расстройствами аутистического спектра / Департамент образования и молодежной по-

литики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут. гос. пед. ун-т; авт.сост. О.Ф. Богатая, Н.Г. Капустина, Н.П.Рассказова. Сургут: РИО СурГПУ, 2019. 84 с. Режим доступа: http://stud.surgpu.ru/edu/metodicheskLe-rekomendacii/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации) (одобрены 21.10.2011). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130588 (дата обращения: 18.01.2020).

7. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистическо-го спектра: метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. И.А. Филатова, Е.В. Каракулова. Екатеринбург: [б. и.], 2017. 287 с.

8. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спректра: метод. рекомендации /авт.-сост. О.Ф. Богатая, Н.П. Рассказова, А.В. Сорокина. Сургут: РИО СурГПУ, 2018. 15 [1] с.

9. Попова И.Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект. URL: http://dvorecpionerov.ru (дата обращения: 13.01.2020).

10. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23 июня 2017 г. № 1037 «О реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года». URL: https://depsr.admhmao.ru (дата обращения: 10.01.2020).

11. Приказ Департамента социального развития ХМАО-Югры, Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, Департамента образования и молодежной политики, Департамента культуры ХМАО-Югры, Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры, Департамента физической культура и спорта ХМАО-Югры от 7 сентября 2017 г. № 790-р/941/1378/273/1/298/243/1 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи людям с расстройством аути-стического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аути-стического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям в ХМАО-Югре». URL: https://depsr.admhmao.ru (дата обращения: 12.01.2020).

12. Приказ Департамента социального развития ХМАО-Югры, Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Департамента физической культура и спорта ХМАО-Югры, Департамента культуры ХМАО-Югры, Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры, Департамента общественных и внешних связей от 7 сентября 2017 г. № 791-р/943/1379/243 2/272/297/267 «Об

утверждении Регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра, их семьям в ХМАО-Югре». URL: https://depsr.admhmao.ru (дата обращения: 10.01.2020).

13. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 156 с.

References

1. Beloborodov S.V. Povyshenie kachestva mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya organov ispolnitel'noj vlasti: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Moscow, 2011. 25 p.

2. Bogataya O.F., Rasskazova N.P., Kapustina N.G. The role of the regional resource center in the implementation of the «Concept of comprehensive support for persons with autistic spectrum disorders and persons with mental disor-

ders». Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2019. № 1 (58), p. 58-66 (in Russian).

3. Zubareva T.A. Ispol'zovanie setevogo vzaimodejstviya dlya innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh uchrezhdenij: dis. ... kand. ped. nauk, Tomsk, 2011. 247 p.

4. Koncepciya kompleksnogo soprovozhdeniya lyudej s rasstrojstvami autis-ticheskogo spektra i drugimi mental'nymi narusheniyami v Hanty-Mansijs-kom avtonomnom okruge - YUgre do 2020 goda. 1914 [Electronic resource]. Available at: https://depsr.admhmao.ru/pomoshch-lyudyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/normativnye-pravovye-akty/840927/kontseptsiya-kompleksnogo-soprovozhdeniya-lyudey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi (date accessed: 11.06.2018).

5. Mezhvedomstvennoe vzaimodejstvie po soprovozhdeniyu lic s rasstrojstvami autisticheskogo spektra / Departament obrazovaniya i molodezhnoj politiki Han-ty-Mans. avt. Okruga. YUgry, Byudzhet. uchrezhdenie vysshego obrazovaniya HMAO-YUgry, «Surgut.gos.ped.un-t; avt.sost. O.F. Bogataya, N.G. Kapustina, N.P. Rasskazova. Surgut: RIO SurGPU, 2019. 84 p. 1914 [Electronic resource]. Available at: http://stud.surgpu.ru/edu/metodicheskie-rekomendacii/ (date accessed: 11.06.2019).

6. Metodicheskie rekomendacii po obespecheniyu perekhoda organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i organov mestnogo samoupravleniya k predostavleniyu uslug na osnove mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya (Meto-dika proektirovaniya mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya pri predostavlenii gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug na urovne sub"ekta Rossijskoj Federacii) (odobreny 21.10.2011). 1914 [Electronic resource]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130588 (date accessed: 11.06.2019).

7. Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detej s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya, v tom chisle s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: metod. posobie / Ural. gos. ped. un-t; avt.-sost. I.A. Filatova, E.V. Karakulova. Ekaterinburg: [b. i.], 2017. 287 p.

8. Model' obucheniya detej s rasstroj1stvami autisticheskogo sprektra: metod. rekomendacii / avt.-sost. O.F. Bogataya, N.P. Rasskazova, A.V. Sorokina. Surgut: RIO SurGPU, 2018. 15 [1] p.

9. Popova I.N. Proektirovanie modelej setevogo mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya v hode realizacii dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm: tekhno-logicheskij aspekt [Electronic resource]. Available at: http://dvorecpionerov.ru (date accessed: 11.06.2019).

10. Prikaz Departamenta obrazovaniya i molodezhnoj politiki Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry ot 23 iyunya 2017 g. № 1037 «O realizacii Kon-cepcii kompleksnogo soprovozhdeniya lyudej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra i drugimi mental'nymi narusheniyami v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre do 2020 goda» [Electronic resource]. Available at: depsr.admh-mao.ru (date accessed: 11.06.2019).

11. Prikaz Departamenta social'nogo razvitiya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta zdravoohraneniya Hanty-Mansijskogo avtonom-nogo okruga - YUgry, Departamenta obrazovaniya i molodezhnoj politiki Han-ty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta kul'tury Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta truda i zanyatosti naseleniya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta fizicheskoj kul'tura i sporta Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry ot 7 sentyabrya 2017 g. № 790-r/941/1378/273/1/298/243/1 «Ob utverzhdenii poryadka mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya bazovyh organizacij pri oka-zanii kompleksnoj pomoshchi lyudyam s rasstrojstvom autisticheskogo spektra, detyam gruppy riska s priznakami rasstrojstva autisticheskogo spektra i s rasstrojstvom autisticheskogo spektra, ih sem'yam v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre». URL: https://depsr.admhmao.ru (data obrashcheni-ya 12.01.2020).

12. Prikaz Departamenta social'nogo razvitiya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta zdravoohraneniya Hanty-Mansijskogo avtonom-nogo okruga - YUgry, Departamenta obrazovaniya i molodezhnoj politiki Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta fizicheskoj kul'tura

i sporta Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta kul'tury Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta truda i zanyatosti naseleniya Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry, Departamenta obshchestvennyh i vneshnih svyazej ot 7 sentyabrya 2017 g. № 791-r/943/1379/243 2/272/297/267 «Ob utverzhdenii Reglamenta mezhvedomstven-nogo vzaimodejstviya, obespechivayushchego deyatel'nost' po okazaniyu kom-pleksnoj pomoshchi lyudyam s rasstrojstvom autisticheskogo spektra, detyam gruppy riska s priznakami rasstrojstva autisticheskogo spektra i s rasstrojstvom autisticheskogo spektra, ih sem'yam v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge -YUgre». [Electronic resource]. Available at: https://depsr.admhmao.ru (date accessed: 10.01.2020).

13. Realizaciya variativnyh modelej setevogo vzaimodejstviya obshchego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovaniya v ramkah organizacii vneu-rochnoj deyatel'nosti / pod red. A.V. Zolotarevoj. YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.